Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы»





Скачать 358.79 Kb.
НазваниеПрограмма опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы»
страница1/3
Дата публикации18.11.2014
Размер358.79 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сычевская средняя общеобразовательная школа №1

города Сычевка Смоленской области


ПРОГРАММА

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ:

«Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые ФГОСы»

Сычевка 2012

Программа экспериментальной площадки

«Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые ФГОСы»

  1. Исходные теоретические положения в тезарусном поле ФГОС последнего поколения



    1. Теоретические положения

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

Выделяются основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

  • личностная культура - готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.

  • социальная культура - готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.

  • семейная культура - осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого, осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей, адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями.

Реализация разделов программы основана на принципах фундаментальности и системности:

  • «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич);

  • выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);

  • культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);

  • системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).


Для нашего образовательного учреждения актуален тот момент, что структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова.

Базовым положением служит тезис о том, что самореализация личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Компоненты системно-деятельностного подхода успешно были апробированы нашим образовательным учреждением в рамках реализации Комплексной Программы развития «Школа педагогической поддержки самоактуализации личности на основе компетентностного подхода» (2007 – 2010гг.), и их актуальность в современных условиях позволила разработать новую программу развития школы ««Школа педагогической поддержки самоактуализации личности на основе компетентностного подхода в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения», в которых заложена система базовых национальных ценностей, имеющих ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране.

    1. Актуальность исследования


Актуальность и значение экспериментальной площадки для образовательной системы Смоленской области мы видим в том, что в условиях введения ФГОСов второго поколения будет создана и апробирована образовательная среда, способствующая развитию процессов самоактуализации и творческой самореализации личности ученика с опорой на методический инструментарий, заложенный в инновационный УМК «Алгоритм успеха», что позволит выпускнику основной школы успешно самореализоваться в условиях модернизации российской экономики и в приобретении и распространении опыта инновационной деятельности в целях повышения качества образования в регионе.

Актуальность научного исследования определяется наличием и выявлением существующих противоречий между недостатками существующей практики и требованиями к новому состоянию школы в условиях введения и реализации ФГОСов второго поколения:


Недостатки существующей практики

Требования нового состояния школы в условиях введения ФГОС ов (черты желаемого будущего)

Недостаточный уровень мотивации некоторой части педагогического коллектива на решение инновационных задач

Необходимость превращения школы в адаптивную развивающую на основе компетентностного подхода и развивающуюся систему

Недостаточная компетентность учителей в освоении методов педагогического исследования и управления в системе «учитель – ученик»

Необходимость оптимизации научно-методического обеспечения инновационной деятельности учителя путем вовлечения в деятельность экспериментальной площадки

Проблемы содержания профильного обучения и недостаточное осознание педагогами его связи с социальным и профессиональным самоопределением

Создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования профессионального самоопределения школьников, как основы профильного обучения

Недостаточное умение учителя сделать свой предмет доступным для всех учащихся, разработать систему дифференцированной оценки достижений обучающегося, в.т.ч. оценки формирования компетенций

Необходимость работы над повышением качества образования учащихся через изменение содержания образования, системы оценки достижений обучающихся, развитие технологических вариантов урока с использованием компонентов продуктивных современных образовательных технологий УМК «Алгоритм успеха»

Сохраняющаяся доминанта учителя как организатора учебного процесса, слабость ряда его профессиональных компетенций: коммуникативной, в сфере трансляции собственного опыта, психолого-педагогической (недостаточная психологическая поддержка учащегося, недостаточная работа по применению методов изучения индивидуального стиля учебной деятельности ученика)

Реализация компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся


Обнаруженные противоречия позволили сформулировать актуальную проблему, заключающуюся в создании педагогических условий для личностной самореализации школьников в условиях перехода на новые ФГОСы.


  1. Объект, предмет, гипотеза, цели, задачи исследования



Объектом исследования экспериментальной площадки является образовательный процесс в МБОУ Сычевской СОШ №1 в условиях введения ФГОС.

Предмет исследования – педагогические условия для успешной самореализации выпускника в условиях введения ФГОС.

Гипотеза исследования – инновационный опыт и потенциальные возможности УМК «Алгоритм успеха», реализуемого в рамках введения ФГОСов помогут созданию наиболее благоприятных педагогических условий для успешной личностной самореализации выпускника.

Программа экспериментальной площадки «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые ФГОС преследует следующие цели:

  • Развитие и самореализация личности школьника как приоритетная цель общеобразовательной школы

  • Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире

  • Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни

  • Формирование учебной деятельности школьника

  • Обеспечение возможностей для получения качественного общего образования.

Поставленные цели будут решаться в рамках реализации Основной образовательной программы основного общего образования «Алгоритм успеха», которая с 2012 года апробируется в 5-х «пилотных» классах школы,

Для достижения целей, определенных экспериментальной программой будут решаться следующие задачи:

  • Формирование универсальных учебных действий, способствующих успешной самореализации обучающихся: в сфере личностных универсальных учебных действий - формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение; в сфере регулятивных универсальных учебных действий - овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. в сфере познавательных универсальных учебных действий - использование знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач; в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей

  • Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся

  • Формирование у обучающихся функциональной грамотности по каждому учебному предмету

Программа способствует созданию в школе образовательной среды, способствующей развитию процессов самоактуализации и творческой самореализации с опорой на методический инструментарий, заложенный в инновационный УМК «Алгоритм успеха».

Идея программы заключается в том, чтобы создать в школе необходимые условия для получения образовательного результата, соответствующего требованиям стандартов нового поколения, а значимость программы состоит в том, чтобы

подготовить выпускника, способного к самоопределению в условиях модернизации российской экономики и в приобретении и распространении опыта инновационной деятельности в целях повышения качества образования в регионе.

Программа ориентирована на обучающихся основной школы с учетом их возрастных особенностей, на педагогов, стремящихся повышать свою профессиональную компетентность, на создание позитивных условий для реализации компетентностного подхода, самореализации личности и оказание психолого- педагогической поддержки обучающимся в условиях реализации новой образовательной модели.


  1. Концептуальная модель самореализации личности



Психологические условия самореализации личности




с о п р о в о ж д е н и я

Описание модели

В основе модели лежит концепция А. Маслоу о том, что самореализация личности – есть стремление человека к самоосуществлению, актуализации внутренних личностных возможностей, того, что содержится в качестве потенциала, стремление стать тем, кем ты способен стать.

Разрабатывая модель, мы опирались на идею А. Маслоу о том, что осуществление личностного роста возможно при условии удовлетворения базовых потребностей личности. Психофизиологические и социальные потребности: в безопасности, в любви, в признании, в компетентности, в самоактуализации, самореализации двигают развитие личности. Мы опирались также на разработки В.В. Кулишова транслировавшего эту идею в приближенном варианте к нашим условиям.

Базовые компоненты:

  • Аксиологический:

Ценности:

  • система ценностных ориентаций (идеалы, жизненные цели, убеждения);

  • степень независимости ценностей и поведения от воздействия извне;

  • адекватная оценка своих возможностей;

  • готовность к самопознанию, самоопределению, саморазвитию и самореализации;

Особенности реализации ценностей в поведении:

  • гибкость в реализации ценностей в поведении;

  • способность быстро и адекватно реагировать на изменения;

  • Временной:

  • способность переживать настоящий момент жизни во всей его полноте;

  • способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего.

  • Компетентностный:

  • готовность к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации;

  • способность действовать в ситуации неопределенности;

  • способность эффективно использовать современное информационное пространство.

Дополнительные компоненты:

  • Гносеологический:

  • объем и качество знаний о природе человека, о мире, о себе;

  • потребность в самостоятельном добывании и углублении знаний, приобретения компетенций.

  • желание и готовность продолжать обучение.

  • Эмоциональный:

  • способность эмоционально и непосредственно выражать свои чувства;

  • в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их ощущает и переосмысливает.

  • Творческий:

  • способности, умения, навыки к созидательным продуктивным действиям в различных сферах жизнедеятельности.

  • Самовосприятие:

  • способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них;

  • способность принимать личность вне зависимости от оценки достоинств и недостатков.

  • Коммуникативный:

  • умения и навыки культуры общения; способность к субъект-субъектному отношению;

  • мера и форма общительности, характер и прочность личных контактов;

  • система социальных ролей;

  • Психофизический:

  • способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в различных жизненных ситуациях;

  • стремление к физическому совершенству.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconОтчёт по результатам опытно-экспериментальной работы за 2011 год по теме
...
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconПрограмма опытно-экспериментальной работы гбоу дод дворца детского...
Экономичность, надежность и долговечность дизелей в значительной мере oпределяются качеством процессов, идущих в цилиндрах. Обеспечение...
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconКомпетентностный подход в обучении географии в рамках перехода на новые фгос ООО
В условиях введения Стандарта нового поколения перед современной школой поставлены новые задачи
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconАнализ работы экспериментальной площадки биро на базе мобу лицей...
В работе экспериментальной площадки задействовано 19 учителей по предметам: математика, физика, химия, биология, география, история...
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconГрафик проведения методистами гмц мероприятий в округах г. Москвы
Семинар по теме: Информационно методическое сопровождение учителей географии города Москвы в условиях перехода на новые стандарты...
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconОписание опытно-экспериментальной работы и ее основных результатов
Развитие оценочной самостоятельности учащихся как условие формирования мотивации обучения
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconИндивидуальный план опытно-экспериментальной работы на 2010-2013 год
Участие в постоянно-действующем обучающем семинаре по применению интерактивной доски
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Система работы по теме:...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconИнформация об итогах работы областной опытно-экспериментальной площадки на базе
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconДиректора моу «вашкинская сош» за 2010-2011 учебный год
В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной...
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconАнализ деятельности муниципальной опытно экспериментальной площадки...
В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки....
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconИндивидуальная программа развития профессиональной компетентности...
Тема оэр лицея «Инновационное образовательное пространство развития личностных достижений учащихся»
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconОбразовательная программа. 2012 – 2013 учебный год. Модуль 4
«Модернизация содержания и технологий образования в условиях перехода на новые федеральные государственные стандарты»
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Способствовать обновлению образовательной практики учителей в условиях перехода на новые образовательные стандарты
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconХимия Л. М. Шибаева
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...
Программа опытно экспериментальной работы по теме: «Педагогические условия личностной самореализации школьника в условиях перехода на новые фгосы» iconЛиния учебников
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск