Этап I (подготовительный)
январь-июнь 2012 г.
|
1) уточнение целей и задач воспитательной работы по формированию семейных ценностей у подростков;
| 1.1. изучение научной литературы по теме эксперимента, уточнение содержания понятия «семейные ценности», определение структуры и составляющих семейных ценностей; соотнесение данных категорий с задачами, обозначенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; теоретическое обоснование категорий «представление о чем-либо» и «отношение к чему-либо» как основы ценностной ориентации личности; | 1.1. список литературы по теме «Формирование семейных ценностей у подростков»; обзор научной литературы по данной теме; понятийный аппарат опытно-экспериментальной работы; блок-схема «Структура и составляющие семейных ценностей»; тематическая папка, содержащая научно-методические материалы по формированию семейных ценностей у подростков;
| январь-февраль 2012 г.
| методист
У. К. Рогожина
|
1.2. просветительская деятельность среди педагогов; подготовка документации учреждения по ОЭР, составление план ОЭР отделов, участвующих в эксперименте;
| 1.2 формы документов по ОЭР для заведующих отделами, планы ОЭР отделов; программа ОЭР учреждения; тексты и слайды компьютерной презентации выступлений методистов на педагогическом совете;
| январь-февраль 2012 г.
| зав. метод. отделом
Н. Н. Кислова;
методист
С. С. Федоренко;
зав. отделами:
Е. Н. Малеева;
Е. О. Ровенских,
С. С. Рябова,
Г. А. Туголукова;
руководитель театра-студии «Дуэт»
Н. Ю. Сидорова;
|
1.3 проведение учебного занятия (лекции) для методистов и зав. отделами по теме «Современный опыт формирования семейных ценностей у подростков в учебном процессе»;
| 1.3 план-конспект занятия школы психолого-педагогического мастерства для методистов зав. отделами по теме «Современный опыт формирования семейных ценностей у подростков в учебном процессе»;
| январь-февраль
2012 г.
| науч. рук.
О. В. Эрлих;
|
1.4 индивидуальные и групповые консультации для педагогов, профильных методистов и зав. отделами;
| 1.4 повышение компетентности педагогического состава в вопросах организации и проведения ОЭР;
| март-июнь 2012 г.
| зав. метод. отделом Н. Н. Кислова, педагог-психолог
М. С. Бабич,
методисты
М. В. Мартынова,
У. К. Рогожина,
Е. В. Тихонова,
С. С. Федоренко;
|
2) разработка методик педагогической диагностики семейных ценностей у подростков на основе имеющегося опыта исследований;
| 2.1 изучение существующих методик психологической и педагогической диагностики семейных ценностей у подростков;
2.2 составление опросных листов, позволяющих диагностировать, во-первых, степень сформированности представлений: а) о любви (заботе, активном интересе к любимому человеку и пр.); б) о культуре быта (гостеприимстве, здоровом образе жизни, планировании бюджета и пр.); в) о продолжении рода как значимой семейной ценности и о гендерных ролях в семье; во-вторых, степень сформированности такого отношения к близким, как признательность родителям, гордость за принадлежность к своему роду, а также эмоционально-ценностное отношение к близким, выражающееся во взаимной моральной (и/или материальной) поддержке;
| 2.1 список литературы, отражающий перечень наиболее актуальных научных работ по диагностике семейных ценностей;
2.2 пакет методик педагогической диагностики, содержащий опросные листы, позволяющие диагностировать сформированность представлений о семейных ценностях и гендерных ролях в семье, а также выявить отношение к родителям, к старшим и младшим;
| январь-февраль 2012 г.
| педагог-психолог
М. С. Бабич,
методисты
М. В. Мартынова;
|
2.3 апробация разработанных методик, корректировка их с учетом опыта проведения диагностики, составление методических рекомендаций по использованию пакета диагностик семейных ценностей у подростков;
| 2.3 интерпретация результатов диагностики; пакет откорректированных методик диагностики семейных ценностей у подростков и методические рекомендации к ним; тематическая папка, содержащая материалы по теме «Диагностика семейных ценностей у подростков»;
| март-апрель 2012 г.
| педагог-психолог
М. С. Бабич;
методист
М. В. Мартынова;
|
2.4 подготовка занятия школы психолого-педагогического мастерства по теме «Педагогическая диагностика семейных ценностей у подростков» для заведующих отделами, методистов и педагогов, участвующих в ОЭР;
| 2.4 план-конспект занятия школы психолого-педагогического мастерства по теме «Педагогическая диагностика семейных ценностей у подростков»;
| май-июнь 2012 г.
| педагог-психолог
М. С. Бабич;
методист
М. В. Мартынова; науч. рук.
О. В. Эрлих
|
2.5 составление карты отслеживания воспитательного результата, позволяющей следить за ходом эксперимента с применением разработанных методик диагностики; подготовка занятия школы психолого-педагогического мастерства по теме «Мониторинг воспитательной деятельности в рамках ОЭР» для заведующих отделами, методистов и педагогов, участвующих в ОЭР;
| 2.5 карты отслеживания воспитательного результата и методические рекомендации к ней, план-конспект занятия школы психолого-педагогического мастерства по теме «Мониторинг воспитательной деятельности в рамках ОЭР»;
| май-июнь
2012 г.
| методист
С. С. Федоренко
|
3) отбор педагогических технологий, адекватных задачам формирования семейных ценностей в условиях системы дополнительного образования детей;
| 3.1 изучение научной литературы по теме «Педагогические технологии формирования семейных ценностей», адаптация их к задачам эксперимента;
| 3.1 список литературы по теме «Педагогические технологии формирования семейных ценностей»;
| январь-февраль 2012 г.
| методист
Е. В. Тихонова
|
3.2 учебное занятие для зав. отделами, методистов и педагогов, участвующих в ОЭР, по теме «Педагогические технологии формирования семейных ценностей и критерии их отбора»;
| 3.2 план-конспект учебного занятия по теме «Педагогические технологии формирования семейных ценностей и критерии их отбора»;
| март-апрель 2012 г.
| науч. рук.
О. В. Эрлих
|
3.3 составление банка воспитательных технологий; разработка методических рекомендаций по выбору педагогической технологии, соответствующей целям воспитательной деятельности в рамках ОЭР и особенностям конкретной группы подростков;
| 3.3 банк воспитательных технологий; методические рекомендации, содержащие критерии выбора педагогической технологии с учетом психологических возможностей детей, уровня их подготовленности, особенностей групп и коллективов, обучающихся по различным направленностям доп. образования, и возможностей педагога;
| март-апрель 2012 г.
| методисты
У. К. Рогожина,
Е. В. Тихонова,
С. С. Федоренко; профильные методисты отелов
|
3.4 подготовка занятия школы психолого-педагогического мастерства для зав. отделами, профильных методистов и педагогов по теме «Технологии формирования семейных ценностей у подростков»;
| 3.4 план-конспект занятия школы психолого-педагогического мастерства для зав. отделами, профильных методистов и педагогов по теме «Технологии формирования семейных ценностей у подростков»;
| май-июнь 2012 г.
| методисты
У. К. Рогожина,
Е. В. Тихонова
|
3.5 проведение учебного занятия для зав. отделами, методистов и педагогов, участвующих в ОЭР, по теме «Формирование семейных ценностей у подростков посредством метода проектов»;
| 3.5 план-конспект учебного занятия по теме «Формирование семейных ценностей у подростков посредством метода проектов»;
| май-июнь 2012 г.
| зав. ресурсным центром
Г. В. Гончарова
|
3.6 корректировка планов опытно-экспериментальной работы отделов;
| 3.6 откорректированные планы опытно-экспериментальной работы отделов;
| май-июнь 2012 г.
| зав. метод. отделом
Н. Н. Кислова;
методист
С. С. Федоренко;
зав. отделами:
Е. Н. Малеева;
Е. О. Ровенских,
С. С. Рябова,
Г. А. Туголукова,
руководитель театра-студии «Дуэт» Н. Ю. Сидорова;
|
3.7 разработка тематического плана курса для подростков «Психология семейной жизни»;
| 3.7 тематический план курса для подростков «Психология семейной жизни»;
| май-июнь 2012 г.
| педагог-психолог
М. С. Бабич
|
3.8 разработка тематического плана курса для педагогов доп. образования «Педагогические технологии формирования семейных ценностей у подростков»;
| 3.8 тематический план курса для педагогов доп. образования «Педагогические технологии формирования семейных ценностей у подростков»;
| май-июнь 2012 г.
| науч. рук.
О. В. Эрлих
|
3.9 совещание методического отдела по теме «Итоги подготовительного этапа эксперимента»;
| 3.9 протокол совещания методического отдела по теме «Итоги подготовительного этапа эксперимента»;
| май-июнь 2012 г.
| зав. метод отделом Н. Н. Кислова, методист Е. В. Тихонова
|
Этап II (основной)
сентябрь 2012 г. – июнь 2013 г.
|
4) создание единого воспитательного пространства на базе эксперимента;
| 4.1 проведение занятий школы психолого-педагогического мастерства для зав. отделами, профильных методистов и педагогов, участвующих в ОЭР, по темам «Педагогическая диагностика семейных ценностей у подростков», «Мониторинг воспитательной деятельности в рамках ОЭР», «Технологии формирования семейных ценностей у подростков»;
| 4.1 освоение педагогами методик педагогической диагностики семейных ценностей у подростков, овладение способами обработки результатов при проведении мониторинга воспитательной деятельности; повышение профессиональной компетентности педагогического состава в вопросах технологий формирования семейных ценностей;
| сентябрь-октябрь 2012 г.
| зав. метод
отделом
Н. Н. Кислова,
педагог-психолог
М. С. Бабич,
методисты
М. В. Мартынова,
У. К. Рогожина,
Е. В. Тихонова,
С. С. Федоренко;
|
4.2 работа педагога-психолога с подростковыми коллективами в рамках курса «Психология семейной жизни», направленного на освоение воспитанниками базовых представлений о семейных ценностях;
| 4.2 планы-конспекты занятий психолога с подростковыми коллективами в рамках курса «Психология семейной жизни»;
| октябрь 2012 г.- апрель 2013 г.
| педагог-психолог
М. С. Бабич;
|
4.3 учебные занятия для педагогических работников в рамках курса «Педагогические технологии формирования семейных ценностей у подростков»;
| 4.3 планы-конспекты занятий научного руководителя с педагогами; в рамках курса «Педагогические технологии формирования семейных ценностей у подростков»
| сентябрь 2012 г.- июнь 2013 г.
| науч. рук.
О. В. Эрлих;
|
5) апробация педагогических технологий, отобранных на первом этапе; разработка форм индивидуальной и групповой работы, эффективных в контексте цели эксперимента;
| 1. Отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства
|
5.1.1 проведение экспериментальных занятий по темам: «Отражение семейных ценностей в сказаниях и сказках народов России», «Тема семьи в изобразительном искусстве: копируем мастеров»; анализ творческих работ воспитанников; заполнение технологической карты;
| 5.1.1 планы-конспекты учебных занятий по темам: «Отражение семейных ценностей в сказаниях и сказках народов России», «Тема семьи в изобразительном искусстве (копируем мастеров)»; технологическая карта, отражающая опыт формирования семейных ценностей в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству
| сентябрь-декабрь 2012 г.
| зав. отделом
ИЗО и ДПИ
Е. Н. Малеева;
методист
Е. В. Тихонова; профильные методисты отдела ИЗО и ДПИ;
|
5.1.2 подготовка к выставке, посвященной Дню матери, проведение индивидуальной работы с воспитанниками, направленной на формирование представлений о роли матери и уважения к ней; анализ творческих работ воспитанников; заполнение технологической карты;
| 5.1.2 аналитическая справка о проведенной выставке; образцы выполненных индивидуальных заданий воспитанников; технологическая карта, отражающая опыт формирования семейных ценностей в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
| ноябрь
2012 г.
|