Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Согласовано
Начальник ОВРиДО
Комитета по образованию
Правительства Санкт-Петербурга
______________________ С.Е. Кузнецова
| Утверждаю
Директор ДДЮТ Фрунзенского района
Федорова О.В.
«___» ________________ 2014 г.
| Согласовано
Начальник отдела образования
Администрации Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
____________________ Е.Н. Гавриленко
|
|
Образовательная программа
ГБОУ ДОД ДДЮТ
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
на 2014-2018 годы
2014 Содержание образовательной программы
Пояснительная записка
| 2
| 1. Информационная справка
| 3
| 2. Цель, задачи образовательной программы
| 4
| 3. Характеристика контингента учащихся
| 5
| 4. Учебный план ДДЮТ
| 8
| 5. Содержание образовательной деятельности
| 16
| 6. Организация образовательного процесса
|
| 6.1 Календарный учебный график
| 63
| 6.2 Особенности организации образовательного процесса
| 63
| 7. Характеристика инновационной деятельности
|
| 7.1 Инновационные технологии, реализуемые в образовательной программе
| 65
| 7.2 Социально-психологическое обеспечение
| 66
| 7.3 Методические материалы
| 68
| 8. Мониторинг качества образовательного процесса. Оценочные материалы
| 70
| 9. Управление реализацией образовательной программы
|
| 9.1 Информационные ресурсы ДДЮТ
| 76
| 9.2 Кадровое обеспечение выполнения программы
| 76
| 9.3 Материально-техническое обеспечение
| 78
|
Пояснительная записка Образовательная программа является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику Дворца детского (юношеского) творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее – ДДЮТ), определяющим общие подходы, принципы, цель, содержание и организацию образовательного процесса.
Нормативно-правовой базой Образовательной программы являются:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ 03.04.2012).
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы». Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р).
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008.
Программа по созданию условий для воспитания школьников Санкт-Петербурга на 2011–2015 годы (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2011 года № 1534).
Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2012 № 1263-р).
План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013-2018 годов» (Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 № 32-рп).
План мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы и Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы (Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28.02.2012 № 171)
«О программе «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы» (Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга № 66-рп от 10.09.2013)
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2012 № 748 «О Программе реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в Санкт-Петербурге на 2012–2015 годы».
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 № 864 «О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012–2017 годы».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования, 2003 год.
1. Информационная справка «На Будапештской есть счастливый островок…» Дворец расположен во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, где система образования в настоящее время включает 132 образовательных учреждения, из них:
Дошкольные образовательные учреждения (детские сады) – 81.
Общеобразовательные учреждения (школы) – 48.
Учреждения дополнительного образования детей – 3.
Среди учреждений культуры района, в которых организуются мероприятия для детей и их родителей: Дом народного творчества, Дворец культуры железнодорожников, кино-досуговый центр «Чайка».
В районе существует детская школа искусств и детская музыкальная школа. Работают 13 библиотек, 5 из которых – детские.
В системе дополнительного образования детей функционируют три учреждения – ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы Фрунзенского района, ГБОУ ДОД Центр детского юношеского технического творчества «Мотор» и ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района.
Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района – одно из старейших учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга – был открыт в 1936 году на улице Бородинской как Дом художественного воспитания детей. За свою историю учреждение трижды переименовывалось: в Дом пионеров и школьников, в Дом творчества юных. В 2004 году Дому творчества юных присвоен статус Дворца детского (юношеского) творчества высшей категории.
Дворец является районным опорным центром по гражданскому и патриотическому воспитанию и работе детских общественных объединений и движений, районной опытно-экспериментальной площадкой по теме «Формирование инновационной культуры педагога как условие его профессионального развития», городской экспериментальной площадкой по теме «Создание модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ».
Семь творческих коллективов ДДЮТ имеют звание «Образцовый детский коллектив»: Хор мальчиков, Оркестр гармоник, ансамбль народного творчества «Таусень», ансамбль бальных танцев «Русский стиль», хореографический ансамбль «Зеркало», эстрадно-цирковой коллектив «Невский каскад», студия детской моды «Фонтаневия». Талантливые ребята, занимающиеся во Дворце, ежегодно становятся обладателями премий и грантов. Лучшие учащиеся, достигшие наиболее высоких результатов, ежегодно награждаются Знаками «Звезда ДДЮТ» или «Надежда ДДЮТ». Образовательные, творческие достижения учащиеся демонстрируют в концертной, конкурсной, выставочной, олимпиадной, фестивальной деятельности.
В настоящее время ДДЮТ – многопрофильная организация, ориентированная на обучение и воспитание детей дошкольного и школьного возраста по различным направленностям. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» работа ДДЮТ направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и юношества, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, на организацию их свободного времени. Основное направление работы ДДЮТ – обеспечение системного подхода к развитию и саморазвитию личности в процессе учебно-воспитательной деятельности.
ДДЮТ функционирует на основе социального заказа государства, общества, семьи. Социальный заказ, реализуемый ДДЮТ, складывается из составляющих: социальный заказ со стороны Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга и социальный заказ со стороны родителей и детей.
Со стороны Администрации Фрунзенского района социальный заказ ориентирован на выполнение Дворцом функций формирования единого образовательного пространства в районе, а также условий для реализации творческих и профессиональных задатков детей и юношества.
Со стороны родителей и детей социальный заказ ориентирован на качественные образовательные услуги и культурно-досуговую деятельность, на оказание помощи в воспитании ребенка.
2. Цель и задачи образовательной программы «Цель человечества – хороший человек,
и никогда другой цели нет и быть не может»
Фазиль Искандер «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»
Оноре де Бальзак Цель: Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, становление творческой индивидуальности; воспитание детей, подростков в духе патриотизма, гражданственности, межнационального согласия.
Задачи:
выявление и развитие способностей, удовлетворение индивидуальных интересов каждого ребенка; формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности;
организация обучения и создание условий для самовыражения, самоопределения, саморазвития учащихся, формирование системы нравственно-этических отношений в коллективе детей и взрослых;
обеспечение современного качества и доступности услуг по направлениям деятельности ДДЮТ в интересах личности, общества, государства: совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий обучения;
разработка нового содержания дополнительного образования, направленного на развитие практик научно-технического творчества детей и молодежи, социального проектирования и детского самоуправления, добровольческой деятельности;
создание условий для проявлений и развития индивидуальных способностей (дарований) детей и молодежи;
развитие моделей инклюзивного обучения и создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями развития здоровья;
развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы.
Данный программно-методический документ логически и содержательно связан с Программой развития «От инициативы и творчества – к успешному результату» на 2013–2018 гг. и другими локальными нормативными актами ДДЮТ. Реализация Программы развития осуществляются через семь проектов:
«Качественное образование – каждому учащемуся»;
«Сначала - путь к творчеству, потом – дорога в школу»;
«Одаренные дети – будущее России»;
«Будущее начинается сегодня»;
«Инновационный вектор развития педагогических кадров»;
«Информатизация образовательного пространства»;
«Управлять эффективно».
Пути достижения цели и задач Образовательной программы:
-анализ, изучение запросов социума с целью привлечения контингента;
-повышение профессиональной компетентности педагогов;
-укрепление и совершенствование материально-технической базы.
Образовательная программа как документ, регламентирующий деятельность образовательной организации, включает:
учебный план,
календарный учебный график,
дополнительные общеобразовательные программы,
оценочные и методические материалы.
3. Характеристика контингента учащихся «Детству следует оказывать величайшее уважение»
Ювенал, римский поэт Образовательная программа ДДЮТ реализуется с учетом возрастных особенностей детей, их интересов к определенной деятельности, имеющегося запаса опорных знаний и умений, степени развития физических данных, устойчивой положительной мотивацией к образованию. Возможность заниматься в коллективах и объединениях ДДЮТ определяется в ходе собеседования, прослушивания, выявлении физических данных и медицинских показателей, цель которых заключается в выявлении интереса и стартовых возможностей детей.
В ДДЮТ обучается более 5000 детей в возрасте от 3 до 18 лет, с разными интересами, физическими и интеллектуальными возможностями и потребностями. Дворец предоставляет равные образовательные возможности одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья; детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; детям из семей с низким социально-экономическим статусом; детям мигрантов. Во всех отделах Дворца осуществляется инклюзивное обучение детей-инвалидов.
Среди учащихся объединений преобладают дети младшего и среднего школьного возраста. В связи с планируемым открытием новых направлений и реализацией программ технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленностей предполагается увеличение количества учащихся подросткового возраста. С ростом потребности в услугах системы дошкольного образования планируется расширение спектра образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Планируется и увеличение количества учащихся из коррекционных классов и школ-интернатов.
В ДДЮТ имеются и ежегодно обновляются базы данных:
«Одаренный ребенок» – сведения о мотивированных и способных детях (подростках), которые достигли значимых успехов, подтвержденных различными наградами Городского, Российского и Международного уровней;
«Дети ОВЗ» – дети с ограниченными возможностями здоровья;
Дети-сироты;
Дети «группы риска» (содержит сведения об учащихся из неполных и опекаемых семей, многодетных семей; воспитанников детских домов и интернатов, детей, имеющих инвалидность; учащихся, которые находятся на внутришкольном контроле; на учете КДН, на учете в ОДН; учащихся, имеющих правонарушения).
|