Скачать 272.2 Kb.
|
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом учащейся молодежи «Магнит» Программа утверждена УТВЕРЖДАЮ: На педагогическом совете Директор ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» «26»августа 2013 г. ______________ Избасарова Н.Ю. Образовательная программа «Юные туристы-спасатели» Туристко-краеведческая направленность Срок реализации: 2 года Возрастная категория учащихся: 15 -18 лет Автор: А.Г. Ноздрачев педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» г. Магнитогорск, 2013 г. Пояснительная записка. В настоящее время, в условиях современного общества важнейшее значение занимает воспитание молодых людей. Сейчас как никогда важно возрождение богатых традиций военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождением патриотизма и гражданственности можно наиболее эффективно воспитывать чувство гордости и ответственности за свою Родину – Российское государство, базовая ценность которого - духовно обогащенная, физически развитая, социально адаптированная, граждански активная личность, четко осознающая свою роль в обществе. Программа туристко-краеведческой направленности «Юные туристы спасатели» нацелена на выполнение социального заказа – воспитание гражданина и патриота, подготовки юношей к службе в армии и приобретение необходимых знаний, умений, навыков спасения людей в чрезвычайных ситуациях. Цель Программы – воспитание духовно-здорового, физически сильного россиянина, готового к выполнению конституционного долга по защите своего Отчества. задачи программы: 1. обучение начальным военным знаниям, подготовка к службе в рядах армии и флота; 2. познание своего края, его природы и истории; 3. физическое развитие подрастающего поколения, ознакомление с приемами самообороны, первой медицинской и спасательной помощи; 4. совершенствование системы военно - патриотического воспитания в сфере ПТО, 5. формирование у молодежи высоких морально-психологических; качеств, умений и навыков для действий в условиях ЧС мирного и военного времени; 6. воспитание гордости у молодых за отечественные достижения в области военной техники оружия, познания исторических и современных способов ведения боевых действий; 7. внедрение здорового и безопасного образа жизни в быт и повседневную деятельность юношей и девушек. Нормативно-правовой основой программы являются следующие документы:
Программа «Юные туристы спасатели» осуществляет преемственность с общеобразовательной программой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», а так же программами туристско-краеведческой направленности. В практике нашей деятельности мы опираемся на методологическую базу следующих ученых: И.С.Кона, С.В.Сальцева, А.Я.Журкина, рассматривавших вопросы воспитания детей в коллективе, социализации и самореализации подростков; духовно-нравственного развития личности в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования исследовались в работах Т.Г.Исаковой и В.А.Караковского; вопросы патриотического воспитания были рассмотрены в работах О.С.Газмана, А.С.Гаязова, А.Ф. Никитина, А.Н.Вырщикова, М.Б.Кусмарцева. Задачи первого года обучения:
Задачи второго года обучения:
Программа рассчитана на старший подростковый возраст с учетом возрастных и психологических особенностей. В подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, активно идет процесс познавательного развития. В силу развивающегося чувства взрослости, подросток стремится иметь собственное мнение, свои взгляды, суждения. Для старшего подросткового возраста характерны критичность мышления, творческая активность, рефлексия, стремление к самоактуализации и самореализации. В этом возрасте наступает период социальной зрелости, формируется гражданская позиция и патриотические убеждения, происходит осознание себя членом общества, формируются профессиональные интересы. Срок реализации программы: два года обучения в объеме 204 часа в год. Форма реализации программы: групповая. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа и поход выходного дня (ПВД) 1 раз в месяц по 8 часов. Набор проводится на добровольных началах с согласия родителей и предоставлением медицинской справки о состоянии здоровья. Количественный состав групп: 12-15 человек. Формы проведения занятий: Теоретическая подготовка: беседы, лекции, семинары, беседы, показы. Практическая деятельность: учебно-тренировочные занятия, показательные выступления, выездные занятия, экскурсии, походы, зачетные занятия, турсоревнования, нормативы военно-прикладного спорта и стрельбы, работы с оружием, военизированная игра, спасательные тренинги. В основе реализации программы заложен принцип непрерывности, в летнее каникулярное время воспитанники закрепляют полученные в течение учебного года знания и навыки на военно-полевых сборах, сплавах и походах. Форма подведения итогов реализации образовательной программы: контрольные занятие, соревнования, турслеты, военизированная игра «Боевой рейд», самостоятельные работы рефераты, показные выступления Методическое обеспечение Принципы обучения 1. Принцип сознательности и активности. Во время практических занятий подростки выполняют различные упражнения, т.е. относительно активны. Однако, обучение успешны лишь тогда, когда воспитанники стараются осмыслить каждое задание педагога, когда они концентрируют внимание на выполнение задания и запоминание того, что им сообщает педагог. Сочетание сознательного отношения к учебно-познавательному процессу с увлечением занятиями обеспечивает наибольшую активность и повышает эффективность обучения. 2.Принцип доступности. Учебно-познавательный процесс будет проходить успешно только в том случае, если задания, которые дает преподаватель воспитанникам, посильны для всех, доступны. Поэтому в работе с воспитанниками важно учитывать физиологические и психологические особенности подросткового возраста. При определении нагрузки необходимо учитывать, что в этом возрасте идет интенсивный рост и укрепление костей скелета. Под влиянием больших силовых нагрузок кости могут деформироваться. Поэтому нужно строго дозировать применение силовых упражнений. Очень важно после занятий контролировать состояние ребят и строить занятия так, чтобы обеспечить быстрое и эффективное восстановление сердечно-сосудистой системы 3.Принцип систематичности и последовательности предполагает занятия по определенной системе с учетом следующих правил: - от простого к сложному. Выполнению сложных для данного подростка задач должно предшествовать изучение и выполнение более простых; - от известного к неизвестному. Сложным и трудным для человека обычно является то, чего он не знает. Усвоить новые знания, научиться новым достижениям легче тогда, когда у него уже есть определенные знания и правила. -от легкого к сложному. Нагрузку следует увеличивать постепенно, по мере повышения функционального возможностей воспитанников 4.Принцип прочности. Овладение специальными умениями и навыками требует многократных повторений. 5.Принцип наглядности. Чтобы выполнить то или иное движение, обучающийся должен четко его представлять. При обучении стрельбе наглядность преподавания обеспечивается путем демонстрации изучаемых движений, демонстрации учебных фильмов, рисунков и т.п., организацией взаимного наблюдения занимающихся с оценкой выполнения движений. Методы обучения Обучение и тренировка – педагогический процесс, которым руководит педагог. Педагог постоянно сообщает подросткам, что, как и почему он должен делать, руководит его действиями. Обучающийся воспринимает, осмысливает и воспроизводит то, что ему передает педагог. При обучении движениям это выражается в неоднократном повторении действий. Освоение навыков стрельбы из боевого оружия идет с применением основных методов обучения: Метод словесного воздействия. Рассказывая, объясняя, убеждая, педагог не только передает обучающимся определенные знания, помогает им осознать, как выполняется то или иное упражнение, но и формирует у них определенное мировоззрение, воспитывает необходимые морально-волевые качества. Только методом словесного воздействия можно воспитать у занимающихся сознательное отношение к занятиям, дать возможность им увидеть перспективы роста, вооружить знаниями, мобилизовать на преодоление трудностей. Основные формы словесного метода – это беседы, рассказ педагога, объяснения, команды, распоряжения и замечания во время выполнения заданий, а также вне занятий. Метод демонстрации, показа. Говоря о принципе наглядности видно, как важно словесное объяснение подкрепить наглядной демонстрацией того, как нужно выполнять то или иное действие. Только правильное сочетание словесного объяснения с показом (в том числе кино-, видеофильмов, плакатов, упражнений непосредственно педагогом и т.п.) может обеспечить высокую эффективность процесса обучения. Метод непосредственной помощи применяется в тех случаях, когда воспитанник сам никак не может правильно выполнить нужное упражнение. Он применяется в основном индивидуально либо с небольшими группами обучающихся. В целях развития интереса подростков к процессу обучения используются также разнообразные методы выполнения упражнений:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН первый год обучения
|
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» Художественно-творческая деятельность таких ансамблей ориентирована не столько на концертно-сценическую интерпретацию фольклора,... | Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» Одной из них являются противоречивые представления молодежи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания... | ||
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» Танец – одно из средств воспитания творческого начала в человеке. Как любое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое... | На педагогическом совете Директор мбоу дод «дши» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | «Утверждаю» Директор школы «05» 09. 2011 года Рассмотрено и принято на педагогическом совете №35 ... | ||
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | Утверждена: На педагогическом совете 04. 10. 2013 г. Модифицированная... Мбоу дод дюсш. При её разработке использовались ранее существовавшие программы по футболу для спортивных школ, учитывались новейшие... | ||
Ул. Руднева, 43 а Тел. (48734) 2-01-83 Принато Утверждаю На Педагогическом совете Директор школы В соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной... | Рассмотрено «утверждаю» на педагогическом совете Директор мбоу «Сысоевская... Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного... | ||
Программа рассмотрена утверждаю на методическом совете Директор ддт Организационно-методического сопровождения деятельности педагогов по истории и культуре Санкт-Петербурга и руководителей музеев гбоу... | Принято на Педагогическом совете гбоу средней школы №365 протокол №3-1от 03. 02. 2012 утверждаю Итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения обучающимися программ основного общего и среднего полного... | ||
Образовательная программа Рассмотрена и обсуждена Утверждаю на педагогическом совете мкоу приказ №85 от 30. 08. 2012 | Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд... Изображенный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения... | ||
Принято Утверждаю на педагогическом совете Директор дмл мкоу дмл... ... | 1. Пояснительная записка Обсуждена и принята на Согласовано: «Утверждаю» педагогическом совете Руководитель оо и по дм заведующий |