Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение»





Скачать 329.12 Kb.
НазваниеПрограмма принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение»
страница1/3
Дата публикации10.12.2014
Размер329.12 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ «ВДОХНОВЕНИЕ»

КЛИМОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа принята УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете Директор ЦЭВД «Вдохновение»

ЦЭВД «Вдохновение»

ПРОТОКОЛ № 5 ____________ Г.А. Лебедев.

25 мая 2012 г.
Образовательная программа

«Мировая

художественная культура»

(культурологической направленности)

составитель:

методист ЦЭВД «Вдохновение» -

Лебедева Антонина Евдокимовна,

Возраст обучающихся:

13 - 18 лет.
Срок реализации

программы: 3 года

п. Климово
Пояснительная записка

Художественная культура - одно из ярчайших проявлений творческих сил нации, показатель ее нравственного здоровья. Важнейшей особенностью содержания курса мировой художественной культуры является представленная в нём широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Изображенный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивое представление о художественной картине мира на всем протяжении ее развития.

Программа является модифицированной, составлена на основе программы «Мировая художественная культура», авторы Г. И. Данилова, Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова, Е.Н. Шапинская.

Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «проратасния» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами отечественной (русской и национальной) художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим не проходящее мировое значение. В условиях многонациональной российской системы образования педагогу предоставляется возможность широко использовать национально-региональный компонент. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями. Эта особенность построения курса МХТ продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет, в общем, и мировом увидеть частного и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непроходящих ценностей мировой культуры.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуру мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость; развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Цели и задачи:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления,

художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно - эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества в отечественной и художественной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать и сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе – «языки» разных видов искусств;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную национальную принадлежность.
Тематический план

(первый год обучения)

Раздел

Программы

Тема

Количество

часов

1.

Введение

1

2.Древние цивилизации

Первые художники земли

1

Архитектура страны фараонов

2

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

1

Художественная культура Древней Передней Азии

1

Искусство доколумбовой Америки

1

Обобщение по теме

«Древние цивилизации»


1



3. Культура Античности

Золотой век Афин

1

Архитектура Древнего Рима

1

Театральное и музыкальное искусство Античности


2

Обобщение по теме «Культура Античности»


1

4. Средние века

Мир византийской культуры

1

Архитектурный облик

Древней Руси

3

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

3

Истоки древней культуры

3

Становление

древнерусской культуры

3

Искусство Предвозрождения

3

Искусство «бунташного века»

2

Архитектура западноевропейского Средневековья

2

Изобразительное искусство средних веков

1

Театральное искусство и музыка средних веков

1

Обобщение по теме

«Средние века»

1


Итого


36



Программа 1 года обучения

Возраст обучающихся (13-15 лет)
Раздел 1.

Введение – 1 час.

Культурология как наука. Общее понятие культуры. Научные представления о феномене художественной культуры. Художественная культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной культуры. Ее динамика, историко-социальные, национальные и природно-географические факторы ее развития. Нормы и ценности личностей, этносов, наций, обществ и государств и их роль в возникновении и развитии искусства и художественной культуры.

Типология художественной культуры; преемственность в ее развитии. Взаимодействие разных типов художественных культур: традиционных восточных, евразийских и европейских. Профессиональная и народная художественная культура, особенности их взаимодействия. Проблема символа в искусстве. Специфика художественных ценностей. Виды и жанры искусства. Проблема синтеза искусств в разные эпохи.

Основные категории анализа художественной культуры. Понятия «Художественная картина мира» и «Художественный мир эпохи», их роль в периодизации исторического развития художественной культуры. Специфика культурологического подхода к анализу художественных школ, направлений, творчества композиторов, художников, архитекторов, писателей, поэтов, актеров, режиссеров, хореографов, танцовщиков, и вокалистов.

Понятие художественного образа. Самоценность искусства. Представление о художественной реальности. Основные научные направления культурологических искусствоведческих школ.

Роль религиозного мироощущения в рождении и развитии художественной культуры.

Общие закономерности и социально-культурные доминанты, господствующие идеи развития художественной культуры в каждую эпоху.
Раздел 2. Древние цивилизации

Первые художники земли - 1 час.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танец.

Архитектура стран фараонов - 2 часа.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в тезе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одного из чудес света. Скальные гробницы и храмы среднего нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта – 1 час

Гигантизм и не изменчивость канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве ( скульптурные памятники, рельефы и фрески - по выбору. Музыкальное искусство Древнего Египта.

Художественная культура Древней Передней Азии - 1 час

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.

Искусство доколумбовой Америки - 1 час.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паление, Теночтитлан).

Обобщение по теме « Древние цивилизации» - 1 час

Повторение пройденных тем, выполнение учебных и творческих заданий.
Раздел 3. Культура античности

Золотой век Афин - 1 час

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра Греческой цивилизации. Парфенон - главное украшение Акрополя.

Архитектура Древнего Рима – 1 час

Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «Вечного города». Пантеон - «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Театральное и музыкальное искусство Античности - 2 часа

Рождение греческого театра, особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.

Обобщение по теме «Культура Античности» - 1 час

Повторение пройденных тем, выполнение учебных и творческих заданий.
Раздел 4. Средние века

Мир византийской культуры - 1 час

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала общественного мировоззрения в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи.

Архитектурный облик Древней Руси - 3 часа

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Комическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева - « матери городов русских ». Внешний облик и внутреннее убранство Святой Софии в Киеве.

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси - 3 часа

Икона и иконостас. Мозаика и фрески киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.

Истоки древней культуры - 3 часа

Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Художественная культура языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианства для Руси. Семантика православного храма, синтез искусств в храме. Русская иконопись и ее особенности. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества (Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Дмитриевский и Успенский соборы древнего Владимира, Боголюбово и храм Покрова на Нерли).

Музыка в православном храмовом действе. Учение об ангелоподобном пении и его влияние на развитие древнерусского знаменного распева. Взаимодействие слова и звука в хоровом знаменном одноголосии.

Развитие «монументального историзма» (Д. С Лихачев) в художественной культуре Древней Руси. Роль слова в развитии профессионального искусства.

Распространение письменности и формирование центров письменной культуры. Летописи. Традиции устного народного творчества, скоморошество.

«Слово о полку Игореве», как памятник древнерусской литературы, его историческая судьба.

Древняя Русь в художественной культуре последующих эпох (литература, живопись, музыка, устное народное творчество).

Становление древнерусской культуры - 3 часа

От Киевской Руси к Московской. Развитие школ архитектуры и живописи в Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале. Роль Новгорода в создании самобытных традиций русской художественной культуры. Развитие летописания, распространение грамотности, деловой и книжной письменности. Берестяные грамоты Новгорода. Новгородское зодчество.

Расцвет в русской иконописи. Иконы « северного» письма. Творчество Ф. Грека. Искусство колокольного звона.

От Руси к России: искусство Предвозрождения – 3 часа

Формирование единой художественной культуры. Подъем Московского княжества, формирование идеи «Москва - третий Рим», Русское Предвозрождение в зодчестве, иконописи, музыке и литературе. Усиление гуманистического начала.

Житийная литература Древней Руси. Осмысление бога и человека в литературе. «Житие Сергея Радонежского», Епифания Премудрого («плетение словес»).

Вершины русской национальной школы иконописи (А. Рублев, Дионисий с сыновьями).

Московский кремль - великий памятник нашего отечества.

Развитие образования. Первые печатные книги.

Расцвет храмового певческого искусства. Явление многораспевности. Рождение кантилены. Творчество братьев Роговых и Федора Христианина.

Искусство «бунташного века» - 2 часа

Особенности культурной ситуации России ХПV в.. Борьба между церковной и светской властью. Церковные реформы Никона и раскол. Рождение художественной культуры « переходного периода». Начало «обмирщения» искусства и усиление индивидуального начала «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Петре и Февронии».

Барокко в зодчестве «восьмерик и четверике». Рождение русского барочного стихосложения. Творчество С. Полоцкого. Многообразные школы иконописи; творчество мастеров Оружейной палаты. Теоретические идеи С. Ушакова, усиление светского начала в его иконописи. Рождение парсуны. Народная художественная культура. Открытие театра в Москве.

Возникновение многоголосного партесного пения. Партесный концерт как проявление барокко в русской музыке. Музыкальное творчество Н. Дилецкого и В. Титова.

Архитектура западноевропейского Средневековья - 2 часа

Монастырская базилика как средоточение культурной жизни романской эпохи. Региональные школы Западной Европы (Франция, Германия). Соборы Нотр - Дам в Барине и в Кельне (по выбору).

Изобразительное искусство Средних веков – 1 час

Скульптура романского стиля и готики, ее связь с архитектурой искусства витража.

Театральное искусство и музыка средних веков - 1 час

Понятие о литургической драме и средневековом парсе. Монодический склад Средневековой музыкальной культуры.

Обобщение по теме «Средние века» - 1 час

Повторение пройденных тем, выполнение учебных и творческих заданий.

Русский портрет XVIII в. - 1 час

У истоков портретного искусства. Шедевры русских композиторов портретистов: Ф. С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В, Л, Боровиковского.

Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский (по выбору, с обобщением ранее изученного).

Музыкальная культура барокко - 1 час

Расцвет гомофонно – гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко.

Композиторы Венской классической школы - 2 часа

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта (по выбору).

Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие творческого наследия композитора (по выбору, с обобщением ранее изученного).

Театральное искусство XVII - XVIII вв. - 1 час

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.

Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы.

Мольер - создатель классической комедии, бытописатель нравов совместного общества (с обобщением ранее изученного). Пути развития русского драматического театра (с обобщением ранее изученного).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» icon1. Пояснительная записка
Обсуждена и принята на Согласовано: «Утверждаю» педагогическом совете Руководитель оо и по дм заведующий
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» icon«Утверждаю» Директор школы «05» 09. 2011 года Рассмотрено и принято на педагогическом совете №35
...
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconРассмотрено и согласовано Принято утверждаю
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconПрограмма развития воспитательной компоненты Принята на педагогическом совете гимназии

Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconУл. Руднева, 43 а Тел. (48734) 2-01-83 Принато Утверждаю На Педагогическом совете Директор школы
В соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной...
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconРассмотрено «утверждаю» на педагогическом совете Директор мбоу «Сысоевская...
Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного...
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Родину – Российское государство, базовая ценность которого духовно обогащенная, физически развитая, социально адаптированная, граждански...
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Художественно-творческая деятельность таких ансамблей ориентирована не столько на концертно-сценическую интерпретацию фольклора,...
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconНа педагогическом совете Директор мбоу дод «дши»

Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Одной из них являются противоречивые представления молодежи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания...
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconОбразовательная программа
Рассмотрена и обсуждена Утверждаю на педагогическом совете мкоу приказ №85 от 30. 08. 2012
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconПринято Утверждаю на педагогическом совете Директор дмл мкоу дмл...
...
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Танец – одно из средств воспитания творческого начала в человеке. Как любое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое...
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconОбсуждено и одобрено на педагогическом Утверждаю: совете муниципального...
Вступительное испытание проводится в один этап, устно, в виде собеседования. Проведение вступительного испытания осуществляет предметная...
Программа принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд «Вдохновение» цэвд «Вдохновение» iconОбразовательная программа школы принята на педагогическом совете школы
Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск