Скачать 0.75 Mb.
|
МБОУ «Сысоевская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ» на педагогическом совете Директор МБОУ « Сысоевская средняя общеобразовательная школа» школы Протокол № ____ ____ 2011г. ___________ /Ю.А.Зайцев/ Приказ № _________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОКИ» для учащихся 1-4 классов, сроки реализации – 4 года Авторы программы: И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. Руководитель: Волкова М.В.. 2011 год ВВЕДЕНИЕ Период начальной школы является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, учителей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе. Ведущая роль в становлении ребенка этого возраста играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. При поступлении в школу происходит расширении сферы эмоционально-практического взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий образовательного учреждения и семьи и создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» для начальной школы. Методологической базой данной программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Это позволяет сформировать у детей представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий школьниками может стать прочным фундаментом для их последующего осмысления в средней школе и формирования системы ценностей, стимулирующих мотивацию самосовершенствования к самоутверждению. Программа «Истоки имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора ВОЛОГОДСКОГО государственного педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук. Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в начальной школе. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности курса «Истоки» в рамках начальной школы. Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека. В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Цель программы: преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей задачей является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества Задачи программы:
Ожидаемые результаты: - Духовно-нравственное развитие учащихся - Развитие коммуникационных способностей -Формирование у родителей отношения доверия к школе -Развитие взаимодействия между учителем, детьми, родителями -Родители приближаются к пониманию активной позиции в воспитании -Развитие у учащихся целостного восприятия 9Смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнёров по общению -Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, Малой Родине, семье. Реализация программы Это целостная система внеклассных занятий, в которых участвуют 3 равных субъекта: дети, родители, учитель Занятие проводится 1 раз в неделю. ОСОБАЯ МЕТОДИКА Осознание духовно-нравственных ценностей участников образовательного процесса (ребенок – учитель – родители) происходит с помощью АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ (РЕСУРСНЫЙ КРУГ, РАБОТА В ПАРАХ, РАБОТА В МИКРОГРУППАХ) ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ» Программа предусматривает 4 раздела обучения (см. схему 1): 1. Мир. Слово. Образ. Книга. 2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. 3. Вера. Надежда. Любовь. София. 4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника. «ИСТОКИ» Схема 1 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1 – 4 классы 1 класс АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
2 класс РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ
3 класс Схема 1 ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ
4 класс Традиции отечества
|
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | Рассмотрено на Педагогическом совете школы протокол №6 от «01» февраля 2012г «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» | ||
Положение о портфолио учителя Рассмотрено и принято на педагогическом совете муниципального общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | «Утверждаю» Директор школы «05» 09. 2011 года Рассмотрено и принято на педагогическом совете №35 ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | Мбоу «шаховская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено Утверждаю... «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения новых технологий, учёта индивидуальных запросов учащихся с... | ||
На Педагогическом Совете Учреждения Директор школы Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тагильская средняя общеобразовательная школа» далее (Школа), регламентирует... | Рассмотрено на Утверждено педагогическом совете №2 приказом №092-в... Данное положение регулирует правила проведения промежуточной аттестации обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся... | ||
Р. Ф. Гиздатуллина на педагогическом совете мбоу «асош№1» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «актанышская средняя общеобразовательная школа №1» актанышского муниципального... | На педагогическом совете Директор мбоу дод «дши» | ||
Ул. Руднева, 43 а Тел. (48734) 2-01-83 Принато Утверждаю На Педагогическом совете Директор школы В соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной... | Рабочая программа учителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа №30» Директор мбоу «Средняя заместитель директора на заседании мо общеобразовательная школа №30» по учебно-воспитательной | ||
Расписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный... ... | Образовательная программа основного общего образования мбоу «Камскополянская... Директор мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №1» Нижнекамского муниципального района |