Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Дом учащейся молодежи «Магнит»
Программа утверждена УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом совете Директор ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит»
«26»августа 2013 г. ______________ Избасарова Н.Ю.
Образовательная программа
фольклорного ансамбля художественно-эстетическая направленность
срок обучения – 3 года
Возрастная категория учащихся: 15 - 17 лет
Автор:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Бусаева Ольга Владимировна
Магнитогорск, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Цели и задачи. 6
1.2.Прогнозируемые результаты реализации программы 8
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11
2.2. Содержание программы I года обучения 13
Учебно-тематический план I года обучения 15
2.3. Содержание программы II года обучения 17
Учебно-тематический план II года обучения 18
2.3. Содержание программы III года обучения 19
Учебно-тематический план III года обучения 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 22
Приложение 1. Методика реализации поурочного плана 22
Приложение 2. Уроки народного танца 25
Приложение 3. Диагностика 33
Приложение 4. Сценарии проведения праздников 36
Приложение 5. Репертуар 43
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 47
ЛИТЕРАТУРА: 48
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Бытование городских фольклорных ансамблей обусловлено необходимостью сохранения народной художественной традиции. Художественно-творческая деятельность таких ансамблей ориентирована не столько на концертно-сценическую интерпретацию фольклора, сколько на пение в быту в различных досуговых ситуациях и во время праздничных гуляний.
Уже сам факт исполнения песни молодежным фольклорным ансамблем (МФА) там, где она рождалась и процветала: на воздухе, на улице, на гулянии, на празднике, возвращает песню в среду ее обитания, в быт.
Обрядовое действо, совершенное МФА, несет в себе не только пропаганду фольклора как такового, но и показывает возможность возрождения народных традиций, и не только пожилыми людьми, но и молодежью.
Праздничные народные песенные гуляния, в которых принимают участие носители традиций и МФА, привлекают к себе больше внимание зрителей всех возрастов и, подчас, становятся первым знакомством с музыкальной и обрядовой фольклористикой в живом ее проявлении, помогая представить себе народное творчество не как нечто забытое и ушедшее, а как возрождающуюся систему отношений между поколениями.
Сегодня фольклор – это важная сфера культуры, с его помощью можно решать проблемы эстетического воспитания, обогащения современной молодежной культуры, формирования творческой личности.
Актуальность данной программы видится автору в огромном педагогическом потенциале фольклора. И особенно сейчас, в наше нелегкое время, когда утрачена связь подростка с семьей, когда отношения между людьми носят отчужденный характер, необходимо создание МФА, в котором бы молодые люди чувствовали себя защищенными, сплоченными, нужными, словом – одной семьей.
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью мы узнаем, как наши далекие предки представляли себе мир, как жили в гармонии с природой, как ценили семью, как воспитывали детей.
Именно на воспитании в детях и подростках любви и уважения к формам традиционной народной художественной культуры ориентированно сейчас очень много программ в дополнительном образовании. Разнообразие методик преподавания фольклора связано с неоднозначным пониманием предмета изучения. В результате образуются три направления в изучении народной культуры: декоративно-прикладное, музыкальное и направление комплексного характера.
Первая группа рассматриваемых программ ориентированна на народное декоративно-прикладное искусство. Их цель — возрождение народных ремесел. Например, работы А.С. Хворостова «Резьба по дереву» и «Декоративно-прикладное искусство в школе» (рассматривается содержание и методика занятий резьбы по дереву, по художественной обработке листового металла, созданию чеканных рельефов), Т.Я. Штекалова «Возвращение к истокам».
Вторая группа методик ориентированна на музыкальную сторону преподавания фольклора. Их цель — обучение музыкальному народному творчеству и игре на народных инструментах. Это работы Г. М. Науменко “Фольклорная азбука”, Л. Л. Куприяновой “Русский фольклор”, О.В. Величкиной, Е.А. Краснопевцевой “Мир детства в народной культуре”, программы Л.В. Шаминой и др.
Г.М. Науменко представляет методику работы с детьми по обучению их народному пению с учетом новых сведений по музыкальному интонированию и певческих возможностей детей. В то же время используются уже имеющиеся в этой области результаты. Кроме того, автор рассматривает психологический и педагогический аспекты музыкальной фольклорной работы с детьми.
Программа О.В. Величкиной, Е.А. Краснопевцевой очень интересна тем, что рассматривает практический курс обучения “азам” местного музыкального фольклора ( а построена программа на фольклоре, записанном в с.Плёхово Курской области).
Образцы народной музыки расположены в той последовательности, которая позволяет организовать и контролировать учебный процесс.
Третья группа рассматриваемых программ даёт широкий обзор материала и придерживается комплексного подхода в его изучении. Цель этих методик — через знакомство детей с произведениями фольклора, обрядами и обычаями приобщить их к народной культуре. Такой подход представлен в программах Н.С.Ширяевой “Русское народное творчество”, Н.Н. Багиной, Н.П. Кузьминой “Народная словесность”, А.И.Лазарева “Народоведение”.
А.И.Лазарев, работая в сфере вузовского образования, уделял много внимания проблеме воспитания детей в русле народной традиции. Ученый считал, что духовного возрождения общества не произойдёт, если в стороне от этого процесса останутся дети.
Анализируя опыт коллег, можно сделать вывод о том, что большинство представленных программ ориентировано на обучение и воспитание детей младшего и среднего звена. Складывается мнение о том, что 15-17-летние молодые люди не нуждаются в приобщении к народной художественной культуре, о том, что они взрослые и знают уже достаточно. Но в процессе работы с ребятами становится очевидным недостаток элементарных знаний в области национальной культуры, ведь, зачастую, объём знаний о русском фольклоре сводится к напеванию песен “Во поле берёза стояла” и “Калинка малинка“. Специфика же данной программы состоит в том, что она предусматривает работу с обучающимися учреждений среднего профессионального образования, с ребятами, у большинства из которых нет мотивации для занятий в фольклорном ансамбле, и изначально формирование ансамбля проходит под нажимом руководителя, мастера группы.
В программе, на наш взгляд, ценно то, что намечена опора на традиционный фольклор, а не на стилизованные формы песнетворчества, т.к. именно подлинное искусство может дать основание для формирования истинного представления о народной традиции и художественного вкуса. При разработке данной авторской программы внимание уделялось следующим позициям:
учёт возрастных особенностей личности и особенностей развития голоса;
учёт микро- и макросферы, в которой общались подростки;
отсутствие изначальной мотивации участия в фольклорном коллективе;
разработка дидактических средств обеспечения работы;
подготовка содержания работы с фольклорным ансамблем.
|