Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»





НазваниеПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
страница1/8
Дата публикации03.10.2014
Размер0.84 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом учащейся молодежи «Магнит»

Программа утверждена УТВЕРЖДАЮ:

На педагогическом совете Директор ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит»

«26»августа 2013 г. ______________ Избасарова Н.Ю.

Образовательная программа

кружка «Эстрадный вокал»

Художественно-эстетическая направленность

Срок реализации программы: 3 года

Возрастная категория учащихся: 15-18 лет

Автор: Цыбук Л.А.

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит»

г. Магнитогорск

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время – процесс освоения ребенком духовных ценностей и становления его личности сопряжены с рядом трудностей. Одной из них являются противоречивые представления молодежи о культуре, эстетике, искусстве. В первую очередь это касается размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным.

Сознание детей не успевает в своём внутреннем развитии за внешним потоком информации, поэтому в нём легко происходит подмена ценностей, мироощущение утрачивает сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, не свойственным исконно русской культуре. В таких условиях предлагаемая дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал» носит актуальный характер. Ведь именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества.

Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияние своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение к жизни. Образовательная программа «Эстрадный вокал» особое внимание уделяет тому, чтобы музыка постепенно, незаметно проникала в жизнь ребенка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное – давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, помочь сформировать положительную самооценку, способствовала социализации и адаптации в современном обществе.

Программная организация образовательного процесса, с одной стороны, позволяет ребёнку пройти путь от овладения элементарных приёмов пения, до сознательного выбора и приобщения к одной из музыкальных профессий. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон информации. Достижение целей и выполнение задач программы обеспечивает каждому ребёнку требуемый уровень образования; у каждого ребёнка формируются потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки.

Основное направление программы - первоначальное обучение эстрадному искусству, искусству вокального исполнительства, умению держаться на сцене, находить контакт со зрителем и доставлять ему эмоциональное удовольствие.

Объединение представляет коллектив учащихся, увлечённых единым делом и влияющих друг на друга и на окружающих. Успешным занятиям способствует общее дело – любовь к музыке, дружба, товарищество и взаимопомощь.

В состав объединения входят подростки 15-18 лет, обучающиеся 1-3 курса организации профессионального образования.

Программа предусматривает сочетание групповых и  индивидуальных занятий. При работе педагога с одним обучающимся в группе, остальные могут выполнять свое задание: работать с текстом, слушать запись, отрабатывать движения или присоединиться для ансамблевой работы. Объединение занимается 2 раза в неделю по 2 часа.

Общая нагрузка 1 года обучения – 136 часов в год.

Общая нагрузка 2 – 4 годов обучения – 192 часа в год.

Педагогическая целесообразность программы заключается в решении нескольких важных для социума и подростков задач, таких как: развитие музыкальных способностей и применение их в дальнейшей жизни; воспитание художественно-эстетического вкуса, наполняющим нашу жизнь возвышенными чувствами; здоровьесбережение, посредством освоения некоторых методов дыхательной гимнастики, арт-терапии и других.

Актуальность данной программы.

Пение остается одним из самых привлекательных и доступных видов деятельности для обучающихся с разными музыкальными способностями, обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, создает условия для становления его творческой индивидуальности через поиск собственной манеры исполнения, своего сценического образа, разнообразную концертную деятельность.

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей обучающихся, для успешной социализации и адаптации подростков средствами вокально-песенного искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

  • углубить знания о музыке,

  • формировать певческие навыки,

  • научить работать с техникой (микрофонами, фонограммами и.т.д.) и на сцене.

Воспитательные:

  • привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • привить навыки сценического поведения;

  • формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

  • формировать личностные качества у обучающихся: коллективизм, ответственность, организованность, нравственно – этические нормы межличностных отношений;

  • научить умению контролировать свои поступки, приводить к должному свои действия; самооценке - способности оценивать себя адекватно реальным достижениям; сотрудничеству - умению воспринимать общие дела как свои собственные.

Развивающие:

  • развить музыкально-эстетический вкус;

  • развить музыкальные способности обучающихся;

  • развить творческие способности обучающихся (умение творчески решать любые проблемы);

  • развить самостоятельность, инициативность, творческую активность обучающихся.

Особенность программы

1. Программа является модифицированной, составлена на основе анализа программ «Певческая школа» В.В.Емельянова, «Народное пение» И.А.Ильиной, «Хоровое пение» Е.В.Жарова, «Сольное пение» Р.А.Ждановой. Все перечисленные программы имеют свою ценность, однако в каждой из них предусматривается углубленное обучение какому-то одному виду пения.

2. Программа носит практико-ориентированный характер. В нашей программе увеличено количество часов на практическую деятельность, т.к. в течение учебного года наиболее способные и подготовленные обучающиеся участвуют в районных и областных мероприятиях, мероприятиях на площадках образовательного учреждения, района, на фестивале художественного творчества обучающихся учреждений профессионального образования.

2. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели.

3. Содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -  это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.

4. Организация учебного процесса в рамках каждой темы  отличается содержанием,   видами  деятельности, аппаратом  контроля, при  постепенном усложнении  процесса обучения.   Педагог  свободно  управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

5. Особое место уделяется репертуару. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе - игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, элементов хореографии.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

При разучивании песенного  репертуара, педагог обращается  к знаниям и умениям подростков, полученных на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы –  формируется начальное понятие  художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Принципы работы

Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.

Принцип сознательности и активности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

Принцип доступности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям. В работе над художественным образом в исполняемых произведениях уже с первых упражнений рекомендуется вводить для воспитанника различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивленно и т.д. Выполняется двойная задача: в упражнение вносится разнообразие – развивается мимика, эмоциональная отзывчивость поющего.

Принцип добровольности. Зачисление в группы кружка только по желанию ребят.

Принцип индивидуализации. Для каждого обучающегося – индивидуальный подход, создание ситуации успеха: подбирается репертуар сообразно его музыкальным, вокальным, интеллектуальным, физиологическим способностям, его интересам.

Методические указания

Условием успешной работы объединения является увлечённость музыкой самого руководителя. И дети, и взрослые простят педагогу какие-либо ошибки, если почувствуют, что основной целью является передача участникам собственных знаний и умений, увлечённости, а не демонстрация собственного превосходства. Только на конкретных делах можно выработать у человека чувство ответственности, сознание долга, дисциплинированность.

С первых же дней занятий эстрадного объединения между всеми участниками распределяются обязанности, назначается староста, его помощники, ответственные за аппаратуру, за организацию материальной части объединения. На первом занятии участникам следует рассказать, какую пользу окажут занятия им самим; обсудить те мероприятия, которые нужно осуществить.

Нужно развивать самостоятельность воспитанников. Как отмечал выдающийся педагог А.С.Макаренко, надо создать такую атмосферу, при которой все необходимые решения исходили бы как бы от самого коллектива, а педагог лишь подводил его к таким решениям. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

За время обучения в эстрадном объединении обучающийся должен получить как практические навыки, так и теоретические знания по музыкальному искусству. Поэтому целесообразно часть времени отводить теоретическим вопросам, куда могут входить беседы об эстрадном искусстве, о жизни и творчестве тех или иных артистов, беседы о жанрах музыки (симфонической, эстрадной, русской народной и др.), по теории музыкальной грамоты, о сценической культуре и поведении, в том числе костюмах, макияже, причёсках. Полезно проведение бесед и дискуссий по прочитанным статьям из музыкальной прессы, просмотра какой-либо музыкальной передачи по телевидению, или прослушивания передачи по радио; беседы по новинкам аудио-видео-записей.

Навыки по вокальному исполнительству учащиеся получают на практических занятиях и репетициях. Кроме того, практические занятия должны включать в себя обучение поведению на сцене, контакту со зрителем, умению вести с ним диалог во время выступлений. Эти занятия также должны включать в себя обучение танцевальному искусству, т.к. исполнение какой-либо песни производит более эмоциональное впечатление на зрителя с использованием танцевальных фрагментов.

Методы обучения

В своей работе мы используем некоторые методы вокальной педагогики.

Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

В своей педагогической деятельности мы применяем ряд методических приемов, направленных на поддержку интереса подростков к певческой деятельности, осознанное и эмоциональное выразительное исполнение:

- прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного. Выразительное исполнение песен вызывает у подростков эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать песню в целом (“яркая”, “сказочная”, “ласковая”);

- прием инсценирования песни. Исполнение любой песни предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;

- прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру.

- декламация текстов песен. Выразительное чтение текстов является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов (прием развития образного мышления).

Таким образом, методические приемы способствуют формированию слухового восприятия, творческим проявлениям подростков, развитию воображения.

Одним из обязательных условий гармоничного развития воспитанников мы считаем формирование у каждого обучающегося установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Нами используются дыхательная и артикуляционная гимнастика, элементы самомассажа, расслабляющие упражнения, игровые методики.

Охрана жизни обучающихся является частью творческого процесса. Для обеспечения необходимых условий выполняется ряд требований:

- помещение для занятий должно быть светлое, просторное, хорошо проветриваемое;

- не допускать неоправданных нагрузок на голосовой аппарат;

- проводить беседы с детьми о соблюдении правил гигиены голосового аппарата; о правилах поведения на улице; в общественных местах и помещении;

- соблюдать средние возрастные (рабочие) диапазоны.

Возраст.

Диапазон.

15 - 18

Ми (ре) первой октавы – си первой октавы (до второй октавы)

15 - 18

Ре (до) первой октавы – до (ре) второй октавы

15 - 18

До первой октавы – ре второй октавы

15 - 18

До первой октавы-

ре (ми) второй октавы

До первой октавы –

до второй октавы

16 - 19

До первой октавы –

ми второй октавы

Си малой октавы –

ре второй октавы

16 - 19

До первой октавы –

ми (фа) второй октавы

Си (ля) малой октавы –

ре второй октавы

16 - 19

До первой октавы –

ми второй октавы

Си малой октавы –

до второй октавы

16 - 19

Си малой октавы – фа (соль) второй октавы

Ре малой октавы – ре первой октавы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Родину – Российское государство, базовая ценность которого духовно обогащенная, физически развитая, социально адаптированная, граждански...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Художественно-творческая деятельность таких ансамблей ориентирована не столько на концертно-сценическую интерпретацию фольклора,...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconПрограмма утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит»
Танец – одно из средств воспитания творческого начала в человеке. Как любое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconНа педагогическом совете Директор мбоу дод «дши»

Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» icon«Утверждаю» Директор школы «05» 09. 2011 года Рассмотрено и принято на педагогическом совете №35
...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconРассмотрено и согласовано Принято утверждаю
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconУтверждена: На педагогическом совете 04. 10. 2013 г. Модифицированная...
Мбоу дод дюсш. При её разработке использовались ранее существовавшие программы по футболу для спортивных школ, учитывались новейшие...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconУл. Руднева, 43 а Тел. (48734) 2-01-83 Принато Утверждаю На Педагогическом совете Директор школы
В соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconРассмотрено «утверждаю» на педагогическом совете Директор мбоу «Сысоевская...
Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconПрограмма рассмотрена утверждаю на методическом совете Директор ддт
Организационно-методического сопровождения деятельности педагогов по истории и культуре Санкт-Петербурга и руководителей музеев гбоу...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconПринято на Педагогическом совете гбоу средней школы №365 протокол №3-1от 03. 02. 2012 утверждаю
Итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения обучающимися программ основного общего и среднего полного...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconОбразовательная программа
Рассмотрена и обсуждена Утверждаю на педагогическом совете мкоу приказ №85 от 30. 08. 2012
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconПрограмма принята утверждаю на педагогическом совете Директор цэвд...
Изображенный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» iconПринято Утверждаю на педагогическом совете Директор дмл мкоу дмл...
...
Программа утверждена утверждаю: На педагогическом совете Директор гбоу дод дум «Магнит» icon1. Пояснительная записка
Обсуждена и принята на Согласовано: «Утверждаю» педагогическом совете Руководитель оо и по дм заведующий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск