МОУ Кызыл-Дагская СОШ Бай-Тайгинскогокожууна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ
Принята на педагогическом совете школы
от 29 августа 2011 года Протокол №1
Директор школы______________________
Калдар-оол А.Д.
Кызыл-Даг-2011
Принята на педагогическом совете школы
от 29 августа 2011 года Протокол №1
Директор школы______________________
Калдар-оол А.Д.
Образовательная программа МОУ Кызыл-Дагской СОШ
Бай-Тайгинскогокожууна на 2011-2012 учебный год
1.Пояснительная записка
Образовательная программа государственного общеобразовательного учреждениямуниципального общеобразовательного учреждения Кызыл-Дагскойсредней общеобразовательной щколы направлена:
-на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
-на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего образования
В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
-повышению уровня культуры личности школьников;
-обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
- воспитанию уважения к закону, правопорядку;
-развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
-развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.
2. Цели образования в школе:
- Дать учащимся базовое общее, среднее (полное) образование.
-Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого ребенка.
-Дать образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями.
-Создать условия для формирования у учащихся и педагогов школы мотивации к саморазвитию и самообразованию.
- Обеспечить условия для развития личности.
-Способствовать овладению навыками учебно-исследовательской деятельности педагогами и учащимися.
2. Принципы построения образовательного пространства школы:
-Образованность, нравственность.
-Духовность.
-Гуманизация.
-Демократизация.
-Принцип духовности.
-Принцип индивидуально-личностного подхода.
3.Приоритеты школы:
1) Создание эффективного образовательного пространства для всех учащихся, имеющих возможность учиться в школе.
2) введение и развитие предпрофильного и профильного обучения.
3) Обеспечение преемственности между начальным, средним и старшим звеньями образования.
4) Освоение и внедрение в педагогическую систему школы технологий ИКТ, здоровьесберегающих, личностно ориентированного обучения
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности, нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Образовательная программа школы предназначена удовлетворить потребности:
учащихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры тувинского народа;
общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;
Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются :
1.Закон РФ «Об образовании»;
2. Закон РТ «Об образовании»;
3. Нормативные документы МО РФ, МОН и МП РТ , УО Бай-Тайгинскогокожууна;
4.Конвенция о правах ребенка;
5.Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.-02);
6.Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
7.Устав школы и локальные акты МОУ Кызыл-Дагской СОШ;
8.Лицензия образовательного учреждения;
Также при разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды МОУ Кызыл-Дагской СОШ;
- уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы хорошие условия для участников образовательного процесса, работает компьютерный класс, спортивный зал; имеется скоростной выход в Интернет;
- традиции, сложившиеся за годы работы школы: годовой круг праздников, участие в районных и республиканских конкурсах педагогического коллектива и т.д.
Образовательная программа определяет:
1.цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
2. учебно-методическую базу реализации учебных программ.
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими образовательными учреждениями, и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.
Образовательная программа регламентирует:
-условия освоения образовательной программы;
-диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
- организационно-педагогические условия реализации программ общего образования.
Обеспечивая вариативность обучения и свободу реализации творческих концепций учителя, образовательная программа позволяет обеспечить уровень образования, достаточный для успешной социализации.
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
-обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;
-создание необходимых условий для развития личностной мотивации, способностей учащихся;
-использование современных образовательных технологий;
-широкое развитие сети внеклассной работы;
-использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся;
- использование возможностей социокультурной среды села и кожууна.
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.
Образовательные программы МОУ Кызыл-Дагская СОШ:
1.начального общего образования (1 – 4 классы);
2.основного общего образования (5 – 9 классы);
3.среднее общее образование (1—11 классы).
Образовательные программы на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ в ОУ Бай-Тайгинскогокожууна.
РЕЖИМ РАБОТЫ ШКОЛЫ
1.Количество классов комплектов: всего-11
Первая ступень Вторая ступень Третья ступень
1 класс-1 5 класс-1 10 класс-1
2 класс-1 6 класс-1 11 класс-1
3 класс-1 7 класс-1
4 класс-1 8 класс-1
9 класс-1
Всего-4 Всего-5 Всего-2
2.Количество классов-комплектов с углубленным изучением
Всего -нет
Класс- нет
Предмет- нет
3.Количество групп продленного дня- 1 (25 учащихся)
4.В режиме 5-дневной недели обучаются(классы)- 1класс
В режиме 6-дневной недели обучаются (классы)- 2-11классы
5. Сменность: 1 смена(классы)-1-11классы
2 смена-нет
6. Начало учебных занятий-в 8часов 30 мин. для 2-11 классов;
в 9 часов -для 1 класса в 1,2, четвертях,
а в 3 и 4 четвертях в 8ч.30мин.
2. Общеобразовательная программа начального общего образования
I ступень (1-4 классы)
2.1. Целевое назначение:
-реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
-обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;
-создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности (обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развитой речи);
-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
-сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
-подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей;
-формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
-развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
-развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира;
-воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
-Создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;
-Организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й ступени;
-Поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
В основе программы лежит принцип: от ребенка – к миру, от мира – к ребенку. Программа ориентирована на развитие личности, на становление ребенка как субъекта образования.
2.2. Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа начального общего образования
Возраст: 6,6– 10 лет
Состояние здоровья:
1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в I классе общеобразовательной школы,
Уровень готовности к освоению программы:
школьная зрелость по результатам медицинского заключения (на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению).
Технология комплектования:
Прием детей в МОУ Кызыл-Дагскую СОШ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом ОУ, локальными актами ОУ.
Продолжительность обучения-4 года.
Процедура выбора образовательной программы предполагает:
-ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемой ОП (родительские собрания в ДОУ, дни открытых дверей в школе, информационный стенд, беседа с учителями и администрацией);
-выступления учителей начальной школы перед родителями детей, посещающих ДОУ, по вопросам преемственности дошкольного и начального школьного образования;
-выступление учителя с рекомендациями по профилактике трудностей у детей и родителей в период адаптации к школе;
-ознакомление с Уставом МОУ Кызыл-Дагской СОШ , лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации образовательного процесса;
- анализ уровня здоровья детей (на основании медицинских документов)
2.3. Ожидаемый результат:
-Достижение уровня элементарной грамотности.
-Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.
-Создание основ для формирования образовательной культуры на следующей ступени образования.
-Развитие устойчивого познавательного интереса у учащегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций.
-Формирование коммуникативной и эстетической культуры.
-Формирование нравственных и эстетических начал личности.
-Приобщение учащихся к национальной и мировой культуре и создание тем самым базы для последующего освоения ОП основной школы.
-Формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации к ней.
-Готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.
Выпускник начальной школы
-это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;
-это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
- это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе
-это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
-это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Учебная программа начальной школы
Программа по русскому языку и родному языку значительно расширяет объем знаний, умений, и навыков, предусматривает постепенное усложнение лингвистических понятий курса с учетом возрастных особенностей детей. Начинают вводиться такие элементы методики, как сопутствующее повторение, опережающие обучение, систематизация полученных знаний.
Программа по чтению предполагает следующее: формирование навыков осознанного восприятия художественного текста, постоянное совершенствование техники чтения, обучение выразительному чтению, развитие творческих способностей учащихся
Программа по математике ставит перед учителем такие задачи: максимальное развитие логического мышления школьников, усиление практической направленности в преподавании предмета, формирование осознанных, прочных навыков вычислений, формирование умений и навыков решения задач и управлений.
В соответствии с основными принципами дидактики адаптированы на повышенный уровень обучения программы по другим предметам начальной школы: изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению, физической культуре.
2.4. Учебный план начального общего образования
В начальной школе акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися письменной и математической грамотностью, на воспитание культуры речи и общения.
Учебный план 1 класса разработан с 1 сентября 2011 года по ФГОС НОО,учебный план 2-4 классов Кызыл-Дагской средней школы разработан на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и ориентирован на 4-летний нормативн Внеурочная деятельность в 1 классе представлена в количестве 10 часов.
Программы внеурочной деятельности начального общего образования МОУ Кызыл-Дагская СОШ Бай-Тайгинского кожууна структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности и рассчитаны на 10 часов в неделю.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием : воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно- ориентированный процесс.
Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности , поддерживающей процесс обучения:
- изменение учебного плана;
- разработка Положения о внеурочной деятельности;
- составление перечня программ внеурочной деятельности;
- материально- техническое оснащение внеурочной деятельности;
-составление расписания внеучебной деятельности учащихся 1 класса.
Основная идея модели : создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель : разработка механизмов организации внеурочной деятельности младших школьников.
Основные задачи:
- выявление интересов ,склонностей , способностей , возможностей учащихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках « себя»
- развитие опыта творческой деятельности , творческих способностей.
Программа внеурочной деятельности школы в начальной ступени разделены по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- художественно – эстетическое
- научно-познавательное
-проектная деятельность
Эти программы реализуется непосредственно в объединениях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражает особенности сложившегося социального опыта.
Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности.
Особенности содержания программы внеурочной деятельности:
При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей , пожелания родителей, рекомендации школьного психолога.
Спортивно-оздоровительное направление программы предназначено для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Художественно-эстетическое направление программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства. (изобразительное искусство, декоративно-прикладное.)
Учебный план 2-4 классов Кызыл-Дагской средней школы разработан на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года: 1 класс-33 учебные недели, 2-4 классы-34 учебных недель.
Продолжительность урока для 1 класса-35 минут в первой четверти, со 2 четверти-40 минут, для 2-4 классов-40 минут.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с 1 по 4 классы. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены элементы основ безопасности жизнедеятельности.
При проведении учебных занятий по «Русскому языку» и «Иностранному языку» осуществляется деление класса на 2 подгруппы при наполняемости 20 и более человек.
Образовательная область «Филология» представлена предметами: «Русский язык» , «Литературное чтение», «Родной язык», «Чтение» и «Иностранный язык».
С 1 сентября 2011 года со2 по 4 классы введен предмет «Народоведение» за счет национально-регионального компонента.
Предмет «Физкультура» проводится в течении 3 часов за счет увеличения на 1 час предельно-допустимой учебной нагрузки по СанПин 2.4.2.2821-10. Учебный план 1 класса МОУ Кызыл-Дагская СОШ
| Начальное общее образование
| Инвариантная часть
| Учебные предметы
| Количество часов в неделю
| Всего
| Русский язык
| 4
|
|
|
| 4
| Литературное чтение
| 1
|
|
|
| 1
| Родной (тувинский) язык
| 4
|
|
|
| 4
| Литературное чтение
| 1
|
|
|
| 1
| Иностранный язык
| 0
|
|
|
| 0
| Математика
| 4
|
|
|
| 4
| Окружающий мир
| 1
|
|
|
| 1
| Духовная культура народов России
| -
|
|
|
| -
| Искусство (музыка, ИЗО)
| 2
|
|
|
| 2
| Технология
| 1
|
|
|
| 1
| Физическая культура
| 3
|
|
|
| 3
| Итого:
| 21
|
|
|
| 21
| Вариативная часть
|
|
|
|
|
| Школьный компонент (5-дневная неделя)
| -
|
|
|
| -
| Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе
| 21
|
|
|
| 21
| Внеучебная работа (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*
| 10
|
|
|
| 10
| Всего к оплате (5-дневная учебная неделя)
| 31
|
|
|
| 31
| Всего к оплате (6-дневная учебная неделя)
| 31
|
|
|
| 31
| |