Скачать 0.78 Mb.
|
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» Брикина Е.В., МОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи Содержание
На данном этапе социальной действительности, существуют устойчивые требования к личности такие, как способность быстро и гибко решать сложные задачи, находить разнообразные подходы к их решению, изобретать, генерировать новые идеи, исследовать явления, анализировать большой объем информации, организовывать процесс умственного познания с наибольшей эффективностью и осознанностью. Важнейшим принципом современных тенденций образования является развивающее обучение. Прослеживается понимание того, что учащихся необходимо не только наделять конкретными знаниями и умениями, но и учить самостоятельно добывать новые знания, формировать мотивацию к саморазвитию и самоорганизации. Для реализации данной цели необходимо формировать психологическую компетентность, так как именно она может выступить основой продуктивности любой деятельности. В программе «Исследователь» приоритет отдается не только предметным теоретическим знаниям учащихся, но и богатому содержанию практических занятий, что позволяет осознать учащимися возможности применения данных знаний на практике в обычной жизнедеятельности. В учебном процессе по данной программе задействованы рациональные способы учения детей, что не приводит к информационной перегрузке, переутомлению, снижению познавательной активности. Программа «Исследователь» относится к числу развивающих психолого-педагогических программ и направлена на развитие интеллектуального, творческого и личностного потенциала учащихся старших классов. Программа «Исследователь» составлена на основе современных достижений отечественных и зарубежных авторов: М.А. Зиганова, Н.И. Хорошевского, С. Гарибяна, Г.С. Альтшуллера, Ю.Г. Тамберга, Т. Бьюзена, Л.А. Введенской, Ю.А. Фомина, О.А. Баевой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой, А.П. Чернявской, Г.В. Резапкиной. Актуальность программы состоит в том, что она способствует не только интеллектуальному и творческому развитию учащихся, но и их целостному личностному развитию и совершенствованию. Личность входит в систему общественных отношений, и социальная компетентность является ведущим фактором ее успешности и благоприятной социально-психологической адаптации. Для повышения социально-коммуникативной компетентности в программе предусмотрены блоки «Психология общения» и «Ораторское мастерство». Особенность программы заключается также в том, что она предусматривает индивидуальные занятия, направленные на развитие у учащихся навыков научно-исследовательской работы, исследования психологических явлений и закономерностей. Ожидаемым результатом работы по программе выступает готовность выпускников к поступлению и успешной учебе в профессиональных учебных заведениях, что отражает продуктивное личностное и профессиональное самоопределение и дальнейшую самореализацию в профессии.
Цель программы: развитие интеллектуального, творческого и личностного потенциала учащихся. Задачи программы:
4. Научные, методологические и методические основания программы. При разработке программы учитывались основные возрастные характеристики и закономерности развития ребенка на этапе ранней юности. Методологическую основу программы «Исследователь» составляют культурно-историческая теория психического развития ребенка Л.С. Выготского и его учеников, личностно-ориентированная педагогика. Методическую основу занятий по предложенной программе составляют принципы развивающего обучения, предполагающие направленность на повышение познавательной активности учащихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления и умения организовывать свою умственную деятельность. Необходимо также учитывать специфику предмета психологии – повышая психологическую компетентность учащихся, отслеживать развитие у них рефлексии личностных и учебных достижений, как способности анализировать процесс и результат занятий и осуществлять перенос знаний и умений в другие области своей жизнедеятельности. Программа имеет в своей основе ряд рекомендаций, необходимых для реализации специалистами:
Таким образом, основной характеристикой данной программы является направленность на достижение продуктивности взаимодействия педагога с учениками, которое можно наблюдать непосредственно, если общение построено на взаимопонимании и взаимоуважении, имеется положительная динамика познавательной сферы учащихся, представлены учебные достижения учеников (научные исследования, творческие проекты, разработки), сохранено эмоционально-психологическое благополучие и имеются перспективы дальнейшего роста обеих сторон педагогического процесса. 5. Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач. Основополагающим блоком программы «Исследователь» является «Эффективная работа с информацией». Содержание данного блока логически выстроено по концентрическому принципу, т.е. имеются сквозные темы «Внимание», «Память», «Мышление» и «Рациональное чтение», которые с учетом возрастных особенностей, на втором и третьем году обучения все более расширяются и углубляются. Такой принцип позволяет не только последовательно обогащать учащихся новыми знаниями, но и актуализировать уже имеющиеся, закреплять полученные навыки и умения на практике. В начале каждой темы учащиеся с помощью педагога исследуют, изучают собственные особенности психических познавательных процессов, осваивают способы их развития и управления ими в процессе учебной деятельности. В работе по программе предусмотрено большое количество самостоятельных исследований учащихся, направленных на изучение особенностей развития внимания, памяти, мышления, способностей, коммуникативной компетентности, самооценки, темперамента, личностных качеств и свойств, направленности, готовности к саморазвитию и особенностей профессионального самоопределения. На третьем году обучения блок «Скорочтение», составленный на основе методики М. Зиганова, интегрирует знания учащихся, полученные на предыдущих этапах, и позволяет освоить сложную технику быстрого, качественного чтения объемного материала. Учебный блок «Эффективная подготовка к экзаменам» направлен на практическое комплексное закрепление навыков управления вниманием и памятью в учебной деятельности, навыков организации умственной работы и способствует формированию психологической готовности, осознанности и грамотного подхода учащихся к сдаче экзаменов. Актуальность программы также в том, что она способствует не только интеллектуальному и творческому развитию учащихся, но и их целостному личностному развитию и совершенствованию. Личность входит в систему общественных отношений, и социальная компетентность является ведущим фактором ее успешности и благоприятной социально-психологической адаптации. Для повышения социально-коммуникативной компетентности в программе предусмотрены блоки «Психология общения» и «Ораторское мастерство». Особенность программы заключается также в том, что она предусматривает индивидуальные занятия, направленные на развитие у учащихся навыков научной работы, исследования психологических явлений и закономерностей. Ожидаемым результатом работы по программе выступает готовность выпускников к поступлению и успешной учебе в профессиональных учебных заведениях, что отражает продуктивное личностное и профессиональное самоопределение и дальнейшую самореализацию в профессии. Введенный блок «Профессиональное самоопределение», ориентирован на формирование готовности учащихся к выбору профессии и является оптимальным заключением всего курса занятий по психологии. 6. Структура и содержание программы Продолжительность обучения по программе 3 года. I год обучения включает 216 учебных часов (из них 72 часа индивидуальной работы); II год – 216 учебных часов (из них 72 часа индивидуальной работы); III год – 216 учебных часов (из них 72 часа индивидуальной работы); Всего по программе 648 учебных часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 учебных часа (2 индивидуальных). Наполняемость группы - 15 человек. Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, к организации занятий: занятия проводятся продолжительностью 40 минут, общая продолжительность в течение учебного дня не превышает 2 часа. Между занятиями проводится десятиминутный перерыв. Занятия проводятся в оборудованных кабинетах согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года. Структура программы. Каждый год обучения начинается вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся друг с другом, правилами работы в группе, происходит обсуждение учебной программы. I год обучения включает пять основных блоков: 1 блок - психологическое знание в жизни человека; 2 блок - психология общения; 3 блок - эффективная работа с информацией; 4 блок - ораторское мастерство; 5 блок - индивидуальные занятия. II год обучения включает пять основных блоков: 1 блок - психологическая компетентность личности; 2 блок - психология общения; 3 блок - эффективная работа с информацией; 4 блок - ораторское мастерство; 5 блок - индивидуальные занятия. III год обучения включает три основных блока: 1 блок – эффективная работа с информацией; 2 блок – профессиональное самоопределение; 3 блок – индивидуальные занятия. Расписание создаётся таким образом, чтобы изучение тем из первых блоков шло параллельно с последним блоком (индивидуальные занятия). Таким образом, учащиеся включаются одновременно в различные виды деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, а также исследовательскую. Каждый год обучения завершается рефлексией учебных достижений и итоговым занятием, которое проводится в виде тренинга. Программа обучения вариативна, является гибкой в зависимости от специфики коллектива и от сложившейся психолого-педагогической ситуации. Учащиеся ведут тетради, в которых фиксируют правила работы в группе, основные понятия изучаемых тем, выполняют творческие задания и психологическую диагностику. Основные методы и приемы обучения Существенной составляющей педагогических технологий являются методы и приемы обучения. В рамках реализации программы мы выбираем следующие методы обучения:
Методические приемы: дидактические игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, беседа, анализ текста, показ иллюстраций и др. При реализации данной программы мы используем следующие формы деятельности учащихся:
Структура занятий Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний воспитанниками. Каждое занятие включает в себя 3 части: организационный момент, основную часть, завершающую часть. Формы и виды контроля Для контроля усвоения учебной программы предусмотрены диагностические работы: обязательные – полугодовая и итоговая; промежуточные – по усмотрению педагога в конце наиболее объемных тем. Контрольные срезы проводятся в различных формах. Предполагаются внутригрупповые и межгрупповые конкурсы, турниры, конференции, игровые процедуры, а также индивидуальные и групповые самостоятельные творческие работы разных уровней.
|
Психолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический... | Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 12. Психолого-педагогическая коррекция Целью курса “Психолого-педагогическая коррекция” является изучение и практическое освоение способов психологической помощи детям,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология» ... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | ||
Конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой... Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 5-7 классов. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется... | Лучшая просветительская программа Просветительская программа. Гтрк... Просветительская программа. Гтрк «Пермь». «Оберегая традиции». Передача 1-ая и 2-ая. Автор Анна Шулюпина | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине б8 «Психолого-педагогическая... Б8 «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» | Учебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая... Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» | ||
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для... Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации | Учебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая... Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Бакалавр по направлению подготовки 034300. 62 Физическая культура готовится к основным видам профессиональной деятельности: педагогическая;... | Психология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так,... | ||
Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы:... Ы сходства и расхождения рассмотрения этих понятий во взглядах психологов и педагогов. Сформулирован вывод о конвергенции понятий... | Исследователь. Преподаватель-исследователь Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
1. этапы развития и предмет экономической теории Экономическая теория. По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Исследователь», «Преподаватель-исследователь» | Педагогическая технология в сфере педагогики (обучение, воспитание),... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» |