Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь»





НазваниеОбразовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь»
страница1/7
Дата публикации22.11.2017
Размер0.78 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь»

Брикина Е.В., МОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи

Содержание



Вид программы и ее актуальность…………………………………………………………

4



Участники программы ……………….……………………………………………….…………

5



Цель и задачи программы………………………………………………………………………

5



Научные, методологические и методические основания программы……

5



Обоснование необходимости реализации данной программы………………

7



Структура и содержание программы……………………………………….……………

8



Описание используемых технологий, методик, инструментария…….……

26



Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы………………………………………………..…………………………………..…..……

28



Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы…………………………………………………………………………..

28



Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы…………..……………………………………………………………...

29



Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы……..…

30



Сроки и этапы реализации программы. ……………………………..…………………

32



Ожидаемые результаты реализации программы……………………………………

32



Система организации внутреннего контроля за реализацией программы..............................................................................................................................................

33



Критерии оценки достижения планируемых результатов………….…………

33



Сведения о практической апробации программы……………………….…………

36



Список использованных источников…………………………………………..…………

36



Аннотация психолого-педагогической программы «Исследователь»…...

40



Отзыв на психолого-педагогическую программу администрации образовательного учреждения………………………………………………………….……

41



Материалы, иллюстрирующие реализацию программы……………….………

43



  1. Вид программы и ее актуальность.


На данном этапе социальной действительности, существуют устойчивые требования к личности такие, как способность быстро и гибко решать сложные задачи, находить разнообразные подходы к их решению, изобретать, генерировать новые идеи, исследовать явления, анализировать большой объем информации, организовывать процесс умственного познания с наибольшей эффективностью и осознанностью.

Важнейшим принципом современных тенденций образования является развивающее обучение. Прослеживается понимание того, что учащихся необходимо не только наделять конкретными знаниями и умениями, но и учить самостоятельно добывать новые знания, формировать мотивацию к саморазвитию и самоорганизации.

Для реализации данной цели необходимо формировать психологическую компетентность, так как именно она может выступить основой продуктивности любой деятельности.

В программе «Исследователь» приоритет отдается не только предметным теоретическим знаниям учащихся, но и богатому содержанию практических занятий, что позволяет осознать учащимися возможности применения данных знаний на практике в обычной жизнедеятельности.

В учебном процессе по данной программе задействованы рациональные способы учения детей, что не приводит к информационной перегрузке, переутомлению, снижению познавательной активности.

Программа «Исследователь» относится к числу развивающих психолого-педагогических программ и направлена на развитие интеллектуального, творческого и личностного потенциала учащихся старших классов.

Программа «Исследователь» составлена на основе современных достижений отечественных и зарубежных авторов: М.А. Зиганова, Н.И. Хорошевского, С. Гарибяна, Г.С. Альтшуллера, Ю.Г. Тамберга, Т. Бьюзена, Л.А. Введенской, Ю.А. Фомина, О.А. Баевой, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой, А.П. Чернявской, Г.В. Резапкиной.

Актуальность программы состоит в том, что она способствует не только интеллектуальному и творческому развитию учащихся, но и их целостному личностному развитию и совершенствованию. Личность входит в систему общественных отношений, и социальная компетентность является ведущим фактором ее успешности и благоприятной социально-психологической адаптации. Для повышения социально-коммуникативной компетентности в программе предусмотрены блоки «Психология общения» и «Ораторское мастерство».

Особенность программы заключается также в том, что она предусматривает индивидуальные занятия, направленные на развитие у учащихся навыков научно-исследовательской работы, исследования психологических явлений и закономерностей.

Ожидаемым результатом работы по программе выступает готовность выпускников к поступлению и успешной учебе в профессиональных учебных заведениях, что отражает продуктивное личностное и профессиональное самоопределение и дальнейшую самореализацию в профессии.


  1. Участники программы: учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий (15-18 лет).




  1. Цель и задачи программы:

Цель программы: развитие интеллектуального, творческого и личностного потенциала учащихся.

Задачи программы:

  • формировать у учащихся интерес к интеллектуальной, творческой, исследовательской деятельности;

  • формировать мотивацию к самопознанию, саморазвитию, самореализации;

  • развивать у учащихся способность самостоятельно приобретать и применять знания;

  • развивать навыки эффективной работы с большими объемами информации;

  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности, изучения явлений, моделирования, проектирования, постановки и творческого решения проблем;

  • обучать грамотной организации процесса умственного труда;

  • способствовать развитию социальной направленности, социального интереса, активности, мотивации к сотрудничеству;

  • повышать коммуникативную компетентность учащихся;

  • формировать готовность к профессиональному самоопределению.


4. Научные, методологические и методические основания программы.

При разработке программы учитывались основные возрастные характеристики и закономерности развития ребенка на этапе ранней юности. Методологическую основу программы «Исследователь» составляют культурно-историческая теория психического развития ребенка Л.С. Выготского и его учеников, личностно-ориентированная педагогика.

Методическую основу занятий по предложенной программе составляют принципы развивающего обучения, предполагающие направленность на повышение познавательной активности учащихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления и умения организовывать свою умственную деятельность. Необходимо также учитывать специфику предмета психологии – повышая психологическую компетентность учащихся, отслеживать развитие у них рефлексии личностных и учебных достижений, как способности анализировать процесс и результат занятий и осуществлять перенос знаний и умений в другие области своей жизнедеятельности.

Программа имеет в своей основе ряд рекомендаций, необходимых для реализации специалистами:

  • Соотношение теоретического и практического материала должно составлять примерно равные части занятия, так как в старшем подростковом возрасте важно отдавать предпочтение развитию научного мышления, но не забывать и о практической отработке навыков и умений. Теоретическую подачу рекомендуется проводить в проблемно-диалогической технологии, которая оказывает наиболее развивающее воздействие и при которой учащиеся, самостоятельно добывая знания, учатся определять противоречия, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы и формулировать выводы. Данная технология подкрепляет специфику программы, обеспечивая развитие навыков исследования проблемных областей, постановки учебных вопросов и поиска ответов на них.

  • Работу учащихся на занятиях рекомендуется организовывать как во фронтальной, так и в групповой форме.

  • Большое значение имеет создание на занятиях доброжелательной атмосферы, чтобы ребята почувствовали свободу высказывания и творческого самовыражения, поэтому педагог должен обладать высоким педагогическим мастерством и культурой общения, постоянно стремиться к самосовершенствованию, являясь непосредственным примером для учащихся.

  • Важно обеспечение дифференцированного подхода в обучении учащихся, т.е. учитывание их ведущей модальности восприятия информации и когнитивных процессов, индивидуально-психологических особенностей (темперамента, свойств нервной системы, структуры способностей и мотивации), однако при этом необходимо осуществлять развитие и остальных, не доминирующих сенсорных систем, применяя в педагогической деятельности воздействие на все органы чувств учащихся, а выполняя воспитательную функцию, осуществлять мягкую коррекцию личностных параметров.

  • Специфика занятий по психологии состоит также в том, что у учащихся существует возможность познавать свои психологические особенности, и осознано осваивать механизмы саморазвития, чувствуя поддержку педагога, социальное признание. Для реализации исследований рекомендуется использовать валидные и надежные психологические методики.

Таким образом, основной характеристикой данной программы является направленность на достижение продуктивности взаимодействия педагога с учениками, которое можно наблюдать непосредственно, если общение построено на взаимопонимании и взаимоуважении, имеется положительная динамика познавательной сферы учащихся, представлены учебные достижения учеников (научные исследования, творческие проекты, разработки), сохранено эмоционально-психологическое благополучие и имеются перспективы дальнейшего роста обеих сторон педагогического процесса.
5. Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.

Основополагающим блоком программы «Исследователь» является «Эффективная работа с информацией». Содержание данного блока логически выстроено по концентрическому принципу, т.е. имеются сквозные темы «Внимание», «Память», «Мышление» и «Рациональное чтение», которые с учетом возрастных особенностей, на втором и третьем году обучения все более расширяются и углубляются. Такой принцип позволяет не только последовательно обогащать учащихся новыми знаниями, но и актуализировать уже имеющиеся, закреплять полученные навыки и умения на практике.

В начале каждой темы учащиеся с помощью педагога исследуют, изучают собственные особенности психических познавательных процессов, осваивают способы их развития и управления ими в процессе учебной деятельности. В работе по программе предусмотрено большое количество самостоятельных исследований учащихся, направленных на изучение особенностей развития внимания, памяти, мышления, способностей, коммуникативной компетентности, самооценки, темперамента, личностных качеств и свойств, направленности, готовности к саморазвитию и особенностей профессионального самоопределения.

На третьем году обучения блок «Скорочтение», составленный на основе методики М. Зиганова, интегрирует знания учащихся, полученные на предыдущих этапах, и позволяет освоить сложную технику быстрого, качественного чтения объемного материала. Учебный блок «Эффективная подготовка к экзаменам» направлен на практическое комплексное закрепление навыков управления вниманием и памятью в учебной деятельности, навыков организации умственной работы и способствует формированию психологической готовности, осознанности и грамотного подхода учащихся к сдаче экзаменов.

Актуальность программы также в том, что она способствует не только интеллектуальному и творческому развитию учащихся, но и их целостному личностному развитию и совершенствованию. Личность входит в систему общественных отношений, и социальная компетентность является ведущим фактором ее успешности и благоприятной социально-психологической адаптации. Для повышения социально-коммуникативной компетентности в программе предусмотрены блоки «Психология общения» и «Ораторское мастерство».

Особенность программы заключается также в том, что она предусматривает индивидуальные занятия, направленные на развитие у учащихся навыков научной работы, исследования психологических явлений и закономерностей.

Ожидаемым результатом работы по программе выступает готовность выпускников к поступлению и успешной учебе в профессиональных учебных заведениях, что отражает продуктивное личностное и профессиональное самоопределение и дальнейшую самореализацию в профессии. Введенный блок «Профессиональное самоопределение», ориентирован на формирование готовности учащихся к выбору профессии и является оптимальным заключением всего курса занятий по психологии.
6. Структура и содержание программы

Продолжительность обучения по программе 3 года.

I год обучения включает 216 учебных часов (из них 72 часа индивидуальной работы);

II год – 216 учебных часов (из них 72 часа индивидуальной работы);

III год – 216 учебных часов (из них 72 часа индивидуальной работы);

Всего по программе 648 учебных часов.

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 учебных часа (2 индивидуальных).

Наполняемость группы - 15 человек.

Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, к организации занятий: занятия проводятся продолжительностью 40 минут, общая продолжительность в течение учебного дня не превышает 2 часа. Между занятиями проводится десятиминутный перерыв. Занятия проводятся в оборудованных кабинетах согласно расписанию, которое составляется в начале учебного года.

Структура программы.

Каждый год обучения начинается вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся друг с другом, правилами работы в группе, происходит обсуждение учебной программы.

I год обучения включает пять основных блоков:

1 блок - психологическое знание в жизни человека;

2 блок - психология общения;

3 блок - эффективная работа с информацией;

4 блок - ораторское мастерство;

5 блок - индивидуальные занятия.

II год обучения включает пять основных блоков:

1 блок - психологическая компетентность личности;

2 блок - психология общения;

3 блок - эффективная работа с информацией;

4 блок - ораторское мастерство;

5 блок - индивидуальные занятия.

III год обучения включает три основных блока:

1 блок – эффективная работа с информацией;

2 блок – профессиональное самоопределение;

3 блок – индивидуальные занятия.

Расписание создаётся таким образом, чтобы изучение тем из первых блоков шло параллельно с последним блоком (индивидуальные занятия). Таким образом, учащиеся включаются одновременно в различные виды деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, а также исследовательскую.

Каждый год обучения завершается рефлексией учебных достижений и итоговым занятием, которое проводится в виде тренинга.

Программа обучения вариативна, является гибкой в зависимости от специфики коллектива и от сложившейся психолого-педагогической ситуации.

Учащиеся ведут тетради, в которых фиксируют правила работы в группе, основные понятия изучаемых тем, выполняют творческие задания и психологическую диагностику.
Основные методы и приемы обучения

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы и приемы обучения.

В рамках реализации программы мы выбираем следующие методы обучения:

  • словесные: лекции, беседы, диалог;

  • наглядные: демонстрация схем, таблиц, использование технических средств, просмотр видеозаписей;

  • практические: практические задания, тренинги, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций, конкурс, кроссворд, интервью, дискуссия, мозговой штурм и т.д.

Методические приемы: дидактические игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, беседа, анализ текста, показ иллюстраций и др.

При реализации данной программы мы используем следующие формы деятельности учащихся:

  • фронтальные – одновременная работа со всеми учащимися;

  • коллективные – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми воспитанниками;

  • индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповая – организация работы по малым группам;

  • коллективно-групповая – выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;

  • в парах – организация работы по парам;

  • индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

п/п

Основные части занятия

Комментарий


1


Организационный момент

Цель: Создание рабочего настроя, сплочение группы, создание доверия, активизация внимания и интереса к занятию


Деятельность направлена на актуализацию индивидуального опыта подростков, важно почувствовать группу, диагностировать состояние детей, чтобы скорректировать план работы занятия.

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

2

Основная часть

Цель: развитие интеллектуального, творческого и личностного потенциала, исходя из целей конкретного занятия и этапа работы


Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение, благодаря которому ребята получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность теоретических знаний, психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательной сферы, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности.

3

Завершающая часть

Цель: Подведение итогов занятия, оценивание знаний, умений и навыков подростков



Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.

Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Домашнее задание или «мостик» к следующему занятию.

Ритуал прощания.



Структура занятий

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний воспитанниками. Каждое занятие включает в себя 3 части: организационный момент, основную часть, завершающую часть.
Формы и виды контроля

Для контроля усвоения учебной программы предусмотрены диагностические работы:

обязательные – полугодовая и итоговая;

промежуточные – по усмотрению педагога в конце наиболее объемных тем. Контрольные срезы проводятся в различных формах. Предполагаются внутригрупповые и межгрупповые конкурсы, турниры, конференции, игровые процедуры, а также индивидуальные и групповые самостоятельные творческие работы разных уровней.


Вид контроля

Цель

Формы

Текущий контроль

Определение степени усвоения учебной информации и овладения навыками в процессе изучения темы.

Беседы по пройденному материалу, самопроверка и взаимопроверка учащихся, самостоятельные работы, практические задания.

Тематический контроль

Определение степени усвоения учебной информации и овладения навыками по итогам изучения разделов программы.

Творческие работы, тестирование, составление и решение кроссвордов, участие в конкурсах, проверочные практические и теоретические задания.

Итоговый контроль

Проверка степени усвоения учебной информации и овладения навыками учащихся по итогам каждого года обучения.

Собеседование, контрольные работы, написание учащимися рефератов и докладов, исследовательских работ, а также анализ и самоанализ учебной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 12. Психолого-педагогическая коррекция
Целью курса “Психолого-педагогическая коррекция” является изучение и практическое освоение способов психологической помощи детям,...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогическая антропология»
...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconКонкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой...
Методические рекомендации: урок под таким названием проводится для учащихся 5-7 классов. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconЛучшая просветительская программа Просветительская программа. Гтрк...
Просветительская программа. Гтрк «Пермь». «Оберегая традиции». Передача 1-ая и 2-ая. Автор Анна Шулюпина
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б8 «Психолого-педагогическая...
Б8 «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая...
Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconБюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для...
Система психологической, социальной и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая...
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Бакалавр по направлению подготовки 034300. 62 Физическая культура готовится к основным видам профессиональной деятельности: педагогическая;...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconПсихология девиантных подростков. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике само­го отклоняющегося поведения. Так,...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconПсихологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы:...
Ы сходства и расхождения рассмотрения этих понятий во взглядах психологов и педагогов. Сформулирован вывод о конвергенции понятий...
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconИсследователь. Преподаватель-исследователь
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» icon1. этапы развития и предмет экономической теории
Экономическая теория. По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Исследователь», «Преподаватель-исследователь»
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» iconПедагогическая технология в сфере педагогики (обучение, воспитание),...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск