Скачать 418.34 Kb.
|
Паспорт программы Наименование программы: образовательная программа объединения «Кукольный театр «Петрушка». Автор программы: Самсонова Майя Вячеславовна. Должность: педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Вожегодский районный ДДТ». Рецензент: Телефон: +79814438417 География программы: п. Вожега Вологодской области Целевые группы: программа предусматривает вступление в кружковое объединение детей в возрасте 9 - 14 лет, состав групп- 10 человек, социальный статус воспитанников- дети и семей социального статуса- полных, неполных, молообеспеченных; занятия проводятся на первом и втором году обучения- два раза в неделю по два академических часа (144 ч. в год), на третьем году обучения- три раза в неделю по два академических часа (216 ч. в год). Цель программы: Дать комплекс знаний умений и навыков в области искусства театра кукол для развития разносторонних творческих способностей детей в процессе создания кукольного образа и его «оживления» с необходимым актёрским мастерством и владением сценической речью. Направленность программы: развивающая художественная деятельность. Срок реализации программы: 3 года. Вид программы: адаптированная. Уровень реализации программы: начальное, основное общее образование. Уровень освоения программы: общекультурный. Краткое содержание программы: Актуальность предлагаемой программы «Кукольный театр «Петрушка» заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра. Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Театрализованная деятельность программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала. Пояснительная записка Вы никогда не думали, как хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессионалов». К.С.Станиславский. Проблема содержательного досуга детей и подростков сегодня очень актуальна. Дети далеко не всегда способны распорядиться своим свободным временем. А родители, по последним данным статистики, бывают вместе с детьми не более двух часов в сутки, не считая сна. Кроме того, общение детей и родителей происходит преимущественно во время телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже при обсуждении книг и журналов, ещё реже в совместных прогулках и играх. И это понятно, ведь жить сегодня очень трудно. Следовательно, родители вправе сегодня рассчитывать на помощь спортивных клубов, Дворцов культуры и, конечно же, Домов творчества – учреждений, занимающихся досугом детей. В то же время из всего разнообразия занятий, которые предлагаются детям, одна из наиболее интересных и близких для детей младшего и среднего школьного возраста – игра, представление, театр. Сегодня часто слышится фраза «потерянное поколение». Чтобы этого не происходило, вся система народного образования, а как часть его, дополнительное образование, должны повернуться к истокам русских традиций, русской духовности. Одним из способов такого поворота является возрождение детских народных театров, театров кукол. Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким и чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Приобщаясь к театру, ребята начинают мыслить шире, у них появляется интерес и литературе и истории. В младшем и среднем возрасте театральная деятельность помогает заложить основы духовности и нравственности. Организация театра кукол – одна из форм работы с детьми в области художественного воспитания, первое приобщение к искусству. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в развитии умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания детей. Программа по виду является модифицированной; по типу и уровням усвоения – общекультурная; по формам организации учебного процесса – групповая; по классу – познавательная. Данная программа составлена на основе «Программы обучения детей «Театр кукол» Татьяны Кузнецовой, опубликованной в журнале «Я вхожу в мир искусств. Театр, где играют куклы», № 9 (25) / 1999 г. и адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Вожегодский районный ДДТ». Образовательная программа не предполагает подготовку обучающихся в профессиональные учебные заведения, но ставит социальную значимость театрального образования детей для общества. Выполнение этой программы позволяет воспитать эстетически развитого гражданина, который может эффективно использовать свой театральный опыт в другой профессии, даже далёкой от театра. Цель: Дать комплекс знаний умений и навыков в области искусства театра кукол для развития разносторонних творческих способностей детей в процессе создания кукольного образа и его «оживления» с необходимым актёрским мастерством и владением сценической речью. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Организация образовательной деятельности выстраивается согласно нормам СанПиНа. Срок реализации программы -3 года . Первый год: Первый год рассчитан на детей 9-10 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа (144 часа в год). Наполняемость групп – не менее 10 человек. Форма проведения занятий – групповая. Второй год обучения: Второй год рассчитан на детей в возрасте 10- 12 лет Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа (144 часа в год). Наполняемость групп – не менее 10 человек. Форма проведения занятий – групповая. Третий год обучения: Третий год рассчитан на детей в возрасте 12-14 лет. Занятия проводятся три раза в неделю по 2 академических часа (216часов в год). Наполняемость групп – не менее 10 человек. Формы проведения занятий: - групповые; - творческие мини - группы; - индивидуальные занятия. Ожидаемые результаты По итогам освоения программы «Кукольный театр «Петрушка», обучающиеся должны знать и уметь: Знать: - Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол. - Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира. - Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки. - Владеть элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира. - Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол. - Понимать смысл изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним, умение передать это зрителям. - Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки. - Владеть элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира. Уметь: - Уметь элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей. - Уметь логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимать смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи. - Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению кукол в технике папье-маше. - Уметь работать с куклой на ширме и без неё. - Владеть практическими навыками по изготовлению кукол и декораций. - Уметь передать характер персонажа голосом и действием. - Уметь работать с куклами различных систем. - Уметь работать с куклой на ширме и без неё. - Владеть практическими навыками по изготовлению кукол и декораций. Условия реализации учебной программы:
Создание материальной части спектакля опережает репетиционную работу, т.к. без кукол репетиции невозможны. Учебно- тематический план объединения «Кукольный театр «Петрушка» 1 год обучения.
Всего: 144 33 111 Содержание программы 1. Вводное занятие. Теория: «Занавес открывается» Знакомство с детьми. С правилами поведения в творческом объединении, рассказ о плане работы творческого объединения. Практика: Знакомство учащихся со специальной литературой. Просмотр журналов, книг, наглядных пособий. 2.Экскурс в мир кукол «В гости к кукле» Теория: «В гости к кукле» Рассказ об искусстве театра кукол, показ кукол разных систем. Практика: Традиционная игрушка русского народа – Петрушка. 3. Работа по изготовлению кукол «Дам жизнь кукле» Теория: Техническое моделирование с элементами художественного конструирования: Знакомство с техникой папье-маше, изготовление болванок ( глина, пластилин ) Практика: - Маширование – первый способ техники папье-меше: изготовление клейстера, выклеивание, сушка. - Снятие бумажных головок с болванок, склеивание частей, обклеивание чулком, марлей, сушка. - Грунтовка, зашкуривание, лакировка. - Окрашивание, сочетание цветовых гамм (акварель, гуашь, масляная краска, лакировка) - Оформление головки, парик, атрибуты. - Конструирование из ткани: - Шаблон, выкройка, разметка, раскрой ткани. - Рубашка-перчатка, обмер руки, изготовление выкройки, шов-строчка, назад иголка. Оформление куклы ( бросовый материал ). |
Конспект учебного занятия творческого объединения Кукольный театр.... ... | Урок литературы «Озорник Петрушка» Для проектирования выбрана тема – сценическая постановка народной пьесы «Озорник Петрушка», определен предполагаемый результат –... | ||
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является... А. И. Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Играем в кукольный... | Конспект занятия кружка «Кукольный театр» по теме "Интонация и персонаж кукольного спектакля" Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытое мероприятие Конспект проведения кружка: «Расскажи сказку» кукольный театр. Тема: Русская народная сказка «Теремок» | Программа «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:... Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,... | ||
Программа кружка «Кукольный театр» Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет... | Программа театральной студии «Вся жизнь театр» Программа театральной студии «Вся жизнь театр» является программой культурологической направленности и составлена на основе авторской... | ||
Образовательная программа «театр танца» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №71 | Реферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им... «Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить... | ||
План работы кружка “Театр… Театр ” Знакомство со стилем «Джаз-модерн», разминка, основные позиции рук, ног, изоляция | Урока: Физическое воздействие Как часто вы ходите в театр? Любите ли вы театр? Когда последний раз были в театре? Что смотрели? | ||
План работы городского методического объединения педаг огов по направлению... Тема: «Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства в условиях обновления содержания образования, модернизации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пальчиковый театр из сказки «Репка»; мягкая игрушка кот, настольный театр по сказке «Репка» | ||
Консультация для родителей малышей ««Дела игрушечные» или в нашей группе есть театр» Рассмотрение Плана финансово-хозяйственной деятельности гаук ао «Архангельский театр кукол» на 2012 год | Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) Ведущая идея – развитие экологического сознания и культуры, забота о растениях и животных своего края |