Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трубачевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
________Горковенко И.Д
Протокол № 1
от 30.08.2012 г.
| Согласовано
и.о. заместитель директора по УВР
_________ Плотникова Е.В.
01.09.2012
| Утверждаю
Директор школы
________Шлёнкина С.Б.
Приказ № 87
от 01.09.2012г.
| Авторская программа
Программа кружка «Кукольный театр»
1 класс
Кол-во часов: 34
Ерохина Ирина Владимировна
2 квалификационная категория
Трубачево, 2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Направленность программы дополнительного образования «Кукольный театр»
-развитие творческих способностей учащихся, овладение навыками коллективного взаимодействия и общения;
Новизна программы
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности
Цель:
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;
-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Формирование Универсальных Учебных Действий
Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Формы проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Организация процесса В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная.
При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить к идее заключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Устав кружка.
Права членов кружка:
- членом кружка может стать каждый учащийся, любящий кукольное искусство и желающий принимать участие в постановке спектаклей;
- член кружка имеет право самостоятельно изготавливать простейшие перчаточные куклы;
- члены кружка имеют право показывать свои спектакли сверстникам, дошколятам, старшеклассникам, родителям.
Обязанности членов кружка:
- член кружка обязан строго соблюдать дисциплину, регулярно посещать занятия;
- добросовестно выполнять все задания;
- бережно относиться к куклам и декорациям;
- расширять свой кругозор в области театрального искусства.
Учебно – тематический план №
| Основные блоки
| Количество часов
| Всего
| Теория
| Практика
| 1
| Вводное занятие
| 1
| 1
|
| 2
| Таинственные превращения
| 2
| 2
|
| 3
| Работа над выбранной для спектакля пьесой
| 20
|
| 20
| 4
| Изготовление кукол и бутафории
| 2
|
| 2
| 5
| Выбор для спектакля пьесы
| 4
| 4
|
| 6
| Показ пьесы детям
| 4
|
| 4
| 7
| Ремонт кукол
| 1
|
| 1
| Всего
| 34
| 7
| 27
| Планирование занятий кружка
№
| Дата
| Тема
| Краткое содержание
| 1
|
| Вводное занятие. Театр. Его истоки.
| Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
| 2
|
| Таинственные превращения.
| Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.
| 3
|
| Выбор для спектакля пьесы.
| Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравилась ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении?
| 4
|
| .Распределение ролей.
| Чтение произведения. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
| 5
|
| Отработка чтения.
| Чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
| 6
|
| Обработка чтения каждой роли.
| Репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа).
| 7-8
|
| Обучение работе над ширмой.
| надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
| 9
|
| Обучение работе над ширмой.
| Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.
| 10
|
| Генеральная репетиция.
| Изготовление кукол и бутафории.
.
| 11
|
| Показ пьесы детям.
|
| 12
|
| Выбор пьесы.
| Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.
| 13
|
| Читки по ролям.
| Глубокий и детальный разбор пьесы.
| 14
|
| Репетиция пьесы.
| Изготовление бутафории и кукол для пьесы.
| 15
|
| Репетиция пьесы.
| Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
| 16
|
| Репетиция пьесы.
| Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
| 17
|
| Генеральная репетиция.
| Звуковое оформление спектакля.
| 18
|
| Показ пьесы детям.
|
| 19
|
| Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся.
| Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
| 20
|
| Распределение роли и чтение произведения учащимися.
| . Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
| 21
|
| Обработка чтения каждой роли.
| Индивидуальная работа. Отработка интонации.
| 22
|
| Репетиция пьесы.
| Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.
| 23
|
| Репетиция пьесы.
| Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели.
| 24
|
| Репетиция пьесы.
| Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
| 25
|
| Генеральная репетиция.
| Музыкальное оформление.
| 26
|
| Показ пьесы детям “как собака искала себе друга”.
|
| 27
|
| Выбор для спектакля пьесы.
| Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.
| 28
|
| Распределение ролей.
| Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.
| 29
|
| Читка по ролям.
| Работа с куклой на ширме.
| 30
|
| Репетиция пьесы.
| Изготовление кукол и бутафории.
| 31
|
| Репетиция пьесы.
| Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.
| 32
|
| Генеральная репетиция. Звуковое оформление.
| Звуковое оформление.
| 33
|
| Выступление перед детьми.
|
| 34
|
| Ремонт кукол
|
|
Методическая литература:
Т.Н. Караманенко “Кукольный театр” М. 2001;
газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;
Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.
Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.
И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010
|