Программа кружка «Кукольный театр»





Скачать 153.37 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Кукольный театр»
Дата публикации24.07.2014
Размер153.37 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трубачевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании МО

________Горковенко И.Д

Протокол № 1

от 30.08.2012 г.


Согласовано

и.о. заместитель директора по УВР

_________ Плотникова Е.В.

01.09.2012

Утверждаю

Директор школы

________Шлёнкина С.Б.

Приказ № 87

от 01.09.2012г.

Авторская программа

Программа кружка «Кукольный театр»

1 класс

Кол-во часов: 34

Ерохина Ирина Владимировна

2 квалификационная категория

Трубачево, 2012 2013 учебный год

Пояснительная записка
     Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Направленность программы дополнительного образования  «Кукольный театр»

-развитие творческих способностей учащихся, овладение навыками коллективного взаимодействия и общения;

Новизна программы 

деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

        - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

        - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности

 Цель:

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;

      -воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

         Задачи:

  • Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

  • научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни; 

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

       

Формирование Универсальных Учебных Действий

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Формы проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская образа

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • посещение спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия

  • выступление

 

Организация процесса
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная.

При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить к идее заключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Устав кружка.

Права членов кружка:

- членом кружка может стать каждый учащийся, любящий кукольное искусство и желающий принимать участие в постановке спектаклей;

- член кружка имеет право самостоятельно изготавливать простейшие перчаточные куклы;

- члены кружка имеют право показывать свои спектакли сверстникам, дошколятам, старшеклассникам, родителям.

Обязанности членов кружка:

- член кружка обязан строго соблюдать дисциплину, регулярно посещать занятия;

- добросовестно выполнять все задания;

- бережно относиться к куклам и декорациям;

- расширять свой кругозор в области театрального искусства.

Учебно – тематический план



Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Таинственные превращения

2

2

 

3

Работа над выбранной для спектакля пьесой

20

 

20

4

Изготовление кукол и бутафории

2

 

2

5

Выбор для спектакля пьесы

4

4

 

6

Показ пьесы детям

4

 

4

7

Ремонт кукол

1

 

1

Всего

34

7

27

Планирование занятий кружка



Дата

Тема

Краткое содержание

1




Вводное занятие. Театр. Его истоки.

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

2




Таинственные превращения.

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

3




Выбор для спектакля пьесы.

Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравилась ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении?

4




.Распределение ролей.

Чтение произведения. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

5




Отработка чтения.

Чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

6




Обработка чтения каждой роли.

Репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа).

7-8




Обучение работе над ширмой.

надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

9




Обучение работе над ширмой.

Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

10




Генеральная репетиция.

Изготовление кукол и бутафории.

.

11




Показ пьесы детям.




12




Выбор пьесы.

Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

13




Читки по ролям.

Глубокий и детальный разбор пьесы.

14




Репетиция пьесы.

Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

15




Репетиция пьесы.

Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

16




Репетиция пьесы.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

17




Генеральная репетиция.

Звуковое оформление спектакля.

18




Показ пьесы детям.




19




Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся.

Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

20




Распределение роли и чтение произведения учащимися.

. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

21




Обработка чтения каждой роли.

Индивидуальная работа. Отработка интонации.

22




Репетиция пьесы.

Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.

23




Репетиция пьесы.

Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели.

24




Репетиция пьесы.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

25




Генеральная репетиция.

Музыкальное оформление.

26




Показ пьесы детям “как собака искала себе друга”.




27




Выбор для спектакля пьесы.

Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.

28




Распределение ролей.

Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.

29




Читка по ролям.

Работа с куклой на ширме.

30




Репетиция пьесы.

Изготовление кукол и бутафории.

31




Репетиция пьесы.

Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.

32




Генеральная репетиция. Звуковое оформление.

Звуковое оформление.

33




Выступление перед детьми.




34




Ремонт кукол





Методическая литература:


  1. Т.Н. Караманенко “Кукольный театр”  М. 2001;

  2. газета: “Начальная школа”, .№30, 1999 г;

  3. Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.

  4. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений) М., 1999 г.

  5. И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «Кукольный театр» iconПрограмма «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:...
Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,...
Программа кружка «Кукольный театр» iconКонспект занятия кружка «Кукольный театр» по теме "Интонация и персонаж кукольного спектакля"
Тренинг с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе)
Программа кружка «Кукольный театр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытое мероприятие Конспект проведения кружка: «Расскажи сказку» кукольный театр. Тема: Русская народная сказка «Теремок»
Программа кружка «Кукольный театр» iconПлан работы кружка “Театр… Театр ”
Знакомство со стилем «Джаз-модерн», разминка, основные позиции рук, ног, изоляция
Программа кружка «Кукольный театр» iconОбразовательная программа объединения «Кукольный театр «Петрушка»
Должность: педагог дополнительного образования мбоу дод «Вожегодский районный ддт»
Программа кружка «Кукольный театр» iconПрограмма обучения по основам искусства кукольного театра является...
А. И. Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Играем в кукольный...
Программа кружка «Кукольный театр» iconКонспект учебного занятия творческого объединения Кукольный театр....
...
Программа кружка «Кукольный театр» iconПрограмма театральной студии «Вся жизнь театр»
Программа театральной студии «Вся жизнь театр» является программой культурологической направленности и составлена на основе авторской...
Программа кружка «Кукольный театр» iconРеферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им...
«Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить...
Программа кружка «Кукольный театр» iconУрока: Физическое воздействие
Как часто вы ходите в театр? Любите ли вы театр? Когда последний раз были в театре? Что смотрели?
Программа кружка «Кукольный театр» iconКонспект занятия театрального кружка по теме: «Театр в гостях у воспитанников...
Цель: вызвать у детей стремление развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть; быть терпеливыми, мириться...
Программа кружка «Кукольный театр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пальчиковый театр из сказки «Репка»; мягкая игрушка кот, настольный театр по сказке «Репка»
Программа кружка «Кукольный театр» iconКонсультация для родителей малышей ««Дела игрушечные» или в нашей группе есть театр»
Рассмотрение Плана финансово-хозяйственной деятельности гаук ао «Архангельский театр кукол» на 2012 год
Программа кружка «Кукольный театр» iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа кружка «Кукольный театр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детскую игровую программу открывает музыкальный театр «Петушок» Лауреаты и обладатели Золотой медали XI краевого фестиваля им. Д....
Программа кружка «Кукольный театр» iconКраткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи»
Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск