Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет)





Скачать 233.5 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет)
Дата публикации13.11.2014
Размер233.5 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > География > Образовательная программа







«Утверждаю»

Директор

МБОУ г. Астрахани «СОШ №27»

 Е. В. Муратова

_____.___.13.

  ___________
Дополнительная

общеобразовательная программа
«Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет)

Название курса (кружка, секции)


МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 27»
(Направленность – эколого-краеведческая)
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № _1_ от 26.08. 2013г.

 

Астрахань - 2013

  1. Пояснительная записка



Программа позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников, так как экологическое образование предполагает развитие установки на этическое поведение в природе и социуме и её личностное осознание.

Ведущая идея – развитие экологического сознания и культуры, забота о растениях и животных своего края.

Программа внеклассного курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования с учетом требований к уровню подготовки учащихся начальной школы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, (9-10лет) опирается на теоретический, практический опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Отведено на изучение 120 часов.

Программа может быть реализована при проведении внеурочной воспитательной работы.

Программа составлена из расчета два занятия в неделю.

Обучение курса «Экологический театр» следует начинать с 3 класса.

Изучаемый материал в каждом последующем классе включает в себя содержание предыдущего, но рассматривается на более высоком уровне, углубляя и расширяя знания детей.

3 класс – 60часов, 2 раза в неделю

4 класс – 60 часов, 2 раза в неделю.

Цель курса: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  3. Обучить распознаванию основных видов растений и животных Астраханской области на экскурсиях, по коллекционным и гербарным образцам;

  4. Воспитывать ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.

  5. Способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.), развивать кругозор учащихся, творческие способности.


Программа может быть представлена интегрированными курсами уроков и дополнительного материала на занятиях кружка.

Программа экологического кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:

- научно-познавательного;

- ценностного;

- нормативного;

- практически - деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно - практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие.

Нормативный аспект содержания экологического образования - это правила

(предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. При разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.

Практически - деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

Новизна данной программы состоит в ориентации учащихся на более углубленное изучение экологии в области охраны природы и в включении кружковцев в научно-исследовательскою деятельность.

При построении программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

 познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Экологический театр»)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, сочинением сказок на экологическую тему, репетиция спектакля способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Принципы:

  • системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

  • Основные организационные формы: игра - путешествие, комбинированный урок, видео - уроки, компьютерные презентации, уроки – дискуссии, уроки – исследования, урок – проект, урок – спектакль.

  • При подготовке и проведении занятий хорошим познавательным материалом служат книги А. А. Плешакова «Зелёные страницы», «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», детская энциклопедия «Экология».


При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, фрагменты экологических спектаклей.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Формы контроля:

- сообщения;

- мини-сочинения;

- листовки;

- рисунки, плакаты.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся являются:

- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- активное участие в коллективной познавательной деятельности.

- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды;

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.


  1. Содержание программы.

1 год обучения


  1. Введение. Что такое экология? (1 час)

  2. Экология и мы. (6 часов)

Что такое окружающая среда и окружающая природа?

Человек и мир природы.

  1. Неживое в природе (12 часов)

Экскурсия в осенний парк.

Солнце – источник тепла и света.

Берегите воду!

Почва. Состав и свойства.

Прогноз погоды.

Народные приметы.

  1. Живая природа. Связи между живой и неживой природой. (6 чаов)

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни.

Вода и жизнь.

Воздух и жизнь.

  1. Растения. Будем любить растения! (16 часов)

Будь природе другом!

Какие деревья растут у тебя во дворе.

Комнатные растения.

Где мы растём и почему?

Лесные Айболиты.

Царство грибов

Первые цветы.

  1. Жизнь животных. (12 часов)

Страница, которая рассказывает о зимней жизни птиц. Помоги птицам зимой.

О жизни разных птиц

Круглый стол «В мире животных»

Динозавры.

Экскурсия в весенний парк.

Возвращение птиц в родные края

  1. Почему нужно защищать природу? (7 часов)

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

Загадки окружающего мира.

Отчётный спектакль.

Экскурсия в летний парк.

Итоговое занятие. Задания на лето знатокам природы родного края.
2 год обучения.

  1. Введение. Земля и человечество. (1 час)

  2. Природа России. (14 часов)

Пояса земли.

Зона Арктических пустынь.

Зона тундры.

Лесная зона.

Зона степей.

Зона пустынь.

Моря, озера, реки.

  1. Наш край. (27 часов)

Поверхность нашего края.

Подземные богатства.

Водоёмы нашего края: реки, озёра, ручьи.

Экскурсия в водоём города.

Птицы нашего города.

Водное царство.

Земля кормилица.

Лес – «лёгкие».

Лес бесценный дар природы.

Экскурсия на экологическую тропу.

Привал «Боровичок».

Жизнь луга.

Экологическая акция «Защити первоцветы».

Деревья и кустарники нашего края.

Роль лекарственных растений в жизни человека.

Заповедный мир природы.

Красная книга России.

Буклет «Природа родного края»

  1. Мир глазами эколога. (18 часов)

Мониторинг загрязненности водоёмов.

Мониторинг загрязненности воздуха.

Загрязнение окружающей среды автотранспортом.

Редкие и исчезающие птицы родного края.

Редкие и исчезающие растения родного края.

Занятие – дискуссия. Экологические катастрофы.

Викторина «Природа и мы».

Итоговое занятие. Золотое правило.
Планируемые результаты
К концу 1-года обучения учащиеся должны знать:

  • неживое и живое в природе;

  • основные группы животных и растений и их приспособленность к условиям существования;

  • влияние деятельности человека на условия жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.


Иметь представление о понятиях:

  • экология;

  • окружающая среда;

  • прогноз погоды;

  • живая природа;

  • неживая природа;

  • источник тепла;

  • почва;

  • воздух;

  • царство грибов;


а так же уметь:

  • выполнять экологически сообразные правила поведения в природе;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости.


К концу 2- года обучения учащиеся должны знать:

  • природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

  • основные виды растений и животных различных экосистем;

  • названия морей, рек, озер, гор России и положение их на карте;

  • поверхность земли, полезные ископаемые, названия рек родного края;

  • различия съедобных и несъедобных грибов;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;


Иметь представление о понятиях:

  • зона тундры;

  • зона Арктических пустынь;

  • лесная зона;

  • зона пустынь;

  • зона степей;

  • моря, озёра, реки;

  • поверхность земли;

  • подземные богатства;

  • первоцветы;

  • лекарственные растения;

  • заказники;

  • заповедники;

  • памятники природы;

  • экологические катастрофы;



а так же уметь:

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • различать природные зоны России по отличительным признакам;

  • устанавливать сходства и различия зон России;

  • исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;

  • выполнять задания творческого характера;

  • составлять план ответа;

  • самостоятельно построить структурно – логическую схему.

  • наблюдать приметы и явления природы по плану;

  • ставить простейшие опыты;

выражать свое отношение к природе и людям в игре и в практической деятельности в виде рисунков, сказок, сочинений, поделок.

Учебно – тематическое планирование

3 класс.





Название темы

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

Что такое экология?

1




2

Экология и мы

2




3

Что такое окружающая среда и окружающая природа?

1




4

Человек и мир природы

2




5

Не живое в природе.

Экскурсия в осенний парк.





2

6

Неживая природа

2




7

Солнце – источник тепла и света.

1




8

Берегите воду!

2




9

Почва. Состав и свойства.

2




10

Прогноз погоды





1

11

Народные приметы




1

12

Живая природа. Связи между живой и неживой природой. Живая природа.

2




13

Вода и жизнь

2




14.

Экскурсия в зимний парк.




2

15

Воздух и жизнь

2




16

Растения

Будь природе другом!




2

17

Угадай экологический знак




1

18

Какие деревья растут у тебя во дворе

1




19

Комнатные растения

1

1

20

Где они растут?




1

21

Лесные Айболиты

1

2

22

Царство грибов

1




23

Первые цветы

1

1

24

Жизнь животных

1




25

Страница, которая рассказывает о зимней жизни птиц. Помоги птицам зимой.

1

2

26

О жизни разных птиц

1

1

27

Круглый стол «В мире животных»




1

28

Экскурсия в весенний парк.




2

29

Возвращение птиц в родные края

1

1

30

Почему нужно защищать природу?

2

2

31

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга. Красная книга России.

2




32

Экскурсия в летний парк.




2

33

Загадки окружающего мира




2

34

Итоговое занятие. Задания на лето знатокам природы.




1



4 класс.

Учебно - тематический план





Название темы


Количество часов

теория

практика

1 раздел. Земля и человечество

1.

Введение. Земля и человечество.

1




2 раздел. Природа России.

2.

Пояса земли.

1




3.

Зона Арктических пустынь.

1




4

Зона тундры.

1




5

Лесная зона.

1




6

Зона степей.

1

1

7

Зона пустынь.

1

1

8

Моря, озера, реки.

1

1

3 раздел. Наш край.

9

Поверхность нашего края.

1

1

10

Подземные богатства.

1

2

11

Водоёмы нашего края: реки, озёра, ручьи.

1

1

12

Экскурсия на водоём города.




2

13

Помоги птицам зимой

1

1

14

Водное царство.

1

1

15

Земля кормилица.

1

1

16

Лес – «лёгкие» планеты.

1

1

17

Лес - бесценный дар природы.

1




18

Отчётный спектакль театра




3

19

Привал «Боровичок».

1

1

20

Жизнь луга.

1




21

Экологическая акция «Защити первоцветы».

1

1

22

Деревья и кустарники нашего края.

1

1

23

Роль лекарственных растений в жизни человека.

1

1

24

Заповедный мир природы.

1

1

25

Красная книга России.

1




26

Буклет «Природа родного края»

1

1

4 раздел. Мир глазами эколога.

27

Мониторинг загрязненности водоёмов.

1

1

28

Мониторинг загрязненности воздуха.

1

1

29

Загрязнение окружающей среды автотранспортом.

1

1

30

Редкие и исчезающие птицы родного края.

1

1

31

Редкие и исчезающие растения родного края.

1

1

32

Занятие – дискуссия. Экологические катастрофы.

1

1

33

Викторина «Природа и мы».




1

34

Итоговое занятие. Золотое правило.




1



Показатели эффективности достижения

планируемых результатов программы


Показатели

Степень выраженности

оцениваемого качества

Возможное

кол-во баллов

Кол.

обуч-ся

%

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);

2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);

3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1 балл

5 баллов

10 баллов








Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям


1.минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой);

2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);

3.максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1 балл

5 баллов

10 баллов








Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

 

1.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

2.репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

3.творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). 

1 балл
5 баллов

10 баллов








Умение аккуратно выполнять работу


Аккуратность и ответственность в работе

Удовлетв.

Хорошо

Отлично




Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Удовлетв.

Хорошо

Отлично






Литература для учителя.


    1. Учебное пособие. Экология: учебное пособие/ А.В. Тотай [и др.]; под общ.ред. А. В. Тотая. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

    2. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.-256 с.-(мастерская учителя).

    3. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -96 с.- (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

    4. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314, [ 1 ] c/ - (с нашим классным – жизнь прекрасна!).

    5. Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995.

    6. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

    7. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2010/2.

Литература для учащихся.

      1. Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач.кл./ А. А. Плешаков. -8-е изд.- М. : Просвещение, 2006. – 223 с. : ил.- (Зелёный дом).-ISBN 5-09-013501-0.

      2. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

      3. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 1999 .


Электронные ресурсы:

        1. Электронное пособие « Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconДополнительная образовательная программа детей 9-17 лет на 5 лет обучения Принята на
...
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconОбразовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации...
Образовательная программа: рби-росс для детей 7 17 лет (срок реализации 8 (9) лет). – Нытва, 2011. с. 68
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconДополнительно-образовательная программа «Театр моды «Виренея» для...
Возраст обучающихся – 11–16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения (432 часа)
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconСпортивно-образовательная программа ано «Оргкомитет «Сочи 2014» «Дети...
Подготовка, организация и поэтапное проведение соревнований школьных команд из детей 10-14 лет
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 Экологический туризм...
Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма...
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас»
Дополнительна образовательная программа «Мир вокруг нас» реализуется для детей 9–11 лет
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconДетского Творчества «Хибины» г. Кировска»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы хореографии» для детей 5-6 лет направлена на создание условий...
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconОтделение по дошкольному образованию работает в режиме 12-ти часового...
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconДополнительная образовательная программа отделения хореографии «История...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 1 Экологический туризм...
Всемирная туристская организация признала экологический туризм наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением туризма...
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «эстрадные танцы. Ритмика»
Программа по своему типу адаптирована по организации учебного процесса краткосрочная, направленность – физкультурно-спортивная, предназначена...
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconМетодическая разработка Экологический эрудицион «свалка по имени земля»
И большая роль в ней отводится интеллектуально-познавательным играм. Данный экологический эрудицион знакомит детей со сложной проблемой...
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconДополнительная образовательная программа «Музыкальная литература»...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconМетодическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений...
Охватывает в своей работе малышей в возрасте от 1 года, а запрос родителей на получение консультативной помощи нередко касается вопросов...
Образовательная программа «Экологический театр» (для детей 8 – 10 лет) iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск