Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга





Скачать 123.1 Kb.
НазваниеГбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Дата публикации06.11.2014
Размер123.1 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Спорт > Реферат


ГБОУ ДОД ДЮСШ № 2 Василеостровского района Санкт-Петербурга

отделение лёгкой атлетики

На правах рукописи


Зайко Дмитрий Сергеевич

(к.п.н., тренер-преподаватель по легкой атлетике высшей категории)


Индивидуализация специальной физической подготовки прыгунов в высоту с учетом особенностей дугообразного разбега

Санкт- Петербург 2012

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.………………………………………………………….4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...6

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...8

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в прыжках в высоту наблюдается тенденция к увеличению скорости разбега и уменьшению времени отталкивания.

В настоящее время в теории и методике подготовки прыгунов в высоту вопрос приоритета повышения скорости или развития прыгучести остается спорным. Технике выполнения отталкивания посвящено множество работ, в то время как совершенствование техники разбега и повышение его скорости является менее изученным. По мнению ряда авторов, увеличение скорости разбега и сокращение времени отталкивания позволит без увеличения силового компонента повысить мощность отталкивания.

В теории высказываются мнения о необходимости применения специфических для прыжков в высоту средств тренировки в условиях действия центробежной силы, но они не находят отражения в тренировочных планах.

Выше сказанное определяет актуальность исследования.

На основании полученных из научно - методической литературы и Интернет ресурсов данных нами было выдвинуто предположение: что результаты прыжка вверх с дугообразного разбега определяется не только уровнем скоростно-силовой подготовленности спортсмена, но и его умением реализовать свои возможности в условиях действия центробежной силы. Индивидуализация тренировочных нагрузок, квалифицированных прыгунов в высоту на основе методики, учитывающей уровень специальной физической подготовленности, соотношение результатов в упражнениях, выполняемых по прямой и в условиях действия центробежной силы, динамику данных показателей у каждого спортсмена, повысит эффективность тренировочного процесса.

Цель работы: обоснование методики индивидуализации специальной физической подготовки в прыжках в высоту способом «фосбери-флоп» на основе повышения эффективности реализации скоростно-силового потенциала в специфических условиях дугообразного разбега.

Задачи исследования:

1. Определить взаимосвязь компонентов специальной физической подготовленности прыгунов в высоту различной квалификации.

2. Выявить временные и пространственные характеристики техники разбега в соревновательных прыжках спортсменов различной квалификации.

3. Выявить состав тренировочных средств прыгунов в высоту квалификации I-КМС, направленных на повышение скоростных и скоростно-силовых качеств и совершенствование техники разбега.

4. Разработать и экспериментально обосновать методику использования средств сопряженного воздействия, направленную на повышение специальной физической подготовленности и совершенствование техники разбега у прыгунов в высоту квалификации I-КМС с учетом индивидуальных особенностей подготовленности спортсменов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Научная новизна работы заключается в экспериментальном обосновании направлений совершенствования техники разбега у прыгунов в высоту, которые будут определяться с учетом взаимосвязи различных компонентов специальной физической подготовленности прыгунов с высотой прыжка вверх с дугообразного разбега, анализа техники разбега в соревновательных прыжках, структуры специальной физической подготовленности спортсменов различной квалификации и динамики данных показателей на протяжении годичного цикла.

Организация исследования

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе оно было направлено на изучение научно-методической литературы. Были выявлены следующие особенности техники прыжка в высоту, методики обучения, способов регистрации техники:

1. Современная техника прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» характеризуется повышением скорости разбега, темпа последних шагов к отталкиванию до 7,5-8 м/с и 4,5-6 шаг/с соответственно, темп шагов должен увеличиваться с каждым шагом, постепенно и достигать максимальных значений при выполнении последнего шага разбега.

2. В настоящее время спортсмены и тренеры используют традиционные средства беговой направленности без учета специфики бега с высокой скоростью в условиях действия центробежной силы. Совершенствованию техники разбега уделяется недостаточно времени. Часто причиной неудачных выступлений является эмоциональная напряженность, вызванная ограниченным составом средств направленных на улучшение техники разбега.

3. Необходимо применение современных средств и методов оценки техники физических упражнений. Одним из оптимальных и доступных средств регистрации показателей техники прыжка и ее анализа является видеозапись, он позволяет своевременно, оперативно, возможно непосредственно в процессе тренировочного занятия или сразу после него, выявить ошибки и недостатки техники прыжка спортсмена, что поможет избежать их в дальнейшем и повысит эффективность тренировочного процесса.

Второй этап состоял из нескольких частей:

1. осень 2005 года проводилось первое тестирование;

2. зима 2005/2006 года проводилась первая видеозапись соревновательных прыжков спортсменов различной квалификации.

3. весна 2006 года (подготовительный период) проводилось анкетирование тренеров работающих с прыгунами в высоту различной квалификации.

Выявлялась взаимосвязь между компонентами специальной физической подготовленности прыгунов в высоту. Исследование проводилось в группе прыгунов в высоту (15 человек), тренирующихся в Санкт-Петербурге, чья спортивная подготовка находится на уровне I разряда - МСМК, возраст 15-25 лет, спортивный стаж в среднем 5-10 лет. Спортсмены были поделены на две группы в зависимости от квалификации в первую группу вошли прыгуны имеющие квалификацию I разряд – КМС, во вторую МС-МСМК.

В ходе исследования спортсменам было предложено выполнить следующие контрольные упражнения:

  1. Бег 30м с хода (с/х)

  2. Бег 30м с/х по кругу, R=9м

  3. Прыжок вверх с прямого разбега (7 шагов)

  4. Прыжок вверх с дугообразного разбега (7 шагов).

В апреле-мае 2006 года проводилось анкетирование тренеров по прыжкам в высоту. Выявлялся состав и удельный вес средств специальной физической подготовки прыгунов в высоту.

На третьем этапе в апреле 2006 года проводилось второе тестирование (тесты и условия их выполнения аналогичны первому тестированию). В июне 2006 года проводилась видеозапись соревновательных прыжков спортсменов различной квалификации.

На четвертом этапе (осенний подготовительный период 2006 года), после анализа данных научно-методической литературы, Интернет ресурсов, результатов полученных в ходе анкетирования, контрольных испытаний, анализа видеозаписей соревновательных прыжков, был разработан комплекс средств направленных на совершенствование техники дугообразного разбега и отталкивания в подготовке прыгунов в высоту.

Данный комплекс был применён в ходе подготовительного периода, в тренировочном процессе прыгунов принимающих участие в эксперименте в количестве 10 человек, имеющих квалификацию I разряд (5 человека), КМС (5 человек).

Комплекс средств был направлен совершенствование техники разбега и на повышение его скорости, применялся 2 раза в неделю во время «технических» тренировок.

В конце подготовительного периода (осень 2006 года) было проведено третье тестирование (идентичное двум предыдущим). Полученные результаты сравнивались с результатами второго тестирования, для определения воздействия разработанного нами комплекса средств тренировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После обработки результатов исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Высота прыжка вверх с дугообразного разбега определяется скоростными возможностями прыгуна и умением реализовать этот потенциал при беге в условиях действия центробежной силы, что подтверждается достоверной взаимосвязью результатов данного упражнения с временем бега на 30 м по прямой и по кругу. С ростом квалификации наблюдается тенденция увеличения степени взаимосвязи исследованных компонентов специальной физической подготовленности. Лучшие результаты в прыжке вверх с дугообразного разбега демонстрируют прыгуны, которых отличают высокий уровень скоростных способностей и их эффективная реализация при переходе к бегу в условиях действия центробежной силы по разнице результатов в упражнениях, выполняемых по прямой и по кругу (дуге).

  2. Индивидуальные особенности темповой структуры последних шагов разбега в соревновательных прыжках спортсменов различной квалификации характеризуются различными вариантами нарастания темпа на последних трех шагах и стабильностью данных показателей в различных попытках.

Первый вариант отличается повышением темпа последнего шага в среднем от 0,6 шаг/сек до 2,24 шаг/сек. Среднее значение темпа предпоследнего шага по отношению к предыдущему либо не изменяется или понижается. Данный вариант характеризуется как двухшажный темп.

Во втором варианте наблюдается постепенное нарастание темпа от третьего шага к последнему. Повышение темпа предпоследнего шага составляет 0,5-0,8 шаг/сек, последнего шага 0,09-0,28 шаг/сек. Данный вариант характеризуется как трехшажный темп.

Стабильность темпа трех последних шагов разбега у прыгунов в различных попытках определяется индивидуальными особенностями и квалификацией. У перворазрядников темп каждого из предтолчковых шагов изменяется в течение соревнований и нельзя выделить наиболее стабильный. У прыгунов квалификации мастер спорта наиболее стабильным является темп последнего шага, который не изменяется в течение соревнований, наименьшей стабильностью отличается темп 3-его шага (от отталкивания).

3.Угловые характеристики последних шагов разбега спортсменов имеющих квалификацию мастера спорта не имеют достоверных отличий от аналогичных показателей высококвалифицированных спортсменов, выявлена тенденция к большим углам постановки и меньшим углам отталкивания на последних шагах разбега.

4.В тренировочном процессе прыгунов в высоту квалификации кандидат в мастера спорта и мастер спорта, для развития скоростных способностей применяются тренировочные средства, прыжковой, беговой и силовой направленности, в которых условия дугообразного разбега не моделируются. Бег и отталкивания в условиях действия центробежной силы используются на тренировочных занятиях технической направленности при выполнении прыжков в высоту.

5.Индивидуальные особенности соотношения отдельных компонентов специальной физической подготовленности прыгунов в высоту различной квалификации свидетельствуют, что высоких результатов в прыжке вверх с дугообразного разбега добиваются как спортсмены, обладающие лучшими результатами в упражнениях по прямой, так и те, кто имеет минимальную разницу результатов в упражнениях, выполняемых по прямой и по кругу (дуге).

Индивидуальные особенности изменения исследуемых показателей под воздействием традиционных тренировочных средств в течение подготовительного периода характеризуются разнонаправленным приростом отдельных показателей.

Первую группу спортсменов отличают повышение скоростных возможностей по результатам в беге по прямой, разница результатов бега по прямой и по кругу сохранилась на том же уровне, разница в прыжках с прямолинейного и дугообразного разбега не изменилась или увеличилась. Вторую группу спортсменов отличает улучшение результатов в беге по прямой, результаты в беге по дуге остались без изменения. Третью группу спортсменов отличает снижение либо стабильность результатов в беге.

  1. Разработана методика использования средств сопряженного воздействия, направленная на повышение эффективности реализации скоростных возможностей и высоты прыжка у прыгунов в высоту квалификации I разряд-КМС в условиях действия центробежной силы на основе учета индивидуальных особенностей спортсменов. Предложенная методика оказала положительное влияние на специальную физическую подготовленность спортсменов, технику последних шагов разбега и повысила высоту взлета ОЦМТ в соревновательных прыжках спортсменов. Отмечается повышение результатов в беге на 30 м по прямой и по кругу, результатов прыжка вверх с прямолинейного и дугообразного разбега, а также уменьшение разницы результатов между упражнениями, выполняемыми по прямой и по кругу (дуге). При применении специфических средств, схожих по условиям с дугообразным разбегом, наблюдается приближение показателей ритмо-темповой структуры и угловых характеристик последних шагов обследованной группы прыгунов квалификации I разряд-КМС к показателям спортсменов квалификации МС-МСМК.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Полученные нами данные показывают, что в совершенствовании разбега у прыгунов в высоту можно выделить несколько приоритетных направления – повышение скорости бега в условиях действия центробежной силы и совершенствование темповой структуры и пространственных характеристик разбега с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Умение спортсмена быстро бежать в условиях действия центробежной силы оказывает непосредственное влияние на возможность прыгуна высоко оттолкнуться при разбеге по дуге. Поэтому мы рекомендуем наряду с общепринятыми средствами повышения скоростных способностей спортсменов применять в тренировочном процессе специфические для прыжков в высоту средства такие как:

1) Бег и отталкивания по кругу;

2) Бег и отталкивания по виражу;

Упражнения выполнять с фиксированием времени пробегания отрезков, изменять радиус круга, количество и длину отрезков, число повторений в одной серии. В подготовительных этапах годичного цикла нужно применять эти средства, варьируя объем и интенсивность выполнения, интервалы отдыха выбираются в зависимости от задач тренировочного занятия. В соревновательном этапе, упражнения необходимо выполнять на максимально возможных скоростях, при которых техника бег еще не нарушена. Дозировать упражнения нужно в соответствии с состоянием спортсмена, главным критерием прекращения упражнения является снижение скорости выполнения или искажение техники движений.

Формированию правильной темповой структуры разбега необходимо уделять внимание с самых ранних этапов обучения - так как исправить ее на последующих будет значительно сложнее. Для этого включать в тренировки упражнения для повышения темпа шагов (бег через отметки и т. п.), контролировать и исправлять ошибки в прыжках в высоту, желательно применять видео съемку для определения и контроля темповой структуры. Применение средств специфических для дугообразного разбега способствует приближению пространственных характеристик последних шагов разбега, к показателям мировых лидеров в данном виде лёгкой атлетики.

Причём применяя данные средства необходимо учитывать индивидуальные особенности отдельно взятого прыгуна и исходя из них подбирать объём и интенсивность. У каждого прыгуна есть особенности техники как прыжка в целом, так и разбега в частности. Для их выявления мы рекомендуем использовать современные средства фиксации и оценки параметров техники движения. Применение данных средств поможет более объективно оценить технику выполнения прыжка и подобрать средства специальной физической подготовленности в зависимости от её индивидуальных особенностей. Причём при сегодняшнем развитии техники, видеозапись и её компьютерная обработка перестали быть чем-то недоступным, а наоборот имеют возможность применяться при работе со спортсменами любого уровня. Так же использование в частности видеозаписей позволит оценить технику как тренеру так и самому спортсмену, что несомненно является важным фактом и поможет повысить эффективность тренировочного процесса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонов, С.В. Критерии и методы оценки специальной физической подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов – прыгунов в годичном цикле : дис. … канд. пед. наук / Антонов С.В. – М., 1991. – 145 с.

  2. Афанасьев, В. Тесты для прыгунов в высоту // Легкая атлетика. – 1982. – № 3. – С. 11.

  3. Купоросов, Б.Н. Философия взрывной силы : некоторые аспекты подготовки прыгунов в высоту / Б.Н. Купоросов, Г. Геращенко // Легкая атлетика. – 1996. – № 6. – С. 20-22.

  4. Никонов, И.Н. Прыжок в высоту с разбега / И.Н. Никонов, В.Н. Папышева // Лёгкая атлетика / под ред. Озолина Н.Г. [и др.]. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – С. 387-418.

  5. Румянцева, М. Прыжок в высоту : еще раз о разбеге / М. Румянцева // Легкая атлетика. – 1999. – № 7-8. – С. 38-39.

  6. Современный педагогический контроль уровня специальной физической подготовленности квалифицированных прыгунов в высоту на этапе непосредственной подготовки к основным соревнованиям сезона / В.И. Бобровник, С.И. Бобровник, Е.К. Козлова, И. Хмельницкая // Научно-атлетический вестник. – 2000. – № 1. – С. 25-29.

  7. Стрижак, А. Над планкой Генадий Авдеенко /А. Стрижак, В. Папанов // Легкая атлетика. – 1990. – № 8. – С. 16-17.

  8. Шафран, А. Индивидуальные особенности и перспективы развития прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» / А. Шафран // Научно- атлетический вестник. – 2000. – Т. 2. – № 4. – С. 75-77.

  9. Шубин, М.С. Вариативность кинематической структуры последних шагов разбега и отталкивания квалифицированных прыгунов в высоту в условиях соревнований / М.С. Шубин // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 3. – С. 41-43.

  10. Шур, М.М, Прыжок в высоту / М.М. Шур // Легкая атлетика. – 2002. – № 3-4. – С. 28-30.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПетербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПлан проведения Дня открытых дверей в гбоу №2 Василеостровского района...
План проведения Дня открытых дверей в гбоу №2 Василеостровского района Санкт -петербурга 16. 02. 2013
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Василеостровского района Санкт – Петербурга зарегистрирован имнс россии по Василеостровскому району Санкт-Петербурга от 09. 06. 2010г....
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconЛабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу гимназия №42 Приморского...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
График занятости спортивных площадки гбоу сош №545 Санкт-Петербурга и гбоу средней школы №434 Курортного района Санкт-Петербурга...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconАнализ воспитательной работы гбоу сош №2, проведенной в 2012/2013 учебном год
...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга icon«утверждено» Приказом от 12. 05. 2014г. №200 по гбоу сош №72 Калининского...
«Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов гбоу сош №72 Калининского района Санкт-Петербурга»...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconОпыт создания школьного сайта кособокова Юлия Сергеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №320 Приморского района Санкт-Петербурга...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconОбщая характеристика учреждения
...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПринят решением педсовета гбоу средняя школа №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкина и А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, Учебного плана гбоу сош №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История России 6-9 кл. Данилова А. А и Косулиной Л. Г. – М.: Просвещение, 2006., Учебного плана гбоу сош №490 Красногвардейского...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2009., Учебного плана гбоу сош №490 Красногвардейского...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обж для 5–11 классов общеобразовательных учреждений В. Н. Латчука, Учебного плана гбоу сош №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Учебного плана гбоу сош №490 Красногвардейского...
Гбоу дод дюсш №2 Василеостровского района Санкт-Петербурга iconДетей дом детского творчества «на 9-ой линии» василеостровского района...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск