Скачать 0.7 Mb.
|
Содержание
(9 класс, базовый уровень) - стр. 17
видов учебной деятельности - стр. 20
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории, программы «История России 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. – М.: Просвещение, 2009., Учебного плана ГБОУ СОШ № 490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2013-2014 уч.г. и Образовательной программы ГБОУ СОШ № 490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2013-2014 уч.г. Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт. История России. XX-нач.XXI в. М.: Просвещение, 2013. Программа рассчитана на 2 часа в неделю В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. При составлении рабочей программы был учтён федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России в 9 классе. Предполагаются различные формы уроков: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, при помощи знаний учащихся, полученных путём самостоятельной работы с учебником, с помощью подготовленных учениками сообщений, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы. Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение вводных, повторительно-обобщающих и контрольных уроков. Программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, что учащиеся овладели определённым объёмом знаний и умений в истории Нового времени. Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Цель курса:
войны, революции, построение нового государства, перестройка.
Задачи:
Рабочая программа курса всеобщей истории для 9-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана (Вестник образования Министерства образования и науки.- № 3. -2005) Рабочая программа рассчитана на 24 часа. Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта: Базисный учебный план для основной школы. Примерная программа по истории. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы. В примерную программу внесены изменения, связанные с уплотнением материала, исключением материала, не вошедшего в стандарт знаний по истории и введением новых вопросов, ранее в программе отсутствующих. Планируемый уровень подготовки обучающихся – базовый с выделением для одарённых повышенного уровня ( вопросы включены в раздел «дополнительное образование» календарного планирования). Программа отражает современный уровень исторических исследований и построена по проблемно-хронологическому принципу. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостную историческую картину мира в новейший период, выделив закономерности развития стран и народов, их культурно- исторические и политические особенности. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах, но при этом учитывается специфика отдельного курса отечественной истории. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный. Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, дебаты, круглые столы, презентации, конференции, аукционы, брейн – ринги, КВН и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления. Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой ; видов и приёмов контроля : письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, беседы, рассказы, устное тестирование и др. Учебно-методический комплект: - Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран. XX-начало XXI в.: учебник М.: Просвещение, 2008. - Сороко-Цюпа О.С. Рабочая тетрадь по новейшей истории. 9 класс. – М.: Просвещение, 2008. - Соловьёв А.К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX- начало XXI в.»- Просвещение, 2006. - Карты периода новейшей истории. - Электронные средства обучения.
Раздел 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX в . 1900-1916 гг. Тема 1. Россия на рубеже XIX—XX вв. Территория: площадь, состав, неравномерность развития отдельных регионов. Население: численность, национальное и религиозное разнообразие. Россия как одна из великих держав. Особенности социально-экономического развития. Положение крестьянства. Рост городов. Положение городских рабочих. Сословный строй. Самодержавная монархия. Власть и произвол чиновничества. Понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия. Тема 2. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги Роль государства в модернизации России. Техническое перевооружение армии. Расширение сети железных дорог. Протекционистская таможенная политика. Формирование монополий. Формы монополий. Иностранный капитал в России. Рост противоречий в российском обществе. Земства. Зубатовские рабочие организации. Понятия: модернизация, протекционизм, дивиденды, инвестиции, монополия, вывоз капитала, земства. Персоналии: Николай II, СЮ. Витте, В.К. Плеве. Тема 3. Русско-японская война и начало революции 1905-1907 гг. Обострение соперничества ведущих мировых держав за раздел Китая на сферы влияния. Дальневосточная политика России. Взаимоотношения России и Японии; Различные точки зрения в правящих кругах России на войну с Японией. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные события, итоги, причины поражения России, значение. Начало революции 1905-1907 гг. Развитие революционного движения весной-осенью 1905 г. Манифест 17 октября: провозглашение демократических свобод и создания Государственной Думы. Понятия и названия: сфера влияния, концессия, «кровавое воскресенье», Манифест 17 октября, Государственная Дума. Тема 4. Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г. Новое государственное устройство. Выборы в Государственную Думу: неравное представительство, многоступенчатая система. Роль и место Думы в системе управления государством. Основные группировки политических сил к моменту первых выборов в Думу: консерваторы, либералы, октябристы, левые. Начало формирования российской многопартийности. Взгляды ведущих партий на пути развития России и тактику борьбы в условиях революции. Идеи В.И. Ленина о партии нового типа. Ход революционных событий зимой 1905-1907 гг. Итоги выборов в I, II и III Государственные Думы. Государственная Дума и самодержавие. Понятия и названия: либералы, конституционные демократы, октябристы, левые, фракция, революционно-демократические партии, социалисты-революционеры (херы), Российская социал-демократическая рабочая партия, большевики, меньшевики, Союз русского народа, фракция, культурная автономия, федерация, коррупция. Персоналии: П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич, В.М. Чернов, В.И. Ленин (Ульянов). Тема 5. Реформы П.А. Столыпина и их итоги Роль П.А. Столыпина в подавлении революционного движения. П.А. Столыпин о нерешенности аграрной проблемы. Аграрные реформы: создание земельного фонда для наделения крестьян землей через Крестьянский банк; отмена всех ограничений личных прав крестьян; свободный выход крестьян из общин; переселенческая политика. Отруб и хутор. Противоречивые итоги столыпинских реформ. Сохранение помещичьего землевладения. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Расслоение крестьянства. Различные оценки столыпинских реформ в российском обществе. Россия накануне Первой мировой войны. Быстрое развитие промышленном) производства. Рост населения. Обострение социальных отношений. Ленские события. Итоги выборов в IV Государственную Думу. Изменение расстановки сил внутри либерального движения.- Прогрессивная партия. Противоречия в российской социал-демократии. Понятия и названия: Крестьянский банк, отруб, хутор, артель, кооперация, Прогрессивная партия. Персоналия: П.А. Столыпин. Тема 6. Российская империя в Первой мировой войне. 1914—1918 гг. Внешняя политика России накануне Первой мировой войны. Начало Первой мировой войны. Вступление России в войну. Война с Россией в планах германского командования. Россия в кампании 1914 г.: наступление в Восточной Пруссии. Роль событий на ВОСТОЧНОМ фронте в предотвращении падения Парижа. Наступление против Австро- Венгрии в конце лета 1914 г. Россия в кампании 1915 : превращение Восточного фронта в решающий фронт Первой мировой войны в 1915 г. Россия в кампании 1916: весеннее наступление русской армии против Австро-Венгрии. Брусилонский прорыв. Понятия и названия: ультиматум, Антанта, Центральные державы, Брусиловский прорыв. Персоналия: л л Брусилов, Тема 7. Кризис власти: 1916 — февраль 1917 г. Низкий уровень готовности России к войне. Плохое снабжение войск. Падение производства по наиболее значительным хозяйственным показателям. Обострение продовольственной проблемы. Падение уровня жизни населения. Патриотический подъем и в начале войны. Смена его апатией, а затем, по мере затягивания Первой мировой войны, - недовольством. Помощь фронту российских предпринимателей. Формирование Военно-промышленных комитетов и Особых совещании. Общественно - политический кризис в стране. Министерская чехарда. Убийство Г.Е. Распутна. Рост недовольства в армии. Пацифизм. Антивоенная позиция большевиком: поэунг поражения своего правительства в войне, ее превращения в войну гражданскую Начало февральской революции 1917 г. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство. Отречение от престола Николая II. Понятия и названия: пацифизм, министерская чехарда, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, Временное правительство. Тема 8. Наука и культура России в начале XX в. Развитие системы образования. Основные достижения российской науки, ее вклад в прогресс мировой научной мысли. Космизм. Идеи эволюции биосферы в ноосферу. Черты русской культуры, шедевры ее серебряного века. Новые тенденции в поэзии, живописи, художественном творчестве и духовной жизни, отразившие проблемы общества в годы революции 1905 г. и Первой мировой войны. Русская литература начала века. Музыкальная культура. Театр. Изобразительное искусство. Критический реализм. Стремление к переосмыслению философского и историко-культурного наследия человечества. Идеи духовного, нравственного совершенствования личности у авторов сборника «Вехи». Модерн и символизм как течения духовной жизни. Понятия и названия: космизм, ноосфера, критический реализм, «Вехи», «Мир искусства», серебряный век, модерн, символизм, декаданс, футуризм, абстракционизм, Московский Художественный театр. Персоналии: АС. Попов, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, Н.Д. Зелинский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, A.M. Горький, ВТ, Короленко, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев, OA. Есенин. В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов. Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский, СО Прокофьев, СВ. Рахманинов. К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Ф.И. Шаляпин. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин. А.Н. Бенуа, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.В. Маяковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Кандинский, М.А. Врубель, К.С. Малевич. Раздел 2. РОССИЯ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. 1917-1922 гг. Тема 9. Политика Временного правительства и российское общество в1917г. Двоевластие в центре и на местах. Первые шаги Временного правительства. Углубление кризиса в обществе весной 1917 г. Рост крестьянских выступлений. Рост анархии, разложения в армии. Апрельский кризис Временного правительства. Усиление позиций большевиков. Июльский кризис Временного правительства. Корниловский мятеж. Причины его провала. Понятия и названия: амнистия, двоевластие, Учредительное собрание, военная диктатура. Персоналии: А.Ф. Керенский, Л.Г. Корнилов. Тема 10. События октября 1917 г. и их последствия Попытки Временного правительства овладеть политической инициативой. Превращение партии большевиков в массовую. Решение большевиков о взятии власти путем вооруженного восстания. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление власти советов на местах. II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов: расстановка сил, основные решения. Первые декреты советской власти. Создание нового аппарата власти и управления. Национализация частных банков и части крупных заводов. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Понятия и названия: Совет народных комиссаров (СНК), Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), самоопределение, Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), национализация, оппозиция. Персоналии: Л.Б Каменев, Г.Е. Зиновьев, Ф.Э. Дзержинский Тема 11. Брестский мир и его итоги Переговоры России и Германии о мире. Разногласия в партии большевиков вокруг заключения мира с Германией и ее союзниками. Позиция левых эсеров. Условия Брестского мира и его разрушительные последствия. Политика партии большевиков весной и летом 1918 г. Понятия и названия: аннексия, контрибуция, сепаратный мирный договор, гражданская война, интервенция, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), продовольственные отряды (продотряды). Персоналия: Л .Д. Троцкий. , Тема 12. Начало гражданской войны и развитие белого движения Белое движение: состав, цели, лидеры. Взаимоотношения белого движения и Антанты. Интервенция. Причины поражения белого движения. Название: белое движение. Персоналии: А.В. Колчак, A.M. Каледин, А.И. Деникин, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель. Тема 13. Советская Россия в годы гражданской войны Влияние гражданской войны на социальную и экономическую политику большевиков. Политика военного коммунизма: сущность, основные направления, роль в исходе гражданской войны. Белый террор. Красный террор. Политика привлечения бывших царских офицеров на службу в Красную Армию. Полководцы Красной Армии. Успехи Красной Армии в гражданской войне. Война Советской России с Польшей. Понятия и названия: военный коммунизм, Совет рабочей и крестьянской обороны, белый террор, красный террор, продразверстка, «буржуазные специалисты», Коммунистический Интернационал (Коминтерн). Персоналии: К.Е. Ворошилов, СМ. Буденный, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев, В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский. Раздел 3. СССР в 1920-1930-е гг. Тема 14. Новая экономическая политика: цели и принципы Экономическое положение России в 1920-1921 гг. План ГОЭЛРО. Крестьянские восстания. Забастовки рабочих. Кронштадтский мятеж. Причины пересмотра политики большевиков. Переход к нэпу. Основные направления нэпа. Замена продразверстки продналогом. Свобода предпринимательской деятельности. Переход государственных предприятий на хозрасчет. Свободный наем рабочей силы. Привлечение иностранного капитала. Расширение торговой сети и сферы услуг. Укрепление монополии большевиков на политическую власть. Понятия и названия: коммунистический идеал, план ГОЭЛРО, Государственная плановая комиссия (Госплан), новая экономическая политика (нэп), продналог, монополия внешней торговли, хозрасчет, Главлит. Персоналии: Патриарх Тихон, Н.С. Гумилев. Тема 15. Создание СССР Образование Закавказской Федерации. Предпосылки объединения советских республик. Дискуссия в партии большевиков о принципах государственного строительства на территории бывшей Российской империи. Образование СССР: принципы объединения, всесоюзные органы власти и управления, определение границ союзных республик. Борьба за власть в партии большевиков в период болезни В.И. Ленина. Обострение борьбы после его смерти. Вопрос о целесообразности продолжения политики нэпа. Теория перманентной революции Л.Д. Троцкого. Понятия и названия: Закавказская Федерация, Всесоюзный съезд советов, элита, перманентная революция, Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) - ВКП(б). Тема 16. Советская внешняя политика 1920-х гг. и Коминтерн Развитие сотрудничества СССР со странами Азии. Партнерские отношения с Германией. Дипломатическое признание СССР странами Запада. Формирование торгово-экономических отношений с крупнейшими странами Западной Европы. Причины неустойчивости взаимоотношений СССР со странами Запада. Эволюция взглядов партии большевиков и Коминтерна на возможность нормализации отношений СССР со странами Запада («накопление сил в период временной стабилизации капитализма», «мирное сожительство» с буржуазными государствами). Деятельность Коминтерна по поддержке компартий. Понятия и названия: Генуэзская и Гаагская конференции, Раппальский советско-германский договор. Персоналия: Г.В. Чичерин. Тема 17. Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина Влияние И.В. Сталина в партийном аппарате. И.В. Сталин и старые большевики. Идея о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. И.В. Сталин об ограничении поддержки зарубежных коммунистов. Сталинизм и русская эмиграция. Идея «смены вех». Влияние нэпа на развитие СССР: достижения и обострение противоречий. Лозунг «Обогащайтесь!». Разгром «кулацкой оппозиции». Программы индустриализации и коллективизации. Репрессии. Политика ликвидации кулачества. «Великий перелом». Понятия и названия: старые большевики, возможность построения социализма в одной, отдельно взятой стране, идея «смены вех», индустриализация, коллективизация, кулак, нэпман, репрессии, «кулацкая оппозиция», «правый уклон», пятилетний план, «великий перелом». Персоналии: Н.И. Бухарин, В.М. Молотов, ОМ. Киров, Л.М. Каганович, А.И. Микоян. Тема 18. СССР в 1930-е гг. Коллективизация и индустриализация Осуществление коллективизации. Создание колхозов. Принудительное вовлечение крестьян в колхозы, его последствия. Раскулачивание. Крестьянские волнения, их подавление. Массовый голод. Репрессивные меры властей по отношению к крестьянству. Меры по материально-техническому обеспечению сельскохозяйственного производства. Политика создания стимулов материальной заинтересованности колхозников, ее результаты. Индустриализация в годы первых пятилеток, ее источники. Новые отрасли промышленности. Крупнейшие стройки. Меры по повышению уровня образованности населения как условия выполнения экономических программ. Массовые репрессии. ГУЛАГ. Трудовой энтузиазм народа. Движения ударников и стахановцев. Понятия и названия: колхоз, раскулачивание, принудительная коллективизация, источники индустриализации, Главное управление лагерями (ГУЛАГ), ударники, стахановцы. Тема 19. «Великий террор» 1930-х гг. и создание командно -административной системы Выдвижение И.В. Сталиным тезиса о неизбежности обострения классовой борьбы в стране по мере развития процесса строительства социализма. Чистка государственного аппарата. Убийство СМ. Кирова. Кампания политического террора. Репрессии против руководящих кадров партии большевиков, государства, армии, карающих органов. Конституция СССР 1936 г., ее основные положения. Руководящее положение Коммунистической партии в обществе. Демократический централизм как уставный принцип построения Коммунистической партии. Создание командно-административной системы. Насаждение в обществе культа личности И.В. Сталина. Система государственного контроля над общественной жизнью. Общественные организации и их функции (пионерская, комсомольская организации, ДОСААФ, профсоюзы). Духовный климат советского общества 1930-х гг. Понятия и названия: чистка государственного аппарата, командно-административная система, демократический централизм, «враг народа», культ личности. Персоналии: СМ. Киров, Н.И. Ежов. Тема 20. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны Внешняя политика СССР и возникновение очага военной опасности в Азии. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией. VII Конгресс Коминтерна о задачах борьбы с фашизмом. Военный мятеж в Испании. Помощь СССР испанским республиканцам. Заключение Антикоминтерновского пакта. Разгром японских войск в районе озера Хасан. Поддержка СССР Китая в борьбе против японской агрессии. Борьба СССР против политики умиротворения стран-агрессоров. Мюнхенский сговор и его последствия. Понятия и названия: система коллективной безопасности, Народный фронт, Антикоминтерновский пакт, политика умиротворения стран-агрессоров, Мюнхенский сговор. Персоналия: М.М. Литвинов. Тема 21. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве Творческий поиск интеллигенции 1920-х гг. Поддержка частью интеллигенции революционных изменений и неприятие другой ее частью большевистской власти. Литература и искусство 1920-х гг. Метод социалистического реализма. Усиление партийного и государственного контроля над литературой и искусством. Ужесточение цензуры. Создание творческих союзов. Искусство кино. Понятия и названия: пролетарская культура, критический реализм, сатира, метод социалистического реализма, киноискусство. Персоналии:кВ. Луначарский, М.А. Шолохов, АС. Серафимович, А.А. Фадеев, ЭТ. Багрицкий, А.С. Грин, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, М.М. Зощенко, И. Ильф, Е. Петров, К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, Д.Д. Шостакович, И.Э. Грабарь, Б.М. Кустодиев, М.С. Сарьян, В.И. Мухина, М.Б. Греков, К.Ф. Юон, А.В. Щусев, ОМ. Эйзенштейн, А.А. Дейнека, П.Н. Филонов, П.Д. Корин, Л.П. Орлова, М.И. Жаров, Б.А. Бабочкин, П.М. Алейников, Л.В. Целиковская, Е.В. Самойлов. Раздел 4. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945 гг. Тема 22. Советско-германские отношения в 1939-1941 гг. Международная изоляция СССР после заключения соглашений в Мюнхене между крупнейшими европейскими державами. Германские захваты в Европе. «Стальной пакт» и его влияние на обстановку в Европе. Пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией. Секретный протокол о разграничении сфер влияния СССР и Германии в Восточной Европе. Причины советско-германского сближения и его последствия. Военный конфликт между СССР и Японией в районе реки Халхин-Гол. Нормализация отношений между Советским Союзом и Японией. Начало Второй мировой войны. Ввод советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Советско-финская война. Условия мирного договора между СССР и Финляндией. Тема 23. Подготовка Советского Союза и Германии к войне Провозглашение Литвы, Латвии и Эстонии советскими республиками и включение их в состав СССР. Передача СССР Бессарабии (Молдавии). СССР и Германия: дипломатические маневры. «Барбаросса» - план молниеносной войны Германии с СССР. Подготовка СССР к войне с Германией. Договор с Японией о нейтралитете. Понятия и названия: план «Барбаросса», молниеносная война, всеобщая воинская повинность. Персоналии: С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков. |