Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий





Скачать 183.04 Kb.
НазваниеПриложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий
Дата публикации09.07.2013
Размер183.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий.
На развитие физики в XVIII в. оказало существенное влияние наследство, полученное ею от предыдущего периода, и особенно уче­ние Ньютона. Больше того, развитие физики в XVIII в. с внешней сто­роны представляется именно развитием идей Ньютона, выполнением завещанной им программы. Конечно главную роль здесь сыграло то обстоятельство, что идеи Ньютона и его учение в основном соответст­вовали общей линии развития физики в рассматриваемый период.

Последователи Ньютона, идя по этому пути, попытались объяснить разного рода физические явления, поставив этим явлениям в соответ­ствие различного рода силы: магнитные, электрические, химические и др./Но если силы тяготения присущи всем материальным телам, то магнитные силы, например, присущи только железу в намагниченном состоянии. Электрические же силы хотя и присущи многим телам, но только в наэлектризованном состоянии. Поэтому физики стали припи­сывать эти силы не частицам обычного вещества, а присутствию в по­рах обычных материальных тел неких тонких жидкостей. Между этими жидкостями и частицами обычного вещества действуют определенного рода силы. Так, например, стали объяснять и природу теплоты. Нагре­вание тела связывали с присутствием некоей жидкости — теплорода, частицам которого также присущи определенного рода силы. Например, между частицами теплорода действуют отталкивательные, между ча­стицами теплорода и частицами материальных тел — силы притяжения. Этой концепции соответствовали и воззрения ньютонианцев на природу света. Свет представлялся как поток особых частиц, между которыми и атомами тела также действуют дальнодействующие силы.

Таким образом, в физике был введен целый ряд сил: электриче­ские, магнитные, химические и др. Эти силы действуют, по мнению физиков, на расстоянии, так же как и силы тяготения. Носителями этих сил являются тонкие невесомые «материи», которые определяют те или иные свойства тел. Картезианскому объяснению физических явлений с помощью движения мельчайших частичек и неощутимых жидкостей пришло на смену объяснение с помощью тех же жидкостей, но уже одаренных определенными силами. Так развилось учение о «невесо­мых», характерное для ньютонианской физики XVIII в. ;

Ньютонианская физика утратила ряд положительных черт кар­тезианской физики, например идею о материальном единстве мира, ко­торая красной нитью проходила через физику картезианцев. Теперь мир представлялся, как скопище различного рода невесомых материй, метафизически разграниченных друг с другом. Появилось некое нача­ло— сила — причина движения. Ньютонианская физика утратила идею о несотворимости и неуничтожимое движения; вместе с этим была утрачена идея о связи явлений в природе, о переходе одной формы движения в другую. Учение о «невесомых» явилось наиболее последо­вательным выражением метафизического взгляда на природу в физи­ческой науке.

Как это повлияло на развитие учения об электричестве и магнетизме?

Электрические и магнитные явления были известны уже в древно­сти, однако сведения об этих явлениях были отрывисты и весьма скуд­ны. Естественно, никакой теории этих явлений тогда еще не сущест­вовало. В средние века с электрическими и магнитными явлениями связывали самые невероятные фантазии и домыслы.

Исследование магнетизма часто стимулировало и исследования по элек­тричеству. Не случайно, что физики, открывавшие новые явления и за­коны в области магнетизма, одновременно открывали таковые и в об­ласти электричества. Таким образом, если практика оказывала непо­средственное влияние на развитие учения о магнетизме, то через него она не могла не влиять и на развитие учения об электричестве. Так, Гильберт, Эпинус, Кулон, Гаусс и другие ученые занимались одновре­менно исследованием и магнитных, и электрических явлений.

После Гильберта изучение электрических и магнитных явлений протекало очень медленно. В течение более чем ста лет в учении об электричестве и магнетизме было получено весьма мало нового. Един­ственно, что нужно отметить за данный период в этой области, — это работы Герике, посвященные изучению электрических явлений.

В 1729 г. англичанин Грей открыл явление электропроводности.. Он установил, что электричество способно передаваться от одних тел к другим по металлической проволоке или по пеньковой нити, тогда, как шелковая нить электричества не проводит. В связи с этим все тела были разделены на проводники и непроводники электричества, или хо­рошие и плохие проводники. Француз Дюфе в 1734 г. установил суще­ствование двух родов электричества. По этому поводу он писал, что открыл принцип, «проливающий новый свет на электрическую мате­рию. Этот принцип заключается в том, что существуют два рода элек­тричества: одно из которых я называю стеклянным электричеством, другое — смоляным электричеством. Характерным для этих двух электричеств является способность отталкивать и притягивать одно другое.

Новым этапом в исследовании электрических явлений было создание лейденской банки, которая была сделана почти одновременно нем­цем Клейстом и Мушенбруком в 1745—1746 гг.

Опыты с электричеством стали очень модными, их производили повсюду, начиная от лабораторий ученых и кончая аристократическими гостиными и даже королевскими дворцами. Известно, например, что Людовик XV и его двор забавлялись, пропус­кая через цепь солдат разряд лейденской банки и наблюдая гримасы бедных солдат.

Во второй половине XVIII в. быстрее развивается взгляд, на природу электричества. Раньше электрические явления объяснялись наличием специальных «электриче­ских атмосфер», образующихся во­круг наэлектризованного тела. Пос­ле открытия электропроводности, способности электричества соби­раться в лейденской банке и т. д., естественней было предположить существование электрической жидкости или жидкостей, способных перетекать от одного тела к другому, собираться на телах. Естествен­но было также наделить частицы этих жидкостей силами, действую­щими, по примеру сил тяготения, на расстоянии и являющимися цент­ральными. Эти представления хоро­шо укладывались и в общее направ­ление развития физики этого време­ни.

Один из первых шагов в этом на­правлении сделал Франклин. Опи­раясь на известные, а также вновь им открытые экспериментальные факты (например, он открыл, что при электризации получается всегда одинаковое количество положитель­ного и отрицательного электричест­ва), Франклин предложил новую теорию электричества. Франклин далее наметил направление, по которому стала затем развиваться теория электричества, предположив наличие особых сил, присущих электрической жидкости. Он писал: «Электрическая материя отличается от обычной материи тем, что если частички последней взаимно притягиваются, то частички первой взаимно отталкиваются...

Но частички электрической материи, взаимно отталкиваясь, при­тягиваются с большей силой всякой другой материей»

Однако Франклин ещё недостаточно четко представлял себе взаи­модействие частиц электричества. Вводя представление о централь­ных силах, Франклин одновременно пользовался старым представле­нием об электрической атмосфере, окружающей заряженное тело.

Идеи Франклина были развиты петербургским академиком Фран­цем Эпинусом (1724—1802). Эпинус сделал ряд открытий в обла­сти физики электричества и магнетизма. Ему принадлежит первое серьезное исследование электрической индукции. В своем главном сочинении «Опыт теории электричества и магне­тизма», вышедшем в 1759 г., Эпинус ставит вопрос о величине сил, дей­ствующих между электрическими зарядами и магнитами, и высказы­вает предположение, что они, подобно силам тяготения, должны быть обратно пропорциональны квадрату расстояния.

Теория Эпинуса явилась началом развития одного из двух основных направлений в учении об электрических и магнитных явлениях — направления, основанного на теории дальнодействия. И хотя он сам и не утверждал, что электрические и магнитные силы действуют на рас­стоянии без посредства промежуточной среды, но, отказавшись от об­суждения их природы, он, подобно Ньютону в теории гравитации, объ­ективно явился основоположником теории дальнодействия в учении об электрических и магнитных явлениях.

Почти одновременно с теорией дальнодействия возникла и теория близкодействия, по которой электрические взаимодействия передаются через эфир. Это мнение высказывали Ломоносов и Эйлер. Эйлер пола­гал, что электрические взаимодействия объясняются различной плот­ностью и соответственно упругостью эфира в телах.

Однако теория близкодействия не получила в XVIII в. дальней­шего развития. Наоборот, теория дальнодействия стала признанной теорией и господствовала вплоть до работ Максвелла.

Максвелл высоко ценил оригинальность взглядов на природу материи Майкла Фарадея.

Фарадей полагал, что материя активна и немыслима без движения. В этом отношении на Фарадея, возможно, оказал влияние Пристли, ко­торый был противником взгляда на материю, как на косную субстан­цию, состоящую из абсолютно твердых и непроницаемых атомов, раз­деленных пустым пространством, в котором действуют дальнодействующие силы.

Материя, по Пристли, активная и деятельная субстанция, она запол­няет все пространство и представляет из себя «физические» точки, являющиеся центрами «притяжений и отталкиваний, распространяющихся бесконечно по всем направлениям со всеми воздействиями их друг на друга» К Пристли пишет, что он «исключил свойство непроницаемости. которое вообще считается существенным свойством всякой материи», и защищает «существование свойств притяжения или отталкивания, кото­рые, по моему мнению, не являются чем-то сообщенным материи, но на самом деле составляют то, чем она является в действительности»2.

Взгляды Фарадея на материю имели много общего с представле­ниями Пристли и являлись развитием последних. Фарадей возражал против обычного взгляда на атомистическое строение вещества, соглас­но которому атомы являлись малыми тельцами, разделенными пустым пространством с действующими в нем центральными и дальнодействующими силами, которыми эти атомы наделены. Материя, по Фарадею, занимает все пространство. Ее основными свойствами являются силы притяжения и отталкивания. При этом Фарадей под силой под­разумевает характеристику активности тела или материи вообще, так что его понятие силы скорее ближе к понятию движения, чем собствен­но силы (не случайно, что Фарадей наряду с английским словом fогсе употреблял часто и слово роwег, что значит сила, способность, мощ­ность, энергия...).

Общие взгляды Фарадея на материю нашли конкретное выражение в его понимании физической природы электромагнитных явлений, осно­ванном на представлении о поле.

Такое положе­ние вещей исторически обусловлено. Теория дальнодействия проще объясня­ла известные в то время явления электричества и магнетизма. Теория же близкодействия, хотя и была, как выяснилось позднее, правильной, тем не менее на первой ступени развития учения об электричестве и магнетизме не могла получить признания. Эта теория затруднялась в объяснении количественных закономерностей электростатики и магнетостатики, которые стали накопляться с конца XVIII в. Теория близ­кодействия в те времена требовала построения конкретных гипотез об эфире, о его структуре, о его движениях и т. д. Все это было не под силу ученым XVIII и начала XIX в. Кроме того, она противоречила общему устремлению—по возможности не измышлять гипотез. Так же как и теория теплорода, теория дальнодействия в учении об элек­тричестве и магнетизме хорошо укладывалась в общую схему ньютонианской физики XVIII в. Чтобы прийти к признанию теории близко­действия, необходимо было развитие электродинамики, исследование превращения «электричества в магнетизм», исследование превращения электромагнитной энергии в другие формы энергии и т. д., — все эта было сделано гораздо позже.

Исследования Кулона подводили итог развитию учения об элек­тричестве и магнетизме в XVIII в. Оценивая эти итоги, следует сказать, что к концу этого столетия учение об электричестве и магнетизме до­стигло важных результатов. Были установлены основные факты из области электростатики и магнетостатики, сложились основные поня­тия: заряд, количество электричества, плотность электричества, про­водник и изолятор. Были установлены также элементарные законы взаимодействия покоящихся электрических зарядов и магнитов, зало­жены основы для количественного анализа явлений электростатики и магнетостатики. Наконец, сложилась господствующая теория элек­трических и магнитных явлений, в основе которой лежало представле­ние о специальных электрических и магнитных жидкостях, частицы ко­торых наделены дальнодействующими силами. Эта теория являлась долгое время общепризнанной.

Приложение №4

Из работы Д. К. Максвелла

«Динамическая теория электромагнитного поля»
Наиболее очевидным механическим явлением при электри­ческих и магнитных опытах является взаимодействие, благо­даря которому тела, находящиеся в определенных состояниях, приводят друг друга в движение, несмотря на наличие между ними довольно значительного расстояния.

Поэтому для научной трактовки этих явлений прежде всего необходимо установить величину и направление действующей между телами силы, и если найдено, что эта сила в какой-то мере зависит от относительного положения тел и от их электри­ческого или магнитного состояния, то с первого взгляда кажет­ся естественным объяснение этих фактов путем допущения существования чего-то другого, находящегося в покое или в движении в каждом теле, образующего его электрическое или магнитное состояние и способного действовать на расстоянии в соответствии с математическими законами.

Таким путем возникли математические теории статическо­го электричества, магнетизма, механического действия между проводниками, несущими токи, и теория индукции токов.

В этих теориях сила, действующая между двумя телами, рассматривается лишь как зависящая от состояния тел и их относительного положения, окружающая среда не принимает­ся во внимание.

Эти теории допускают более или менее явным образом су­ществование субстанций, частицы которых обладают способ­ностью действовать друг на друга на расстоянии.

...Я предпочел искать объяснения фактов в другом направ­лении, предполагая, что они являются результатом процессов, которые происходят как в окружающей тела среде, так и в са­мих возбужденных телах, и пытаясь объяснить взаимодейст­вия между удаленными друг от друга телами без допущения существования сил, способных непосредственно действовать на заметных расстояниях.

Та теория, которую я предлагаю, может быть названа тео­рией электромагнитного поля, потому что она имеет дело с пространством, окружающим электрические или магнитные тела, и она может быть названа также динамической теорией, поскольку она допускает, что в этом пространстве имеется материя, находящаяся в движении, посредством которой и про­изводятся наблюдаемые электромагнитные явления.

Электромагнитное поле — это та часть пространства, ко­торая содержит в себе и окружает тела, находящиеся в элек­трическом или магнитном состоянии3...

Общие уравнения4 в дальнейшем применяются к случаю магнитного возмущения, распространяющегося через непро­водящее поле, и показывается, что единственные возмуще­ния, которые могут распространяться таким образом, это воз­мущения, поперечные к направлению распространения, и что скорость распространения является скоростью V...

Эта скорость так близка к скорости света, что, по-видимому, мы имеем серьезные основания сделать заключение, что сам по себе свет (включая лучистую теплоту и другие излучения) является электромагнитным возмущением в форме волн...
Из статьи Д. К. Максвелла «О действиях на расстоянии»

Ньютонов закон тяготения, который в каждом астроно­мическом наблюдении находит для себя все более и более твер­дую почву, не только утверждает, что небесные тела действуют друг на друга через неизмеримые пространства, но что две части вещества, одна, лежащая на тысячу миль под землей, другая, погребенная на сотни тысяч миль в недрах Солнца, действуют друг на друга в точности с такой же силой, как будто бы этих слоев, под которыми каждая из них скрыта, вовсе не существовало. Если бы какая-либо среда принимала участие в передаче этого действия, то во всяком случае долж­на была бы быть некоторая разница в зависимости от того, на­ходится ли в пространстве между телами только эта среда и ничего более или в нем содержится более плотное вещество Земли или Солнца.

Но сторонники прямого действия на расстоянии не доволь­ствуются этого рода примерами, где явления даже на первый взгляд, по-видимому, благоприятствуют их учению. Свои на­падки на лагерь противника они ведут далее и утверждают, что даже когда действие и представляется давлением непре­рывных частей вещества, то это — непрерывность только ка­жущаяся, что между телами, действующими друг на друга, всегда находится промежуточное пространство. Короче: они утверждают, что действие на расстоянии не только не невоз­можно, но что это — единственный способ действия, всюду встречающийся, и что излюбленная старыми учениями vis а tergo в природе не существует и существует только в вообра­жении своих сторонников.

Чтобы доказать, что, когда тело толкает другое, оно не при­касается к нему, всего лучше измерить расстояние между ними.

Вот две стеклянные линзы, из которых одна производит дав­ление на другую при помощи некоторого груза. Посредством электрического источника света мы можем получить на экране изображение того места, где одна линза давит на другую. На экране образуется ряд цветных колец. Эти кольца впервые наблюдал и впервые изучал Ньютон. Особый цвет каждого кольца зависит от расстояния между поверхностями обоих сте­кол. Ньютон составил таблицу цветов, соответствующих рас­стояниям, так что, сравнивая цвет какого-либо кольца с Нью­тоновой таблицей, мы можем определить расстояние между поверхностями в том месте, где находится это кольцо. Цвета располагаются кольцами вследствие того, что поверхности сферичны и, следовательно, удаление частей поверхностей линз друг от друга зависит от их расстояния от линии, соеди­няющей центры сфер. Центральное пятно системы колец ука­зывает на место, где линзы всего ближе одна от другой, а каждое из последовательных колец соответствует увеличению расстояния между поверхностями на 1/4000 миллиметра.

Сожмем теперь линзы силой, равной весу одной унции7; между ними будет все еще измеримый промежуток, даже в том месте, где они всего ближе друг к другу. Оптического контакта между ними еще нет. Чтобы доказать это, приложим больший груз. Центральное пятно окрашивается новым цветом, а диа­метры всех колец увеличиваются. Это показывает, что теперь поверхности ближе, чем они были прежде, но все-таки опти­ческого контакта между ними нет, ибо если бы такой контакт был, то центральное пятно было бы черное8. Поэтому я уве­личиваю грузы, чтобы сблизить линзы до оптического сопри­косновения.

Но то, что мы называем оптическим контактом, не есть дей­ствительное соприкосновение. Оптический контакт показывает только, что расстояние между поверхностями гораздо меньше длины световой волны. Чтобы показать, что действительного соприкосновения между поверхностями нет, я удаляю грузы. Кольца суживаются, и многие из них исчезают в центре. Те­перь можно одно стекло так прижать к другому, что они вовсе не будут стремиться отделиться друг от друга, но так крепко пристанут одно к другому, что при разнятии стекло лопнет не в точке соприкосновения, а в некотором другом месте. Это по­казывает, что стекла соприкасаются друг с другом гораздо ближе, нежели при настоящем оптическом контакте.

Таким образом мы показали, что тела начинают давить одно на другое уже в то время, когда расстояние между ними еще измеримо, и что при надавливании одного на другое с большей силой абсолютного контакта между ними нет, но что их можно сближать все теснее и теснее.

Как же вы можете, скажут сторонники прямого действия на расстоянии, все же поддерживать учение, основанное лишь на грубом опыте донаучных времен, что материя не может дейст­вовать там, где ее нет, вместо того чтобы согласиться, что все факты, из которых наши предшественники заключали, что кон­такт существенно необходим для действия, на самом деле были случаями действия на расстоянии, только расстояния были слишком малы, чтобы их можно было измерить несовершен­ными средствами наблюдения?

Если мы хотим открывать законы природы, мы можем достичь этого лишь путем возможно более точного ознакомле­ния с явлениями природы, а никак не путем выражения фи­лософским языком неопределенных мнений человека, который вовсе не обладает знанием тех фактов, которые всего больше проливают свет на эти законы. Что же касается тех, которые для объяснения этих действий вводят эфирные и иные среды, не имея никаких прямых доказательств существования таких сред или без ясного понимания того, каким образом действуют эти среды, и которые заполняют все пространство тремя или четырьмя эфирами различных сортов, то чем меньше эти люди будут толковать о своих философских сомнениях в существо­вании действия на расстоянии, тем будет лучше.

Если бы прогресс науки управлялся Ньютоновым первым законом движения, то легко было бы вырабатывать воззре­ния, опережающие век. Мы должны были бы только сравни­вать современную науку с тем, чем она была пятьдесят лет тому назад, и, проведя, в геометрическом смысле, линию про­гресса, мы должны были бы получить науку, какой она будет пятьдесят лет спустя.

Научный прогресс в эпоху Ньютона состоял в устранении того небесного механизма, которым загорожено было небо целыми поколениями астрономов; нужно было «смести с неба эту паутину».

Хотя хрустальные сферы, к которым прикреплены были планеты, и были уже удалены, но планеты еще плавали в вихрях Декарта9. Магниты были окружены истечениями, а на­электризованные тела — атмосферами, но свойства этих исте­чений и атмосфер ничуть не были похожи на свойства обык­новенных истечений и атмосфер.

Когда Ньютон доказал, что сила, действующая на каждое небесное тело, зависит от его положения по отношению к дру­гим телам, то новая теория встретила суровый отпор со сторо­ны передовых философов века, которые отзывались о доктри­не тяготения как о возврате к уже отвергнутому способу объяснять все что угодно скрытыми причинами, притягатель­ными силами и тому подобным. Сам Ньютон с мудрой осто­рожностью, какой отличались все его умозрения, отвечал, что он ничуть не претендует на объяснение механизма, посредст­вом которого небесные тела действуют друг на друга. Определе­ние того, каким образом их взаимодействие зависит от их относительных положении, было в науке большим шагом вперед, и Ньютон удостоверял, что этот шаг им сделан. Но объяснить процесс, посредством которого это действие совер­шается, было совсем иное дело, и в своих «Началах»10 Ньютон и не пытался этого делать...

Но если оставить на время в стороне вопрос о развитии на­учных идей и сосредоточить все свое внимание на расширении границ науки, то мы увидим, что было в высшей степени важно, чтобы Ньютонов метод был распространен на все отрасли науки, к которым он приложим, что нужно было еще исследо­вать силы, с какими тела действуют одно на другое, прежде чем пытаться объяснить, как сила передается. Всего более было бы подходящим исключительно заняться первой частью задачи тем, которые вторую часть считали совершенно не­нужной.

И вот Кавендиш, Кулон и Пуассон11, основатели точной науки об электричестве и магнетизме, откинув в сторону ста­рые представления о «магнитных истечениях» и об «электри­ческих атмосферах», выдвинутые в минувшем столетии, обра­тили все свое внимание на определение закона силы, согласно которому наэлектризованные и намагниченные тела взаимно притягивались или отталкивались. Таким путем были откры­ты истинные законы этих действий, и это было сделано ис­следователями, которые никогда не сомневались, что действие происходит на расстоянии, без посредства какой-либо среды, и которые посмотрели бы на открытие подобной среды скорее как на осложнение, чем как на уяснение несомненных явлений притяжений.

Теперь мы подошли к великому открытию Эрстедом связи между электричеством и магнетизмом. Эрстед нашел, что электрический ток действует на магнитный полюс, но что он не притягивает и не отталкивает его, а заставляет его двигать­ся вокруг тока. Он выразил это, говоря, что «столкновение электричеств действует вращающим образом».

Самым очевидным выводом из этого нового факта было то, что действие тока на магнит не есть сила тяги или толчка, но вращающая сила, и, сообразно этому, многие умы погру­зились в размышления об эфирных вихрях и потоках, кру­жащихся вокруг тока.

Но Ампер, благодаря сочетанию в его лице виртуозного математика с гениальным экспериментатором, впервые дока­зал, что два электрических тока действуют друг на друга, и затем анализировал это действие и нашел равнодействующую системы толкающих и тянущих сил между элементами этих токов.

Однако Амперова формула, в сравнении с Ньютоновым за­коном тяготения, крайне сложна, и было немало попыток сде­лать ее более простой.

Я не хочу обременять вас разбором попыток к улучшению этой математической формулы. Обратимся лучше к самостоя­тельному методу изысканий, которым пользовался «Фарадей в своих исследованиях по электричеству и магнетизму,— ис­следованиях, которые Фарадей производил в Королевском ин­ституте и которые сделали этот институт одной из самых поч­тенных обителей науки.

Едва ли кто работал более сознательно и систематично, напрягая все свои умственные силы, нежели это делал Фара­дей с самого начала своей ученой карьеры. Но в то время как общее направление научного метода состояло в приложении идей математики и астрономии к каждому новому исследова­нию поочередно, обстоятельства, как известно, сложились для Фарадея так, что он не мог приобрести познаний в математи­ке, а его сведения в астрономии были почерпнуты главным образом из книг.

Поэтому-то хотя он и питал глубокое уважение к великому открытию Ньютона, но смотрел на тяготение как на своего рода священную тайну, которую он, не будучи астрономом, не имел права ни отрицать, ни подвергать сомнению, и его долгом было веровать в нее в той форме, в какой она была вручена ему. Но такая слепая вера неспособна была побудить его объяснять новые явления путем непосредственного притя­жения.

Сверх того, трактаты Пуассона и Ампера были облечены в такую математическую форму, что извлечь из них какую-либо пользу мог только тот, кто тщательно изучал математику: но весьма сомнительно, чтобы таким занятиям мог предаваться человек в зрелые годы.

Итак, Фарадей при всей своей проницательности, при всей своей преданности науке, при всем своем искусстве в экспери­ментировании лишен был средств следовать направлению мыслей, приведшему французских ученых к блестящим ре­зультатам, и был вынужден уяснять себе явления посредством системы символов, более понятных ему, вместо того чтобы ус­воить язык, который один господствовал до тех пор среди ученых.

Этими новыми понятиями были те силовые линии, расхо­дящиеся во все стороны от наэлектризованных и намагничен­ных тел, которые Фарадей видел своим умственным оком так же ясно, как и те материальные тела, из которых они исходят.

Идея о силовых линиях и о методе их представления по­средством железных опилок не была новостью. Их многократ­но наблюдали и математически изучали, как интересное и лю­бопытное явление в науке. Но послушаем лучше самого Фара­дея, как он знакомит своего читателя с методом, который в его руках превратился в такое могучее орудие исследования. «Экспериментатор, желающий изучать магнитную силу посредством проявления ее магнитными силовыми линиями, поступил бы произвольно и опрометчиво, отказавшись от са­мого ценного средства, от употребления железных опилок. Пользуясь ими, он может многие свойства этой силы, даже в сложных случаях, тотчас показать наглядно, может просле­дить глазом различные направления силовых линий и опреде­лить относительную полярность, может наблюдать, в каком направлении сила эта возрастает, в каком убывает, а в слож­ных системах может определить нейтральные точки или мес­та, где нет ни полярности, ни силы, даже если они встретятся внутри сильных магнитов. При их употреблении вероятные результаты видны сразу и могут быть получены ценные ука­зания для будущих ведущих опытов».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconИсследование развития системы воспитательных взаимодействий на уровне «педагог-воспитанник»
Для проверки и коррекции, либо опровержения соответствия выстроенной модели, описывающей механизм развития системы воспитательных...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconФизический институт им. П. Н. Лебедева ран e-mail: ru
Воспоминания о В. И. Векслере и о становлении физики электромагнитных взаимодействий в фиане
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconТема : Исследование электромагнитных взаимодействий ядер
Из сравнения полученных экспериментальных данных с предсказаниями различных моделей в рамках мультипольного анализа получены новые...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с историей развития взглядов на природу света, привести их к выводу о законе прямолинейного распространения...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconКнига восьмая в серии «Новая хронология для всех»
Настоящая книга — восьмая в серии «Новая хронология для всех», посвященной полному, и в то же время доступному изложению идей и результатов...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconШкала электромагнитных волн
...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconТест по теме: «Развитие взглядов на природу света. Скорость света» 11 класс
Для профиля(специализации, программы), «электромеханика», «электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»,...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconФормирование имиджа органов власти РФ в 2010-х годах
Контрольная работа. Тема: Хронология и динамика развития «паблик рилейшнз». Объем – 3-5 страниц
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...
Целью дисциплины является изучение принципов построения радиосистем, предназначенных для передачи информации посредством формирования,...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconСценарий урока по физике в 11 классе на тему «Различные виды электромагнитных...
Повторение основных свойств различных диапазонов шкалы электромагнитных волн при помощи программно-технического комплекса «Космос...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconСодержание образовательной программы элективного курса «Религии мира» №
Религия совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconЕ. А. Тюгашев > В. A. Алескерова
В статье рассматриваются основные положения философии права З. Фрейда. Проводится анализ его взглядов на природу права и преступления...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconСвойства электромагнитных волн. Распространение и применение электромагнитных волн

Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconРеферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14...
Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,...
Приложение №2. Хронология развития взглядов на природу передачи электромагнитных взаимодействий iconАнатолий Скульский Спас (записки наблюдателя)
Мастер выработанная способность передачи определенных знаний системы Спас человеку. Способность воздействия на животных, растения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск