Скачать 65.13 Kb.
|
Буяков Николай Владимирович, учитель физики МБОУ СОШ №8 Тема урока: «Свет. Закон отражения света» (11 класс) Цели: 1. Познакомить учащихся с историей развития взглядов на природу света, привести их к выводу о законе прямолинейного распространения света и отражения света, учить наблюдать физическое явление и делать выводы. 2. Способствовать развитию: мышления, пространственного воображения, коммуникативных качеств; продолжить формирование научного мировоззрения. 3. Средствами урока прививать интерес к физике как науке. Тип урока: изучение нового материала. Технология проблемного обучения Методы обучения: словесные: постановка проблемного вопроса и его разрешение в ходе диалога, рассказ; наглядные: работа с опорным конспектом, демонстрации; практические: решение качественных задач. Оборудование: оптический круг, источник света из набора «Геометрическая оптика» лаборатории L – микро, зеркала, прозрачные тела различной формы, демонстрационный набор «Волновая ванна», компьютерные презентации «Скорость света» и «Закон преломления света», мультимедийное оборудование. План урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация. Постановка цели урока. 3. Изучение нового материала с постановкой проблемы: что представляет собой свет, и каким законам он подчиняется (объяснение с помощью презентации и демонстрационных опытов) - Корпускулярно-волновой дуализм. - Скорость света. - Световой луч. - Закон отражения света. - Принцип Гюйгенса. - Закон отражения света и принцип Гюйгенса. 4. Закрепление 5. Подведение итогов урока. Ход урока 1. Мотивация. Целеполагание. -Что вы понимаете под словом «свет»? - Как можно истолковать такие выражения, как «Вокруг света», «Выход в свет», «Учение-свет, а не учение – тьма», «Весь белый свет» и т.д.? -Получается, что с давних времен люди в слово «свет» вкладывали горазда больший смысл, чем мы сегодня назвали, отвечая на первый вопрос. Почему? 2. Корпускулярно-волновой дуализм. Природа очень долго хранила секрет света. Древние Греки считали: свет – нечто такое, что истекает из глаза, ощупывает предмет и доставляет наблюдателю информацию. Пифагор считал: тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам. В конце XVII в. почти одновременно возникли две теории: (Слайд №2 «Скорость света») - В 1672 г. англ. уч. И.Ньютон предложил корпускулярную теорию света, согласно которой свет представляет собой поток “лучистых частиц” - корпускул. - В 1678 г. гол. уч. Гюйгенс разработал волновую теорию, которая рассматривала свет как упругую волну, распространяющуюся в среде. У каждой теории были свои сильные и слабые стороны. (Слайд №3 «Скорость света») - Многочисленные опыты по дифракции и интерференции света, проделанные в XIX веке, доказывали волновую природу света. - В 1864 г. англ. уч. Максвелл создал электромагнитную теорию света, которая рассматривала свет как электромагнитную волну. Казалось, что волновая теория одержала окончательную победу. - Однако, в XX веке выяснилось, что при излучении и поглощении свет ведет себя подобно потоку частиц. ВЫВОД: свет-поток частиц обладающих волновыми свойствами. Двойственность свойств света называется корпускулярно-волновым дуализмом. Это проявление взаимосвязи основных форм материи вещества и поля. Раздел физики, рассматривающий явления связанные со светом, а также взаимодействие света с веществом называется ОПТИКА. (от греческого слова “зрительный”). 3. Скорость света. Так как свет – поток частиц и волна, то у него должна быть скорость. Аристотель считал, что свет от точки к точке распространяется мгновенно. Кеплер и Декарт считали скорость света бесконечной. Ньютон и Гук – конечной, но очень большой. И только в 1676 году датский ученый Ремер определил астрономическим методом, наблюдая за спутником Юпитера – Ио, что С=215000 км/с. (Слайд №5-7 «Скорость света»). В дальнейшем скорость света лабораторным способом, определил французский физик в 1849 году Физо: С=299792458 м/с. (Слайд №8 – 9 «Скорость света»). Современные расчеты дают приблизительно такой же результат, поэтому при решении задач мы будем принимать: С=300000 км/с или с=3*108 м/с. Свет распространяется так быстро, что за 1 секунду может обежать вокруг Земли 8 раз. (Майкельсон – с применением вращения зеркал) (Слайд №10 «Скорость света») А в 1850 году французский физик Фуко измерил скорость света в воде, она оказалась в 1,33 раза меньше чем в вакууме. 4. Закон отражения света Я включаю источник света, закрепленный на металлической доске. Вы видите на поверхности доски узкую светлую полоску. Как это называется? (луч света) Однако с точки зрения физики, это совсем не луч, а более или менее узкий пучок света. Если взять узкий пучок света и представить себе его ось, то эта ось и будет световым лучом. Луч – геометрическое понятие, в действительности в природе существуют световые пучки. Ставлю на пути луча зеркало. Что произошло со световым пучком? (Он отразился от зеркала) Отпустим перпендикуляр на плоскость зеркала в точке падения луча. Вспомним из материала восьмого класса, какой угол называю углом падения луча, а какой – углом отражения. (Между падающим лучом и перпендикуляром – угол паления, между отразившимся лучом и перпендикуляром – угол отражения). (Слайд №3 «Закон отражения света») Если угол падения изменить, точно также и изменится и угол отражения светового луча. ВЫВОД: угол падения равен углу отражения. (Слайд №3 «Закон отражения света») Для чего нужна вторая часть закона отражения, разве первой части недостаточно, что бы предсказать дальнейший ход светового луча при его зеркальном отражении? (Если оставить лишь первую часть, то луч может пойти куда угодно, при этом угол падения будет равен углу отражения) ВЫВОД: падающий луч, отраженный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости; угол отражения равен углу падения. (Слайд №3 «Закон отражения света») Раздел физики, который изучает законы распространения света на основе представлений о световых лучах, называется геометрической оптикой. 5. Принцип Гюйгенса. Закон отражения и преломления света можно вывести из одного общего принципа, описывающего поведение волн – принципа Гюйгенса. (Слайд №4 – 5. «Закон отражения света»). 6. Закон отражения света и принцип Гюйгенса. Давайте рассмотрим, как с помощью принципа Гюйгенса можно объяснить, почему при отражении свет ведет себя именно так, а не иначе. (Слайд №6. «Закон отражения света») -Как вы считаете, что является главной причиной, благодаря которой, выполняется закон отражения света? (луч падающий и отраженный движутся в одной среде, а значит скорости их одинаковы). 7. Закрепление изученного материала. -Скорость света. Что такое луч света? -Какие законы распространения света вы теперь знаете? -Закон отражения света. -Какое получается изображение? ВЫВОД: Свет – удивительное самое замечательное природное явление. И.Ньютон. 8. На уроке использованы: 1) Презентация «Скорости света» Автор Валентина Рябова. http://900igr.net/prezentatsii/fizika/Izmerenie-skorosti-sveta/Izmerenie-skorosti-sveta.html (внесены незначительные изменения) Презентация «Закон отражения света» Кузьмина Л.А., г.Санкт-Петербург, шк.№65 http://festival.1september.ru/articles/525777/ Приложение
|