Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»





Скачать 288.01 Kb.
НазваниеОбразовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова»
страница1/3
Дата публикации31.10.2014
Размер288.01 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»


Факультет послевузовского профессионального образования

ПРОГРАММА

вступительного экзамена в аспирантуру
Направление подготовки

30.06.01 Фундаментальная медицина

Специальность

14.03.01 Анатомия человека

Нальчик 2013 г.

ВВЕДЕНИЕ


Программа адресована соискателям, ведущим исследования в рамках специальности 14.03.01. Анатомия человека, и раскрывает содержание формирующих ее научных дисциплин. Овладение предлагаемым теоретическим материалом закладывает методологию поиска в выбранной области медицины и создает условия для целенаправленной подготовки и успешной сдачи вступительного экзамена.

Основные разделы программы структурированы таким образом, чтобы помочь соискателю освоить необходимый материал.

Сдача вступительного экзамена позволяет соискателю принять участие в конкурсе для поступления в аспирантуру.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Вступительный экзамен позволяет провести проверку базовых анатомических знаний и творческих способностей соискателя к самостоятельному ведению научных исследований по выбранному направлению.

В ходе экзамена он должен продемонстрировать глубокое понимание, как основ анатомической науки, так и проблемных вопросов в отдельных сферах анатомии человека.

Настоящая программа ориентирует на изучение анатомии человека, конкретной области медицины и специальной темы будущего диссертационного исследования.

Программа содержит рекомендуемую к изучению основную и дополнительную литературу, а также перечень контрольных вопросов, входящих в экзаменационные билеты.

Включаемый в программу вопрос по теме исследования формулируется комиссией исходя из намечаемого направления научного поиска аспиранта или соискателя в рамках специальности.

Перед сдачей вступительного экзамена соискатель выполняет и сдает на кафедру реферат по выбранной теме диссертационного исследования. Оценивание реферата проводится по пятибалльной системе. Как свидетельство признания отличного исполнения задания, оценка «5» присваивается лишь в случае полного и глубокого раскрытия темы реферата. Соискатель, имеющий научные труды представляет заверенный список научных трудов. Это освобождает его от сдачи вступительного реферата. Далее приводятся вопросы по анатомии человека и тематике исследований соискателя.
  1. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение в анатомию человека.


Тема 1. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии, её значение в медицине. Основные направления и методы изучения анатомии. Основные этапы развития анатомии как науки. Предмет и задачи анатомии человека, её значение в медицине. Основные направления и методы изучения анатомии. Краткая характеристика каждому периоду развития анатомической науки (Александрия, Древний Рим, эпоха феодализма, эпоха Возрождения, эпоха капитализма, анатомия в России) с указанием корифеев анатомической науки каждого периода и их заслуг перед наукой. Значение анатомии человека для практической деятельности врача. Основные методы исследований, которыми пользуется анатомия для изучения строения человеческого тела.

Тема 2. Структурная организация тела человека и факторы, определяющие формирование органов и систем. Начальные стадии эмбриогенеза человека.

Краткая характеристика тканей человека: эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной. Процессы образования тканей, органов, систем органов и аппаратов организма. Краткая характеристика стадий пренатального и периодов постнатального развития.

Раздел 2. Анатомия опорно-двигательного аппарата.

Тема 3. Общая анатомия скелета. Краткие данные фило- и онтогенеза костей. Эмбриогенез и развитие костей (первичные и вторичные кости), а также способы остеогенеза: эндесмальный, перихондральный (периостальный) и энхондральный. Классификация костей по форме, строению, развитию и функции. Кость как орган: компактное и губчатое вещество, надкостница, костный мозг. Химический состав (органический и неорганические вещества), физические и механические свойства костей. Анатомические предпосылки переломов костей и наиболее часто встречающихся аномалий, возрастные особенности костей. значение работ П.Ф. Лесгафта, показывающие влияние механических нагрузок, труда, физической культуры на строение костей. Роль социальных и биологических факторов и экологии на развитие костей. Детали строения отдельных костей.

Тема 4. Анатомия черепа.

Краткие данные о фило- и онтогенезе черепа, закономерностях закладки мозгового и лицевого черепа, их изменениях в процессе антропогенеза. Детали строения отдельных костей черепа, анатомия черепа в целом, возрастные особенности черепа: череп новорождённого, роднички, сроки их зарастания; постнатальное развитие: периоды интенсивного роста, формирование воздухоносных пазух черепа, образование швов и их закрытие, старческие изменения. Половые и индивидуальные (типовые) особенности строения черепа. Формы черепа, основы краниометрии, лженаучность расовой теории о форме черепа.

Тема 5. Общая анатомия соединений костей скелета.

Функция и роль соединений в организме человека, фило- и онтогенез соединений. Классификация соединений костей и ся виды непрерывного соединения (синдесмозов, синхондрозов, синостозов). Виды и формы суставов, движения в суставах и их элементарный анализ, оси вращения, плоскости движения. Характеристика главных (суставные поверхности, суставные хрящи, суставная капсула, суставная полость с синовиальной жидкостью) и вспомогательных (связки, хрящевые губы, диски, мениски, бурсы) элементов суставов. Детали строения отдельных суставов.

Тема 6. Введение в рентгенанатомию. Кости и суставы в рентгеновском изображении.

Тема 7. Общая анатомия мышц. Вспомогательный аппарат мышц.

Строение мышц, анатомо-физиологические данные. Мышца как орган, его строение, подразделение на части, сухожилия (апоневроз). Классификация мышц по форме строению и функциям. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, синовиальные влагалища сухожилий, синовиальные сумки, сухожильные дуги, блоки для сухожилий мышц, костно-фиброзные каналы. Анатомические основы распространения воспалительного процесса по межфасциальным пространствам и практическое значение фасций по Н.И.Пирогову. Костно-мышечный аппарат как система рычагов. Формы изменчивости и аномалии мышц. Работы П.Ф. Лесгафта о влиянии функции и профессии на строение и развитие суставов и мышц.

Тема 8.Функциональная анатомия и биомеханика суставов и мышц туловища. Топография фасций и клетчаточных пространств туловища.

Эмбриогенетическая характеристика мышц торса и функция аутохтонной мускулатуры туловища в связи с прямохождением и вертикальным положением тела человека, влияние правильного положения тела на предупреждение сутулости. Разновидности позвоночника и виды осанки. Мышцы, участвующие в акте дыхания. Анатомия диафрагмы в связи с её функцией и пороки её развития. Мышцы живота. Образование влагалища прямой мышцы живота и слабые места брюшной стенки: белая линия, пупочное кольцо, паховый канал, Петитов треугольник, ромб Лесгафта – области возможного образования грыж. Действие силы тяжести в вертикальном положении тела. Биомеханические особенности позвоночного столба и максимально возможные движения в нём.

Тема 9 Функциональная анатомия и биомеханика суставов и мышц головы и шеи.

Строение и развитие мышц головы и шеи, особенности мимической мускулатуры. Фасции и клетчаточные пространства головы и шеи, их клиническое значение. Области и треугольники шеи.

Тема 10. Функциональная анатомия и биомеханика суставов и мышц конечностей . анатомия и топография фасций и клетчаточных пространств конечностей.

Анатомия и топография мышц конечностей. Подмышечная ямка, трапециевидная фасция Н.И. Пирогова и её значение, костно-фиброзные каналы и синовиальные влагалища, сумки верхних и нижних конечностей. Биомеханические особенности суставов конечностей: рука как орган труда и его продукт, а нога как орган опоры и локомоции. Борозды и каналы нижней конечности (бедренный, приводящий, подколенно-голенный), места образования грыж.

Раздел 3. Спланхнология – учение о внутренних органах

Тема 11. Анатомия пищеварительной системы.

Краткая характеристика и разделение внутренних органов по особенностям на отдельные системы органов. Общий обзор пищеварительной трубки, особенности слизистой и мышечной оболочек, а также наружного слоя стенки её различных отделов, зависимость строения этих отделов от их функций. Развитие (онтогенез) пищеварительной системы. Строение и развитие желудка и кишечника, их топография и отношение к брюшине. Пре- и постнатальный онтогенез печени и поджелудочной железы, их строение их топография, скелетотопия и синтопия, отношение брюшины к этим органам. Функциональная значимость структурной единицы печени (классическая долька, портальная долька., ацинус). Экскреторная и инкреторная деятельность поджелудочной железы.

Тема 12. Анатомия дыхательной системы. Развитие дыхательной системы. Характеристика органов дыхательных путей. Закономерности строения бронхиального и альвеолярного дерева. Топография корней и ворот лёгких, границы лёгких, плевры по существующим вертикальным линиям грудной клетки. Средостение.

Тема 13. Анатомия выделительной системы. Развитие и особенности строения мочевых и половых органов. Анатомия промежности.

Развитие мочевых и половых органов. Особенности строения и топография, мочевых и половых органов. Наиболее частые пороки развития: дистопии, поликистоз. Морфологические отличия мужской уретры и женской. Положение матки в полости таза, строение промежности, наличие прямокишечно-седалищных ямок.

Тема 14. Функциональная анатомия и развитие эндокринного аппарата.

Классификация желез внутренней секреции по происхождению и топографии (железы краниальные, бронхиальные, абдоминальные). Формы, макро- и микроскопическое строение каждой железы последствия гипер- и гипофункции. Раздел 4. Анатомия центральной нервной системы

Тема 15. Общая анатомия нервной системы. Развитие головного и спинного мозга. Анатомия спинного мозга. Спинномозговой сегмент. Корешки спинного мозга, спинномозговые узлы, формирование спинномозгового нерва. Оболочки спинного мозга.

Тема 16. Анатомия ствола мозга.

Строение продолговатого мозга, заднего мозга и промежуточного мозга, их ядра. Ядра ретикулярной формации, её активирующее влияние на деятельность коры полушарий большого мозга.

Тема 17. Полушария большого мозга.

Характеристика отделов большого мозга: доли полушарий, борозды и извилины, обонятельный мозг. Функциональное значение базальных ядер. Локализация функций в коре большого мозга с учётом последних достижений института мозга РАМН. Цито - и миелоархитектоника коры. Оболочки головного мозга, пространства между ними, их содержимое, характеристика венозных пазух твёрдой мозговой оболочки и цистерн. Секреция и роль спинномозговой жидкости, пути ликворообращения.

Тема 18. Проводящие пути головного и спинного мозга.

Определение проводящих путей и п методы их исследования. Метод растипования, разработанный профессором Дзугаевой С.Б. в институте мозга РАМН. Рефлекторная дуга, как основная анатомо-физиологическая единица нервной системы, простая и сложная рефлекторная дуги. Классификация проводящих путей: 1) ассоциативные пути, короткие и длинные; 2) комиссуральные пути;

3) проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон (экстерорецептивные, проприоцептивные, , интерорецептивные пути); б) нисходящие (эфферентные) системы волокон (пирамидные и экстрапирамидные). Связь подкорковых узлов со спинным мозгом и через него с соматической мускулатурой. Раздел 5. Анатомия органов чувств

Тема 19. Введение в эстезиологию. Анатомия органа зрения.

Определение органам чувств, согласно учению И.П. Павлова. Функциональное единство периферического или рецепторного, проводникового и центрального отделов анализаторов. Развитие , морфология глазного яблока. Вспомогательный аппарат органа зрения. Проводящие пути зрительного анализатора и зрачковых рефлексов

Тема 20. Функциональная анатомия органа слуха и равновесия.

Строение каждого отдела. Развитие внутреннего, среднего и наружного уха, врожденные пороки развития уха.

Тема 21. Анатомия наружного покрова тела и его производные. Органы вкуса и обоняния.

Функция и строение общего покрова тела - кожи. Производные кожи.вкусовые почки, особенности их строения и развития. Орган обоняния. Пути кожного, обонятельного и вкусового анализаторов.

Раздел 6. Анатомия сердечно-сосудистой системы.

Тема 22. Функциональная анатомия и онтогенез сердца. Кровообращение плода.

Особенности развития сердца в онтогенезе, его форма и топография, строение стенок сердца и проводящей системы. Клапанный аппарат сердца. кровообращение плода и преобразования сердца и сосудов в постнатальном периоде. Анатомические основы аномалии развития сердца.

Тема 23. Анатомия сосудистой системы. Сосуды большого круга кровообращения. Ветви дуги аорты.

Характеристика каждого звена артериовенозного кровообращения, МЦР. закономерности хода и ветвления артериальных сосудов в паренхиматозных и трубчатых органах. Артерии головы и шеи: общая сонная, наружная сонная, внутренняя сонная, подключичная, их ветви бассейн кровоснабжения. Пути окольного кровотока. Вены головы и шеи. Внутренняя, наружная и передняя яремные вены, их притоки, место впадения в венозное русло.

Тема 24. Сосуды туловища.

Париетальные и висцеральные ветви грудной и брюшной аорты, их ветви, бассейн кровоснабжения. Нижняя полая и воротная вены, их притоки, топография. Сосуды малого таза.

Тема 25. Сосуды конечностей.

Магистральные артерии верхней и нижней конечностей, их ветви, бассейн кровоснабжения, пути окольного кровотока. Повехностные и глубокие вены конечностей.

Тема 26. Анатомия лимфатической системы.

Лимфатическая система как часть сосудистой системы. Принципы формирования и строения лимфатических сосудов (капилляры, интраорганнные и экстраорганные сосуды, коллекторы, стволы и протоки), строение лимфатического узла и классификация.

Раздел 7. Анатомия периферической и вегетативной нервной систем.

Тема 27. Анатомия черепно-мозговых нервов.

Отделы периферической нервной системы. Строение нервов. Отличие черепно-мозговых нервов от спинномозговых. Характеристика каждого из 12 пар черепно-мозговых нервов: порядковый номер, характер нерва, топография ядер в головном мозге и их название, место выхода (входа) из мозга, место выхода (входа) из черепа, основные ветви, зона их иннервации.

Тема 28. Анатомия спинномозговых нервов.

Состав и строение нервных стволов, закономерности образования спинномозговых нервов, формирование сплетений: шейного, плечевого, поясничного и крестцового, их ветви, зона иннервации.

Тема 29. Функциональная анатомия вегетативной нервной системы.

Части и отделы ВНС. Вегетативные ядра и центры. Вегетативные узлы головы, их пре- и постганглионарные волокна, зона иннервации. Симпатические нервы, вегетативные сплетения, их ветви, зона иннервации. Заслуги отечественных ученых И.П. Павлова и академика Воробьева, Н.С. Кондратьева, Ауэрбаха, А.С. Догеля и Мейснера в исследовании и выявлении интраорганных сплетений. Отличие вегетативной рефлекторной дуги от соматической. Вегетативная иннервация внутренних органов.

Раздел 8. Функциональная анатомия иммунной системы

Тема 30 Анатомия иммунных органов.

Органы иммунной системы, общие закономерности их развития и строения. Центральные органы иммунной системы, их топография и строение.

Периферические органы иммунной системы, их топография и строение.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта №14. 740. 11....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П782 от 24...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № п 716 от...
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П710 от 12...
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта № П371 от 07...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о выполнении 2 этапа Государственного контракта №16. 740. 11....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П869 от 18...
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П1084 от...
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П1676 от...
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconОтчет о проделанной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconРабочая программа учебной дисциплины «иммунология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconРабочая программа учебной дисциплины «лечебная физическая культура и массаж»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconРабочая программа учебной дисциплины «лечебная физическая культура и массаж»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет...
Образовательное учреждение высшего профессионального образования «кабардино-балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» iconПрограмма (мероприятие): Федеральная целевая программ «Научные и...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск