Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс»





Скачать 189.53 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс»
Дата публикации31.10.2014
Размер189.53 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая учебная программа


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. Евдокимова

КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

и д.м.н., профессор С.Т. Сохов

« 3 »__июля__ 2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«АНАТОМИЯ ЦНС»

Курс_1_, семестр_1_, форма обучения _очная_
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401.65 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ «24» декабря 2010 г. №2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011 г., протокол № 6



Программа обсуждена на заседании кафедры Анатомии человека

« 16 » __мая__ 2012 года Протокол №_21_

Зав. кафедрой, академик РАМН,

профессор ______________ Л.Л.Колесников.
Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

« 28 » ___мая____ 2012 года Протокол №_25_

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН,

профессор ______________ Э.В. Луцевич.
Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии факультета клинической психологии по специальности «030302 Клиническая психология».

« 07 » __июня__ 2012 года Протокол №_7_

Председатель комиссии,

профессор ______________ Н.А. Сирота.

1.Цель и задачи дисциплины

Курс «Анатомия центральной нервной системы» создает необходимую информационную основу для изучения курсов по психологии. Основная его задача – формирование целостного представления о строении организма человека, при этом выявляется соответствие анатомических структур выполняемым функциям. Важнейшим методическим приемом в этой работе является интегративный подход, показывающий организацию человека в виде сложной саморегулирующейся системы, которая обладает огромными адаптационными возможностями, благодаря накоплению новой информации центральной нервной системой. Подчеркивается также важнейшая роль нервной системы в обеспечении структурного и функционального единства организма. Демонстрируется значение центральной нервной системы для поддержания гомеостазиса внутренней среды, и ее взаимодействие с эндокринной системой.

Значительное внимание в курсе уделяется рассмотрению строения мозга, отвечающего в первую очередь за интегративную деятельность нервной системы человека, обеспечивая также процессы мышления и сознания. Показана дифференцировка отделов головного мозга, кратко представлены основные моменты его онтогенетического развития. Прослеживается эволюция представлений о строении коры больших полушарий, выявление различных функциональных полей, двигательных, сенсорных и ассоциативных областей.

Изложение материалов этого курса строится по принципу целостности и иерархичности нервной системы. Благодаря такому подходу создаются предпосылки для успешного освоения представления о психической активности человека, в которой также наблюдается объединение разных уровней организации поведения, при главенствующей роли сознания. При составлении курса использовались учебники отечественных и зарубежных авторов.
2.Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать и уметь использовать:

Всю имеющуюся учебную литературу и методические пособия по всем разделам анатомии ЦНС

Студент должен уметь использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также в будущей практической деятельности.

Уровень компетентности:

Обладание целостным представлением о структурно – функциональной организации ЦНС человека.

Коммуникативность:

Уметь грамотно и свободно использовать полученные знания и представления об анатомии ЦНС при общении с коллегами и пациентами

Студент должен иметь практические навыки:

Самостоятельная работа с учебной литературой, препаратами.

Студент должен иметь представление:

Об общих принципах структурно функциональной организации ЦНС человека

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

I

Общая трудоемкость дисциплины


120


Аудиторные занятия:

76




- лекции

20




- практические занятия (ПЗ)

56




Самостоятельная работа

44




Формы текущего контроля



Опрос


Вид итогового контроля




Экзамен


4.Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Разделы дисциплины

Количество часов



Всего

Лекции


Практические занятия

Самостоятель-ная работа

1

2

3

4

5

6

1

Микроструктура нерв ной ткани

1

3

2

6

2

Онтогенетическое раз


витие ЦНС

1

3

2

6

3

Строение ЦНС


5

15

4

24

4

Мозговой ствол


3

12

4

19

5

Промежуточный мозг


2

6

4

12

6

Конечный мозг


3

9

6

18

7

Проводящие пути ЦНС


2

3

8

13

8

Черепные нервы


1

3

8

12

9

Автономная нервная система


2

2

6

10


4.2 Содержание разделов дисциплины
МИКРОСТРУКТУРА НЕРВНОЙ ТКАНИ
Общий обзор нервной системы человека. Основные морфологические элементы нервной системы. Нейрон. Классификация нейронов по функции и форме. Специфические черты структуры нейрона, обусловленные его функцией. Дендриты. Понятие о дендритной зоне и перикарионе. Шипиковый аппарат. Аксон. Немиелинизированные и миелинизированные волокна. Оболочки аксона. Процесс миелинизации. Синапсы.

Нейроглия. Источники онтогенетического развития нейроглии. Макроглия. Особенности структуры и функции разных видов макроглии (эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты). Строение и функция микроглии.

Типы нервной системы. Подразделение нервной системы соответственно развитию, строению и функции на центральную и периферическую, на соматическую и автономную (вегетативную).
ФИЛО – И ОНТОГЕНЕЗ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Возникновение нервной ткани. Этапы филогенетического развития. Закладка нервной трубки и ганглиозной пластинки. Гистологическая дифференциация нервной трубки. Нейробласты и спонгиобласты. Основные черты дифференциации нейробласта в нейрон. Начальные этапы развития головного мозга: стадия трех мозговых пузырей, образование изгибов зачатка головного мозга, стадия пяти мозговых пузырей.
СТРОЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Оболочки головного и спинного мозга (твердая, паутинная, мягкая). Подпаутинное пространство. Спинномозговая жидкость, ее функции.

Спинной мозг. Форма, топография, основные отделы спинного мозга. Внутреннее строение: серое, белое вещество, центральный канал. Сегмент спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов. Рефлекторная дуга. Спинномозговые нервы, их образование, группировка по отделам, ветви. Шейное, плечевое и пояснично-крестцовое сплетения.

Эволюция спинного мозга. Образование спинальных ганглиев. Дифференциация серого и белого вещества. Образование шейного и поясничного утолщений. Развитие проводящих путей, соединяющих спинной мозг с головным, нарастающая их дифференциация. Развитие пирамидной системы.
МОЗГОВОЙ СТВОЛ
Головной мозг. Мозговой ствол, его внутреннее строение, сходство со спинным мозгом и различия.

Продолговатый мозг. Положение, функции. Внешнее и внутреннее строение.

Задний мозг. Мост. Внешнее и внутреннее строение. Мозжечок, его форма, поверхности, части; внутреннее строение – червь и полушария, ядра мозжечка, ножки мозжечка, дольки коры. Структура мозжечка.

Эволюция продолговатого и заднего мозга в связи с регуляцией вегетативных функций, равновесия и слуха.. Обособление моста как следствие развития пирамидных и корково-мосто-мозжечкового трактов.

Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка, ее положение и основные части. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения. Циркуляция спинномозговой жидкости.

Средний мозг, его части. Крыша среднего мозга. Ножки мозга. Ножка мозга, ее строение. Ядра и проводящие пути среднего мозга. Заднее продырявленное вещество. Мозговой водопровод. Эволюция среднего мозга.

Ретикулярная формация. Основные черты ее строения.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ
Промежуточный мозг. Таламический мозг и его части: зрительные бугры, надбугорье, забугорье, подбугорье. Строение и связи. Эволюция. Третий желудочек.
КОНЕЧНЫЙ МОЗГ
Конечный мозг. Полушария большого мозга. Комиссуры полушарий. Борозды и извилины коры больших полушарий. Боковой желудочек. Базальные ядра. Обонятельный мозг. Понятие о лимбической системе. Дреняя, старая и новая кора. Типы нейронов коры. Слои новой коры и их функции. Гомотипическая кора и гетеротипическая (агранулярная, гранулярная). Понятие о локализации функций в коре. Первичные или проекционные поля коры. Вторичные поля. Третичные или высшие ассоциативные зоны, в том числе речевые центры коры. Специфические человеческие зоны коры больших полушарий. Эволюция конечного мозга.
ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Анатомо-функциональная классификация проводящих путей ЦНС. Ассоциативные пути, короткие и длинные. Комиссуральные пути. Проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон. Экстероцепторные, проприоцепторные, интероцепторные пути; б) нисходящие (эфферентные) системы волокон. Пирамидные и экстрапирамидные пути.

Учение об анализаторах. Общие понятия об анализаторе и его оделах. Кожно-двигательный, зрительный, слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой анализаторы.
ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ
Сравнение черепных нервов со спинномозговыми. Связь черепных нервов с вегенативной нервной системой. Характеристика и описание отдельных черепных нервов: основные ветви, состав волокон, функции, ядра, ганглии, места выхода из мозга 12 пар черепных нервов.
АВТОНОМНАЯ (ВЕГЕТАТИВНАЯ) НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Строение и функции. Вегетативные ядра в ЦНС. Высшие вегетативные центры. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Симпатические и парасимпатические ганглии, источники парасимпатической и симпатической иннервации различных органов, функции симпатической и парасимпатической системы.
4.3 Тематический план лекций по семестрам

1. Нервные ткани

2. Общая неврология

3. Филогенез и онтогенез Н.С.

4. Единство центральной и периферической Н.С.

5. Строение спинного мозга

6. Спинномозговые нервы

7. Спинной мозг и организация рефлекторной дуги

8. Общие сведения о строении головного мозга

9. Продолговатый мозг, мост, средний мозг

10. Мозжечок

11. Промежуточный мозг. Таламический мозг.

12. Промежуточный мозг. Гипоталамус.

13. Конечный мозг. Базальные ядра.

14. Обонятельный мозг. Лимбическая система.

15. Кора полушарий большого мозга.

16. Проводящие пути. Общие данные.

17. Проекционные проводящие пути.

18. Черепные нервы

19. Соматическая система

20. Автономные нервные сплетения
4.5 Тематический план практических занятий
1. Клеточная организация нервной ткани. Строение нервных клеток – нейронов, специфические особенности организации клеточной мембраны, миелиновые оболочки. Классификация нейронов. Роль глиальных клеток. Устройство синапсов (контактов) между нейронами, понятия о медиаторах. Принцип проведения и передачи нервного импульса. Организация клеток в нервные сети, обеспечивающие передачу возбуждения торможения. Возбуждающие и тормозные нейроны. Методы изучения строения клеток, современные достижения.

2-3. Общие анатомические сведения о ЦНС человека. Основные анатомические термины. Общая характеристика структуры нервной системы человека: выделение центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической (нервы, нервные узлы). Разделение нервной системы на соматическую и автономную вегетативную с основными отделами регулирующими внутренние органы: симпатическим, парасимпатическим, энтеральным. Понятие об афферентных и эфферентных нервных путях. Принципы изображения и обозначения анатомических структур. Общая характеристика анатомических структур головного и спинного мозга.

4. Анатомия нервной системы человека в филогенезе. Развитие ЦНС человека в онтогенезе. Уровни организации живой материи, возникновение дифференцировки клеток для выполнения специфических функций. Возникновение нервной ткани, основные типы организации нервной системы (диффузная, ганглиозная, трубчатая), неовная система позвоночных, выделение центральных отделов в нервной системе: спинного и головного мозга. ЦНС человека – высшая форма эволюции нервной системы в живой природе, ее роль в интегративной и адаптационной деятельности организма. Основные этапы онтогенеза нервной системы: эмбриональный диск, первичная нервная пластинка, нервная трубка и нервный гребень, развитие головного мозга из первичных нервных пузырей, дифференцировка его на отделы. Связь филогенеза и онтогенеза.

5. Строение спинного мозга. Выделение основных отделов: шейного, грудного, поясничного крестцового, копчикового. Оболочки спинного мозга. Внутренняя организация спинного мозга, сегментарное строение, схема поперечного разреза, центральный канал, передние и задние корешки, спинномозговые узлы, белое и серое вещество, передние, задние и боковые канатики, организация афферентных и эфферентных путей. Дифференцировка проводящих путей в спинном мозге. Травмы спинного мозга, возрастные изменения. Место спинного мозга в иерархии ЦНС.

6. Спинномозговые нервы. Специализация разных сегментов, шейное и поясничное утолщения, специфическое образование из последних сегментов («конский хвост»). Специализация задних и передних корешков, образующая при слиянии ствол спинномозгового нерва. Специфические заболевания: фуникулит, радикулит, неврит. Спинномозговые узлы, содержащие афферентные нейроны. Связь с вегетативной нервной системой. Ветвление спинномозговых нервов. Сплетения спинномозговых нервов (шейное сплетение, плечевое, поясничное, крестцовое, копчиковое). Иннервация специфических участков кожи (дерматом).

7. Спинной мозг и организация рефлекторной дуги. Простые (двух и трехчленное) рефлекторные дуги. Многонейронные рефлекторные дуги, проходящие через разные уровни головного мозга. Условные и безусловные рефлексы. Чувствительный, двигательный и вставочный нейроны. Экстерорецепторы, интерорецепторы и проприорецепторы. Афферентные и эфферентные проводящие элементы в спинном мозге. Соматические и автономные реакции. Основное представление о строении и иннервации скелетной мускулатуры. Связь головного и спинного мозга при сложном движении.

8. Общие сведения о строении головного мозга. Абсолютная и относительная масса мозга. Основные отделы мозга и их филогенез. Схематичное изображение сбоку и снизу. Задний мозг: продолговатый мозг, мост, перешеек и мозжечок; средний мозг; передний мозг: промежуточный мозг, конечный мозг. Стволовая часть мозга. Связь левого и правого полушарий, мозолистое тело. Желудочки мозга. Оболочки мозга: твердая, паутинная, мягкая. Спинномозговая жидкость. Соединение спинного и головного мозга. Белое и серое вещество головного мозга. Кора больших полушарий и подкорковые ядра. Эмбриогенез головного мозга. Возрастные изменения и заболевания головного мозга.

9-10. Анатомия заднего мозга. Задний мозг (ромбовидный мозг) его основные отделы: продолговатый мозг, собственно задний мозг, включающий мост, мозжечок, перешеек. Наружное строение продолговатого мозга с основными элементами: пирамиды, оливы, борозды, ромбовидная ямка, отходящие черепно мозговые нервы. Внутреннее строение продолговатого мозга. Ядра серого вещества, в которых находятся жизненно важные центры (дыхания, сердечной деятельности, управления сосудами, ряд автономных рефлексов), ядра черепномозговых нервов с IX по XII пар, ретикулярная формация, IV желудочек мозга. Строение мозжечка: ножки, полушария, червь.

11. Средний мозг. Основные элементы среднего мозга: крыша среднего мозга, состоящая из четырёх холмиков, в которых находятся слуховые и зрительные центры и обеспечиваются «сторожевой рефлекс и аккомодация глаза; ножки мозга, где расположены ядра двух пар черепно – мозговых нервов и красные ядра (регулирующие тонус скелетных мышц); остаточная внутренняя полость водопровод, соединяющий четвёртый и третий желудочки мозга.

12 -13. Промежуточный мозг. Основные структурные части: таламус (подкорковый центр почти всех видов чувствительности), эпиталамус, связанный с шишковидным телом (эпифиз) железой внутренней секреции, метаталамус, гипоталамус, связанный непосредственно с передней долей гипофиза, который является основной железой внутренней секреции, управляющей работай остальных желёз этой системы. Структура гипоталамо – гипофизарной системы. Демонстрируются связь центральной нервной системы с эндокринной системой и единство нервной и гуморальной регуляции. Внутренняя полость III желудочка. Особое значение гипоталамуса для формирования поведения.

14 – 15. Конечный мозг. Большие полушария дифференцируются на молодое образование – кору конечного мозга (плащ), которая является материальным субстратом второй сигнальной системы; глубокие подкорковые структуры (старая часть конечного мозга), составляющие основную часть лимбической системы, связанную с эмоциональным состоянием и базальные ядра; обонятельный мозг (самая древняя часть), формирующая гиппокамп – структура влияющая на процессы формирования памяти; два боковых желудочка. Внешнее строение больших полушарий, борозды и извилины, основные доли: лобная, теменная, затылочная, височная. Связи левого и правого полушарий.

16. Кора больших полушарий. Шестислойное строение неокортикса. Специфические нейроны разных слоёв, колончатая организация корковых нейронов. Цитоархитектоническая карта мозга. Подразделение коры на сенсорные, двигательные и ассоциативные зоны, выделение функциональных полей, понятие о корковом центре и строении анализатора, согласно работам И.П. Павлова. Локализация корковых концов различных анализаторов (двигательного, слухового, зрительного, обонятельного, вкусового, кожного), составляющих первую сигнальную систему. Корковые центры второй сигнальной системы: речедвигательный, восприятия устной речи, чтения и письма. Специализация полушарий. Специфические характеристики коры полушарий у человека.

17. Проводящие пути. Оболочки, сосуды головного и спинного мозга.

18. Черепно – мозговой нерв. Двенадцать пар черепно – мозговых нервов их локализация и строение. Структурная организация взаимодействия соматической, вегетативной и центральной нервной системы.

4.5 Самостоятельная работа студентов




п/п
Наименование темы

Содержание самостоят.раб.

Вид контроля

Часы

1

Микроструктура нервной ткани

Реферат

Проверка

2

2

Онтогенетическое развитие ЦНС

Реферат

Проверка

2

3

Строение ЦНС

Реферат

Проверка

4

4

Мозговой ствол

Реферат

Проверка

4

5

Промежуточный мозг

Реферат

Проверка

4

6

Конечный мозг

Реферат

Проверка

6

7

Проводящие пути центральной нервной системы

Составление схем рефлекторных дуг

Опрос

8

8

Черепные нервы

Реферат

Проверка

8

9

Автономная нервная система

Реферат

Проверка

6


5. Лабораторный практикум – не предусмотрен
6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины

  1. Уметь схематически изобразить нейрон и его составные части.

  2. Уметь схематически изобразить и объяснить строение различных видов рефлекторных дуг.

  3. Уметь схематически изобразить и описать поперечный срез спинного мозга.

  4. Уметь показать на препаратах отделы и части головного мозга.

  5. Уметь найти на препарате локализацию центральных отделов различных анализаторов.

  6. Уметь схематически изобразить различные уровни анализаторных систем.

  7. Уметь показать на препаратах места выхода корешков черепных нервов.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


7.1 Рекомендуемая литература



  1. Анатомия человека учебник в 2-х томах / Под редакцией академика РАМН Л.Л. Колесникова, Москва, издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2011 г.

  2. Анатомия человека учебник в 3-х томах. / М.Р. Сапина, Г.И. Билич, Москва, издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2008 г.


7.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
Средствами обеспечения освоения дисциплины служат: специализированные классы, таблицы, плакаты, слайды, кино-видеофильмы, компьютерные программы.
8. Материально-техническое обеспечение

В процессе преподавания используются учебные комнаты кафедры, видеокласс, экспозиции учебного музея, муляжи, препараты.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В целях оптимизации учебного процесса необходима интеграция преподавания анатомии ЦНС с курсами физиологии, гистологии и биологии.

Сведения по биологии и антропологии помогают студентам понять биологическую природу человека в филогенезе, особенности организации нервной системы человека, как высшего уровня развития.

В плане интеграции с гистологией излагаются сведения о закономерностях закладки нервной системы и особенностях нейронной организации.

Интеграция с нормальной физиологией строится так, что на кафедре анатомии, в процессе изучения структурной организации образований нервной системы, рассматриваются также их основные функции (функциональная анатомия)

В процессе преподавания предмета одним из основных принципов является системный подход.

Рабочая учебная программа по дисциплине анатомия человека
Составлена к.м.н. доцентом В.У. Макоевым

(Ф.И.О., ученое звание, степень и должность)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение...
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология...
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconРабочая учебная программа дисциплины «топографическая анатомия и оперативная хирургия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconРабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconРабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconАнатомия центральной нервной системы
Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же...
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconРабочая программа учебной дисциплины «патологическая анатомия. Клиническая...
Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010г. №1122
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс Подготовки бакалавра по направлению...
Программа предназначена для ознакомления с основными разделами
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconПрограмма предназначена для студентов обучающихся по направлению «Психология»
Еский план изучения дисциплины, программа, задания для самостоятельной работы, современные образовательные технологии, приводятся...
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconРеферат по учебной дисциплине «Анатомия цнс» на тему: «Стволовые отделы головного мозга»
Человечество издавна стремилось проникнуть в «тайну из тайн» жизни – головной мозг. Это самый трудный для познания орган
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconРабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности...
Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№...
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А...
Рабочая учебная программа дисциплины «анатомия цнс» iconРабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы
По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск