Скачать 201.44 Kb.
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой норм. физиологии Декан факультета клинической и ВМ, д.м.н., проф. С.Л. Совершаева психологии и социальной работы к.м.н., доц. С.В. Маруняк ________________________ __________________________ «___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г. Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 2 от 14 марта 2012 года РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине __Функциональная анатомия центральной нервной системы По направлению подготовки_030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист») Курс ____1______________________________________________________ Вид промежуточной аттестации _экзамен________________ Кафедра _нормальной физиологии и восстановительной медицины______ Трудоемкость дисциплины _108(час.)/_3_(зач. ед.) Архангельск, 2012 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель дисциплины «Функциональная анатомия центральной нервной системы»: сформировать у студентов системные знания по анатомии нервной системы, ее взаимодействии с внешней средой, о развитии нервной системы, о функционировании нервной системы, участвующей в процессах формирования психологических функций и необходимых для психологической практики. 2. Место дисциплины в структуре ООП 2.1. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист») Учебная дисциплина «Функциональная анатомия центральной нервной системы» входит в базовую (обязательную) часть «Математического и естественнонаучного цикла» дисциплин (цикл С. 2). 2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Биология клетки. Генотип и фенотип. Индивидуальное развитие, типы, периоды развития. Общие проблемы здоровья человека. Регенерация как структурная основа гомеостазиса. Принципы эволюции органов, функций. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - Анатомические и функциональные параметры нервной системы человека в фило- и социогенезе; - Процессы филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода; - Современные методы изучения функциональной анатомии нервной системы; - Микроструктурную организацию нервной ткани и строение нервных клеток; - Анатомическое строение, функции и развитие головного и спинного мозга; - Строение и топографию серого и белого вещества; - Функциональное значение нервных центров; - Морфо-функциональную организацию стрио-паллидарной и лимбической систем мозга, обеспечивающих жизнедеятельность и адаптационные возможности психической деятельности, а также регуляцию поведения в целом; - Строение и функции проводящих путей, их роли в управлении поведением человека; - Строение и области иннервации черепных нервов; - Структурную и морфо-функциональную организацию соматической и автономной частей периферической нервной системы; Уметь: - Использовать основные анатомические и функциональные параметры нервной системы человека при выявлении специфики ее психического функционирования; - Находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения спинного и головного мозга; - Определять на таблицах и изображениях анатомических препаратов топографию черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, их сплетений, нервных узлов; - Находить на изображениях анатомических препаратов детали строения проводящих путей. Владеть: - Навыками использования в профессиональной деятельности знаний в области функциональной анатомии центральной нервной системы; - Основной анатомической терминологией и пониманием функционального значения отделов центральной нервной системы; - Уметь показать на мулежах головного мозга и таблицах структуры нервной системы 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля - устные: собеседование, опрос. - письменные: тестирование, контрольные работы, решение ситуационных задач. - проверка практических навыков; оценка навыка определения на муляжах, таблицах и рисунках анатомических структур нервной системы; 8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамена) Этапы проведения экзамена: 1 этап – компьютерное тестирование по дисциплине; 2 этап – проверка практических навыков; 3 этап – собеседование по экзаменационным вопросам. 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная и дополнительная литература курсу «Функциональная анатомия центральной нервной системы» Основная литература 1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А.. Анатомия нервной системы. М. Мир. 2010. 208 с. 2. Попова Н.П., Якименко О.О.. Анатомия центральной нервной системы. М.: Академический проект, 2009. 112 с. 3. Сапин М. Р. Анатомия человека. В 3-х тт. : учебник для вузов, Т.3 / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -318 с. 4. Хамутов А.Е., Кульба С.Н. Анатомия центральной нервной системы: Учеб. Пособие. Ростов н/Д., 2010. 352 с. 5. Щербатых Ю. В. Анатомия центральной нервной системы для психологов : [учеб. пособие] / Ю. В. Щербатых, Я. А. Туровский. - М. ; СПб. ; Нижний Новгород : ПИТЕР, 2009. - 123 c : ил. Дополнительная литература 1. Анатомия и физиология нервной системы: словарь-справочник: учеб. пособие для студентов/ Рос. акад. Образования. Моск. психол.-соц. ин-т; Сост. С.С. Тверская. -2-е изд., стер.. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Модэк, 2003. -160 с. 2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А., Николенко В.Н.. Анатомия человека: Атлас : в 3-х томах: том 2. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 696 с. 3. Гайворонский И.В., Гайворонский А.И. Функциональная анатомия центральной нервной системы: учебное пособие для мед. Вузов. СПб. : СпецЛит, 2006. 256 с. 4. Гайворонский И.В., Гайворонский А.И., С.Е. Байбаков. Функционально-клиническая анатомия головного мозга: учебное пособие. СПб. : СпецЛит, 2010. 216 с. 5. Корнева М.А., Кульбах О.С. Анатомия черепных и спинно-мозговых нервов. СПб.: Фолиант, 2004. 104 с. 6. Корнев М.А. Основы строения центральной нервной системы: учебное пособие. СПб.: изд. ФОЛИАНТ, 2002. 224 с. 7. Привес М.Г. Анатомия человека. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 1985. 672 с. 8. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека М., "Веди", 2005. 200 с. 9. Синельников Р.Д.. Атлас анатомии человека : [Учеб. пособие для мед. вузов]: В 4 т./ Я.Р. Синельников Т.4: Учение о нервной системе и органах чувств. -1994. -319 с.: ил 10. Суханов С.Г. Избранные вопросы клинической анатомии. Симпатический ствол и чревное сплетение : метод. рекомендации/ С. Г. Суханов, В. А. Краснова; Сев. гос. мед. ун-т. -2-е изд., испр. и доп.. -Архангельск: ИЦ СГМУ, 2009. -35,[1] с.: рис 9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы 1. Атлас анатомии спинного мозга- http://www.anatomy.tj/spinal_cord.php 2. Атлас анатомии головного мозга - http://www.anatomy.tj/brain.php 3. Атлас анатомии человека -http://anatomiya-atlas.ru/page_id=2236 4. Гайворонский И. В.Нормальная анатомия человека [Электронный ресурс] : учеб. для мед. вузов в 2 т./ И. В.Гайворонский. - 7-е изд., испр. и доп.- СПб. : СпецЛит, 2011.- Т. 2. -423 с. : ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785299003543.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c 5. Сапин М. Р. Анатомия человека [Электронный ресурс] : учеб.в 3 т. - 3-е испр., доп. М. Р.Сапин, Г. Л. Билич - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Т. 3. - 352 с. : ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410691.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c 6. Смольянникова Н. В.Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник. / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 576 с. : ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970408759.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c 7. Физиология и основы анатомии: учебник / под ред. А. В. Котова, Т. Н. Лосевой. - М.: " "Медицина", 2011. - 1056 с.: ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034683.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c 8. http://anatomia-stroenie.ru/golovnoy-mozg - строение головного мозга 9. http://anatomia-stroenie.ru/mozg-i-obolochki-mozga - строение оболочек головного мозга 10. http://anatomia-stroenie.ru/nervy-golovy-i-shei - строение нервов головы и шеи 11. http://anatomia-stroenie.ru/spinnoy-mozg - строение спинного мозга 12. http://anatomia-stroenie.ru/kontakty - строение нервной системы 13.http://www.youtu.be/9UukcdU258A – строение головного мозга 14. foto.mail.ru/mail/doc_endocrinolog/ - иллюстрации по нейрофизиологии 15. neuroscience.ru/ Научно-образовательный сервер по нейронаукам. 16.www.med.harvard.edu/AANLIB/cases/caseNA/pb9.htm Интерактивный атлас срезов мозга кт. Гарвардский университет. 17. www.brainmuseum.org/ - эволюция головного мозга. commons.wikimedia.org/wiki/Category:Patrick_Lynch –модели головного мозга 18. nsau.edu.ru/images/vetfac/images/ebooks/histology/histology/r5/t15.html – строение головного мозга 19.www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=43%3A8&id=167%3A2009-08-23-11-42-22&Itemid=104 – строение головного мозга 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10.1. Оборудованные аудитории: - аудитории оборудованы компьютерами с подключением к Интернету. 10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:
10.3. Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях:
10.4. Наглядные пособия: - муляжи торса человека -2 шт.; - муляжи головы человека - 1 шт.; - муляж головного мозга – 2 шт - муляж желудочков головного мозга; - муляж путей циркуляции спинномозговой жидкости; - муляж черепа человека - атласы по анатомии; - анатомические атласы по муляжам торса человека 8 шт.; - таблицы по каждой теме (всего более 300 шт.). 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО! Автор (ы):
Рецензент (ы):
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы» Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с | М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы | ||
Рабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы | Рабочая программа дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | ||
Рабочая программа Анатомия центральной нервной системы направление... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение... | Анатомия центральной нервной системы Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине анатомия центральной нервной системы Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | ||
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... |