Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы





Скачать 201.44 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы
Дата публикации30.03.2015
Размер201.44 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой норм. физиологии Декан факультета клинической

и ВМ, д.м.н., проф. С.Л. Совершаева психологии и социальной работы

к.м.н., доц. С.В. Маруняк
________________________ __________________________

«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.

Рабочая программа рассмотрена на

заседании кафедры

Протокол № 2 от 14 марта 2012 года


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине __Функциональная анатомия центральной нервной системы

По направлению подготовки_030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист»)

Курс ____1______________________________________________________

Вид промежуточной аттестации _экзамен________________

Кафедра _нормальной физиологии и восстановительной медицины______
Трудоемкость дисциплины _108(час.)/_3_(зач. ед.)


Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины «Функциональная анатомия центральной нервной системы»: сформировать у студентов системные знания по анатомии нервной системы, ее взаимодействии с внешней средой, о развитии нервной системы, о функционировании нервной системы, участвующей в процессах формирования психологических функций и необходимых для психологической практики.
2. Место дисциплины в структуре ООП

2.1. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист»)

Учебная дисциплина «Функциональная анатомия центральной нервной системы» входит в базовую (обязательную) часть «Математического и естественнонаучного цикла» дисциплин (цикл С. 2).

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Биология клетки. Генотип и фенотип. Инди­видуальное развитие, типы, периоды развития. Общие проблемы здоровья человека. Регенера­ция как структурная основа гомеостазиса. Принци­пы эволюции органов, функций.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-2

Способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии;

ОК-6

Способность и готовность к овладению новыми методами исследования, к изменению научного научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности;

ОК-8

Способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-2

Готовность инициировать психологическое исследование: определять области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверки и оценки существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии

ПК-3

Умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулировать проблемы и гипотезы, генерировать теоретический контекст конкретных исследований, определять параметры и ресурсы для психологических исследований, описать методологии психологических исследований, планировать и проводить исследование.

ПК-4

Владеть приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов

ПК-7

Умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных, интерпретировать результаты исследования

ПК-16

Умение квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователей.

ПК-17

Умение формулировать цели, разрабатывать стратегии и план обучения, выбирать и использовать современные технологии обучения, обеспечить системность представления учебного материала, создавать рациональную структуру и содержание занятий, оценивать и совершенствовать программу обучения.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- Анатомические и функциональные параметры нервной системы человека в фило- и социогенезе;

- Процессы филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода;

- Современные методы изучения функциональной анатомии нервной системы;

- Микроструктурную организацию нервной ткани и строение нервных клеток;

- Анатомическое строение, функции и развитие головного и спинного мозга;

- Строение и топографию серого и белого вещества;

- Функциональное значение нервных центров;

- Морфо-функциональную организацию стрио-паллидарной и лимбической систем мозга, обеспечивающих жизнедеятельность и адаптационные возможности психической деятельности, а также регуляцию поведения в целом;

- Строение и функции проводящих путей, их роли в управлении поведением человека;

- Строение и области иннервации черепных нервов;

- Структурную и морфо-функциональную организацию соматической и автономной частей периферической нервной системы;

Уметь:

- Использовать основные анатомические и функциональные параметры нервной системы человека при выявлении специфики ее психического функционирования;

- Находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения спинного и головного мозга;

- Определять на таблицах и изображениях анатомических препаратов топографию черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, их сплетений, нервных узлов;

- Находить на изображениях анатомических препаратов детали строения проводящих путей.

Владеть:

- Навыками использования в профессиональной деятельности знаний в области функциональной анатомии центральной нервной системы;

- Основной анатомической терминологией и пониманием функционального значения отделов центральной нервной системы;

- Уметь показать на мулежах головного мозга и таблицах структуры нервной системы
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

42

1

В том числе:







Лекции (Л)

14

1

Практические занятия (ПЗ)

28

1

Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

30

1

Экзамен

36

1

Общая трудоемкость (час.)


108

1


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Микроструктура центральной нервной системы.

Функциональная анатомия

спинного мозга

Предмет и содержание функциональной анатомии центральной нервной системы (ЦНС). Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение функциональной анатомии ЦНС для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

Нервная система и ее значение в организме. Классификация и функции нервной системы, взаимосвязь ее отделов.

Происхождение нервной системы. Принципы ее развития и формиро­вания в онтогенезе.

Понятие о нейроне, классификация нейронов их функции. Нервные волокна и нервы. Глия.

Спинной мозг: его развитие, положение в позвоночном канале, внешнее и внут­реннее строение, кровоснабжение спинного мозга, функции, оболочки.

Ядра серого вещества спинного мозга, их назначение. Локализация проводящих путей в белом веществе спинного мозга, их назначение.

Передние ветви спинномозговых нервов. Шейное сплетение. Плечевое сплетение. Пояснично-крестцовое сплетение.

2

Функциональная анатомия

головного мозга

Развитие головного мозга, мозговые пузыри и их производные. Фор­мирование желудочков головного мозга.

Оболочки головного мозга: твердая, паутинная, мягкая. Синусы и отростки твердой мозговой оболочки. Цистерны субарахноидального пространства, циркуляция ликвора.

Артерии головного мозга. Большой артериальный (Виллизиев) круг головного мозга. Источники кровоснабжения отделов головного мозга.

Вены головного мозга. Венозные пазухи твердой мозговой оболочки головного мозга. Внутричерепные и внечерепные пути оттока венозной крови от головного мозга.

Анатомия и топография промежуточного мозга, его отделы, функции. Гипоталамус, внутрен­нее строение, ядра гипоталамуса. Анатомия и топография третьего желудочка, его стенок. Гипофиз, его топография, строение, функции. Зрительный бугор, внутрен­нее строение, ядра зрительного бугра, их функции. Эпиталамус и метаталамус –строение и функции.

Анатомия и топография среднего мозга: его части, их внутреннее стро­ение. Положение ядер и проводящих путей в среднем мозге, их назначение.

Анатомия и топография моста. Его части, внутреннее строение, поло­жение ядер и проводящих путей в мосту, их назначение.

Мозжечок, его строение, функции, ядра мозжечка: ножки мозжечка, их воло­конный состав.

Анатомия и топография продолговатого мозга. Положение ядер и проводящих путей в продолговатом мозге, их назначение.

Анатомия ромбовидной ямки, ее рельеф. Проекция ядер черепные нервов на поверхность ромбовидной ямки. Анатомия и топография IV желудочка головного мозга, его стенок. Пути оттока спинномозговой жидкости.

Ретикулярная формация головного мозга. Структуры, морфофункциональные особенности.

Взаимоотношения серого и белого вещества в полушариях большого мозга. Топография базальных ядер, строение, расположение, функции.

Строение коры головного мозга. Борозды и извилины верхнелатеральной поверхности полушарий боль­шого мозга.

Борозды и извилины медиальной и базальной поверхностей полуша­рий большого мозга. Расположение корковых центров в коре.

Анатомия и топография боковых желудочков мозга, их стенок. Сосу­дистые сплетения желудочков мозга.

Анатомия и топография обонятельного мозга; его центральный и пе­риферический отделы.

Лимбическая система, ее корковые и подкорковые образования, морфофункциональная характеристика.

3

Функциональная анатомия

черепных нервов,

проводящих путей и вегетативной (автономной) нервной системы

Анатомия и топография белого вещества головного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные проводящие пути, их назначение. Мозолистое тело, внутренняя капсула.

Строение простой и сложной рефлекторных дуг. Классификация проводящих путей головного и спинного мозга.

Восходящие проводящие пути, название, морфофункциональная характеристика, их положение в различных отделах спинного и головного мозга.

Нисходящие проводящие пути, название, морфофункциональная характеристика, их положение в различных отделах спинного и головного мозга.

Черепные нервы. Характеристика, классификация. Их анатомия, топография, ветви, области иннервации.

Преддверноулитковый нерв, его анатомия, топография, области иннервации.

Обонятельный нерв, его анатомия, топография, области иннервации.

Зрительный нерв, его анатомия, топография, области иннервации.

Вегетативная часть нервной системы, ее классификация, характеристика отделов. Рефлекторная дуга рефлекса вегетативной нервной системы.

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Общая характеристика: центры и периферическая часть (узлы, распределение ветвей), функции.

Симпатический отдел вегетативной нервной системы, общая характеристика; центры и периферическая часть (узлы, распределение ветвей), функции.

Симпатический ствол: отделы симпатического ствола, топография, узлы, ветви, области, иннервируемые ими.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Микроструктура ЦНС.

Функциональная анатомия

спинного мозга

4


8









10

22

2

Функциональная анатомия

головного мозга

6


8









10

24

3

Функциональная анатомия

черепных нервов,

проводящих путей и ВНС

4


12










10

26


6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Микроструктура ЦНС.

Функциональная анатомия

спинного мозга

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

Деловая игра

4
3

2

Функциональная анатомия

головного мозга

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

Деловая игра

4
3

3

Функциональная анатомия

черепных нервов,

проводящих путей вегетативной нервной системы

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

Деловая игра

4
3

Итого (час.)

21

Итого (% от аудиторных занятий)

50


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Микроструктура ЦНС.

Функциональная

анатомия

спинного мозга

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, подготовка, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

2

Функциональная

анатомия

головного мозга

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, подготовка, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.

3

Функциональная

анатомия

черепных нервов,

проводящих путей и

ВНС

Выполнение заданий, перечисленных в рабочей тетради (составление схем, заполнение таблиц, решение ситуационных задач, составление плана по теме, подготовка, рефератов, УИРС).

Проверка выполненных заданий.


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные: собеседование, опрос.

- письменные: тестирование, контрольные работы, решение ситуационных задач.

- проверка практических навыков; оценка навыка определения на муляжах, таблицах и рисунках анатомических структур нервной системы;
8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамена)

Этапы проведения экзамена:

1 этап – компьютерное тестирование по дисциплине;

2 этап – проверка практических навыков;

3 этап – собеседование по экзаменационным вопросам.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная и дополнительная литература курсу «Функциональная анатомия центральной нервной системы»

Основная литература

1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А.. Анатомия нервной системы. М. Мир. 2010. 208 с.

2. Попова Н.П., Якименко О.О.. Анатомия центральной нервной системы. М.: Академический проект, 2009. 112 с.

3. Сапин М. Р. Анатомия человека. В 3-х тт. : учебник для вузов, Т.3 / М. Р. Сапин, Г. Л. Билич. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -318 с.

4. Хамутов А.Е., Кульба С.Н. Анатомия центральной нервной системы: Учеб. Пособие. Ростов н/Д., 2010. 352 с.

5. Щербатых Ю. В. Анатомия центральной нервной системы для психологов : [учеб. пособие] / Ю. В. Щербатых, Я. А. Туровский. - М. ; СПб. ; Нижний Новгород : ПИТЕР, 2009. - 123 c : ил.

Дополнительная литература

1. Анатомия и физиология нервной системы: словарь-справочник: учеб. пособие для студентов/ Рос. акад. Образования. Моск. психол.-соц. ин-т; Сост. С.С. Тверская. -2-е изд., стер.. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Модэк, 2003. -160 с.

2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А., Николенко В.Н.. Анатомия человека: Атлас : в 3-х томах: том 2. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 696 с.

3. Гайворонский И.В., Гайворонский А.И. Функциональная анатомия центральной нервной системы: учебное пособие для мед. Вузов. СПб. : СпецЛит, 2006. 256 с.

4. Гайворонский И.В., Гайворонский А.И., С.Е. Байбаков. Функционально-клиническая анатомия головного мозга: учебное пособие. СПб. : СпецЛит, 2010. 216 с.

5. Корнева М.А., Кульбах О.С. Анатомия черепных и спинно-мозговых нервов. СПб.: Фолиант, 2004. 104 с.

6. Корнев М.А. Основы строения центральной нервной системы: учебное пособие. СПб.: изд. ФОЛИАНТ, 2002. 224 с.

7. Привес М.Г. Анатомия человека. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 1985. 672 с.

8. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека М., "Веди", 2005. 200 с.

9. Синельников Р.Д.. Атлас анатомии человека : [Учеб. пособие для мед. вузов]: В 4 т./ Я.Р. Синельников Т.4: Учение о нервной системе и органах чувств. -1994. -319 с.: ил
10. Суханов С.Г. Избранные вопросы клинической анатомии. Симпатический ствол и чревное сплетение : метод. рекомендации/ С. Г. Суханов, В. А. Краснова; Сев. гос. мед. ун-т. -2-е изд., испр. и доп.. -Архангельск: ИЦ СГМУ, 2009. -35,[1] с.: рис
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. Атлас анатомии спинного мозга- http://www.anatomy.tj/spinal_cord.php

2. Атлас анатомии головного мозга - http://www.anatomy.tj/brain.php

3. Атлас анатомии человека -http://anatomiya-atlas.ru/page_id=2236

4. Гайворонский И. В.Нормальная анатомия человека [Электронный ресурс] : учеб. для мед. вузов в 2 т./ И. В.Гайворонский. - 7-е изд., испр. и доп.- СПб. : СпецЛит, 2011.- Т. 2. -423 с. : ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785299003543.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c

5. Сапин М. Р. Анатомия человека [Электронный ресурс] : учеб.в 3 т. - 3-е испр., доп. М. Р.Сапин, Г. Л. Билич - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Т. 3. - 352 с. : ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410691.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c

6. Смольянникова Н. В.Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник. / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 576 с. : ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970408759.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c

7. Физиология и основы анатомии: учебник / под ред. А. В. Котова, Т. Н. Лосевой. - М.: " "Медицина", 2011. - 1056 с.: ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034683.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c

8. http://anatomia-stroenie.ru/golovnoy-mozg - строение головного мозга

9. http://anatomia-stroenie.ru/mozg-i-obolochki-mozga - строение оболочек головного мозга

10. http://anatomia-stroenie.ru/nervy-golovy-i-shei - строение нервов головы и шеи

11. http://anatomia-stroenie.ru/spinnoy-mozg - строение спинного мозга

12. http://anatomia-stroenie.ru/kontakty - строение нервной системы

13.http://www.youtu.be/9UukcdU258A – строение головного мозга

14. foto.mail.ru/mail/doc_endocrinolog/ - иллюстрации по нейрофизиологии

15. neuroscience.ru/ Научно-образовательный сервер по нейронаукам.

16.www.med.harvard.edu/AANLIB/cases/caseNA/pb9.htm Интерактивный атлас срезов мозга кт. Гарвардский университет.

17. www.brainmuseum.org/ - эволюция головного мозга.

commons.wikimedia.org/wiki/Category:Patrick_Lynch –модели головного мозга

18. nsau.edu.ru/images/vetfac/images/ebooks/histology/histology/r5/t15.html – строение головного мозга

19.www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=43%3A8&id=167%3A2009-08-23-11-42-22&Itemid=104 – строение головного мозга
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10.1. Оборудованные аудитории:

- аудитории оборудованы компьютерами с подключением к Интернету.

10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:

  • компьютеры,

  • мультимедийные проекторы.

10.3. Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях:

  1. Программа для обучающего тестирования «TTester».


10.4. Наглядные пособия:

- муляжи торса человека -2 шт.;

- муляжи головы человека - 1 шт.;

- муляж головного мозга – 2 шт

- муляж желудочков головного мозга;

- муляж путей циркуляции спинномозговой жидкости;

- муляж черепа человека

- атласы по анатомии;

- анатомические атласы по муляжам торса человека 8 шт.;

- таблицы по каждой теме (всего более 300 шт.).
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Доцент кафедры нормальной физиологии и ВМ

Цыганок Т.В.






Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы»
Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconРабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы

Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconРабочая программа дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconКурс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы»
Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессиональ­ного мышления, необходимого...
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconРабочая программа Анатомия центральной нервной системы направление...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconРабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной...
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение...
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconАнатомия центральной нервной системы
Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же...
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине анатомия центральной нервной системы
Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconПрограмма дисциплины анатомия центральной нервной системы
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск