Скачать 435.4 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет ПсихологииПрограмма дисциплины АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ для направления 030300.62 - «Психология» подготовки бакалавра Авторы: доктор биологических наук, профессор Цехмистренко Т.А. кандидат медицинских наук, доцент Шеховцев И. К. Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры«Психология» психофизиологииПредседатель Зав. кафедрой ____________ Гусев А.Н. _____________ Лебедев .Н. “__7__” ___декабря__ 2004 г. “_7_” сентября 2004 г. Утверждено УС факультета Психологии Ученый секретарь _____________ Старовойтенко Е.Б. «__8__» ___февраля_2005 г. Москва I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02.03.2000 г., № 686) по направлению 521000 «Психология».
II. Пояснительная записка. Требования к студентам. Приступая к изучению данной учебной дисциплины студент должен обладать комплексом биологических знаний:
Студент должен быть ознакомлен с основными методами познания, а именно:
Студент должен владеть умениями:
Студент должен быть компетентным в вопросах сохранения собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни. Аннотация Краткая характеристика данной дисциплины, раскрытие ее особенностей. Учебная дисциплина включает три основных раздела, обеспечивающим базовую систему знаний в области естественнонаучных дисциплин, необходимую для овладения 2-й ступенью высшего профессионального образования по специальности «Психология». Рассматриваются темы, включающие учебный материал о микроструктуре нервной ткани, онтогенезе нервной системы человека, ее анатомии и функциональных проявлениях органов и анатомических образований нервной системы в норме, при адаптации к социальным и природным факторам окружающей среды, при различных психических состояниях и поведенческих реакциях. Соответствие программы требованиям ГОС. Место и роль данной дисциплины, как составной части 2-й ступени высшего профессионального образования. Учебная дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» является одной из базовых дисциплин, обеспечивающих овладение современными естественнонаучными основами знаний о человеке как биосоциальном существе, формирование общих представлений о регуляции поведения человека, анатомо-физиологических основах психологических методов прогностической и коррекционной деятельности в процессе управления поведением человека. Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность бакалавра. Овладение программным материалом по данной дисциплине в числе других предусмотренных программой дисциплин позволит реализовать следующие требования к профессиональной подготовленности бакалавра:
Программа предусматривает проведение 28 часа лекций, 14 часов семинарских и 14 час практических занятий. С учетом естественнонаучной специфики программы содержание семинарских занятий должно быть направлено на овладение студентами основными общетеоретическими проблемами курса, развитию целостных представлений о человеке и его поведении на базе нейробиологических и биосоциальных знаний. Практические занятия будут ориентированы на углубленное изучение проблем центральной и периферической анатомии нервной системы человека, на систематизацию и уточнение знаний, полученных в процессе самостоятельных занятий, работы над рефератами, эссе, на подготовку к выполнению текущих контрольных работ и другим формам контроля качества знаний, и формирование профессиональных компетенций,. На практических занятиях по анатомии нервной системы должны использоваться мультимедийные средства обучения, Интернет-сайты, позволяющие не только иллюстрировать изучаемый материал, но и осуществлять обучение в интерактивном режиме. Проведение курсовых работ по данной дисциплине не предусматривается. В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала в процессе работы с основной и дополнительной учебной литературой, подготовка к семинарским и практическим занятиям, работа над презентациями как учебными домашними заданиями, а также овладение основами некоторых научных методов исследования по тематике курса (участие в научных исследованиях кафедры, ведение соответствующих протоколов, анализ и обобщение результатов наблюдений, подготовка научных публикаций, выступление с научными докладами на научном кружке и на научных студенческих конференциях). Учебная задача дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен:
Тематический план учебной дисциплины. Всего на изучение данной дисциплины выделяется 108 часов. Дисциплина читается в 2-3 модуле на 1 курсе. Распределение часов дисциплины по разделам и темам:
Формы контроля:
- итоговая оценка складывается из оценок промежуточного контроля и ответов на зачете. III. Содержание программы. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Тема 1. Введение в анатомию нервной системы Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Анатомия нервной системы как раздел анатомии человека. Значение анатомии нервной системы для психологической практики. Уровни структурной организации организма: клетка, ткань, орган, система органов, аппарат. Методы изучения анатомии нервной системы. Составные разделы анатомии нервной системы.
Тема 2. Нейрон. Нервная ткань Нейронная теория строения нервной системы. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Морфологические типы нейронов, их анатомо-функциональные особенности, классификация и локализация в нервной системе. Строение нейроцита. Нейрофибриллы, их функциональное значение. Дендриты и аксоны, направленность проведения нервного импульса в нейроне. Структурная организация синапсов, классификация синапсов. Строение разных типов нервных волокон (миелиновых и безмиелиновых). Виды нервных окончаний, их классификация. Строение нервной ткани. Дифференцировка и созревание нейронов. Модульный принцип организации нейронных сетей. Структурно-функциональные особенности и созревание макро- и микроглии. Регенерация и пластичность нервной ткани.
Тема 3. Развитие нервной системы. Развитие нервной системы в фило- и онтогенезе. Нервная трубка как производное эктодермы. Локализация в нервной трубке двигательных (базальная пластинка), ассоциативных (крыльная пластинка) и чувствительных нейронов (ганглионарная пластинка). Сегментарная закладка компонентов нервной системы; характеристика невромера. Особенности нервной системы плода. Критические периоды в развитии нервной системы. Развитие нервной системы в постнатальный период онтогенеза.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы» Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с | М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы | Рабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы | ||
Рабочая программа дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» | Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист») | Рабочая программа Анатомия центральной нервной системы направление... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | Анатомия центральной нервной системы Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же... | ||
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине анатомия центральной нервной системы Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | Программа дисциплины физиология центральной нервной системы Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... |