Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы





Скачать 435.4 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины анатомия центральной нервной системы
страница1/3
Дата публикации17.12.2014
Размер435.4 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Биология > Программа дисциплины
  1   2   3


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Психологии


Программа дисциплины
АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

для направления 030300.62 - «Психология»

подготовки бакалавра

Авторы: доктор биологических наук, профессор Цехмистренко Т.А.

кандидат медицинских наук, доцент Шеховцев И. К.

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Психология» психофизиологии

Председатель Зав. кафедрой

____________ Гусев А.Н. _____________ Лебедев .Н.

“__7__” ___декабря__ 2004 г. “_7_” сентября 2004 г.

Утверждено УС факультета

Психологии

Ученый секретарь
_____________ Старовойтенко Е.Б.
«__8__» ___февраля_2005 г.


Москва

I. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02.03.2000 г., № 686) по направлению 521000 «Психология».


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ. ЕН.Ф.05

АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Микроструктура нервной ткани; онтогенез центральной нервной системы; строение центральной нервной системы; проводящие пути центральной нервной системы и черепные нервы; вегетативная нервная система.

120

II. Пояснительная записка.

Требования к студентам.

Приступая к изучению данной учебной дисциплины студент должен обладать комплексом биологических знаний:

  • об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого, уровневая организация и эволюция живого);

  • о строении, процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере;

  • знать и понимать особенности строения организма человека (ткани, органы, системы органов и их функции), его жизнедеятельности, связи со средой, сохранения здоровья;

  • об особенностях биологических процессов (питание, дыхание, выделение, кровообращение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие и размножение, наследование признаков);

  • о процессах возбуждения и торможения в нервной системе;

  • о регуляции процессов жизнедеятельности организма человека, его поведения и связей со средой (зависимость состояния собственного здоровья от состояния окружающей среды, влияние факторов окружающей среды на гены и хромосомы, факторов здоровья и риска на собственный организм);

  • о предмете психологии и базовых психологических понятиях.

Студент должен быть ознакомлен с основными методами познания, а именно:

  • наблюдением за живыми объектами и собственным организмом;

  • биологическим экспериментом;

  • обработка данных статистическими пакетами;

  • использованием микроскопа для изучения клеток, тканей и органов.

Студент должен владеть умениями:

  • находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биологии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска;

  • использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;

  • оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей среде, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций;

  • оценивать изменения в собственном организме, влияние факторов окружающей среды, факторов здоровья и риска на поведение.

Студент должен быть компетентным в вопросах сохранения собственного здоровья на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Аннотация

Краткая характеристика данной дисциплины, раскрытие ее особенностей. Учебная дисциплина включает три основных раздела, обеспечивающим базовую систему знаний в области естественнонаучных дисциплин, необходимую для овладения 2-й ступенью высшего профессионального образования по специальности «Психология».

Рассматриваются темы, включающие учебный материал о микроструктуре нервной ткани, онтогенезе нервной системы человека, ее анатомии и функциональных проявлениях органов и анатомических образований нервной системы в норме, при адаптации к социальным и природным факторам окружающей среды, при различных психических состояниях и поведенческих реакциях.

Соответствие программы требованиям ГОС.

Место и роль данной дисциплины, как составной части 2-й ступени высшего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» является одной из базовых дисциплин, обеспечивающих овладение современными естественнонаучными основами знаний о человеке как биосоциальном существе, формирование общих представлений о регуляции поведения человека, анатомо-физиологических основах психологических методов прогностической и коррекционной деятельности в процессе управления поведением человека.

Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность бакалавра.

Овладение программным материалом по данной дисциплине в числе других предусмотренных программой дисциплин позволит реализовать следующие требования к профессиональной подготовленности бакалавра:

  • о строении, процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере;

  • знать и понимать особенности строения организма человека (ткани, органы, системы органов и их функции), его жизнедеятельности, связи со средой, сохранения здоровья;

  • о предмете анатомии и базовых анатомических понятиях.

  • овладеть основной анатомической терминологией и понимать значение производных психологических понятий;

  • получить подробные сведения о строении ЦНС человека и морфофункциональных особенностях нервной ткани;

  • получить специальные сведения о морфологии и функциональных связях структур головного мозга, необходимые для работы практического психолога;

  • усвоить особенности ЦНС человека на основных этапах развития (онтогенеза);

  • уметь идентифицировать отдельные структуры ЦНС и знать их взаиморасположение на рисунках и схемах в научной и учебной литературе.

  • овладеть основными методами и приемами топической диагностики нервных структур в норме и патологии для высокого качества освоения основ психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

  • грамотно ставить и решать прикладные и научные проблемы в области естествознания;

  • иметь базовую подготовку для ведения педагогической деятельности в общеобразовательной школе по анатомии нервной системы человека.

Программа предусматривает проведение 28 часа лекций, 14 часов семинарских и 14 час практических занятий. С учетом естественнонаучной специфики программы содержание семинарских занятий должно быть направлено на овладение студентами основными общетеоретическими проблемами курса, развитию целостных представлений о человеке и его поведении на базе нейробиологических и биосоциальных знаний. Практические занятия будут ориентированы на углубленное изучение проблем центральной и периферической анатомии нервной системы человека, на систематизацию и уточнение знаний, полученных в процессе самостоятельных занятий, работы над рефератами, эссе, на подготовку к выполнению текущих контрольных работ и другим формам контроля качества знаний, и формирование профессиональных компетенций,. На практических занятиях по анатомии нервной системы должны использоваться мультимедийные средства обучения, Интернет-сайты, позволяющие не только иллюстрировать изучаемый материал, но и осуществлять обучение в интерактивном режиме.

Проведение курсовых работ по данной дисциплине не предусматривается.

В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала в процессе работы с основной и дополнительной учебной литературой, подготовка к семинарским и практическим занятиям, работа над презентациями как учебными домашними заданиями, а также овладение основами некоторых научных методов исследования по тематике курса (участие в научных исследованиях кафедры, ведение соответствующих протоколов, анализ и обобщение результатов наблюдений, подготовка научных публикаций, выступление с научными докладами на научном кружке и на научных студенческих конференциях).

Учебная задача дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать элементы и структуру центрального и периферического отделов нервной системы, а также закономерности обработки информации человеком;

  • уметь пользоваться знаниями по анатомии нервной системы при последующем овладении закономерностями физиологии нервной системы и психофизиологии;

  • иметь представление о материальных основах психического;

  • иметь представление о практическом использовании анатомических данных при решении проблем антропологии, антропометрии; валеологии;

  • овладеть навыками работы с анатомическими показателями, выявленными соответствующими методами;

  • обладать навыками инструментальных оценок (топической диагностики) повреждений анатомических структур центральной нервной системы.

Тематический план учебной дисциплины.

Всего на изучение данной дисциплины выделяется 108 часов. Дисциплина читается в 2-3 модуле на 1 курсе.

Распределение часов дисциплины по разделам и темам:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

семинары

практические

1.1

Тема 1. Введение в анатомию нервной системы

8

2

1

1

4

1.2

Тема 2. Нейрон, нервная ткань

12

2

1

1

8

1.3

Тема 3. Развитие нервной системы

12

2

1

1

8

1.4

Тема 4. Анатомия спинного мозга. Спиномозговые нервы. Вегетативная нервная система

16

4

2

2

8

1.5

Тема 5. Анатомия головного мозга. Черепные нервы

50

14

8

8

20

1.6

Тема 6. Анатомия анализаторов

10

4

1

1

4




ИТОГО:

108

28

14

14

52

Формы контроля:

  • отчетность: 1 домашнее задание (подготовка компьютерной презентации), 1 реферат

  • итоговый контроль: экзамен

- итоговая оценка складывается из оценок промежуточного контроля и ответов на зачете.

III. Содержание программы.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Тема 1. Введение в анатомию нервной системы

Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Анатомия нервной системы как раздел анатомии человека. Значение анатомии нервной системы для психологической практики. Уровни структурной организации организма: клетка, ткань, орган, система органов, аппарат. Методы изучения анатомии нервной системы. Составные разделы анатомии нервной системы.


  1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. - М.: Мир, 2002. – 240 с.

  2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

  3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2-х кн. – М.: ОНИКС, 2000.

  4. Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.


Тема 2. Нейрон. Нервная ткань

Нейронная теория строения нервной системы. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани. Морфологические типы нейронов, их анатомо-функциональные особенности, классификация и локализация в нервной системе.

Строение нейроцита. Нейрофибриллы, их функциональное значение. Дендриты и аксоны, направленность проведения нервного импульса в нейроне. Структурная организация синапсов, классификация синапсов. Строение разных типов нервных волокон (миелиновых и безмиелиновых). Виды нервных окончаний, их классификация.

Строение нервной ткани. Дифференцировка и созревание нейронов. Модульный принцип организации нейронных сетей. Структурно-функциональные особенности и созревание макро- и микроглии. Регенерация и пластичность нервной ткани.


  1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. - М.: Мир, 2002. – 240 с.

  2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

  3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2-х кн. – М.: ОНИКС, 2000.

  4. Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

  5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.


Тема 3. Развитие нервной системы.

Развитие нервной системы в фило- и онтогенезе. Нервная трубка как производное эктодермы. Локализация в нервной трубке двигательных (базальная пластинка), ассоциативных (крыльная пластинка) и чувствительных нейронов (ганглионарная пластинка). Сегментарная закладка компонентов нервной системы; характеристика невромера. Особенности нервной системы плода. Критические периоды в развитии нервной системы. Развитие нервной системы в постнатальный период онтогенеза.


  1. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. - М.: Мир, 2002. – 240 с.

  2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994.

  3. Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. – М., 1997.

  4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. – М.: Наука, 1990.

  5. Андреева Н.Г., Обухов Д.К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. – СПб: Лань, 1999.

  6. Дзугаева С.Б. Проводящие пути головного мозга человека в онтогенезе. – М.: Медицина, 1975.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы»
Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconРабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы

Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconРабочая программа дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconКурс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение...
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconРабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы
По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист»)
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconРабочая программа Анатомия центральной нервной системы направление...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы»
Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессиональ­ного мышления, необходимого...
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconАнатомия центральной нервной системы
Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же...
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconРабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной...
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconУчебно-методический комплекс по дисциплине анатомия центральной нервной системы
Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы iconПрограмма дисциплины физиология центральной нервной системы
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск