Скачать 171.34 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» Курс _1_, семестр _1_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
Программа обсуждена на заседании кафедры анатомии человека «____»___________20 ___ года Протокол №___ Зав. кафедрой, профессор _______________ Л.Л. Колесников Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии « 23 » мая 2013 года Протокол № 9 Председатель ученого совета, профессор ___________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета « 30 » мая 2013 года Протокол № 34 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич 1.Цель и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины. Курс «Анатомия центральной нервной системы» создает необходимую информационную основу для изучения курсов по психологии. Основная его задача – формирование целостного представления о строении организма человека, при этом выявляется соответствие анатомических структур выполняемым функциям. Важнейшим методическим приемом в этой работе является интегративный подход, показывающий организацию человека в виде сложной саморегулирующейся системы, которая обладает огромными адаптационными возможностями, благодаря накоплению новой информации центральной нервной системой. Подчеркивается также важнейшая роль нервной системы в обеспечении структурного и функционального единства организма. Демонстрируется значение центральной нервной системы для поддержания гомеостазиса внутренней среды, и ее взаимодействие с эндокринной системой. Значительное внимание в курсе уделяется рассмотрению строения мозга, отвечающего в первую очередь за интегративную деятельность нервной системы человека, обеспечивая также процессы мышления и сознания. Показана дифференцировка отделов головного мозга, кратко представлены основные моменты его онтогенетического развития. Прослеживается эволюция представлений о строении коры больших полушарий, выявление различных функциональных полей, двигательных, сенсорных и ассоциативных областей. Изложение материалов этого курса строится по принципу целостности и иерархичности нервной системы. Благодаря такому подходу создаются предпосылки для успешного освоения представления о психической активности человека, в которой также наблюдается объединение разных уровней организации поведения, при главенствующей роли сознания. При составлении курса использовались учебники отечественных и зарубежных авторов. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен знать и уметь использовать: Всю имеющуюся учебную литературу, методические пособия, видеофильмы по всем разделам, предусмотренным учебной программой. Применять полученные знания при последующем изучении других дисциплин. Студент должен иметь навыки самостоятельной работы с учебной литературой и препаратами. Студент должен иметь представление об общих принципах структурно-функциональной организации организма человека в целом и ЦНС в частности. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины является школьный курс биологии и анатомии. 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4.Содержание дисциплины 4.1 Разделы дисциплины и виды занятий
4.2 Содержание разделов дисциплины МИКРОСТРУКТУРА НЕРВНОЙ ТКАНИ Общий обзор нервной системы человека. Основные морфологические элементы нервной системы. Нейрон. Классификация нейронов по функции и форме. Специфические черты структуры нейрона, обусловленные его функцией. Дендриты. Понятие о дендритной зоне и перикарионе. Шипиковый аппарат. Аксон. Немиелинизированные и миелинизированные волокна. Оболочки аксона. Процесс миелинизации. Синапсы. Нейроглия. Источники онтогенетического развития нейроглии. Макроглия. Особенности структуры и функции разных видов макроглии (эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты). Строение и функция микроглии. Типы нервной системы. Подразделение нервной системы соответственно развитию, строению и функции на центральную и периферическую, на соматическую и вегетативную (автономную). ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Закладка нервной трубки и ганглиозной пластинки. Гистологическая дифференциация нервной трубки. Нейробласты и спонгиобласты. Основные черты дифференциации нейробласта в нейрон. Начальные этапы развития головного мозга: стадия трех мозговых пузырей, образование изгибов зачатка головного мозга, стадия пяти мозговых пузырей. СТРОЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Оболочки головного и спинного мозга (твердая, паутинная, мягкая). Подпаутинное пространство. Спинномозговая жидкость, ее функции. Спинной мозг. Форм, топография, основные отделы спинного мозга. Внутреннее строение: серое, белое вещество, центральный канал. Сегмент спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов. Рефлекторная дуга. Спинномозговые нервы, их образование, группировка по отделам, ветви. Шейное, плечевое и пояснично-крестцовое сплетения. Эволюция спинного мозга. Образование спинальных ганглиев. Дифференциация серого и белого вещества. Образование шейного и поясничного утолщений. Развитие проводящих путей, соединяющих спинной мозг с головным, нарастающая их дифференциация. Развитие пирамидной системы. МОЗГОВОЙ СТВОЛ Головной мозг. Мозговой ствол, его внутреннее строение, сходство со спинным мозгом и различия. Продолговатый мозг. Положение, функции. Внешнее и внутреннее строение. Задний мозг. Мост. Внешнее и внутреннее строение. Мозжечок, его форма, поверхности, части; внутреннее строение – червь и полушария, ядра мозжечка, ножки мозжечка, дольки коры. Структура мозжечка. Эволюция продолговатого и заднего мозга в связи с регуляцией вегетативных функций, равновесия и слуха.. Обособление моста как следствие развития пирамидных и корково-мосто-мозжечкового трактов. Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка, ее положение и основные части. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения. Циркуляция спинномозговой жидкости. Средний мозг, его части. Крыша среднего мозга. Ножки мозга. Ножка мозга, ее строение. Ядра и проводящие пути среднего мозга. Заднее продырявленное вещество. Мозговой водопровод. Эволюция среднего мозга. Ретикулярная формация. Основные черты ее строения. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ Промежуточный мозг. Таламический мозг и его части: зрительные бугры, надбугорье, забугорье, подбугорье. Строение и связи. Эволюция. Третий желудочек. КОНЕЧНЫЙ МОЗГ Конечный мозг. Полушария большого мозга. Комиссуры полушарий. Борозды и извилины коры больших полушарий. Боковой желудочек. Базальные ядра. Обонятельный мозг. Понятие о лимбической системе. Дреняя, старая и новая кора. Типы нейронов коры. Слои новой коры и их функции. Гомотипическая кора и гетеротипическая (агранулярная, гранулярная). Понятие о локализации функций в коре. Первичные или проекционные поля коры. Вторичные поля. Третичные или высшие ассоциативные зоны, в том числе речевые центры коры. Специфические человеческие зоны коры больших полушарий. Эволюция конечного мозга. ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Анатомо-функциональная классификация проводящих путей ЦНС. Ассоциативные пути, короткие и длинные. Комиссуральные пути. Проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон. Экстероцепторные, проприоцепторные, интероцепторные пути; б) нисходящие (эфферентные) системы волокон. Пирамидные и экстрапирамидные пути. Учение об анализаторах. Общие понятия об анализаторе и его оделах. Кожно-двигательный, зрительный, слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой анализаторы. ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ Сравнение черепных нервов со спинномозговыми. Связь черепных нервов с вегенативной нервной системой. Характеристика и описание отдельных черепных нервов: основные ветви, состав волокон, функции, ядра, ганглии, места выхода из мозга 12 пар черепных нервов. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА Строение и функции. Вегетативные ядра в ЦНС. Высшие вегетативные центры. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Симпатические и парасимпатические ганглии, источники парасимпатической и симпатической иннервации различных органов, функции симпатической и парасимпатической системы. 4.3 Тематический план лекций по семестрам
4.4 Тематический план практических занятий по семестрам 1.МИКРОСТРУКТУРА НЕРВНОЙ ТКАНИ Общий обзор нервной системы человека. Основные морфологические элементы нервной системы. Нейрон. Классификация нейронов по функции и форме. Специфические черты структуры нейрона, обусловленные его функцией. Дендриты. Понятие о дендритной зоне и перикарионе. Шипиковый аппарат. Аксон. Немиелинизированные и миелинизированные волокна. Оболочки аксона. Процесс миелинизации. Синапсы. Нейроглия. Источники онтогенетического развития нейроглии. Макроглия. Особенности структуры и функции разных видов макроглии (эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты). Строение и функция микроглии. Типы нервной системы. Подразделение нервной системы соответственно развитию, строению и функции на центральную и периферическую, на соматическую и вегетативную (автономную). 2.ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Закладка нервной трубки и ганглиозной пластинки. Гистологическая дифференциация нервной трубки. Нейробласты и спонгиобласты. Основные черты дифференциации нейробласта в нейрон. Начальные этапы развития головного мозга: стадия трех мозговых пузырей, образование изгибов зачатка головного мозга, стадия пяти мозговых пузырей. 3.СТРОЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Оболочки головного и спинного мозга (твердая, паутинная, мягкая). Подпаутинное пространство. Спинномозговая жидкость, ее функции. Спинной мозг. Форм, топография, основные отделы спинного мозга. Внутреннее строение: серое, белое вещество, центральный канал. Сегмент спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов. Рефлекторная дуга. Спинномозговые нервы, их образование, группировка по отделам, ветви. Шейное, плечевое и пояснично-крестцовое сплетения. Эволюция спинного мозга. Образование спинальных ганглиев. Дифференциация серого и белого вещества. Образование шейного и поясничного утолщений. Развитие проводящих путей, соединяющих спинной мозг с головным, нарастающая их дифференциация. Развитие пирамидной системы. 4.МОЗГОВОЙ СТВОЛ Головной мозг. Мозговой ствол, его внутреннее строение, сходство со спинным мозгом и различия. Продолговатый мозг. Положение, функции. Внешнее и внутреннее строение. Задний мозг. Мост. Внешнее и внутреннее строение. Мозжечок, его форма, поверхности, части; внутреннее строение – червь и полушария, ядра мозжечка, ножки мозжечка, дольки коры. Структура мозжечка. Эволюция продолговатого и заднего мозга в связи с регуляцией вегетативных функций, равновесия и слуха.. Обособление моста как следствие развития пирамидных и корково-мосто-мозжечкового трактов. Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка, ее положение и основные части. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения. Циркуляция спинномозговой жидкости. Средний мозг, его части. Крыша среднего мозга. Ножки мозга. Ножка мозга, ее строение. Ядра и проводящие пути среднего мозга. Заднее продырявленное вещество. Мозговой водопровод. Эволюция среднего мозга. Ретикулярная формация. Основные черты ее строения. 5. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ Промежуточный мозг. Таламический мозг и его части: зрительные бугры, надбугорье, забугорье, подбугорье. Строение и связи. Эволюция. Третий желудочек. 6. КОНЕЧНЫЙ МОЗГ Конечный мозг. Полушария большого мозга. Комиссуры полушарий. Борозды и извилины коры больших полушарий. Боковой желудочек. Базальные ядра. Обонятельный мозг. Понятие о лимбической системе. Дреняя, старая и новая кора. Типы нейронов коры. Слои новой коры и их функции. Гомотипическая кора и гетеротипическая (агранулярная, гранулярная). Понятие о локализации функций в коре. Первичные или проекционные поля коры. Вторичные поля. Третичные или высшие ассоциативные зоны, в том числе речевые центры коры. Специфические человеческие зоны коры больших полушарий. Эволюция конечного мозга. 7.ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Анатомо-функциональная классификация проводящих путей ЦНС. Ассоциативные пути, короткие и длинные. Комиссуральные пути. Проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон. Экстероцепторные, проприоцепторные, интероцепторные пути; б) нисходящие (эфферентные) системы волокон. Пирамидные и экстрапирамидные пути. Учение об анализаторах. Общие понятия об анализаторе и его отделах. Кожно-двигательный, зрительный, слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой анализаторы. 8. Сравнение черепных нервов со спинномозговыми. Характеристики и описание I – VI пар черепных нервов. 9. Связи черепных нервов с вегетативной нервной системой. VII – XII пары черепных нервов. 10. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА Строение и функции. Вегетативные ядра в ЦНС. Высшие вегетативные центры. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе. Симпатические и парасимпатические ганглии, источники парасимпатической и симпатической иннервации различных органов, функции симпатической и парасимпатической системы. 4.5 Самостоятельная работа студентов
5. Лабораторный практикум – не предусмотрен 6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины
7.1 Рекомендуемая литература а) Основная литература
7.2 Средства обеспечения освоения дисциплины Средствами обеспечения освоения дисциплины служат: специализированные классы, таблицы, плакаты, слайды, кино-видеофильмы, компьютерные программы. 8. Материально-техническое обеспечение В процессе преподавания используются учебные комнаты кафедры, видеокласс, экспозиции учебного музея, муляжи, препараты. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины В целях оптимизации учебного процесса необходима интеграция преподавания анатомии ЦНС с курсами физиологии, гистологии и биологии. Сведения по биологии и антропологии помогают студентам понять биологическую природу человека в филогенезе, особенности организации нервной системы человека, как высшего уровня развития. В плане интеграции с гистологией излагаются сведения о закономерностях закладки нервной системы и особенностях нейронной организации. Интеграция с нормальной физиологией строится так, что на кафедре анатомии, в процессе изучения структурной организации образований нервной системы, рассматриваются также их основные функции (функциональная анатомия) В процессе преподавания предмета одним из основных принципов является системный подход. Рабочая учебная программа по дисциплине: Анатомия человека Составлена: . к.м.н, доцентом В.У. Макоевым . (Ф.И.О., ученое звание, степень, должность) |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы» Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с | М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | ||
Рабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы | Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист») | ||
Программа дисциплины анатомия центральной нервной системы Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Рабочая программа Анатомия центральной нервной системы направление... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» | Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение... | ||
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | ||
Анатомия центральной нервной системы Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине анатомия центральной нервной системы Форма обучения: очная, заочная (сокращенная), очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (вечерняя) сокращенная | Программа дисциплины физиология центральной нервной системы Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... |