Московский энергетический институт (технический университет)





Скачать 113.62 Kb.
НазваниеМосковский энергетический институт (технический университет)
Дата публикации01.11.2014
Размер113.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ИПЭЭФ)
___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника

Профили подготовки: Энергообеспечение предприятий; Промышленная теплоэнергетика; Энергетика теплотехнологии; Энергообеспечение предприятий; Автономные энергетические системы; Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ЭКОЛОГИЯ"


Цикл:

профессиональный




Часть цикла:

базовая




дисциплины по учебному плану:

ИПЭЭФ; Б.2б.5




Часов (всего) по учебному плану:

72




Трудоемкость в зачетных единицах:

2


3 семестр – 2;


Лекции

18 час

3 семестр 18 час

Практические занятия

18 час

3 семестр 18 час

Лабораторные работы

0 час




Расчетные задания, рефераты

16 час самостоят. работы

3 семестр 16 час

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

36 час

3 семестр 36 час

Экзамены







Курсовые проекты (работы)









Москва - 2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является изучение основных глобальных экологических проблем современной цивилизации, изучение взаимосвязей между различными компонентами экосистем, уяснение задач, стоящих перед человечеством по сохранению биосферы для будущих поколений людей, ознакомление с современными методами охраны окружающей среды от негативного антропогенного воздействия.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);

  • использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);

  • к контролю соблюдения экологической безопасности на производстве, к участию в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве (ПК-17);

  • анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по экологической тематике;


Задачами дисциплины являются

  • Дать представление об ограниченности всех видов ресурсов (водных, растительных, атмосферных, топливных и других), имеющихся в распоряжении у человеческой цивилизации, и необходимости бережного отношения к природным ресурсам.

  • Показать практическую значимость экологии на современном этапе развития человеческого общества.

  • Научить анализировать характер и степень воздействия энергетических объектов на окружающую среду при загрязнении газообразными веществами и твердыми частицами (золой), а также при шумовом загрязнении окружающей среды.

  • Познакомить учащихся с нормами содержания вредных веществ в различных средах и с нормами шумового воздействия на окружающую среду.

  • Сформировать у учащихся правильное, ответственное отношение к вопросам потребления природных ресурсов и природопользования на пути технического прогресса.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла Б.2 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилям “Энергообеспечение предприятий”, “Промышленная теплоэнергетика”, “Энергетика теплотехнологии”, “Энергообеспечение предприятий”, “Автономные энергетические системы”, “Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики” направления 140100 Теплоэнергетика и теплотехника.

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучении дисциплин “Охрана окружающей среды” и “Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологии”.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:

  • Основные законы и принципы современной экологии (ПК-2);

  • Состояние основных экологических проблем современности (ПК-6);

  • Основы экологического законодательства (ПК-4, ПК-17).

Уметь:

  • Анализировать информацию о глобальных экологических проблемах, используя различные источники (ОК-10, ПК-6);

  • Самостоятельно подходить к решению проблем воздействия энергетических объектов на окружающую среду (ОК-7, ПК-7, ПСК-1);

  • Выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности и быть способным привлекать для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);

  • Применять природоохранные технологии на тепловых электростанциях (ПСК-4);

  • Применять в практической деятельности положения нормативно-законодательной базы РФ в области охраны окружающей среды (ПК-4).

Владеть:

  • Терминологией по экологической проблематике (ПСК-1);

  • Навыками соблюдения экологической безопасности на производстве, а также навыками разработки и осуществления экозащитных мероприятий на энергетических предприятиях (ПК-17);

  • Способностью поиска информации о современных методах обеспечения экологической безопасности энергетического производства.


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Инженерная экология. Особенности классификации. Объекты исследования, предмет исследования экологии

10

3

4

2

4

Устный опрос

2

Экологические требования к производству, вырабатывающему тепловую и электрическую энергию

13


3


3

4

6




3

Основы образования вредных веществ при подготовке и сжигании энергетических топлив

16


3

4

4

8

Контрольная работа

4

Принципиальная тепловая схема станций. Принцип работы. Вредные воздействия на окружающую природную среду

12


3

3

4

5

Расчетное задание

5

Котельная установка, устройство, принцип работы. Образование вредных веществ и предотвращение загрязнения


14



3


4


4


6

Расчетное задание, контрольная работа




Зачет


7



3


--


--


7

Устный опрос по лекционному материалу и решение задач




Итого:

72




18

18

36





4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

Темы лекций

Определение экологии. Задачи экологии.

Экология человека. Инженерная экология. Объект и предмет исследования.

Экосистема и экологическая система. Биогеоценоз.

Экологические компоненты экосистем. Энергия.

Биомасса. Биотопливо. Атмосфера. Озоновые дыры.

Вода. Свойства. Аномалии воды. Нормативы водопотребления. Закон Эшби.

Антропогенные воздействия на компоненты природной среды.

Понятия и определения в системе «нооценоз энергетики – природная среда».

Принципиальная тепловая схема ТЭС.

Природные ресурсы. Дерево энергетических ресурсов.

Доля различных энергетических ресурсов в общей выработке энергии.

Вредные вещества, образующиеся при сжигании топлив.

Влияние оксидов азота на организм человека в зависимости от концентрации и времени действия.

Теоретические положения и инженерные решения по борьбе с образованием оксидов азота.

Очистка дымовых газов. Рассеивание вредных веществ в атмосфере.

Контроль загрязнения атмосферного воздуха. Дымовые трубы.

Влияние развития цивилизации на природную среду. Решение экологических проблем.

Количественные оценки воздействия нооценозов на экосистему. Критерий воздействия. Влияние энергетики на климат Земли.
4.2.2. Практические занятия

Темы практических занятий

Тема 1. Инженерная экология. Особенности классификации. Объекты исследования, предмет исследования экологии.

Тема 2. Экологические требования к производству, вырабатывающему тепловую и электрическую энергию.

Тема 3. Основы образования вредных веществ при подготовке и сжигании энергетических топлив.

Тема 4. Принципиальная тепловая схема станций. Принцип работы. Вредные воздействия на окружающую природную среду.

Тема 5. Котельная установка, устройство, принцип работы. Образование вредных веществ и предотвращение загрязнения.
4.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.

4.4. Типовой расчет

Расчетное задание представляет собой усложненную задачу, соответствующую тематике расчетов, выполняемых на практических занятиях. Оценка за выполнение и защиту расчетного задания учитывается при выставлении итоговой оценки по курсу.

Пример: Сравнение концентраций оксидов азота в дымовых газах и максимальной концентрации оксидов азота в приземном слое атмосферы для ТЭС, расположенной в заданном районе, имеющей заданную мощность, нагрузку, определенную высоту дымовой трубы. Оценка необходимости применения мероприятий по борьбе с выбросами оксидов азота для данной ТЭС.
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в традиционной форме, а также в форме лекций с демонстрацией видеофильмов.

Практические занятия включают решение задач, просмотр учебных фильмов с последующим обсуждением.

Самостоятельная работа включает подготовку к контрольным работам, оформление расчетных заданий и подготовку к их защитам, подготовку рефератов по экологической тематике, подготовку к зачету.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются контрольная работа, устный опрос, защита расчетного задания.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка за освоение дисциплины, определяется как 0,2(оценка за контрольную) + 0,3(оценка за расчетные задания) + 0,5(оценка на зачете).

В приложение к диплому вносится оценка за 3 семестр.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  • Кормилицын В.И. Основы экологии / Учебное пособие под редакцией Рихтера Л.А. – М.: Издательство МЭИ, 1993.

  • Кормилицын В.И., Лысков М.Г. Системные исследования влияния хозяйственной деятельности людей на экосистемы. – М.: Издательство МЭИ, 1998.

  • Кормилицын В.И. Экосистемы и их компоненты / Учебное пособие под редакцией Лыскова М.Г. – М.: Издательствово МЭИ, 1996.

  • Тупов В.Б., Лысков М.Г., Пашков Л.Т. Сборник задач по экологии энергетики / Под ред. Тупова В.Б. – М.: Издательство МЭИ, 2003.


б) дополнительная литература:

  • Кормилицын В.И. Экологические аспекты сжигания топлива в паровых котлах. – М.: Издательство МЭИ, 1998.

  • Аникев А.В., Лысков М.Г. Экология. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Теплоэнергетика». – М.: Издательство МЭИ, 2006.



7.2. Электронные образовательные ресурсы:

Интернет-ресурсы:

http://www.ecoindustry.ru/; http://ecologys.ru/; http://www.ecopower.ru/; http://www.priroda.su/; http://www.ecoatominf.ru/; http://www.eprussia.ru/.
Учебные фильмы: «Изменение климата», «Таяние ледников», «Загрязнение окружающей среды», «Ураганы», «Альтернативная энергетика».
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины используются учебные компьютерные программы по экологии, имеющиеся в учебно-научной лаборатории «Экология энергетики» кафедры КУиЭЭ, а также переносной компьютер (ноутбук), оснащенный мультимедийными средствами для показа учебных фильмов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника.

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

д.т.н., профессор В.И. Кормилицын
"СОГЛАСОВАНО":

Директор ИПЭЭФ

д.т.н., чл.-кор. РАН А.В. Клименко

"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой Котельных установок и экологии энергетики

д.т.н., профессор Н.А. Зройчиков

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (мгту мирэа)
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники

Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Техногенная безопасность в электроэнергетике и электротехнике
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники
Магистерская программа: Электротехнические, электромеханические и электронные системы автономных объектов
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Профиль(и) подготовки: Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
Московский энергетический институт (технический университет) iconМинистерство образования и науки РФ московский энергетический институт (технический университет)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск