Скачать 342.41 Kb.
|
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Кафедра естественно-научных дисциплин ФИЗИКА Методические рекомендации по самостоятельному освоению студентами курса Специальности: 032101.65 – «Физическая культура и спорт» 032102.65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» Направление: 032100.62 – «Физическая культура» Москва – 2011 Методические рекомендации утверждены на заседании научно-методического совета Института туризма, рекреации и реабилитации Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма «___»____________2010 г. Попов Г.И., Маркарян В.С. Методические рекомендации по самостоятельному освоению студентами курса физики. – М., 2011. – 38 с. Авторы: д.п.н., профессор Г.И. Попов, к.т.н., доцент В.С. Маркарян Оглавление Введение…………………………………………………………………………...5 Цели и задачи дисциплины……………………………………………………….6 Формы организации учебных занятий по физике………………………………7 Частные вопросы теории и методики основных разделов курса физики. Методика изучения раздела «Механика»………………………………..…….10 Методика изучения раздела «Молекулярная физика»………………………..10 Методика изучения раздела «Электродинамика»……………………………..11 Методика изучения раздела «Квантовая физика»……………………………..11 Базовые принципы решения задач по физике…………………………………12Примерный алгоритм решения задач…………………………………………..14 Примеры решения задач по физике. Задача 1...……………………………….15 Задача 2…………………………………………………………………………...17 Задача 3…………………………………………………………………...............18 Задача 4…………………………………………………………………………...19 Задача 5…………………………………………………………………………...20 Контроль качества освоения дисциплины. Программа контроля……………21 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ и мультимедиа……………………………………………………………………...22 Контрольные вопросы для самопроверки……………………………………...22 Рубежный контроль……………………………………………………………...33 Промежуточный и итоговый контроль………………………………………...33 Заключение……………………………………………………………………….36 Список литературы………………………………………………………………37 Введение Физика является базовой наукой естественных дисциплин и оказывает на них существенное влияние. Деление общей физики на сравнительно самостоятельные разделы объясняется возможностью всю проблему физических явлений представить, как некоторую единую структуру знаний, каждый элемент которой подчиняется определенной научной гипотезе и теориям, объясняющим те или иные физические явления или свойства материального мира. Совершенствование преподавания физики особенно в части, касающейся активной работы студентов как на занятиях, так и в процессе самостоятельной работы, связано не с пассивным приспособлением к имеющемуся уровню развития учащихся, а с формированием когнитивных способностей, созданием условий для их развития в процессе обучения. Освоение студентами программного материала производится одновременно с развитием их мышления, внимания, памяти в символьно-терминологической среде изучаемого предмета. Целенаправленное развитие когнитивных способностей студентов позволяет улучшить их подготовку и повысить качество преподавания физики. Цели развития учащихся в процессе обучения физике: развитие мышления, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитие самостоятельного интереса к физике и технике; развитие способностей; формирование мотивов учения. Формирование у студентов компетенций в области естественных наук , общеучебных умений: познавательных, коммуникационных, информационных и др. Компетенции обучающихся в области физики: Понимает фундаментальные представления о пространстве, времени, порядке и беспорядке в природе, движении и его количественной мере - энергии, об уровнях структурной организации (физической, химической, биологической) материи, определяющих органическую связь наук о человеке во всех аспектах его жизнедеятельности в процессе взаимодействия с окружающим миром. Понимает сущность механических, электрических, магнитных, термодинамических процессов, что в совокупности определяет физические закономерности функционирования систем организма человека при его двигательной деятельности. Применяет физические основы механики для анализа и описания характера движения материальных объектов, включая движения человека в различных условиях окружающей среды. Использует основные понятия колебательного и волнового движений для выявления ритмов и периодичностей различной природы, определяющих функционирование организма человека в сфере двигательной активности. Цели и задачи дисциплины Дать представления:
Формы организации учебных занятий по физике 1. Лекции. Теоретическое изучение соответствующей части физики проводится на поточных лекциях, читаемых по программе курса физики, в основу которой положены дидактические единицы Государственного образовательного стандарта для вузов физической культуры и спорта. Для дополнительного, самостоятельного изучения курса можно пользоваться учебными пособиями, разработанными и изданными сотрудниками кафедры или рекомендованной литературой по соответствующей части курса, представленной в программе по физике. 2. Практические (семинарские) занятия. Параллельно с изучением теоретического материала студенты осваивают методы решения задач по всем разделам физики на практических занятиях. Контроль текущей успеваемости студентов осуществляется преподавателем, ведущим практические занятия, по показателям эффективности работы студента в аудитории, проверке выполнения домашних заданий и результатам аудиторных контрольных работ (которых в течение семестра проводится минимум две). Для самостоятельной работы студенты могут использовать учебные пособия по решению задач, подготовленные и изданные преподавателями кафедры. 3. Расчетно-графические работы. Предназначены для выполнения студентами самостоятельной задачи, имеющей определенные черты научно-исследовательской работы. Здесь студент должен, исходя из заданных условий, подобрать необходимые формулы для решения, провести количественные расчеты по заданным числовым данным и проинтерпретировать результат при защите РГР перед преподавателем. 4. Компьютерный физический практикум. Предназначен для выявления тенденций в каком-либо физическом процессе при рассмотрении последнего в совокупности определяющих параметров этого процесса в допустимом диапазоне их изменения. Общие методические рекомендации по изучению курса физики Состав и содержание самостоятельной работы по изучению курса Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:
Обзор-путеводитель по рекомендуемой литературе 1. Попов Г. И., Тимошкин В.Н. Физика: учебное пособие. – М.: Физическая культура, 2008. – 240 с. Содержит основной теоретический материал курса. Уделяется внимание связи рассматриваемых вопросов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требованиями к его образованности; 2. Тимошкин В.Н. Компьютерный практикум по физике. Учебное пособие. – М: СпортАкадем Пресс, 2008. – 180 с. Компьютерный вариант решения заданных практических задач. 3. Тимошкин В.Н. Задачник по физике. Учебное пособие. Тимошкин В.Н. –М.: РГАФК. –1999. –81 с. Позволяет практиковаться в решении физических задач. 4. Тимошкин В.Н. Расчетно-графические работы по физике. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. Тимошкин В.Н.: М.: РГАФК. – 1997. –78 с. Работы для самостоятельного решения исследовательской задачи. Выполнение практических домашних заданий обеспечивает закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельной работы с литературой. Методические рекомендации по изучению теоретического материала курса (с наиболее значимыми дидактическими единицами тем, усвоение которых определяет качество подготовки студентов) Методика изучения раздела «Механика» Научно-методический анализ раздела «Механика»: основные понятия и законы, изучаемые в разделе, идея относительности в механике, координатно-векторный способ описания движения. Научно-методический анализ и методика формирования понятий: система отсчета, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, энергия, колебательног процесса, амплитуда, период, частота, фаза колебания. Научно-методический анализ и методика изучения уравнений движения, законов Ньютона, законов сохранения, механических колебаний и волн. Цель. Формирование у учащихся представлений о структуре физической теории на примере классической механики. Методика изучения раздела «Молекулярная физика и термодинамика» Научно-методический анализ раздела «Молекулярная физика»: основные понятия и законы, изучаемые в разделе; термодинамический и статистический методы изучения тепловых явлений, их единство; отражение молекулярно-кинетической теории строения вещества в содержании раздела. Научно-методический анализ и методика формирования у учащихся понятий теплового равновесия, температуры, внутренней энергии, необратимости. Методика формирования у учащихся статистических представлений при изучении молекулярной физики. Научно-методический анализ и методика изучения основных положений молекулярно-кинетической теории строения вещества, молекулярно-кинетической теории идеального газа, строения и свойств жидкостей и твердых тел, принципов работы тепловых двигателей, законов термодинамики. Методика изучения раздела «Электродинамика» Научно-методический анализ раздела «Электродинамика»: основные понятия и законы, изучаемые в разделе, возможные подходы к формированию понятия электромагнитного поля, отражение теории Максвелла в содержании раздела, вопросы классической электронной теории проводимости. Научно-методический анализ методика формирования понятий: электрический заряд, электромагнитное поле, напряженность, потенциал, разность потенциалов, напряжение, ЭДС, электроемкость, магнитная индукция, индуктивность, магнитный поток, ЭДС индукции. Научно-методический анализ и методика изучения электростатики, законов постоянного тока, магнитного поля, электрического тока в различных средах, электромагнитной индукции, элементов специальной теории относительности, электромагнитных колебаний и волн, волновых свойств света. Методика изучения раздела «Квантовая физика» Научно-методический анализ раздела «Квантовая физика»: основные понятия и законы, изучаемые в разделе, элементы квантовой теории в содержании раздела. Научно-методический анализ и методика изучения явления фотоэффекта, постулатов Бора, неравенства Гейзенберга, строения атома и атомного ядра, элементарных частиц. |
Пояснительная записка Учебно-тематический план (очное и заочное отделение) График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса | Рабочая программа курса «Проблемы теории государства и права» Пояснительная... График организации самостоятельной работы студентов очного отделения и методические указания по самостоятельному освоению курса | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 27 Оценка... Гос впо по специальности 030301. 65 «Психология» Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии, утвержденный Министерством образования... | Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по освоению 14 учебного материала 14 ... | ||
Методические рекомендации по освоению 13 учебного материала 13 ... | Методические рекомендации по освоению 9 учебного материала 9 Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп | Методические рекомендации по освоению 21 учебного материала 21 Гос впо по специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 16 пояснительная записка Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп | Методические указания по изучению английского языка для специальности -270205. 65 Методические указания предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности: «Автомобильные дороги и аэродромы»... |