Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1





НазваниеМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1
страница1/6
Дата публикации29.02.2016
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



УЧЕБНО-МЕТОДОИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

(ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ)
Специальность - 030401.65

История

Форма обучения – очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин


Рубцовск - 2011

При разработке учебно-методического комплекса в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум/сп.

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6.



СОДЕРЖАНИЕ


3.2 Содержание семинаров 33

4. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 41

4.1 Вопросы к тестовому заданию 41

4.3 Вопросы к экзамену 43

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 49

1. Пояснительная записка
Цель дисциплины состоит в том, чтобы выявить и проследить основные закономерности исторического развития западного общества и цивилизации в течение XVI – начала ХХ вв.

Первый период Новой истории стран Запада представляет собой более чем трёхвековой период, в течение которого сформировалась современная Западная цивилизация с присущей ей системой ценностей и приоритетов. Её рождение и развитие происходило в условиях революций (политических, индустриальных) и национальных движений. В первый период Новой истории в странах Европы и Америки сформировалась капиталистическая экономика, характерной чертой которой стало преимущественное развитие промышленного сектора. Благодаря стремительному по сравнению с предшествующим историческим периодом росту экономики и территориальной экспансии европейских государств возник мировой рынок. К концу периода завершился процесс формирования национальных государств в результате национальных (Германия, Италия) или национально-освободительных (США, Сербия, Бельгия, латиноамериканские государства) движений. С разной степенью интенсивности шло формирование гражданского общества, вследствие чего изменялись взаимоотношения человека и государства. Повсеместным явлением стала демократизация политической жизни. Содержание и структура курса истории стран Европы и Америки в первый период Нового времени ориентированы на процесс становления капиталистической экономики и зарождения буржуазного общества с последующей модернизацией всех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и культурной.

Второй период новой истории стран Европы и Америки в соответствии со сложившейся в историографии периодизации охватывает период, начиная с последней трети Х1Х в. до окончания Первой мировой войны в 1918 г. В указанных хронологических рамках происходили качественные изменения в экономике, общественно-политических отношениях, культуре, идеологии и духовно-ценностных основаниях западной цивилизации, определившие тенденции ее развития в ХХ в. Эти изменения составили содержание исторического процесса, что является основным предметом курса.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. По итогам изучения курса обучающийся должен: Сформировать представления 1. О главных тенденциях развития Запада в XVI – XIX вв. и, следовательно, об определённых закономерностях этого развития.

2. О содержании базовых понятий периода – «буржуазная революция», «промышленная революция», «национальное государство», «либерализм», «консерватизм» и др. на конкретном историческом материале.

2. Тематический план учебной дисциплины
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения


Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очно-заочной форме о6учения

Самост. работа студ.

Всего

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I

Часть I. Новая история стран Европы и Америки в первый период

1. Вводная лекция

9

2

2




7

2. Страны Запада в Раннее новое время

10

2

2




8

3. Англия в XVI – первой половине XVIII вв.

13

6

2

4

7

4. США в XVII – XVIII вв.

10

2

2




8

5. Франция в XVI – XVIII вв.

11

4




4

7

6. Германия в XVI –XVIII вв.

9

2

2




7

7. Начало индустриальной эпохи на Западе. Промышленная революция в Англии

9

2

2




7

8. Великая французская революция

12

4




4

8

9. Франция в период Консульства и Первой империи

9

2

2




7

10. Франция от эпохи Реставрации до Второй республики

8










8

11. Англия в конце XVIII –первой половине Х1Х вв.

9

2

2




7

12. США в конце XVIII – 70-е гг. Х1Х вв.

14

6

2

4

8

13. Германские государства в конце XVIII – 60 –е гг. XIX в.

12

4




4

8

14. Австрия в первый период Новой истории

9

2

2




7

15. Италия в конце XVIII – 60-е гг. Х1Х вв.

7










7

16.Национально-освободительное движение в Испанской Америке и образование независимых государств

9

2

2




7

17. Международные отношения в первый период Новой истории

10

2

2




8

Промежуточный контроль

Тестирование

ДЕ II

Часть II. Новая история стран Европы и Америки во второй период

18. Вводная лекция

9

2

2




7

19. Германия в 1870 -1918 гг.

14

6

2

4

8

20. Великобритания в 1870 – 1918 гг.

11

4




4

7

21. США в 1870 – 1918 гг.

9

2

2




7

22.Франция в 1870 – 1918 гг.

9

2

2




7

23. Италия в 1870 – 1918 гг.

9

2

2




7

24. Австро-Венгрия в 1867 – 1918 гг.

7










7

25. Страны Латинской Америки на рубеже Х1Х – ХХ вв.

9

2




2

7

26. Международные отношения в 1900 – 1914 гг. Первая мировая война.

13

6

2

4

7

Промежуточный контроль

Контрольная работа

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

260

70

36

34

190


3. Содержание учебной дисциплины

3.1 Содержание лекций
Часть I. Новая история стран Европы и Америки

(первый период)

Введение:

Появление понятия «новая история». Определение хронологических рамок периода. Внутренняя периодизация.

Основные тенденции общественного развития стран Европы и Америки в XVIXIX вв. Социально-экономическое развитие Запада в Новое время: от традиционного общества к индустриальному. Территориальная экспансия европейских стран и её последствия.

Государственно-правовое развитие стран Европы и Америки. Становление и эволюция абсолютизма в странах Европы. Формирование конституционной модели государственности.

Общественная мысль и культура в первый период Нового времени. Формирование нового мировоззрения. Изменение роли науки. Вопрос о взаимоотношении человека и государства в политической мысли эпохи. Основные направления в художественной культуре.
Тема 1. СТРАНЫ ЗАПАДА В РАННЕЕ

НОВОЕ ВРЕМЯ

Аудиторное изучение: Политическая карта Европы и Америки в XVI –XVIII вв.

Влияние Реформации на политическую ситуацию в Европе в XVI - XVII вв. Демографические процессы. Рост миграции, её причины. Формирование капиталистической экономики и уровень её развития в государствах. Изменение в аграрном секторе. Распространение аренды и её виды. Формы организации торгового капитала. Формирование национальных и общеевропейского рынков.

Самостоятельное изучение: Развитие мануфактурного производства. Меркантилизм как преобладающая экономическая теория и практика.

Трансформация социальных структур. Размывание сословной организации общества. Особенности внутренней политики абсолютистских государств. Новые элементы внешней политики государств. Формирование Вестфальской системы международных отношений.
Тема 2. АНГЛИЯ В XVI - ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЕ XVIII ВВ

Аудиторное изучение: Влияние географического и природного факторов на развитие Англии в XVI -XVIII вв. Особенности социально-экономического развития страны в XVI – начале XVII вв. Аграрный переворот и его последствия. Характеристика основных социальных групп. Английский абсолютизм при Тюдорах. Королевская Реформация и её результаты. Пуританизм, его основные течения. Роль парламента в политической жизни Англии. Усиление религиозно-политической оппозиции абсолютизму при первых Стюартах. «Петиция о праве». Период беспарламентского правления. Обострение финансового кризиса. Созыв парламента.

Английская революция середины XVII века. Хронологические рамки и периодизация Революции. Формирование религиозно-политических партий. Цели пресвитериан и индепендентов в Революции. Идея народного суверенитета в программе левеллеров.

Законодательная деятельность Долгого парламента на начальном этапе Революции. Разрыв Парламента с королём. Первая гражданская война. Военные неудачи Парламента. Индепенденты и реформа армии. Армия «новой модели» в Революции. Усиление политических позиций индепендентов в период гражданской войны.

Законодательная деятельность Долгого парламента в годы гражданской войны. Решение аграрного вопроса. Судьба копигольда. Обострение социальных противоречий. Активизация движения левеллеров.

Вторая гражданская война. Прайдова чистка Парламента.

Индепендентская республика в Англии. Внутренняя политика правительства. Борьба левеллеров за демократическую республику. Народные движения в период Революции. «Истинные левеллеры», их программа и деятельность. Политика индепендентов в Ирландии и Шотландии. Кризис Республики.

Режим протектората Кромвеля, его сущность. «Орудие управления». Внутренняя и внешняя политика протектората. Кризис системы протектората.

Вторая республика в Англии. Углубление политического кризиса. Бредская декларация. Реставрация монархии Стюартов.

Итоги Революции. Основные проблемы Английской революции в историографии.

Англия в эпоху Реставрации. «Славная революция» 1688 – 1689 гг.

Экономическая политика правительств Реставрации. Политическая реакция. Зарождение двухпартийной системы. Идеология ранних тори и вигов.

Парламенты периода Реставрации. «Хабеас корпус акт». Вопрос о престолонаследии и позиция партий. «Исключительный кризис». Яков II, особенности его внутренней политики. Разгром вигской оппозиции. Подготовка и осуществление «Славной революции». Билль о правах. Влияние «Славной революции» на политическую систему Англии.

Англия в конце XVII -первой половине XVIII вв.

Влияние «Великого мятежа» на социально-экономическое развитие страны. Взаимоотношения Парламента и короны в период правления Вильгельма III. Усиление колониального фактора во внешней политики Англии конца XVII - начала XVIII вв. Участие Англии в европейских конфликтах.

Самостоятельное изучение: Решение вопроса о престолонаследии. Внутренняя и внешняя политика Англии в правление королевы Анны. Уния с Шотландией. Смена династии. Развитие парламентской системы при первых Ганноверах.

Английское Просвещение. Вопрос о его хронологических рамках. Основные общественно-политические идеи английских просветителей.
Тема 3. СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

В XVII –XVIII ВВ.

США в колониальный период истории.

Аудиторное изучение: Особенности английской колонизации Северной Америки. Территориальный рост английских колоний. Характерные черты их социально-экономического развития. Проблема нехватки рабочей силы и поиски её решения. Формирование системы принудительного труда, её масштабы.

Политическое развитие североамериканских колоний Англии. Создание представительной системы. Роль колониальных легислатур. Вопрос о правах переселенцев в Колониальных хартиях.

Обострение конфликта между колониями и метрополией в 60-е годы XVIII века. Нарушение Англией правового статуса колоний: закон о гербовом сборе, законы Тауншенда. Подъём и консолидация массового патриотического движения в колониях. Идеология патриотического движения.

Война за независимость в Северной Америке и образование США.

Начало военных действий. Второй Континентальный конгресс и его решения. Декларация независимости. Создание континентальной армии, её характер. Особенности военных кампаний. Заключение США союза с Францией и Испанией. Окончание военных действий. Парижский мирный договор.

Демократические преобразования в штатах в период Войны за независимость. Принятие конституций. Изменение социально-экономической политики. Статьи Конфедерации.

Самостоятельное изучение: Итоги Войны за независимость. Вопрос о воздействии Войны на американское общество в историографии.

Политический кризис Конфедерации после окончания Войны за независимость. Усиление федералистских настроений в американском обществе. Конституция 1787 года, её характер. Билль о правах.
Тема 4. ФРАНЦИЯ В XVIXVIII ВВ.

Аудиторное изучение: Природные условия Франции. Особенности экономического развития Франции в XVI –XVIII вв. Внешняя торговля. Наличие двух экономических центров. Замедленные темпы формирования национального рынка. Формы землевладения. Эволюция аграрных отношений. Состояние промышленности. Экономическая политика государства и её влияние на развитие экономики страны.

Изменения в социальной структуре Франции. Положение крестьянства. Новые черты народных выступлений в XVIII веке.

Формирование французского абсолютизма, его особенности. Основные проблемы внутриполитической жизни Франции. Реформационное движение. Гражданские войны. Укрепление абсолютизма. Генрих IV, Людовик XIII, Ришелье. Французский абсолютизм при Людовике XIV. Система управления; налоговая политика. Экономическая политика Кольбера. Военная реформа Лувуа. Внешняя политика Людовика XIV: её цели и результаты.

Самостоятельное изучение: Нарастание кризисных явлений «Старого порядка» во Франции в середине XVIII века. Изменение налоговой политики государства. Реформа Машо. Рост парламентской оппозиции. Судебная реформа Мапу. Вопрос о роли парламентов в политической истории Франции XVIII века в историографии.

Начало правления Людовика XVI. Реформы Тюрго. Углубление финансового, социального и политического кризиса в 70-е гг. XVIII века.

Французское Просвещение, его характерные черты. Влияние идей Монтескье, Вольтера, Руссо и др. французское общество.
Тема 5. ГЕРМАНИЯ В XVI - XVIII ВВ.

Аудиторное изучение: Территориальное и политическое устройство Германии к началу периода. Реформация и Контрреформация. Империя и князья после Аугсбургского мира. Начало становления княжеского абсолютизма.

Тридцатилетняя война и её итоги для Германии. Социальные и демографические процессы в Германии во второй половине XVII – XVIII вв.

Экономическое развитие. Сельское хозяйство. Особенности аграрных отношений в западном и восточном регионах Германии. Ремесло и мануфактура. Банковское дело.

Политическая жизнь империи. Княжеский абсолютизм, его отличительные черты. Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма. Участие германских государств в европейских конфликтах.

Становление германского дуализма. Усиление Бранденбургского-Прусского государства. Превращение Пруссии в королевство.

Самостоятельное изучение: Внутренняя и внешняя политика прусских королей. Фридрих II. Влияние австро-прусских отношений на политическую ситуацию в империи.

Культурная и духовная жизнь Германии. Немецкое Просвещение.
Тема 6. НАЧАЛО ИНДУСТРИАЛЬНОЙ

ЭПОХИ НА ЗАПАДЕ

Аудиторное изучение: Понятие «двойная революция», его содержание.

Промышленная революция в Европе и Северной Америке. Экономический рост ведущих стран Запада в период промышленной революции. Железнодорожное строительство и его роль в индустриализации. Влияние промышленной революции на ремесленное, мануфактурное производство и аграрный сектор экономики. Ускорение процесса формирования мировой экономики.

Социальные последствия промышленной революции. Урбанизация. Горизонтальная и вертикальная миграция. Изменение социальных структур.

Идеологическое и политическое влияние Великой французской революции на развитие мировых процессов в XIX веке. Последствия революционных и наполеоновских войн в Европе. Возрастание роли светской идеологии.

Самостоятельное изучение: Формирование идеологических течений: консерватизма, либерализма, радикализма, социализма. Политические партии их место в политических системах стран Запада.

Национальные и либерально-демократические движения в европейских странах в 20 – 60 гг. XIX века.
Тема 7. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОЙ

РЕВОЛЮЦИИ В АНГЛИИ

Аудиторное изучение: Содержание понятия «промышленная революция» («промышленный переворот»). Определение её хронологических рамок. Основные подходы к вопросу о предпосылках промышленной революции в Англии в исторической литературе.

Становление фабричной системы. Развитие инфраструктуры. Демографические сдвиги. Возникновение новых промышленных центров. Развитие торговли, поиск внешних рынков.

Особенности формирования рынка рабочей силы. Причины и последствия роста спроса на неквалифицированный труд. Формы социального протеста в эпоху промышленной революции. Вопрос о влиянии промышленной революции на рабочий класс в историографии.

Самостоятельное изучение: Политический кризис в Великобритании в 60 – 80 гг. XVIII века. Эволюция правящих партий. Первые попытки проведения парламентской реформы.
Тема 8. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Аудиторное изучение: Углубление социально-экономического и политического кризиса во Франции в 80-е гг. XVIII века. Созыв Генеральных штатов. Провозглашение Национального собрания. Восстание в Париже 13-14 июля 1789 г. Вопрос о хронологических рамках Революции в историографии.

Первый период Революции. Конституционные монархисты у власти. «Декларация прав человека и гражданина». Уничтожение абсолютизма. События 5-6 сентября и их влияние на развитие Революции. Административная реформа. Торгово-промышленное и налоговое законодательство. Аграрные декреты. Церковная реформа.

Активизация общественной жизни. Ослабление монархизма в дни вареннского кризиса. Конституция 1791 г. Законодательное собрание. Развитие и углубление социально-политической борьбы во Франции в 1791 – 1792гг. Вопрос о войне в Законодательном собрании. Начало войны, её влияние на политическую ситуацию в стране.

Второй период Революции. Народное восстание 10 августа 1792 г. Свержение монархии. Жирондисты как правящая партия второго периода Революции. Созыв Национального конвента. Провозглашение республики. Проект республиканской конституции. Решение вопроса о судьбе короля.

Аграрное законодательство жирондистов. Обострение продовольственного вопроса. Требования максимума цен и реакция жирондистов. Ухудшение ситуации на фронтах после казни Людовика XVI. Вандея. Обострение борьбы между Горой и Жирондой . Восстание 31 мая – 2 июня 1793 г. В Париже.

Третий период Революции. Приход к власти якобинцев. Конституция 1793 г. Решение аграрного вопроса. Изменение характера крестьянского движения после аграрных декретов якобинцев. Народное выступление 4 – 5 сентября в Париже и его последствия. Декрет о всеобщем максимуме. Экономическая политика якобинцев. Изменение системы организации власти. Политика террора. Вопрос о характере и направленности якобинского террора в отечественной и зарубежной историографии.

Политика в области образования и культуры. Отношения государства и церкви в период якобинской диктатуры. Дехристианизация. Культ Верховного Существа.

Организация обороны республики. Парижская коммуна и народные общества в период якобинской диктатуры.

Обострение борьбы внутри якобинской партии. Кризис и падение якобинской диктатуры.

Четвёртый период Революции. Понятие «нисходящей линии» в революции. Приход к власти Термидорианского блока. Основные цели и результаты его политики. Затухание санкюлотского движения. Конституция 1795 г. Особенности политического режима периода Директории. «Политика качелей». Усиление консервативных настроений во французском обществе. Внешняя политика Директории. Переворот 18 брюмера и приход к власти Наполеона Бонапарта.

Самостоятельное изучение: Итоги Французской революции конца XVIII века. Основные проблемы в историографии Великой французской революции.
Тема 9. ФРАНЦИЯ В ПЕРИОД КОНСУЛЬСТВА И ПЕРВОЙ ИМПЕРИИ

Аудиторное изучение: Внутренняя политика. Конституция 1799 г. Ограничение парламентаризма. Экономический подъём Франции. Начало промышленной революции и её особенности. Социально-экономическая политика Наполеона. Централизация административной системы. Политика в отношении церкви. Ограничение демократических свобод. Провозглашение империи. Кодификация права.

Внешняя политика. Характер и цели внешней политики Наполеона. Борьба с антифранцузскими коалициями. Военные победы Наполеона. Территориальный рост Франции. Установление французской гегемонии в Европе. Политика континентальной блокады и её последствия для Европы и Франции. Война с Россией 1812 г. Заграничный поход русской армии. Формирование 6 антифранцузской коалиции. Поражение Франции.

Самостоятельное изучение: Отречение Наполеона. Первая реставрация Бурбонов. 100 дней Наполеона. 7 коалиция. Ватерлоо. Вторая реставрация Бурбонов.

Венский конгресс и его решения.
Тема 10. ФРАНЦИЯ ОТ ЭПОХИ РЕСТАВРАЦИИ ДО ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ (10-Е – НАЧАЛО 50-Х ГГ. XIX ВЕКА)

Аудиторное изучение: Франция в период Реставрации. Революция 1830 г. Хартия 1814 г. Внутренняя политика Людовика XVIII. Аристократическая реакция. Формирование идеологии консерватизма. Возникновение политических партий и расстановка политических сил в эпоху Реставрации (ультрароялисты, «доктринёры», либералы). Социалистические идеи Сен-Симона и Фурье. Движение карбонариев.

Усиление реакционных тенденций в политике правительства Карла X и складывание политического кризиса. «Закон об эмигрантском миллиарде». Королевские ордонансы 1830. Июльская революция, её характер и результаты.

Июльская монархия во Франции. Хартия 1830 г. Укрепление конституционализма. Характер политической элиты Июльской монархии. Основные принципы внутренней и внешней политики. Ф.Гизо. Изменение соотношения политических сил в стране. Легитимисты. Республиканцы. Деятельность тайных республиканских обществ. Республиканские выступления 1834 и 1839 гг.

Расстановка политических сил в парламенте. Антидинастическая и династическая оппозиция.

Ускорение социально-экономического развития Франции. Усиление промышленной буржуазии Рабочий класс и рабочее движение в 30 – 40 гг. XIX века.

Обострение социальной и политической борьбы в конце 40-х гг. Банкетная кампания.

Революция 1848 г. Вторая республика во Франции. Февральская революция, её характер и движущие силы. Образование Временного правительства. Провозглашение республики. Требование рабочих и политика правительства.

Народные движения в провинции. Отношение крестьянства к Республике.

Учредительное собрание и его деятельность. Демонстрация 15 мая. Июньское восстание рабочих в Париже.

Конституция 1848 г. Рост влияния монархистов. Образование «партии порядка». Президентские выборы 1848 г. Избрание Луи Бонапарта. Подъём демократического движения весной 1849 г. «Новая гора». Падение буржуазных республиканцев. Выборы в

Самостоятельное изучение: Законодательное собрание. Усиление «партии порядка». Отмена всеобщего избирательного права. Бонапартистский переворот 2 декабря 1851 г. Установление Второй империи.
Тема 11. АНГЛИЯ В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.

Аудиторное изучение: Англия в период войн с Францией. Участие Англии в войнах с революционной и наполеоновской Францией. Влияние войн на социальную и политическую ситуацию в стране. Э. Бёрк и формирование идеологии консерватизма. Англия на Венском конгрессе.

Англия в 1815 – 1832 гг. Принятие «хлебных законов». Усиление фритредерского движения. Характер избирательной системы в Англии. Начало борьбы за демократизацию политической жизни. Возрождение либеральных настроений в правящих партиях . «Новый торизм» Каннинга: его цели и результаты. Приход к власти вигов. Борьба за парламентскую реформу. Реформа 1832 г.: её содержание и значение.

Англия в пореформенный период. Формирование идеологии либерализма. Завершение Промышленной революции. Усиление роли «промышленных классов». Начало фабричного законодательства. Предпосылки и начало чартистского движения. Программа чартистов. Эволюция чартистского движения. Тред-юнионы и чартизм. Борьба течений в чартизме. Ослабление чартистского движения к началу 50-х гг. XIX века. Оценки чартистского движения в историографии.

Самостоятельное изучение: Ускорение процесса эволюции политических партий после Реформы 1832 г. Позиции консервативных и либеральных кабинетов по основным вопросам внутренней и колониальной политики Англии в 1830 – 1840-е гг. Реформы правительства Р. Пиля.

Национально-освободительное движение ирландского народа в первой половине XIX века.
Тема 12. США В КОНЦЕ XVIII – 70-Е ГГ. XIX ВЕКА

Аудиторное изучение: США в конце XVIII – начале XIX вв. Экономическое развитие страны. Начало Промышленной революции, её особенности. Влияние Промышленной революции на американский Север и Юг. Развитие фермерских хозяйств на западных территориях.

Зарождение политических партий. Президентские выборы 1800 г.: формирование двухпартийной политической структуры. Территориальный рост США. Аграрная политика правительства. Акт об эмбарго. Англо-американская война 1812 – 1815 гг. и её последствия.

США в 20 – 50-е гг. XIX века. Внутренняя политика США в период «доброго согласия».Вопрос о рабстве во внутриполитической жизни США. Миссурийский компромисс. Либерально-демократическая трансформация Соединённых Штатов в эпоху «джексоновской демократии». Возвращение к двухпартийной системе.

Социально-экономические изменения на Юге. Институт рабства в условиях Промышленной революции. Укрепление экономических и политических позиций Юга. Формирование идеологии рабовладельческого Юга. Аннексия Техаса. Война с Мексикой и её влияние на политическую ситуацию в стране.

Антирабовладельческое движение в США. Создание аболиционистских организаций, их программы и деятельность. Образование партии фрисойлеров.

Колонизация западных земель и усиление борьбы за власть в Союзе. Калифорнийский компромисс. Билль Канзас-Небраска. Новое размежевание партийно-политических сил. Образование республиканской партии. Усиление экстремистских настроений в демократической партии. Гражданская война в Канзасе.

Гражданская война в США (1861 – 1865 гг.). Победа республиканской партии на президентских выборах 1860 г. Сецессия. Создание Конфедеративных Штатов Америки. Начало Гражданской войны. Борьба за «пограничные» штаты. Военные неудачи северян в 1861 -1862 гг. Влияние войны на политику республиканской партии. Закон о гомстедах. Ужесточение законодательства Союза в отношении рабовладельцев. Прокламация об освобождении негров.

Перелом в Гражданской войне. Военная кампания 1863 г (сражения при Геттисберге, Виксберге, Чаттануге). Марш Шермана к морю. Окончание войны.

Социально-экономические и политические процессы в США в годы войны. Гражданская война и позиция европейских держав. Итоги войны.

Реконструкция Юга (1865 – 1877 гг.). Основные задачи Реконструкции. Президентская Реконструкция. Принятие 13 и 14 поправок к конституции. «Чёрные кодексы». Усиление борьбы в республиканской партии по вопросам Реконструкции.

Самостоятельное изучение: Аграрная политика и вопрос о правах афро-американцев в период Радикальной Реконструкции. 15 поправка к конституции. Политика «правительств Реконструкции» в южных штатах. Создание новой системы труда. Поворот в политике республиканской партии. Падение «правительств Реконструкции. Соглашение Тиндена-Хейса. Завершение Реконструкции. Вопрос о характере и масштабах преобразований на Юге в период Реконструкции в историографии.
Тема 13. ГЕРМАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ XVIII – 60 ГГ. XIX ВВ.

Аудиторное изучение: Влияние Великой французской революции на Германию. Участие германских государств в войнах против Франции. «Территориальная революция» в Германии. Ликвидация Наполеоном Священной Римской империи германской нации. Создание Рейнского союза. Германские государства в условиях континентальной блокады. Реформы в Рейнском союзе. Разгром Пруссии. Реформы Штейна-Гарденберга. Участие германских государств в Шестой антифранцузской коалиции. Германский вопрос на Венском конгрессе. Создание Германского союза.

Период Реставрации. Социально-экономические процессы в Германии в 10–40-е гг. XIX в. Создание Таможенного союза. Начало промышленного переворота, его особенности.

Конституционные процессы в Германии в период Реставрации. Оппозиционное движение. Формирование политических партий. Особенности Германского либерализма. Демократическое и социалистическое движение.

Революция 1848–1849 гг. в Германии. Начало революции и её особенности в Германии. Создание либеральных министерств в германских государствах, их политика. Движение социальных низов. Аграрный и рабочий вопрос.

Движение за объединение Германии. Созыв общегерманского Национального собрания: его состав, задачи, решения. Борьба внутри Франкфуртского собрания по вопросам границы объединённой Германии. Малогерманский и великогерманский вариант объединения. Принятие имперской конституции.

Развитие революции в Пруссии и её влияние на события в Германии. Деятельность либеральных министерств. Государственный переворот в Пруссии. Принятие трёхклассного избирательного закона.

Роль либералов и демократов в революции. Движение в защиту конституции. Разгон Франкфуртского парламента. Окончание революции, её итоги.

Попытки Пруссии объединить страну в 1849–1850 гг. «Уния трёх королей». Создание Эрфуртского союза. Ольмютские пункты. Восстановление Германского союза. Вопрос о реформе Таможенного союза в австро-прусских отношениях.

Самостоятельное изучение: Начало «новой эры» в Пруссии. Возрождение национального движения. Национальный союз и Немецкий союз реформ. Конституционный конфликт в Пруссии. Война с Данией. Подготовка войны с Австрией. Прусско-итальянский союз. Война с Австрией. Территориальный рост Пруссии. Создание Северогерманского союза. Положение южно-германских государств в конце 60-х гг., попытки создания Южногерманского союза Франко-прусская война и завершение объединения Германии.
Тема 14. АВСТРИЯ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД НОВОЙ ИСТОРИИ

Аудиторное изучение: Владения Габсбургов в XVII в. Многонациональный характер империи Габсбургов. Проблема сохранения единства государства. Национальный вопрос в Австрии.

Социально-экономическое и политическое развитие в XVII – XVIII вв. «Просвещённый абсолютизм» в Австрии. Реформы Марии-Терезии. «Кайзер-революционер» Иосиф II. Аграрное законодательство эпохи «просвещённого абсолютизма», его результаты.

Внешняя политика Австрийской империи.

Участие Австрии в войнах против Франции. Международное положение Австрийской империи после Венского конгресса. «Система Меттерниха».

Экономическое развитие Австрии в первой половине XIX в. Аграрные отношения. Начало промышленного переворота. Рабочее движение. Национальное движение.

Революция 1848 г. В Австрийской империи, её задачи и особенности. Революция в австронемецких землях. Мартовские и майские события в Вене. Подъём демократического движения. Созыв рейхстага. Аграрный вопрос. Закон 7 сентября 1848 г. и его значение. Национальный вопрос.

Революционное движение в Венгрии, Трансильвании, славянских землях. Межнациональные противоречия.

Октябрьское движение в Вене. Падение Вены. Победа контрреволюции в Австрии. Вступление на престол Франца-Иосифа. Конституция 4 марта 1849 г. и разгон рейхстага. Итоги революции в Австрийской империи.

Неоабсолютистский режим в Австрии в 50-е гг. Внутренняя политика правительства Баха. Внешнеполитические неудачи Австрии.

Самостоятельное изучение: Кризис неоабсолютизма. Октябрьский диплом 1860 г. Система Шмерлинга. Поражение Австрии в войне с Пруссией и его последствия. Образование дуалистического государства. Конституция 1867 г.
Тема 15. ИТАЛИЯ В КОНЦЕ XVIII – 60-Е ГГ. XIX ВВ.

Аудиторное изучение: Италия в XVI – XVIII вв.

Назревание кризиса феодально-абсолютистского строя в итальянских государствах. Влияние Французской буржуазной революции на Италию. Начало Рисорджименто. Наполеоновское господство в Италии, его последствия. Итальянский вопрос на Венском конгрессе.

Патриотическое движение в Италии в 10–20-х гг. XIX в. Карбонарии: состав, программа, тактика. Революции 1820–1821 гг. в Неаполитанском королевстве и Пьемонте. Подавление революций. Роль Австрии.

Особенности социально-экономического развития Италии в первой половине XIX в. Революционный подъём в итальянских государствах в начале 30-х гг. «Молодая Италия». Д. Мадзини. Заговоры мадзинистов в 30-40-е гг. Либерально-монархическое течение в освободительном движении.

Начало революции 1848 г. в Италии и её первый этап. Основные центры революционного движения. Характеристика различных направлений в революционно-патриотическом движении Италии. Война против Австрии. Основные результаты I этапа революции.

Второй этап революции. События в Венеции, Тоскане, Флоренции и Риме. Рост влияния демократов. Вторая война за независимость. Наступление контрреволюции. Вмешательство Франции. Падение Римской и Венецианской республик.

Итоги и значение революции.

Политическое и экономическое положение Италии после революции 1848–49 гг. Усиление Пьемонта. К. Кавур. Борьба двух направлений в национально-освободительном движении. Усиление либералов-монархистов.

Союз Пьемонта с Францией. Франко-итало-австрийская война 1859 г. Патриотический подъём. Перемирие в Виллафранке и его последствия. Национальное движение в Центральной Италии. Революционное движение в Сицилии. Переход инициативы к демократам. Экспедиция Дж. Гарибальди.

Самостоятельное изучение: Образование Итальянского королевства. Его внутреннее положение и внешняя политика. Борьба за завершение объединения страны. Присоединение Венеции. Попытки Гарибальди освободить Рим.

Франко-прусская война и завершение объединения Италии.
Тема 16. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИСПАНСКОЙ АМЕРИКЕ И ОБРАЗОВАНИЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Аудиторное изучение: Начало европейской колонизации Нового Света. Формирование многоукладной экономики, методы эксплуатации рабочей силы. Этнические и социальные процессы. Административное устройство. Испанская Америка как объект эксплуатации. Испанские Бурбоны и политика централизации колоний.

Экономическое развитие испанских колоний в конце XVIII – начале XIX вв. Влияние европейской ситуации на политические события Испанской Америки. Подъём освободительного движения в начале XIX в. Ф. де Миранда.

Война за независимость, её этапы. Основные районы освободительного движения.

События в Венесуэле и Новой Гранаде. Формирование патриотических хунт. С. Боливар. Борьба с Испанией и временное поражение патриотов. Новый подъём освободительного движения в 1816 г. Радикализация социальной политики руководителей патриотического движения. Формирование освободительной армии. Создание Колумбийской республики. Конституция 1821 г.

События в Ла-Плате. Создание новых органов власти. Сан-Мартин. Федералисты и унитаристы. Создание Андской армии, её поход в Чили. Декларация независимости Чили. Решения Тукуманского конгресса. Конституция 1819 г. Усиление сепаратистских настроений. Создание Аргентинской республики.

Борьба за Перу. Совместный поход армий Сан-Мартина и Боливара. Провозглашение независимости Перу и Боливии, их государственно-политическое устройство.

Особенности освободительного движения в Новой Испании. М. Идальго. Х. Морелос. Усиление консервативного крыла в освободительном движении, его программа. Итурбиде.

Самостоятельное изучение: Провозглашение независимости Мексики. Изменение формы государственно-политического устройства в 1824 г. Попытки создания конфедерации латиноамериканских государств.

Итоги и значение Войны за независимость в Испанской Америке.
Тема 17. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД НОВОЙ ИСТОРИИ

Аудиторное изучение: Формирование и характеристика Вестфальской системы международных отношений. Основные участники системы и их внешнеполитические интересы. Изменение баланса сил в Европе во второй половине XVII – первой половине XIX вв.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 18 условия...
При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины самостоятельная работа студента
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины самостоятельная работа студента
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Физика»...
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Астрономия»...
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 35 3 2 Оценочные...
Гос впо по специальности 080801. 65 Прикладная информатика (по направлениям), утвержденный Министерством образования РФ «14» марта...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 24 1 Самостоятельная...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 22
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 11 1 Самостоятельная...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 Самостоятельная...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению курса 25 контроль и оценка...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «конституционное...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 Самостоятельная...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образоания
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 1 Самостоятельная...
...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 49 1 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «арбитражный...
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения уучебной дисциплины 19


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск