«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста»





Скачать 112.56 Kb.
Название«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста»
Дата публикации06.11.2014
Размер112.56 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Физика > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №9

к внеаудиторной (самостоятельной) работе
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)
Тема: «Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

д.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.

Красноярск

2012

1. Тема: Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста.

2. Форма работы:

  • Подготовка к практическому занятию.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

  1. Какими функциями обладают легкие;

  2. Перечислите основные функции легких и дайте им характеристику;

  3. Какие особенности полости носа у детей;

  4. Как развиты придаточные пазухи носа у детей;

  5. Как формируется лобная пазуха носа;

  6. В каком возрасте начинается формироваться гайморова пазуха;

  7. В каком возрасте начинает развиваться решетчатая и клиновидная пазуха;

  8. Чем отличается строение слезно-носового канала;

  9. Какие особенности в строении глотки у детей старшего возраста;

  10. В каком возрасте происходит разрастание глоточных миндалин;

  11. У каких детей наиболее выражено разращение миндалин;

  12. Какие особенности строения гортани у детей старшего возраста;

  13. Какие изменения гортани с возрастом у ребенка;

  14. Какие особенности строения трахеи у ребенка;

  15. Какому позвонку соответствует бифуркация трахеи у детей старшего возраста;

  16. Какие особенности строения бронхов у детей с возрастом;

  17. Как увеличивается объем легких у детей с возрастом;

  18. Какие анатомо-гистологические особенности строения легких у детей.

4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Студент должен

  • Собрать анамнез у больного с заболеванием органов дыхания;

  • Провести общий осмотр ребенка и оценить его состояние;

  • Подсчитать частоту дыхательных движений;

  • Оценить болезненность и ригидность грудной клетки;

  • Оценить звучность голосового дрожания;

  • Провести сравнительную перкуссию легких;

  • Провести топографическую перкуссию легких;

  • Оценить характер дыхания при аускультации;

  • Оценить характер побочных дыхательных шумов.

5. Рекомендации по выполнению УИРС

а) Темы:

1. Заболевания дыхательной системы у детей старшего возраста.

2. Неотложные состояния при заболеваниях органов дыхания у детей и догоспитальная помощь при них.

б) Формы УИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.

6. Самоконтроль по данной теме.

Входной тестовый контроль.

1. Сколько сегментов имеют правое легкое?

а) 10

б) 9

в) 11

г) 3

2. При каких патологических состояниях выслушиваются влажные мелкопузырчатые хрипы?

а) пневмония

б) ринит

в) трахеит

г) ларенгит

3. Коробочный оттенок перкуторного звука определяется при:

а) скоплении жидкости в плевральной полости

б) пневмотораксе

в) выраженной эмфиземе

г) сухом плеврите

4. Участок укорочения на стороне наличия экссудата

а) треугольник Гарлянда

б) треугольник Раухфуса

в) пространство Траубе

г) треугольник Соколова

5. Почему в раннем возрасте редко встречается заболевание придаточных пазух носа?

а) анатомическое недоразвитие придаточных пазух носа

б) анатомическая зрелость придаточных пазух носа

в) узкие носовые ходы

г) высокие защитные свойства слизистой носа

6. Какой характер дыхания прослушивается у годовалого ребенка?

а) везикулярное

б) пуэрильное

в) жесткое

г) бронхиальное

7. "Бедренная тупость" перкуторно наблюдается при:

а) бронхопневмонии

б) экссудативном плеврите

в) сухом плеврите

г) лобарной пневмонии

8. В какие доли и сегменты легкого чаще всего попадает инородное тело:

а) верхняя доля слева

б) 8 сегмент

в) 10 сегмент

г) нижняя доля справа

9. Опишите клинику смешанной одышки.

а) выпячивание податливых мест грудной клетки

б) лающий кашель

в) затрудненный вдох и выдох

г) затрудненный выдох

10.Чем можно объяснить часто встречающийся бронхоспазм у детей раннего возраста?

а) узость носовых ходов

б) незрелость строения слизистой оболочки дыхательных путей

в) узость просвета бронхов

г) относительно широкие бронхи

11. Дайте аускультативное определение пуэрильного дыхания

а) дыхательный шум более громкий и продолжительный в обе фазы дыхания.

б) дыхательный шум более громкий и продолжительный на вдохе

в) дыхательный шум более громкий и продолжительный на выдохе

г) дыхательный шум более тихий и короткий в обе фазы дыхания

12.До какого возраста выслушивается пуэрильное дыхание?

а) до 6-8 месяцев

б) до 12 месяцев

в) до 3 лет

г) до 5-7 лет

13.С какого возраста выслушивается пуэрильное дыхание?

а) с 1 м есяца

б) с 6 месяцев

в) с 12 месяцев

г) с 3 лет

14.У детей первых шести месяцев жизни над легкими прослушивается

а) пуэрильное

б) жесткое

в) везикулярное

г) несколько ослабленное

15.Чем объясняется цианоз носогубного треугольника?

а) анемия

б) гипоксия

в) гемолиз

г) сгущением крови

16. У девочек в пубертатный период преобладает тип дыхания:

а) грудной

б) брюшной

в) грудо-брюшной

г) диафрагмальный

17. Развитие эластической ткани легкого завершается к:

а) рождению

б) году

в) 5 годам

г) 12 годам

18. Голосовые связки у детей:

а) богаты лимфоидной тканью

б) кровоснабжаются скудно

в) бедны лимфоидной тканью

г) утолщены

19. "Лающий" кашель отмечается при поражении:

а) поражении легких

б) плевры

в) бронхопульмональных лимфоузлов

г) трахеи

20. Под термином "тахипноэ" понимают:

а) урежение дыхания

б) углубление дыхания

в) учащение дыхания

г) поверхностное дыхание

21. Под термином « апноэ» понимают

а) урежение дыхания

б) углубление дыхания

в) учащение дыхания

г) задержка дыхания

22. Под термином «брадипноэ» понимают:

а) учащение дыхания

б) урежение дыхания

в) поверхностное дыхание

г) задержка дыхания

23. Соотношение дыхание/пульс при заболеваниях легких у детей старше года

а) 1:2

б) 1:4

в) 1:3.5

г) 1:2,5

24. Участок притупления на стороне противоположной стороне наличия экссудата:

а) треугольник Гарлянда

б) пространство Траубе

в) треугольник Раухфуса

г) треугольник Шафара.

25. При каком патологическом состоянии встречается клиника смешанной одышки.

а) пневмония

б) ларинготрахеит

в) бронхиальная астма

г) бронхит

26. У ребенка 5 лет на фоне жесткого дыхания выявлены средне - и мелкопузырчатые влажные хрипы, исчезающие после кашля. Что может служить причиной данного симптома?

а) поражение бронхов

б) поражение гортани

в) поражение легких

г) поражение голосовых связок

27. При перкуссии легких здорового ребенка тимпанический тон получают:

а) над ключицей

б) над пространством Траубе

в) под лопаткой

г) над позвоночником

28. Обозначьте признак экспираторной одышки.

а) грудная клетка активно участвует в акте дыхания

б) грудная клетка почти не участвует в акте дыхания

в) одна половина грудной клетки активно участвует в акте дыхания

г) одна половина грудная клетка не участвует в акте дыхания

29. Выделение слизисто-гнойной мокроты характерно для:

а) крупозной пневмонии

б) абсцесса легкого

в) гангрены легкого

г) бронхопневмонии

30. Частота дыхания у ребенка 10 лет в 1 минуту:

а) 16-18

б) 30-35

в) 20

г) 38-40

31. Частота дыхания ребенка 5 лет за 1 минуту:

а) 35

б) 40

в) 25

г) 16-18

32. К какому возрасту становится эффективным реберное дыхание:

а) с 3 лет

б) с 5 лет

в) с 7 лет

г) с 10 лет

33. Ослабление голосового дрожания грудной клетки наблюдается при:

а) истощении

б) крупозной пневмонии

в) эмфиземе легких

г) пневмотороксе

34. Глоточные миндалины максимально развиты к:

а) первому полугодию жизни

б) 3-4 годам

в) 4-10 годам

г) моменту полового созревания
Эталоны ответов на тесты



















10в

11а

12г

13б

14г

15б

16а

17в

18а

19г

20в

21г

22г

23а

24в

25а

26а

27б

28б

29б

30в

31в

32а

33г

34в


7. Ситуационные задачи по теме.

Задача 1

Осмотрен мальчик 11 лет. Состояние тяжелое, спутанность сознания, цианоз, одышка экспираторного характера с частотой дыхания до 60 в 1 мин, обильное выделение пенистой мокроты розового цвета, частота сердечных сокращений 140 в минуту, пульс слабого наполнения, тоны сердца глухие. В легких - на фоне жесткого дыхания обилие влажных разнокалиберных хрипов. От ребенка исходит резкий запах бензина. Ваш предположительный синдромный диагноз?

Ответ: Острое отравление парами бензина. Отек легких. Сопор. Шок 2 ст.

Задача 2

У ребенка 6 лет во время приема твердой пищи внезапно появился приступообразный кашель, затрудненное дыхание с быстрым развитием асфиксии, ребенок потерял сознание. Ваш предположительный синдромный диагноз?

Ответ: Инородное тело дыхательных путей. Асфиксия.

Задача 3

У девочки 4 лет среди полного здоровья во время обеда внезапно появился сухой, навязчивый кашель и отдышка. Из анамнеза известно, что ребенок никакими бронхолегочными заболеваниями не страдает. На момент осмотра: ребенок в сознании, беспокойный, вдох резко затруднен. Над легкими перкуторный звук неизменен. дыхание поверхностное, равномерно проводится с обеих сторон. Тоны сердца звучные, ритмичные. ЧСС-100 уд/мин, АД-95/55 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень у края реберной дуги. Во время осмотра состояние девочки резко ухудшилось, вдох стал прерывистым, судорожным, быстро нарастает цианоз. Инородное тело в носоглотке не видно. Ваш предположительный синдромный диагноз?

Ответ: Инородное тело дыхательных путей. Асфиксия.

Задача 4

Мальчик 10 лет при купании в озере стал тонуть. Был поднят спасателем со дна водоема через 3 минуты в состоянии клинической смерти. После успешной первичной реанимации возобновлены дыхание и сердечная деятельность. В сознание не приходил.

К моменту прибытия реанимационной бригады скорой помощи дыхание ребенка стало клокочущим, с частотой 48 уд/мин. При осмотре: ребенок без сознания. Периодически наблюдаются судороги с преобладанием клонического компонента. Зрачки несколько расширены, реакция на свет определяется. Корнеальный, глоточный и болевой рефлексы сохранены. Кожа и слизистые бледные. При аускультации над легкими масса влажных хрипов. Тоны сердца приглушены, ритмичные ЧСС-100 уд/мин, АД-80/40 мм рт.ст. Ваш предположительный синдромный диагноз?

Ответ: Утопление в пресной воде. Кома 2. Отек легких. Судорожный синдром. Шок 2 ст. Состояние после СЛР.

Задача 5

Мальчик 6 лет, вынесен спасателем из горящей квартиры.

При осмотре: общее состояние тяжелое, ребенок без сознания. Оценка комы по шкале Глазго 8 баллов. Эритема кожных покровов, вишневая окраска слизистых. Поверхностные ожоги кожи лица, обгоревшие брови и ресницы. Имеется спазм жевательной мускулатуры. Отдышка смешанного характера: при преобладании затруднения вдоха выявляется ослабление дыхательных шумов над легкими, над всеми легочными полями и выслушиваются сухие хрипы. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧСС-140 уд/мин. АД-80/40 мм рт.ст. Живот мягкий. печень у края реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Ваш предположительный синдромный диагноз?

Ответ: Острое отравление угарным газом. Кома 2. Ожоги пламенем лица и слизистых верхних дыхательных путей. Шок 2 ст.

Задача 6

У мальчика 3 лет 20 минут назад появились жалобы на беспокойство, резкую головную боль, затруднение дыхания, сыпь по всему телу с зудом.

Из анамнеза известно, что ребенок болен в течение 2 дней двусторонней пневмонией. Участковый врач был накануне и назначил ампицилин внутримышечно. Первая инъекция была сделана за 30 минут осмотра. В возрасте 2 лет ребенок болел острым гнойным отитом, лечился оспеном, на который была реакция в виде кратковременной аллергической сыпи.

На момент осмотра: ребенок заторможен. На коже лица, туловища конечностей - уртикарная сыпь на бледном фоне. Холодный липкий пот. Затруднен выдох, частота дыхания 56 минут. Аускультативно дыхание проводится равномерно с обеих сторон, рассеянные мелкопузырчатые и крепитирующие хрипы. Перкуторно - звук с коробочным оттенком. Границы сердца не расширены, тоны приглушены. Пульс нитевидный с частотой 160 уд/мин. АД - 60/20 мм рт.ст. Живот доступен пальпации, умеренная болезненность без определенной локализации. Печень +1см из-под края реберной дуги. В течение последнего часа мочеиспусканий не было.

Ваш предположительный синдромный диагноз?

Ответ: Анафилактический шок на в/м введение ампициллина. Бронхоспазм. Крапивница.
8. Рекомендуемая литература:
- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» icon«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconМетодика исследования органов дыхания
Исследование органов дыхания включает сбор анамнеза, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию, лабораторные и инструментальные...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» icon«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconКалендарно-тематический план лекций по стоматологии детского возраста
Анатомо-физиологические особенности слизистой оболочки полости рта у детей. Классификация заболеваний слизистой оболочки полости...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconНекоторые анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconИндивидуальный сборник заданий
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconГинекология
Анатомо-физиологические особенности женской репродуктивной системы в эмбриональном и детском периодах
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconМетодическое обеспечение темы 10 Заболевание органов пищеварения
Заболевание органов пищеварения у детей старшего возраста. Организация этапов сестринского процесса (острый и хронический гастрит...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconРабочая программа по внеурочной деятельности
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconПрограмма по внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?»
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: 1 обобщить полученные знания обучающихся с овз о системе органов дыхания; раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»...
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconРоссийское общество фтизиатров Федеральные клинические рекомендации...
А15. Туберкулез органов дыхания, подтвержденный бактериологически и гистологически
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей старшего возраста» iconЗанятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск