«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз»





Скачать 87.46 Kb.
Название«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз»
Дата публикации20.11.2014
Размер87.46 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Физика > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №8

к внеаудиторной (самостоятельной) работе
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)
Тема: «Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

д.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.

Красноярск

2012

1. Тема: Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего возраста.

2. Форма работы:

  • Подготовка к практическому занятию.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

  1. Какими функциями обладают легкие;

  2. Перечислите основные функции легких и дайте их характеристику;

  3. Какие особенности полости носа у детей;

  4. Как развиты придаточные пазухи носа у детей раннего возраста;

  5. Как формируется лобная пазуха носа;

  6. В каком возрасте начинается формироваться гайморова пазуха;

  7. В каком возрасте начинает развиваться решетчатая и клиновидная пазуха;

  8. Чем отличается строение слезно-носового канала;

  9. Какие особенности в строении глотки у детей раннего возраста;

  10. В каком возрасте происходит разрастание глоточных миндалин;

  11. У каких детей наиболее выражено разращение миндалин;

  12. Какие особенности строения гортани у детей раннего возраста;

  13. Какие изменения гортани с возрастом у ребенка;

  14. Какие особенности строения трахеи у ребенка;

  15. Какому позвонку соответствует бифуркация трахеи у детей раннего возраста;

  16. Какие особенности строения бронхов у детей с возрастом;

  17. Как увеличивается объем легких у детей с возрастом;

  18. Какие анатомо-гистологические особенности строения легких у детей.

4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Студент должен

  • Собрать анамнез у больного с заболеванием органов дыхания;

  • Провести общий осмотр ребенка и оценить его состояние;

  • Подсчитать частоту дыхательных движений;

  • Оценить болезненность и ригидность грудной клетки;

  • Оценить звучность голосового дрожания;

  • Провести сравнительную перкуссию легких;

  • Провести топографическую перкуссию легких;

  • Оценить характер дыхания при аускультации;

  • Оценить характер побочных дыхательных шумов.

5. Рекомендации по выполнению УИРС

а) Темы:

1. Заболевания дыхательной системы у детей раннего возраста.

2. Врожденные пороки развития дыхательных путей у детей.

3. Неотложные состояния при заболеваниях органов дыхания у детей и догоспитальная помощь при них.

б) Формы УИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.

6. Самоконтроль по данной теме.

Входной тестовый контроль.

  1. С какой недели беременности начинает синтезироваться сурфактант?

  2. Какое соотношение пульс/дыхание у ребенка в 5 лет?

а) 1:2

б) 1:3

в) 1:4

г) 1:3,5

д) 1:5

  1. С какого возраста возможно определение высоты стояния верхушек легких и ширины полей Кренига?

а) с 1 года

б) с 3 лет

в) с 5 лет

г) с 7 лет

д) с 15 лет

  1. Смешанная одышка (экспираторно-инспираторная) наблюдается при:

а) заглоточном абсцессе

б) бронхиальной астме

в) бронхиолитах

г) пневмонии

д) опухолях

  1. При каких заболеваниях могут опускаться нижние границы легких

а) эмфиземе

б) при повышении внутрибрюшного давления

в) остром вздутии легких

г) бронхите

д) ателектазе

  1. Обструкция дыхательных путей может возникнуть при:

а) бронхите

б) аспирации инородным телом

в) парезе и параличе межреберных нервов

г) сужение просвета бронхов и бронхиол вследствие гиперсекреции

д) полиомиелите

  1. Крупом сопровождается:

а) бронхит

б) пневмония

в) ларингит

г) плеврит

д) бронхопневмония

  1. Какие заболевания верхних дыхательных путей наиболее часто встречаются?

  2. Высота стояния верхушек легких спереди находится на расстоянии:

а) 1 см от середины ключицы

б) 2-4 см от середины ключицы

в) 3 см от середины ключицы

г) верхнего края ключицы

д) нижнего края ключицы

  1. Сухие хрипы бывают при:

а) бронхите

б) сужении бронхов

в) ларингите

г) трахеите

д) бронхиальной астме

11. На какой неделе эмбрионального развития формируются сегментные бронхи?

12. Какова частота дыхания в минуту у годовалого ребенка:

а) 16-18 минуту

б) 30-35 в минуту

в) 40-50 минуту

г) 25 в минуту

д) 20 в минуту

13. К какому возрасту развивается кавернозная часть подслизистой ткани носа?

а) 8-9 лет

б) 1-2 года

в) 5-7 лет

г) 12-15 лет

д) 10-11 лет

14. Втяжение уступчивых мест грудной клетки указывает на:

а) слишком мягкие ребра

б) поражение дыхательных путей

в) отит

г) ангину

д) гайморит

15. Нижняя граница легких справа у детей по паравертебральной линии находится на уровне:

а) 10 ребра

б) 11 ребра

в) остистого отростка 11 грудного позвонка

г) 12 ребра д) остистого отростка 10 грудного позвонка

16. Ослабленная бронхофония отмечается:

а) у полных детей

б) выпотном плеврите

в) пневмонии

г) бронхиальной астме

д) гемотораксе

17. Поверхностная болезненность грудной клетки при пальпации отмечается при:

а) воспалении надкостницы

б) заболевании межреберных мышц

в) плеврите

г) бронхите

д) трахеите

18. Симптом де-ла Кампа выслушивается при:

а) пневмотораксе

б) гидротораксе

в) увеличение паратрахеальных лимф узлов

г) увеличении бронхопульмональных л/узлов

д) выпотном плеврите

19. Нижняя граница легких у детей слева по средне-подмышечной линии определяется на уровне:

а) 7 ребра

б) 8 ребра

в) 9 ребра

г) 6 ребра

д) 4 ребра

20. Почему у детей легко возникает эмфизема при различных легочных заболеваниях?
Эталоны ответов на тесты
Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ


На 6 неделе

40-60

г

a

в

бг

в

вг

бв

д
Вопрос

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

На 8-10 нед.

30-35

в

аб

абд

абд

аб

вд

в

Большая воздушность легких


7. Ситуационные задачи по теме.

Задача 1

Заболел ребёнок 11 мес. При субфебрильной температуре появился кашель, чихание, ринит. Стал беспокойным, снизился аппетит. При осмотре отмечается только гиперемия слизистой ротоглотки и другие катаральные симптомы. В семье сложные материальные условия. Отец не работает, уволен с предприятия, мать в декретном отпуске. Дома ещё ребёнок 3 лет.

Синдромный диагноз.

Тактика в отношении больного.

Ответ:

ОРВИ. Госпитализация по социальным показаниям.

Задача 2

У ребёнка 5 мес была в течение 2 дней высокая температура, слабость, потливость, боли за грудиной. На 3 день появился резко изменённый голос и затруднённое дыхание. В течение 2-3 часов тяжесть состояния нарастает, появилось втяжение уступчивых мест грудной клетки. Кашель не частый. Бледность и потливость кожи, диапедезные кровоизлияния. Дыхание проводится. Тахикардия.

Синдромный диагноз.

Неотложная помощь.

Ответ:

ОРВИ (предположительно грипп) острый ларинготрахеит, стеноз гортани II-III степени.

  1. Вызвать реанимационную бригаду;

  2. Подача кислорода ч/з маску;

  3. Введение ГКС 2-3 мг/кг;

  4. Р-р Эуфиллина 2,4% - 0,5 мл в/в очень медленно;

Госпитализация.

Задача 3

Ребёнку 7 мес. Заболел 3 дня назад, когда появилась слабость, недомогание, повышение температуры, светобоязнь, головная боль. На момент осмотра температура 37,5° С, утомляемость, влажный кашель, слизистая мокрота. Дыхание через нос не затруднено, ЧД 40 в мин. Перкуторно звук лёгочный, дыхание жесткое, по всем полям сухие и влажные хрипы крупнопузырчатые. В зеве слабая гиперемия, бугристость задней стенки глотки.

Синдромный диагноз.

Тактика ведения больного.

Ответ:

ОРВИ, осложнённая острым бронхитом.

Лечение амбулаторное.

  1. Режим домашний;

  2. Стол общий;

  3. обильное питьё;

  4. Ингаляции с отваром трав 2-3 раза в день.

  5. Муколитики;

  6. Аскорбиновая кислота 0,5х 3 раза в день;

8. Рекомендуемая литература:
- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» icon«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconМетодика исследования органов дыхания
Исследование органов дыхания включает сбор анамнеза, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию, лабораторные и инструментальные...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» icon«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел
Возрастные особенности органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Особенности исследования слуховой...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconНекоторые анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconИндивидуальный сборник заданий
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconГинекология
Анатомо-физиологические особенности женской репродуктивной системы в эмбриональном и детском периодах
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: 1 обобщить полученные знания обучающихся с овз о системе органов дыхания; раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconКалендарно-тематический план лекций по стоматологии детского возраста
Анатомо-физиологические особенности слизистой оболочки полости рта у детей. Классификация заболеваний слизистой оболочки полости...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»...
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconРоссийское общество фтизиатров Федеральные клинические рекомендации...
А15. Туберкулез органов дыхания, подтвержденный бактериологически и гистологически
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconТеоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к...
Психологические особенности детей раннего возраста
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности развития детей раннего возраста. Конспект (Н. М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста»)
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconУрок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания
Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания...
«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Потребности организма человека в кислороде. Органы дыхания. Болезни органов дыхания»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск