Скачать 78.74 Kb.
|
Тема «Потребности организма человека в кислороде. Органы дыхания. Болезни органов дыхания». Эпиграф: «Служение человечеству - благородная роль биологии». Девиз урока: Дорога к знанию? Ну что - же, её легко понять, ответить можно сразу - мы ошибаемся, и ошибаемся, и ошибаемся опять, но меньше, меньше с каждым разом. Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи. Цели: I.Образовательные: 1. На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой. II.Развивающие: 1.Продолжить формирование умений анализировать, аргументировано излагать свою точку зрения, вести дискуссию, развитие навыков культуры общения, проводить сравнения, делать обобщения, выводы. III.Воспитательные: 1. Воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом. Профилактика заболевания дыхательных путей 2. Экологический аспект раскрыть через социальную проблему-здоровье населения, пропаганда здорового образа жизни. Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”. Презентация. Тип урока: контроль знаний – урок обобщение. Методы: работа с текстом, тесты, познавательные задания. Структура урока
Ход урока Организационный момент. Вступление учителя. Человек, появившись на свет, сразу выдает себя криком, а если кричит, значит дышит, значит живет. Жизнь и дыхание неотделимы. Поговорка «Это нам нужно как воздух!» выражает особую потребность организма в воздухе. Ещё древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма. Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание – начало общения, речи, мелодии. Изменение деятельности связано с переменой дыхания. Просто вздох бессознательно выражает состояние человека. Актуализация знаний. Разминка. 1.Игра в «Светофорчики» Слайд. 2.Игра «Третий лишний». Слайд. 3.Фронтальный опрос: А) Почему даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями? Б).Как Вы бы предложили дышать человеку - носом или ртом? В).Почему резкий запах приводит к задержке дыхания? Слайд. Установите соответствие Вывод . Каковы функции верхних дыхательных путей? II. Голос – уникальный дар человека. Голосообразование Слайд и муляж. 1.Прослушивание музыкальных произведений в женском и мужском исполнении. Шаляпин А)В каком органе рождаются звуки? Б)С какой целью мы с вами сейчас прослушали фрагменты данных произведений? (сообщение уч – ся) Отметить уникальный голос мордвы – многоголосье, Связать это с 1000- летием единения мордовского народа к России 2012г. Какие органы принимают участие в рождении звука? Артикуляция 2.Можно ли по голосу определить настроение человека? Каким бывает голос? Оттенки чувств и настроений. а) звонкий и радостный б) сдавленный и глухой в) нежный и гневный г) ласковый и насмешливый д) вкрадчивый и грозный. 3. Правила пользования голосом. Слайд Вопросы: 1.Почему звуки, издаваемые голосовыми связками нельзя назвать речью? 2. Что такое артикуляция? 3.Как вы думаете, к чему может привести заболевание связок? 5. Болезни связок – ларингит и ринит. Ринит может возникать на фоне вегетативно – сосудистой дистонии, когда нарушается двигательная функция сосудов, поэтому особенно эффективны при таком состоянии оказались методы рефлексотерапии. Упражнение Выводы: Гортань - глотание образование звуков и речи. III. Трахеи, главные бронхи и легкие. Слайд и таблица на доске. Вопросы: 1.Как происходит самоочищение легких? 2.Как возникает кашель? 3.Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет? Слайд. Найдите ответы среди следующих вариантов (работа учащихся в тетрадях) IV .Легочное и тканевое дыхание (сообщение) Вопросы учащимся: V. Вдох и выдох. Регуляция дыхания. Слайд. Фронтальный опрос. Слайд. Установите последовательность вдоха (работа в тетрадях) О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»…(прочитывается учителем и учащимися одновременно текст) 1.Правильно ли выражение «Мы дышим воздухом»? 2.Почему свежий воздух обладает целительной силой? 3.Почему в хвойных лесах люди испытывают головокружение или можно ли дышать длительное время кислородом? Тем не менее люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на 1 час требуется не менее 2 м3 воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Необходимо остановиться на проветривание классных комнат и квартир. VI. Выберите три правильных утверждения. Найдите ошибки в тексте. Слайд.
VIII. Болезни органов дыхания (сообщения уч – ся) Слайд. IX. Влияние курения на органы дыхания (краткие сообщения) Слайд X. Здоровый образ жизни (сообщения). Слайд Морской воздух. В морском воздухе высока концентрация йода, солей натрия, калия, кальция, магния. Эти вещества и соли раздражают нервные окончания верхних дыхательных путей, некоторые из них непосредственно всасываются в слизистую оболочку и переходят в кровь и лимфу. Всё это, в конечном счёте оказывает благотворное влияние на состояние организма, помо- гает от многих недугов. Воздух соляных копей и шахт, насыщенный солями натрия и калия, оказывает ярко выраженное действие на больных бронхиальной астмой. Воздух леса. В нём присутствуют многие биологически активные вещества-продукты жизнедеятель- ности растений. В их числе фитонциды – биологически активные вещества, способные подавлять рост и развитие болезнетворных бактерий. Особенно много фитонцидов в тёп- лые дни лета. Учёные установили, что эти летучие вещества стимулируют работу сердца, улучшают состояние сосудистой системы, снижают частоту пульса, повышают содержа- ние гемоглобина в крови, улучшают лёгочную вентиляцию, стимулируют работу систем организма. XI. Тест: «Биологический диктант» Слайд XII. Рефлексия. Итоги урока. Общий вывод, оценки. Домашнее задание. Слайд. Сообщения: « Никотиновая зависимость», « Травмы органов дыхания. Первая помощь». Тест по теме: «Дыхательная и кровеносная системы» Вариант 1 1. Кровь и лимфа - это особые виды эпителиальной ткани. 2. Малый круг кровообращения заканчивается в правом предсердии. 3. Лейкоциты участвуют в переносе углекислого газа. 4. Иммунитет - это способность организма защищать себя от болезнетворных микробов, вирусов, а также инородних тел и веществ. 5. Легкие и кожа выполняют выделительные функции. 6. Плазма крови без фибриногена называется сывороткой крови. 7. Тромб - это застрявшие в сети фибрина тромбоциты. 8. Автоматизм сердца - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. 9. Гемоглобин - особый белок, содержащийся в эритроцитах. 10. Трахея - это трубка, состоящая из сплошных хрящевых колец. 11. .Бронхи ветвятся и заканчиваются легочными пузырьками. 12. Кровь поступает в легкие по большому кругу кровообращения. 13. В плевральной полости постоянно поддерживается пониженное давление. Примечание: 1. правильные утверждения, отмечайте неправильные утверждения, отмечайте
3. График начертить на отдельном листе. Тест по теме: «Дыхательная и кровеносная системы» Вариант 2 1. Кровь - это жидкая соединительная ткань. 2. Лимфа - это просочившееся в лимфатические капилляры межклеточное вещество. 3. Кровь состоит из форменных элементов. 4. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют внутреннюю среду организма. 5. Между предсердием и желудочками сердца находятся полулунные клапаны. 6. Основная функция эритроцитов - перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким. 7. Голосовая щель находится в носоглотке. 8. Газообмен осуществляется благодаря диффузии. 9. Орган обоняния - это скопление обонятельных рецепторов в верхней части носовой полости. 10. Кровеносная система состоит из сердца, сосудов и нервов. 11. При спокойном дыхании вдох осуществляется за счет сокращения межреберных мышц. 12. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха называется жизненной емкостью легких. 13. В выработке иммунитета большую роль играют эритроциты. Примечание: 1. правильные утверждения, отмечайте неправильные утверждения, отмечайте
3. График начертить на отдельном листе. МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»Урок по биологии: «Потребности организма человека в кислороде. Органы дыхания. Болезни органов дыхания». Учитель химии и биологии Чижева В.Е. 2011-2012 год. |