«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей»





Скачать 96.49 Kb.
Название«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей»
Дата публикации26.10.2014
Размер96.49 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Физика > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №11

к внеаудиторной (самостоятельной) работе
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)
Тема: «Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

д.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.

Красноярск

2012

1. Тема: Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей.

2. Форма работы:

  • Подготовка к практическому занятию.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

        1. Какие особенности сердечно-сосудистой системы у плода;

        2. Назовите основные этапы формирования сердечно-сосудистой системы у плода;

        3. Какая перестройка органов кровообращения происходит после рождения ребенка;

        4. Какие анатомо-физиологические особенности органов кровообращения у новорожденного ребенка;

        5. Какие особенности роста сердца наблюдаются в детском возрасте;

        6. Какие особенности строения имеют сосуды в различные периоды детского возраста;

        7. Возрастные особенности границ сердца в различные периоды детского возраста;

        8. Частота сердечных сокращений в различные периоды детского возраста;

        9. Показатели АД в различные периоды детского возраста;

        10. Стандартные точки аускультации сердца;

        11. Формулы расчета АД у детей;

        12. Понятие о дыхательной аритмии.

4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Студент должен

  • Собрать анамнез у больного с заболеванием органов сердечно-сосудистой системы;

  • Провести общий осмотр ребенка и оценить его состояние;

  • Подсчитать частоту сердечных сокращений и пульса;

  • Провести осмотр области крупных сосудов;

  • Провести осмотр области сердца;

  • Определить границы сердца;

  • Провести аускультацию в 5 стандартных точках;

  • Оценить звучность сердечных тонов и наличие побочных шумов.

5. Рекомендации по выполнению УИРС

а) Темы:

1. Методы обследования ССС у детей.

2. ЭКГ, проведение, оценка у детей.

3. Кровообращение плода и новорожденного.

б) Формы УИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.

6. Самоконтроль по данной теме.

Входной тестовый контроль.

1. У плода кровь, поступившая из нижней полой вены, попадая в правое предсердие, преимущественно идет:

    1. В легочные артерии

    2. Через овальное окно в левое предсердие

    3. Через правое венозное отверстие в правый желудочек

2. У плода после формирования плацентарного кровообращения ЧСС составляет:

    1. 15-35

    2. 125-130

    3. 140-180

  1. Может ли у детей первых месяцев жизни возобновляться шум из правого предсердия в левое предсердие?

    1. Да, при повышении давления в аорте

    2. Да, при повышении давления в легочной артерии

    3. Нет, не может

    4. Он есть в норме.

  2. Темп роста сердца относительно темпа роста магистральных сосудов:

    1. Выше

    2. Ниже

    3. Такой же

  3. Анатомически сердце у новорожденных расположено:

    1. Более каудально

    2. Без особенностей

    3. Более краниально

  4. Правая граница относительной сердечной тупости находится у детей до 1 года

    1. На 0,5см кнаружи от правой парастернальной линии

    2. На 0,5см кнутри от правой парастернальной линии

    3. По правой парастернальной линии

    4. На середине расстояния между правой парастернальной линией и правым краем грудины

  5. Для расчета среднего систолического АД (в мм.рт.ст.) у детей старше года используется формула:

    1. 60+2п

    2. 90+п

    3. 90+2п

    4. 100+п

  6. Верхняя граница абсолютной сердечной тупости у детей старше 7 лет находится на уровне:

а. межреберья

b. 3 ребра

c. 3 межреберья

d. 4 ребра

  1. У детей с 11 до 13 лет второй тон лучше прослушивается во втором межреберье

    1. Слева от грудины

    2. Справа

    3. Одинаково

  2. Аускультативная картина пролапса митрального клапана:

    1. Усиление 1 тона

    2. Усиление 2 тона

    3. Щелчок на верхушке сердца после 1 тона

    4. Щелчок во втором межреберье справа

    5. Щелчок во втором межреберье слева

  1. Сердечно-сосудистая система образуется из:

    1. Эктодермы

    2. Выпячивания передней стенки кишки

    3. Мезодермы

    4. Энтодермы

  1. У плода кровь из верхней полой вены, попадая в правое предсердие, преимущественно идет в:

    1. Через овальное окно в левое предсердие

    2. Через правое венозное отверстие в правый желудочек

    3. В легочные артерии

  2. Парасимпатическая нервная система у плода развивается:

    1. Раньше симпатической

    2. Позже симпатической

    3. Одновременно

  3. Относительная масса сердца новорожденных (по сравнению со взрослыми):

    1. Больше

    2. Меньше

    3. Одинакова

  4. У новорожденных просвет аорты относительно легочной артерии:

    1. Больше

    2. Меньше

    3. Такой же

  5. Форма сердца у новорожденного

    1. Капельная

    2. В форме сапожка

    3. Шарообразная

  6. Правая граница относительной сердечной тупости находится у детей 2-6 лет

    1. На 0,5см кнаружи от правой парастернальной линии

    2. На 0,5см кнутри от правой парастернальной линии

    3. По правой парастернальной линии

    4. На середине расстояния между правой парастернальной линией и правым краем грудины

Эталоны ответов на тесты

1b

2a

3b

4a

5c

6c

7c

8d

9c

10c

11c

12b

13a

14a

15b

16c

17b


7. Ситуационные задачи по теме.

Ситуационные задачи

Задача 1

Больная 3., 3 лет, планово поступила в стационар. Из анамнеза известно, что у ребенка с рождения отмечался диффуз­ный цианоз кожи и видимых слизистых. В возрасте 7 дней проведена про­цедура Рашкинда (закрытая атриосептостомия). С 3 месяцев и до настоя­щего времени находилась в доме ребенка.

При поступлении: кожные покровы и видимые слизистые умеренно цианотичные, акроцианоз, пальцы в виде "барабанных палочек", ногти - "часовых стекол", деформация грудной клетки. Границы относительной сердечной тупости: правая - на 1,0 см вправо от правой парастернальной линии, левая - по левой аксиллярной линии, верхняя - П ребро. Аускультативно: тоны ритмичные, ЧСС - 160 уд/мин, в III межреберье по левому краю грудины выслушивается средней интенсивности систолический шум, акцент второго тона во II межреберье слева. ЧД - 40 в 1 минуту, дыхание глубокое, шумное. Печень выступает из-под реберного края на 3,0 см.

Сформулируйте предварительный диагноз.

Ответ: ВПС, хр. СН.

Задача 2

Мальчик Ц., 1 года 2 месяцев, поступил в отделение с жалобами на снижение аппетита, рвоту, потерю массы тела, влажный кашель.

Из анамнеза известно, что до 1 года ребенок развивался соответственно возрасту, ходит самостоятельно с 10 месяцев. В возрасте 11 месяцев перенес острое респираторное заболевание, сопровождавшееся катаральными явлениями и абдоминальным синдромом (боли в животе, жидкий стул), отмечалась субфебрильная температура. Указанные изменения сохранялись в течение 7 дней.

Через 2-3 недели после выздоровления родители отметили, что ребенок стал быстро уставать при физической нагрузке во время игр, отмечалась одышка. Состояние постепенно ухудшалось: периодически появлялись симптомы беспокойства и влажного кашля в ночные часы, рвота, ухудшился аппетит, мальчик потерял в весе, обращала на себя внимание бледность кожных покровов. Температура не повышалась. Участковым педиатром состояние расценено как проявление железодефицитной анемии, ребенок направлен на госпитализацию для обследования.

При поступлении состояние расценено как тяжелое, аппетит снижен, неактивен. Кожные покровы, зев бледно-розовые. Частота дыхания 44 в 1 минуту, в легких выслушиваются единичные влажные хрипы в нижних отделах. Область сердца: визуально - небольшой сердечный левосторонний горб, пальпаторно - верхушечный толчок разлитой, площадь его составляет примерно 8 см2, перкуторно - границы относительной сердечной тупости: правая - по правому краю грудины, левая - по передней подмышечной линии, верхняя - II межреберье, аускультативно - ЧСС - 140 уд/мин, тоны сердца приглушены, в большей степени I тон на верхушке, на верхушке выслушивается негрубого тембра систолический шум, занимающий 1/3 систолы, связанный с I тоном. Живот мягкий, печень +6 см по правой срединно-ключичной линии, селезенка +1 см. Мочеиспускание свободное, безболезненное.

Ваш предварительный диагноз?

Ответ: Инфекционный миокардит после ОРЗ. СН. Порок сердца?

Задача 3

Больной И., 12 лет, поступил в стационар с жалобами на слабость, утомляемость, субфебрильную температуру.

Анамнез заболевания: 2 года назад перенес ревматическую атаку с по­лиартритом, поражением митрального клапана, следствием чего было фор­мирование недостаточности митрального клапана. Настоящее ухудшение состояния наступило после переохлаждения.

При поступлении обращает на себя внимание бледность, одышка до 26 в минуту в покое. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Область сердца визуально не изменена. При пальпации: верхушечный толчок раз­литой и усиленный, расположен в IV-V межреберье на 2 см кнаружи от левой средне-ключичной линии. В области IV-V межреберья слева опреде­ляется систолическое дрожание. Границы сердца при перкуссии: правая - по правому краю грудины, верхняя - во II межреберье, левая - на 2 см кна­ружи от средне-ключичной линии. При аускультации на верхушке сердца выслушивается дующий систолический шум, связанный с I тоном и зани­мающий 2/3 систолы; шум проводится в подмышечную область и на спину, сохраняется в положении стоя и усиливается в положении на левом боку. Во II-III межреберье слева от грудины выслушивается протодиастолический шум, проводящийся вдоль левого края грудины. Частота сердечных сокращений 100 уд/мин. АД 105/40 мм рт.ст. Живот мягкий, доступен глу­бокой пальпации, печень и селезенка не увеличены.

Ваш предварительный диагноз?

Ответ: Ревматизм, обострение (атака), порок сердца.

Задача 4

Больная Д., 14 лет, поступила с жалобами на частые головные боли, сердцебиение, беспокойный сон и раздражительность.

Анамнез заболевания: данные жалобы появились впервые около года назад после развода родителей. В это время ухудшилась успеваемость и начались конфликты с товарищами по школе. Приступы головной боли в последнее время отмечаются по несколько раз в месяц, проходят после анальгетиков или самостоятельно после отдыха.

Анамнез жизни: девочка росла и развивалась нормально. Наблюда­лась в поликлинике по поводу хронического тонзиллита. Мать ребенка страдает нейроциркуляторной дистонией, у бабушки по линии матери - гипертоническая болезнь.

При поступлении состояние ребенка удовлетворительное, температура нормальная. Девочка астенического телосложения. Кожные покровы обычной окраски, на коже лица угревая сыпь. Отмечается гипергидроз подмышечных впадин, кистей рук и стоп. Конечности холодные. Пальпи­руются увеличенные тонзиллярные лимфоузлы. Зев не гиперемирован, миндалины гипертрофированы. В легких перкуторный звук легочный, ды­хание везикулярное. Границы относительной сердечной тупости: правая - по правому краю грудины, верхняя - по III ребру, левая - на 1 см кнутри от левой средне-ключичной линии. Тоны сердца звучные, ритмичные, в по­ложении лежа выслушивается короткий негрубый систолический шум на верхушке, исчезающий в положении стоя. Пульс 96 ударов в минуту, удов­летворительного наполнения, симметричный на обеих руках. Перифериче­ская пульсация на нижних конечностях сохранена. АД 150/80 мм рт.ст. на обеих руках. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увели­чены. Стул оформленный, мочеиспускание не нарушено.

Ваш предварительный диагноз?

Ответ: ВСД по гипертоническому типу.
8. Список литературы по теме занятия:
- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» icon«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов дыхания у детей раннего воз»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» icon«Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconЛекция №13. Тема: беременность и заболевания сердечно-сосудистой системы
По частоте заболевания сердечно-сосудистой системы у беременных составляют 5-10%
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconГинекология
Анатомо-физиологические особенности женской репродуктивной системы в эмбриональном и детском периодах
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconНекоторые анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconСтимуляция ангио/миогенеза при сердечно-сосудистой патологии с использованием...
Работа выполнена в Научном Центре Сердечно-Сосудистой Хирургии им. А. Н. Бакулева рамн
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconВопросы к вступительному экзамену в ординатуру по специальности «Рентгенэндоваскулярные...
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Нормальная анатомия сердца. Нормальная анатомия артериальной и венозной сосудистой...
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Строение и работа сердца. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconИндивидуальный сборник заданий
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconТема урока: Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Влияние...
Показать простейшие функциональные пробы, позволяющие определять состояние сердечно-сосудистой системы
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» icon«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» icon«Организация лечебно-профилактической помощи при патологии сердечно-сосудистой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconКалендарно-тематический план лекций по стоматологии детского возраста
Анатомо-физиологические особенности слизистой оболочки полости рта у детей. Классификация заболеваний слизистой оболочки полости...
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconИзменения сердечно-сосудистой системы у детей с метаболическим синдромом
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная...
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»...
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...
«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» iconПрограмма дисциплины по выбору «гипертензиология»
Углубить фундаментальные представления о физиологии, анатомии и патологии сердечно-сосудистой системы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск