«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей»





Название«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей»
Дата публикации26.10.2014
Размер102 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения

Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №12

к внеаудиторной (самостоятельной) работе
по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и уходом за детьми»

для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения)
Тема: «Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____от «____» __________20____г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю.
Составители:

д.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В.
к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В.


Красноярск

2012

1. Тема: Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей.

2. Форма работы:

- Подготовка к практическому занятию.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:

  • Какова особенность положения ребенка при заболеваниях ССС?

  • Возможная форма грудной клетки при заболеваниях ССС?

  • Какая может быть окраска кожных покровов у детей с патологией ССС?

  • Каково физическое развитие детей при патологии ССС и почему?

  • Особенность пульсации крупных сосудов при заболевании ССС?

  • Локализация верхушечного толчка в различные возрастные периоды.

  • Особенности пульса у детей с патологией ССС.

  • Особенности АД у детей с заболеваниями ССС.

  • Как изменяются границы сердца у детей с патологией сердца?

  • Особенности сердечных тонов у детей с заболеванием сердца.

  • Какие шумы можно обнаружить у детей с заболеваниями сердца?

  • Виды сердечно-сосудистой недостаточности у детей и подростков.

  • Клиника миокардита в детском возрасте

  • Клиника перикардита в детском возрасте

  • Клиника эндокардита в детском возрасте

4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Студент должен

  1. Собрать анамнез у больного с заболеванием органов сердечно-сосудистой системы;

  2. Провести общий осмотр ребенка и оценить его состояние;

  3. Подсчитать частоту сердечных сокращений и пульса;

  4. Провести осмотр области крупных сосудов;

  5. Провести осмотр области сердца;

  6. Определить границы сердца;

  7. Провести аускультацию в 5 стандартных точках;

  8. Оценить звучность сердечных тонов и наличие побочных шумов.

5. Рекомендации по выполнению НИРС

а) Темы:

1. Пороки сердца «синего» типа у детей,

2. Пороки сердца «белого» типа.

3. Ревматизм у детей.

4. Артериальная гипертония у детей.

5. Неревматические миокардиты у детей.

6. Неотложные состояния при заболеваниях ССС у детей (диагностика, тактика, догоспитальная помощь).

7. Нарушения ритма сердца у детей.

б) Формы НИРС:

1) мультимедийная презентация;

2) реферат по предлагаемым темам;

3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др.

4) оформление фото, видеоматериалов.

6. Самоконтроль по данной теме.

Входной тестовый контроль.

1. Соотношение тонов на верхушке сердца в норме

а) I тон громче II тона

б) I и II равной интенсивности

в) II тон громче I тона

г) I , II, III тоны равной интенсивности

2. Соотношение пульс/дыхание у ребенка в 12 лет:

а) 1:1,5

б) 1:4

в) 1: 3

г) 1:3,5

д) 1: 2

3. Для ЮРА появление болевого синдрома характерно

а) вечером,

б) в первую половину ночи,

в) во вторую половину ночи,

г) утром

4. Для сердечной недостаточности правожелудочкового типа характерно наличие:

а) влажных хрипов в легких

б) увеличения размеров печени

в) периферических отеков

5. Чаще всего возбудителями неревматического кардита являются

а) вирус Коксаки,

б) бактерии,

г) грибы

6. Для вторичной профилактики ревматизма используется:

а) анальгин

б) бициллин-5

в) пенициллин

7. Уровень гемоглобина у здорового ребенка первого года жизни не должен быть ниже:

a) 80-90 г/л,

б) 90-100 г/л,

в) 100-110 г/л,

г) 110-120 г/л,

д) 120-130 г/л

8. Этиология ювенильного ревматоидного артрита

а) известна,

б) не известна

9. Уровень гемоглобина в возрасте старше 1 года составляет

а) 90-110 г/л,

б) 100-140 г/л,

в) 110-130 г/л,

г) 120-140 г/л,

д) 160-180 г/л,

е) 180-240 г/л

10. Для бактериального (инфекционного) кардита характерны следующие симптомы

а) лихорадка

б) поражение аортального клапана

в) увеличение СОЭ

г) гиперкоагуляция

д ) все перечисленные

11. К дополнительным диагностическим критериям ревматизма относятся все выше перечисленное, кроме:

а) субфебрилитета,

б) носовых кровотечений,

в) удлинения атрио-внутрикулярного проведения,

г) полиартрита

12. При неревматическом кардите тоны сердца

а) приглушены,

б) звучность тонов не меняется

13. При вагоинсулярном кризе необходимо использовать:

а) мезатон (адреналин) и кровезаменители

б) аминазин или пипольфен

в) кофеин, кордиамин

14. При неревматическом кардите тоны сердца

а) приглушены,

б) звучность тонов не меняется

15. Артериальное давление на ногах по сравнению с руками:

а) такое же,

б) выше,

в) ниже

16. Решающим методам обследования при подозрении на вазоренальную форму артериальной гипертензии является:

а) ЭКГ,

б) контрастная урография,

в) УЗИ мочевыводящей системы,

г) анализ мочи по Зимницкому,

д) эхокардиография

17. Укажите синдром, не характерный для системной красной волчанки:

а) кожный,

б) суставной,

в) печеночный

18. Для вегетососудистой дистонии по ваготоническому типу характерны:

а) сердцебиение,

б) уменьшение потоотделения,

в) плохая переносимость душных помещений,

г) мраморность, цианоз конечностей,

а) корвалол, настойку валерианы, седуксен, препараты калия,

19. Для ЮРА появление болевого синдрома характерно

а) вечером,

б) в первую половину ночи,

в) во вторую половину ночи,

г) утром

20. Признаком недостаточности митрального клапана является

а) систолический шум на верхушке,

б) диастолический шум на верхушке,

в) систолический шум в 5-й точке

21. Геморрагический синдром при геморрагическом васкулите характеризуется:

а) симметричностью,

б) наличием зуда,

в) несимметричностью,

г) гемартрозами

22. При артериальной гипертензии возможны жалобы, кроме

а) головную боль,

б) энурез,

в) боли в животе,

г) рвоту

23. Сердечная недостаточность по левожелудочному типу характеризуется:

а) появлением ритма галопа,

б) увеличением размеров печени

24. Для сердечно-сосудистой системы применяются методы исследования адаптации:

а) плантография,

б) проба Мартинэ,

в) корректурные пробы,

г) кристаллография слюны,

д) тест Малиновского

25. Системная красная волчанка может включать синдромы, кроме:

а) кожный,

б) суставной,

в) висцеральный,

г) менингиальный

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ


1-а

6-б

11-б

16-б

21-а

2-б

7-г

12-а

17-в

22-в

3-г

8-а

13-в

18-г

23-б

4-а

9-г

14-а

19-г

24-б

5-а

10-д

15-б

20-в

25-г


7. Ситуационные задачи по теме.

Задача №1

Мальчик 10 лет обратился к участковому врачу с жалобами на общую слабость, утомляемость, одышку при физической нагрузке, боли в области сердца. В анамнезе частые ОРЗ, 2 недели назад перенес ангину. При объективном обследовании выявлены расширения границ сердца влево, тоны приглушены, 1 тон ослаблен, тахикардия, аритмия.

Ваша тактика?

Ответ: Неревматический кардит?. Диф. диагноз с ревматизмом. Для уточнения диагноза и лечения ребенок должен быть направлен на стационарное лечение, после выписки – диспансерное наблюдение.

Задача №2

Ребенок 10 лет выписан из стационара с диагнозом: ревматизм 1, активная фаза, активность 2, миокардит, арталгии, острое течение НКо.

Ваша тактика?

Ответ: 1) Ребенок ставится на диспансерный учет по ф.30.

2) Круглогодичная бициллинопрофилактика в течение 3 лет: бициллин-5 по 1500000 1 раз в месяц.

3) Сезонная профилактика НПВС 6 недель.

4) Посещение школы через 3 недели после выписки, специальная физкультурная группа.

5) Диета с исключением аллергенов.

6) Санация хронических очагов инфекции.

7) Кардиоревматолог осматривает ежемесячно в течение первого года наблюдения, затем 1 раз в 3 месяца, в неактивной фазе 1 раз в 6 месяцев.

8) Участковый педиатр осматривает 1 раз в 3 месяца в течение первого года наблюдения, затем 1 раз в 6 месяцев.

9) ЛОР, стоматолог 2 раза в год.

10) Клинический анализ крови 2 раза в год, биохимический – 1 раз в год.

11) ЭКГ 2 раза в год.

Задача №3

Девочка 3 лет наблюдалась на участке после операции по поводу дефекта межпредсердной перегородки в течение месяца чувствовала себя удовлетворительно. После перенесенного ОРЗ стала вялой, апатичной, капризной, держится субфебрильная температура. В крови: лейкоцитоз с нейтрофилезом, ускоренное СОЭ.

Предположительный диагноз?

Ваша тактика?

Ответ: Девочку необходимо направить на обследование и лечение в стационар по поводу предполагаемого бактериального эндокардита.

Задача №4

На приеме мальчик 8 лет с мамой. Жалобы на боль при движении и в покое в обоих коленных суставах. Боль возникла около полутора недель назад, к вечеру повышается температура тела до 37,6°С в течение пяти дней. Месяц назад упал на даче с велосипеда. Объективно: кожа над суставами на ощупь горячая, видна деформация, отек суставов. Движения активные и пассивные болезненные.

Предположительный диагноз?

Ваша тактика?

Ответ: Ревматизм? Развернутый анализ крови, ЭКГ. Госпитализация в детское кардиологическое отделение для обследования и уточнения диагноза.

Задача №5

У пациента 15 лет АД 200/120 мм. рт. ст. Жалуется на онемение ног. При объективном осмотре отмечается хорошо сложенная грудная клетка, узкий таз и худые ноги. При рентгенографии грудной клетки выявлены узоры на ребрах.

Предположительный диагноз?

Ответ: Коарктация аорты.

Задача №6

При осмотре двухмесячного ребенка врач выявил грубый пансистолический шум с максимумом в 3-4 межреберье, проводящийся экстракардиально. Со слов мамы ребенок высасывает 130-140 мл молока. Объективно: ребенок активен, физическое развитие соответствует возрасту. ЧСС 120 уд/мин, ЧД 36/мин. Над легкими ослабленное дыхание. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см.

Предположительный диагноз?

Ваша тактика?

Ответ: ВПС? Сделать ЭКГ, ЭхоКГ. Консультация кардиолога, кардиохирурга. Госпитализация в детское отделение для обследования и уточнения диагноза.

Задача №7

У девушки 16 лет в течение 3 месяцев дважды отмечено повышение АД до 160/95 мм. рт. ст. На ЭКГ – неспецифические изменения сегмента ST. Сосуды сетчатки без патологии.

Предположительный диагноз?

Ваша тактика?

Ответ: Гипертоническая болезнь 1 степени? Систематическое (2 раза в день) измерение АД, консультация кардиолога, обследование в условиях детского кардиологического стационара.

Задача №8

У юноши 14 лет, страдающего гормонзависимой бронхиальной астмой, отмечено повышение АД до 190/100 мм. рт. ст. При осмотре обращает на себя внимание ожирение и лунообразное лицо.

Предположительный диагноз?

Ваша тактика?

Ответ: Тяжелая гормонзависимая бронхиальная астма. Синдром Иценко-Кушинга. Артериальная гипертензия. Консультация кардиолога.

Задача №9

У мальчика 10 месяцев имеется отставание в физическом и нервно-психическом развитии. Наблюдается разлитой верхушечный толчок, формируется сердечный горб, выслушивается грубый систолический шум, ослабление тонов сердца.

Предположительный диагноз?

Ваша тактика?

Ответ: Врожденный кардит? ВПС? ЭКГ, ЭхоКГ, консультация кардиолога, обследование в условиях детского кардиологического стационара.
Задача №10

Девочка 12 лет, страдает СКВ с 10 лет. Наблюдается у врача на педиатрическом участке. Укажите комплекс симптомов при СКВ, который в наибольшей степени определяет прогноз заболевания.

Ответ: Васкулит.
8. Список литературы по теме занятия:
- обязательная:

  1. Пропедевтика детских болезней/ под ред. Н.А. Геппе.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- дополнительная:

  1. Запруднов А.М. Общий уход за детьми: учебное пособие/ А.М. Запруднов, К.И. Григорьев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  2. Галактионова М.Ю. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / М.Ю. Галактионова, И.Н. Чистякова, Л.И. Позднякова.- Красноярск: КрасГМУ, 2010.

  3. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер, 2008.

  4. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  5. Рост и развитие ребенка / авт. текста В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич.- СПб.: Питер, 2008.

  6. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  7. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие / под ред. В.В. Юрьева, Н.Н. Воронович.- СПб.: СпецЛит, 2009.

  8. Уход в педиатрии / П.Г. Кюль, Д. Зипманн и др. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.


- электронные ресурсы:

    1. ИБС КрасГМУ

    2. БД МедАрт

    3. ЭБС Консультант студента

    4. БД Ebsco

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconЛекция №13. Тема: беременность и заболевания сердечно-сосудистой системы
По частоте заболевания сердечно-сосудистой системы у беременных составляют 5-10%
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconСтимуляция ангио/миогенеза при сердечно-сосудистой патологии с использованием...
Работа выполнена в Научном Центре Сердечно-Сосудистой Хирургии им. А. Н. Бакулева рамн
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconВопросы к вступительному экзамену в ординатуру по специальности «Рентгенэндоваскулярные...
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Нормальная анатомия сердца. Нормальная анатомия артериальной и венозной сосудистой...
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Строение и работа сердца. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconТема урока: Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Влияние...
Показать простейшие функциональные пробы, позволяющие определять состояние сердечно-сосудистой системы
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» icon«Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» icon«Организация лечебно-профилактической помощи при патологии сердечно-сосудистой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconИзменения сердечно-сосудистой системы у детей с метаболическим синдромом
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Оренбургская государственная...
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconПрограмма дисциплины по выбору «гипертензиология»
Углубить фундаментальные представления о физиологии, анатомии и патологии сердечно-сосудистой системы
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconТемы докладов и рефератОВ
Основные симптомы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца и формы ее проявления
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся 8б класса познакомились с основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» icon«Синдромы поражения сердечно-сосудистой системы, функциональные пробы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconЛечение движением при заболеваниях сердца
При заболеваемости сердечно-сосудистой системы используются все средства лечебной физкультуры (лфк)
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов»
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Значение физических упражнений для развития сердечно сосудистой системы человека»
«Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аквааэробика самый «жиросжигающий» вид нагрузки, а так же отличная тренировка сердечно-сосудистой системы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск