«Офтальмология»





Название«Офтальмология»
страница1/4
Дата публикации22.11.2014
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4








МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № ___
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: «Офтальмология»

По направлению подготовки: 060201 Стоматология (квалификация «специалист»)

Курс: 4-ый

Вид промежуточной аттестации: зачет

Кафедры: офтальмологии

Трудоемкость дисциплины: 72час. (2зачет.ед.)

Архангельск, 2013
1.Цель и задачи.

Цель вузовского профессионального образования врача-стоматолога по дисциплине «офтальмология» - подготовка квалифицированного врача-стоматолога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности преимущественно в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной, скорой, в том числе специализированной медицинской помощи; а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Задачи :

1. Обеспечить общепрофессиональную подготовку врача-специалиста, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определение видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины и профилактики заболеваний.

2. Сформировать профессиональные знания, умения, навыки, владения будущего врача с целью самостоятельного ведения больных преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях работы.

3. Совершенствовать знания, умения, навыки по клинической, лабораторной и функциональной диагностике, инструментальным и аппаратным исследованиям в целях формирования умения оценки результатов исследований в диагностике, дифференциальной диагностике, прогнозе заболеваний, выборе адекватного лечения.

4. Совершенствовать знания по фармакотерапии, включая вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, показаний, противопоказаний, предупреждений и совместимости при назначении лечебных препаратов.

Содержание образовательной программы вузовского профессионального образования по специальности «офтальмология» представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики по офтальмологии.

Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Для реализации основной профессиональной образовательной программы вузовского профессионального образования по специальности «офтальмология» кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модули); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

-учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса,

-клинические базы в лечебно-профилактических учреждениях Минздравсоцразвития РФ.

В процессе подготовки врача-стоматолога по специальности «офтальмология» обязательным является определение базисных знаний обучающихся. По окончании изучения каждого модуля проводится этапный (рубежный) контроль. При этом могут использоваться различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, Теоретическая подготовка предусматривает обязательное участие в практических и семинарских занятиях, а также самостоятельное изучение литературы по программе вузовского профессионального образования по специальности «офтальмология»; написание рефератов (используя для этого специальную медицинскую литературу).

По окончании обучения в интернатуре проводится зачет, цель которого – выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы по специальности «офтальмология».

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Офтальмология» изучается в восьмом семестре, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования 060201 Стоматология.

В состав дисциплины «офтальмология» входят 7 учебных модулей:

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык) ;

- в цикле естественно-научных, медико-биологических дисциплин

( физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);

- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, хирургия, травматология, нейрохирургия, эндокринология, неврология, медицинская генетика).

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ» для студентов стоматологического факультета

Будущий врач должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями.
Общекультурные компетенции характеризуются:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, осуществления воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и решению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

-способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах (ПК-22);

-способностью и готовностью поставить диагноз, с учетом Международной статической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-23);
в лечебной деятельности:

-способностью и готовностью осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-27);

-способностью и готовностью анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-28);

в профилактической деятельности:

- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин ПК-11);

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам ПК-12);

в организационно-управленческой деятельности:

-способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций (ПК-45)

Перечень знаний, умений и владений.

Студент-стоматолог должен знать:

- Нормативно-правовую базу оказания специализированной офтальмологической медицинской помощи детям, подросткам и взрослому населению.

- Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора в различные возрастные периоды.

- Биологические и средовые факторы, формирующие здоровье глаз.

- Принципы профилактики глазных заболеваний в различные возрастные периоды жизни, при различной сопутствующей патологии.

-Этиологию, патогенез и особенности течения острых и хронических заболеваний орбиты, глаза и его придатков.

- Принципы дифференциальной диагностики глазной патологии.

- Методы клинической, функциональной и лабораторной диагностики, применяемые в офтальмологии.

- Основные принципы медикаментозного лечения глазных болезней.

- Принципы хирургической помощи при патологии глаза, его придатков и орбиты.

- Принципы реабилитационного лечения в офтальмологии

- Основы медико-социальной реабилитации слепых и слабовидящих

Студент-стоматолог должен уметь:

- Организовать работу по профилактике глазной патологии в лечебно-профилактических и образовательных учреждениях

- Организовать мероприятия, направленные на устранение причин и условий возникновения острых инфекционных заболеваний органа зрения

- Организовать работу по профилактике глазного травматизма среди различных профессиональных и возрастных групп населения.


Студент-стоматолог должен владеть:

- Методикой наружного осмотра, осмотра окружающих глаз тканей. Иммобилизация (фиксация) детей при осмотре их глаз.

- Методиками исследования слезных органов и слезоотводящих путей, промыванием слезных путей.

- Методикой осмотра конъюнктивы верхнего и нижнего века и сводов, выворота век.

- Методиками осмотра переднего отрезка глаза методом бокового освещения.

- Методика осмотра прозрачности сред глаза в проодящем свете.

- Методиками осмотра глазного дна (офтальмоскопия прямая и обратная. офтальмоскопия в бескрасном свете, офтальмохромоскопия).

- Методикой биомикроскопии различных отделов глаза.

- Методиками определения чувствительности роговицы.

- Методиками исследование реакции зрачка на свет.

- Методиками исследование остроты зрения.

- Методиками периметрии и кампиметрии.

- Методиками исследование цветового зрения.

- Методиками рефрактометрии.

- Методиками коррекциии аметропии, анизометропии, астигматизма, пресбиопии.

- Методиками определение первичного и вторичного угла косоглазия.

- Методиками экзофтальмометрии.

- Методиками закапывания капель,закладывания мази за веки,массажа век.

- Методиками оказания медицинской помощи при неотложных состояниях
Перечень практических навыков студента стоматолога по офтальмологии.

Студент-стоматолог по офтальмологии должен владеть следующими практическими навыками:







1

Метод наружного осмотра

2

Выворот верхнего века

3

Метод бокового освещения

4

Метод осмотра в проходящем свете

5

Офтальмоскопия (прямая и обратная) с помощью зеркального, электрического и бинокулярного налобного офтальмоскопов

6

Биомикроскопия

7

Определение чувствительности роговицы

8

Исследование реакции зрачков на свет

9

Исследование цветоощущения

10

Периметрия

11

Кампиметрия

12

Субъективный метод определения рефракции

13

Подбор очков при миопии, гиперметропии, пресбиопии, астигматизме

14

Скиаскопия

15

Определение угла косоглазия

16

Определение характера зрения

17

Экзофтальмометрия

18

Инстилляции капель, закладывание мазей

19

Наложение монокулярных и бинокулярных повязок


4.Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Виды учебной работы

Трудоемкость

(час)

Аудиторные занятия:

47час.

Лекции

12 часов

Практические занятия

35часов

Самостоятельная работа

25 часов

Общая трудоемкость

72час.


Форма итогового контроля – зачет.

5.Содержание дисциплины:

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЕЙ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ» для студентов стоматологического факультета.

  1. Содержание рабочей программы дисциплин (модулей)

Индекс

Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д.

1.

Анатомо-физиологические возрастные особенности зрительных функций, методы исследования органа зрения и функций зрительного анализатора у лиц различного возраста

.2.

Клиническая рефракция, аккомодация, оптическая коррекция зрения. Бинокулярное зрение, патология глазодвигательного аппарата.

3.

Заболевания защитного аппарата глаза (век, конъюнктивы, слезных органов, орбиты, склеры) у лиц различного возраста

4.

Заболевания оптического аппарата глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела) у лиц различного возраста

5.

Заболевания сетчатки, зрительного нерва, проводящих путей, корковых отделов зрительного анализатора у лиц различного возраста

6.

Патология сосудистого тракта глаза у лиц различного возраста

7.

Нарушения регуляции внутриглазного давления. Типы глауком у детей и взрослых. Повреждения органа зрения, профессиональные повреждения и заболевания, глазное протезирование



Индекс


Наименование дисциплин (модулей), тем, элементов и т.д.




Раздел «Офтальмология»

1.

Модуль 1. Анатомо-физиологические возрастные особенности зрительных функций, методы исследования органа зрения и функций зрительного анализатора у лиц различного возраста

1.1.

Развитие органа зрения

1.2.

Особенности постнатального развития вспомогательных органов глаза и глазницы

1.3.

Нормальная анатомия и гистология органа зрения

1.4.

Зрительный нерв

1.5.

Физиология зрения, зрительные функции и методы их исследования




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,3,4,5,6,7

Б.Дополнительная: 1,5,6,10,11,18,27,28,29

2.

Модуль 2. Клиническая рефракция, аккомодация, оптическая коррекция зрения. Бинокулярное зрение, патология глазодвигательного аппарата.

2.1.

Оптическая система глаза

2.2.

Астигматизм, сопутствующий эмметропии, гиперметропии и миопии

2.3

Методы устранения дефектов зрения и лечение при аметропиях

2.4.

Физиология и патология бинокулярного зрения.

2.5.

Общая характеристика и клиническая классификация содружественного косоглазияя

2.6.

Классификация бинокулярных функций по фузионной способности (при исследовании на синоптофоре)

2.7.

Дифференциальный диагноз содружественного косоглазияя

2.8.

Паралитическое косоглазие

2.9.

Оптическая коррекция аметропий при содружественном косоглазии

2.10.

Современные методы и этапы лечения содружественного косоглазия и их клиническая оценкА

2.11.

Профилактика содружественного косоглазияя




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7

Б.Дополнительная: 1,12,13,15,16,18,21

3.

Модуль 3. Заболевания защитного аппарата глаза (век, конъюнктивы, слезных органов, орбиты, склеры) у лиц различного возраста

3.1.

Заболевания век

3.2.

Заболевания конъюнктивы

3.3.

Заболевания слезных органов

3.4.

Заболевания орбиты

3.5.

Заболевания склеры




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7

Б.Дополнительная: 1,4,8,9,12,18,27

4.

Модуль 4. Заболевания оптического аппарата глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела) у лиц различного возраста

4.1.

Воспалительные заболевания роговицы – кератиты

4.2.

Классификация кератитов

.4.3.

Дистрофии роговицы

4.4.

Хирургическое лечение заболеваний роговицы

4.5.

МСЭ и реабилитация при заболеваниях роговицы

4.6.

Аномалии развития хрусталикА

4.7.

Катаракта

4.8.

Лечение катаракты

4.9.

МСЭ и реабилитация при патологии хрусталикА

4.10.

Патология стекловидного тела

4.11.

Лечение патологических изменений стекловидного тела

4.12.

МСЭ и реабилитация при патологии стекловидного тела




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7

Б.Дополнительная:: 1,2,8,9,18,20,27

5.

Модуль 5. Заболевания сетчатки, зрительного нерва, проводящих путей, корковых отделов зрительного анализатора у лиц различного возраста

5.1.

Сосудистые заболевания сетчатки

5.2.

Острые нарушения кровообращения сетчатки

5.3

Хронические нарушения кровообращения сетчатки

5.4.

МСЭ и реабилитация при сосудистых заболеваниях сетчатки

5.5

Воспалительные заболевания сетчатки

5.6

Отслойка сетчатки

5.7.

Токсические поражения зрительного нерва

5.8.

Метилалкогольная интоксикация

5.9.

Алкогольно-табачная интоксикация

5.10.

Сосудистые поражения зрительного нерва (ишемические оптиче ские нейропатии)

5.11.

Застойный диск зрительного нерва

5.12.

Атрофии зрительного нерва

5.13.

МСЭ и реабилитации при патологии зрительного нерва




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная:1,2,3,4,5,6,7

Б. Дополнительная:: 1,2,4,7,8,9,11,14,24,31,32

.6.

Модуль 6. Патология сосудистой оболочки глаза у лиц различного возраста

6.1.

Увеиты

6.2.

Общие принципы терапии увеитов

6.3.

МСЭ и реабилитация при увеитах

6.4.

Дистрофии сосудистой оболочки




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7

Б. Дополнительная:: 1,3,4,9,12,18,22

7.

Модуль 7. Нарушения регуляции внутриглазного давления. Типы глауком у детей и взрослых. Повреждения органа зрения, профессиональные повреждения и заболевания, глазное протезирование.

7.1.

Зрительный нерв в норме и при глаукоме

7.2.

Методы исследования при глаукоме

7.3.

Патофизиологические механизмы гипертензии

7.4.

Врожденная и детская глаукомА

7.5.

Первичная открытоугольная глаукома (ПОУГ)

7.6.

Первичная закрытоугольная глаукома (ПЗУГ)

7.7.

Вторичная глаукомА

7.8.

Ранняя диагностика глаукомы. Диспансеризация больных глаукомой.

7.9.

Профилактические осмотры

7.10.

Лечение глаукомы

7.11.

МСЭ и реабилитации больных глаукомой

7.12.

Гипертензия глаза

7.13

Повреждения вспомогательных органов глаза и глазницы

7.14

Осложнения и последствия прободных ранений

7.15

Контузии глазного яблока

7.16

Ожоги глаз

7.17

Лечебная тактика

7.18

Прочие повреждения органа зрения

7.19

Диспансеризация после повреждения органа зрения. Профилактика производственных, бытовых, детских и спортивных травм органа зрения

7.20

МСЭ и реабилитация при повреждении органа зрения

7.21

Глазное протезирование

7.22

Показания к энуклеации и подготовка конъюнктивальной полости к протезированию

7.23

Реконструктивные операции при деформациях конъюнктивальной полости и орбиты




Ссылки на источники литературы

А. Обязательная: 1,2,3,4,5,6,7

Б. Дополнительная: 4,8,9,12,15,18,23,24,27,30


1 МОДУЛЬ

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ»

Лекции


1 час.

Семинары


2 час.

Практические занятия


3 час.

Зачёт


Тестирование

Самостоятельная работа


3 час.

Всего часов

9


СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Офтальмология» iconПояснительная записка
...
«Офтальмология» iconПрограмма подисциплин е офтальмология по специальности
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию российской федерации
«Офтальмология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине офтальмология
Автор составитель Коновалов А. В.,доктор медицинских наук, зав кафедрой офтальмологии сгму
«Офтальмология» icon«Офтальмология»
Сформировать профессиональные знания, умения, навыки, владения будущего врача с целью самостоятельного ведения больных преимущественно...
«Офтальмология» iconОфтальмология (кафедра глазных болезней с ув) социальная гигиена и организация
При бронхоэктатической болезни в стенке бронхоэктаза обнару­живают все нижеперечисленные изменения, кроме
«Офтальмология» iconУтверждаю проректор по последипломному образованию спбгма им. И....
...
«Офтальмология» iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых...
«Офтальмология» icon1 Предмет учебной дисциплины
...
«Офтальмология» icon1 Предмет учебной дисциплины
...
«Офтальмология» iconУчебная программа послевузовской профессиональной подготовки специалистов...
Цель: совершенствование практи­ческой подготовки выпускников высших медицинских и фармацевти­ческих учебных заведений и обеспечение...
«Офтальмология» iconЗаконодательные и нормативные акты, регулирующие права в области здравоохранения
Электронные книги: анатомия, терапия, хирургия, качество медицинской помощи, офтальмология, педиатрия. Новости медицины. Информационный...
«Офтальмология» iconПедиатрический факультет
Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения...
«Офтальмология» icon«Офтальмология»
Мы знаем, что медицина изучает физиологию и анатомию человека. А человек – это целостная система, от которой нельзя отщепить один...
«Офтальмология» iconРабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета
Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения...
«Офтальмология» iconРеферат по курсу истории медицины на тему: «История зарождения офтальмологии...
Мгновенный взгляд даже спасает нам жизнь. Но, как и любой другой орган, всяческие болезни поражают глаза. И только тогда люди начинают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск