Рабочая программа по дисциплине Ботаника





НазваниеРабочая программа по дисциплине Ботаника
страница1/5
Дата публикации25.01.2015
Размер0.79 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»

Факультет Экологический
Кафедра Естествознания


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________Л.И. Задорожная

«_____»__________ 200____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Ботаника

по направлению

подготовки бакалавров 250100.62 Лесное дело

по профилю подготовки Лесное хозяйство

Квалификация (степень)

выпускника Бакалавр

Форма обучения очная, заочная

Майкоп

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по
направлению (специальности) 250100.62 Лесное дело.
Составитель рабочей программы:



Доцент, кандидат с.-х. наук, доцент







Бжецева Н.Р.

(должность, ученое звание, степень)

(подпись)




(Ф.И.О.)



Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
естествознания

(наименование кафедры)


Заведующая кафедрой

«___»________2011г.








Бжецева Н.Р.




(подпись)




(Ф.И.О.)



Одобрено учебно-методической комиссией факультета

(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.



Председатель

учебно-методического

совета направления (специальности)

(где осуществляется обучение)












(подпись)




(Ф.И.О.)



Декан факультета

(где осуществляется обучение)

«___»_________2011г.









Сухоруких Ю.И.




(подпись)




(Ф.И.О.)



СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ

«___»_________2011г.









Гук Г.А.




(подпись)




(Ф.И.О.)



Зав. выпускающей кафедрой

по направлению (специальности)








Варзарева В.Г.




(подпись)




(Ф.И.О.)



1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: создать условия для формирования систематизированных знаний в области ботаники и возможность их практического применения по специальности. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Обеспечение свободной ориентировки будущих специалистов во всем многообразии царства растений близких к нему таксонов низших организмов, их внутреннего и внешнего строения, особенностей размножения и эволюции, а также роли в биосфере и связанных с этой ролью современных экологических и научных проблем лесного хозяйства;

2. Обеспечение устойчивых знаний дикорастущих видов травянистых лесных растений, их роли в лесных экосистемах и хозяйственного значения;

3. Освоение методики описания и изучения лесной растительности с последующей возможностью использовать полученные результаты при планировании природоохранных и хозяйственных мероприятий в лесу.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Так как ботаника по учебному плану изучается на первом курсе и является первой биологической дисциплиной в графике учебных занятий, она базируется лишь на остаточных знаниях, полученных при изучении школьной программы. Вместе с тем, базовые ботанические знания являются необходимой основой для качественного освоения ряда важнейших общеспециальных и специальных дисциплин. Практические знания и навыки, получаемые студентами при изучении курса ботаники, дают возможность грамотно проводить исследовательские работы и планировать хозяйственные мероприятия в лесу, оценивать возможные направления изменения лесных экосистем после вмешательства в их жизнедеятельность.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины


В процессе изучения дисциплины студент должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, экспериментального исследования (ПК-1);

- пониманием роли основных компонентов урбоэкосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, жизнестойких, эстетически выразительных зеленых насаждений, сооружений, оборудования объектов ландшафтной архитектуры (ПК-5);

- знанием особенности систематики, морфологии и физиологии, географическое распространение, закономерности онтогенеза и экологии представителей основных видов и ассоциаций растений (ПК-6);

- способностью определять систематическую принадлежность, названия основных видов и декоративных растений (ПК-16).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- проблемы ботаники, состояние и перспективы ее развития в системе биологических наук;

- особенности анатомического и морфологического строения растений;

- основной понятийно – категориальный аппарат ботаники и смежных с нею наук;

- основные методы изучения ботанических объектов;

- основные систематические категории, выделяемые в царстве Растения, царстве Грибы;

- биологию и характеристику циклов развития организмов основных систематических категорий, изучаемых ботаникой;

- основные этапы эволюции растительного мира и других организмов, изучаемых в ботанике;

- научные представления о разнообразии растительного мира и других группах организмов, относимых к области ботаники (бактерии, грибы, лишайники), об особенностях их строения, экологии и эволюции;

- научные представления о растительном покрове как сложной интегрированной системе флоры и растительности, современные представления о динамических процессах под влиянием антропогенных воздействий;

- знать особенности флоры и растительности местного края.

уметь:

- самостоятельно работать в лаборатории с натуральными объектами и другим раздаточным материалом;

- самостоятельно работать с новым теоретическим материалом;

- уметь адаптировать научные знания и умения к целям и задачам школьного биологического и экологического образования; организации, лесных и ландшафтных хозяйств;

- определять принадлежность организма к определенной систематической категории;

- проводить самостоятельную научно – исследовательскую работу.

владеть:

- навыками приготовления временных препаратов;

- навыками изготовления гербарных коллекций;

- методикой определения растений, методикой морфологического описания растений.

После окончания изучения дисциплины студент должен:

знать: основные особенности внешнего и внутреннего строения растений, основные принципы классификации и важнейшие таксоны растительного царства и их биологическую характеристику, особенности размножения и эволюции растений; а также роли в биосфере и связанных с этой ролью современных экологических и научных проблем лесного хозяйства;

уметь:

различать дикорастущие виды травянистых растений, работать с определителями растений, делать описания растительных сообществ;

иметь навыки: методических приемов описания и изучения лесной растительности с последующей возможностью использовать полученные результаты при планировании природоохранных и хозяйственных мероприятий в лесу.

иметь представление: о роли растений в биосфере и связанных с этой ролью современных экологических и научных проблем лесного хозяйства.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.


Вид учебной работы

Всего

часов/з.е.

Семестры

1

2







Аудиторные занятия (всего)

86/2,38

54/1,5

32/0,88







В том числе:
















Лекции (Л)

52/1,44

36/1,0

16/0,44







Практические занятия (ПЗ)

-













Семинары (С)

-













Лабораторные работы (ЛР)

34/0,95

18/0,5

16/0,44







Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

94/2,6

25/0,69

69/1,91







В том числе:
















Курсовой проект (работа)

-













Расчетно-графические работы

-













Реферат

33/0,91

10/0,28

23/0,63







Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)

1. Составление плана-конспекта



25/0,69



15/0,41



10/0,28





Форма промежуточной аттестации:

зачет

экзамен


36/1,0





36/1,0







Общая трудоемкость

180/5

79/2,19

101/2,80








4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов.



Вид учебной работы

Всего

часов/з.е.

Семестры

1

2







Аудиторные занятия (всего)

18/0.5

8/0.22

10/0.27







В том числе:
















Лекции (Л)

8/0.22

4/0.11

4/0.11







Практические занятия (ПЗ)

-













Семинары (С)

-













Лабораторные работы (ЛР)

10/0.27

4/0.11

6/0.16







Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

162/4.5

53/1.47

109/3.02







В том числе:
















Курсовой проект (работа)

-













Расчетно-графические работы

-













Реферат

36/1

18/0.5

21/0.58







Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)

1. Составление плана-конспекта


90/2.5



36/1


53/1.47





Форма промежуточной аттестации:

зачет

экзамен


36/1




36/1







Общая трудоемкость

180/5

61/0.7

119/3.3








5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения



п/п

Раздел дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Л

С/ПЗ

ЛР

СРС

I семестр

1.

Введение в ботанику. Предмет, задачи и методы. Значение растений в природе и в жизни человека.

1

2










Конспект, реферат

2.

Строение растительной клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица. Органоиды клетки.

2-3

4




4

4

Реферат


3.

Ядро: строение и функции. Формы деления ядра. Митоз. Мейоз протопласта.

4

2










Опрос по теоретическому материалу

4.

Производные протопласта: вакуоль с клеточным соком; оболочка растительной клетки и ее видоизменения.

5

2







2

Конспект

5.

Растительные ткани. Классификация растительных тканей. Строение и функции.

6-7

4




2

2

Конспект

6.

Анатомическое и морфологическое строение вегетативных органов. Строение стеблей однодольных и двудольных травянистых растений. Первичное анатомическое строение стебля. Типы заложения камбия.

8

2




2

2

Реферат

7.

Анатомическое строение стебля древесных растений: голосеменных и покрытосеменных. Особенности вторичного строения.

9

2




2




Опрос по теоретическому материалу

8.

Строение стебля. Классификация жизненных форм. Метаморфоз. Типы ветвления.

10

2




2

2

Конспект

9.

Анатомическое строение корня. Первичное и вторичное строение.

11

2




2

2

Конспект

10.

Морфологическое строение вегетативных органов корня.

12

2










Опрос по теоретическому материалу

11.

Морфологическое строения листа. Листья простые и сложные. Листорасположение; видоизменения. Анатомическое строение листа. Листопад.

13

4




4

3

Конспект, реферат

12.

Размножение растений. Общее понятие о бесполом, вегетативном и половом размножении. Формы вегетативного размножения.

14










4

Конспект, реферат

13.

Бесполое и половое размножение, чередование поколений у низших растений.

15

2







2

Конспект

14.

Бесполое и половое размножение, чередование поколений у высших растений.

16

2







2

Конспект

15.

Репродуктивная биология цветковых (покрытосеменных растений). Строение цветка. Микро- и мегаспорогенез.

17

2










Опрос по теоретическому материалу

16.

Семя и плод. Строение, классификация.

18

2
















Итого за семестр




36




18

25






II семестр



















1.

Систематика растений. Введение в систематику. Предмет, задачи, методы. Таксономические категории. Низшие растения. Бактерии. Строение, классификация. Местообитание. Значение в природе и в жизни человека.

1

2







2

Конспект

2.

Водоросли. Классификация. Обзор наиболее распространенных отделов. Особенности строения и размножения. Значение в природе и в жизни человека.

3

2




4

4

Конспект, реферат

3.

Грибы. Общая характеристика. Строение, размножение. Значение в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Лишайники. Общее строение. Местообитание. Размножение. Значение в природе и в жизни человека.

Мохообразные, плаунообразные. Общая характеристика, классификация. Значение разноспоровости в эволюции.

5

2




4

2

Конспект

4.

Хвощевидные. Папоротникообразные. Общая характеристика, классификация. Значение разноспоровости и эволюции.

7

2







2

Конспект

5.

Голосеменные. Общая характеристика. Классификация. Микро- и мегаспорогенез на примере сосны обыкновенной. Происхождение архегониальных растений. Значение порядка хвойных.

9

2




2

6

Конспект, реферат

6.

Покрытосеменные. Общая характеристика. Классификация. Класс двудольные. Обзор семейств.

11

2




4

6

Конспект, реферат

7.

Класс однодольные. Обзор семейств Лилейных, Злаковых и Осоковых. Общая характеристика, распространение, жизненные формы. Представители. Хозяйственное значение.

13

2




2

4

Конспект, реферат

8.

Происхождение и эволюция растительного мира. Преимущества цветковых растений.

15

2







2

Конспект

9.

Промежуточная аттестация

16










36

Экзамен




Итого за семестр




16




16

69






ИТОГО:




52




34

94





5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения


п/п

Раздел дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Л

С/ПЗ

ЛР

СРС

I семестр

1.

Введение в ботанику. Предмет, задачи и методы. Значение растений в природе и в жизни человека.

1

0.5










Конспект, реферат

2.

Строение растительной клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица. Органоиды клетки.

2-3

0.5




1

4

Реферат


3.

Ядро: строение и функции. Формы деления ядра. Митоз. Мейоз протопласта.

4

0.5




1

8

Опрос по теоретическому материалу

4.

Производные протопласта: вакуоль с клеточным соком; оболочка растительной клетки и ее видоизменения.

5

0.5







8

Конспект

5.

Анатомическое строение стебля древесных растений: голосеменных и покрытосеменных. Особенности вторичного строения.

6-7

0.5




1

6

Опрос по теоретическому материалу

5.

Строение стебля. Классификация жизненных форм. Метаморфоз. Типы ветвления.

8-9

0.5







8

Конспект

6.

Анатомическое строение корня. Первичное и вторичное строение.

10-11

0.5




1

8

Конспект

7.

Морфологическое строение вегетативных органов корня.

12-14

0.5







6

Опрос по теоретическому материалу

8.

Происхождение и эволюция растительного мира. Преимущества цветковых растений.

15-17

0.5







5







Итого за семестр




4




4

53






II семестр



















1.

Систематика растений. Введение в систематику. Предмет, задачи, методы. Таксономические категории. Низшие растения. Бактерии. Строение, классификация. Местообитание. Значение в природе и в жизни человека.

1

0.5




1

8

Конспект

2.

Водоросли. Классификация. Обзор наиболее распространенных отделов. Особенности строения и размножения. Значение в природе и в жизни человека.

3

0.5




1

8

Конспект, реферат

3.

Грибы. Общая характеристика. Строение, размножение. Значение в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Лишайники. Общее строение. Местообитание. Размножение. Значение в природе и в жизни человека.

Мохообразные, плаунообразные. Общая характеристика, классификация. Значение разноспоровости в эволюции.

5

0.5




1

9

Конспект

4.

Хвощевидные. Папоротникообразные. Общая характеристика, классификация. Значение разноспоровости и эволюции.

7

0.5







10

Конспект

5.

Голосеменные. Общая характеристика. Классификация. Микро- и мегаспорогенез на примере сосны обыкновенной. Происхождение архегониальных растений. Значение порядка хвойных.

9

0.5




1

10

Конспект, реферат

6.

Покрытосеменные. Общая характеристика. Классификация. Класс двудольные. Обзор семейств.

11

0.5




1

10

Конспект, реферат

7.

Класс однодольные. Обзор семейств Лилейных, Злаковых и Осоковых. Общая характеристика, распространение, жизненные формы. Представители. Хозяйственное значение.

13

0.5




1

10

Конспект, реферат

8.

Происхождение и эволюция растительного мира. Преимущества цветковых растений.

15

0.5







8

Конспект

9.

Промежуточная аттестация

16










36

Экзамен




Итого за семестр




4




6

73






ИТОГО:




52




34

109






  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconРабочая программа учебной дисциплины ботаника для специальности 060301 Фармация 2011 год
Автор: преподаватель дисциплины «Ботаника» высшей квалификационной категории ооау спо «лмк» Помогалова Ю. А
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 06. 06. 01 Биологические науки (Ботаника) (уровень подготовки...
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
«Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400....
«Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconРабочая программа по дисциплине в ботаника
Цель дисциплины: создать условия для формирования систематизированных знаний в области ботаники и возможность их практического применения...
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconРабочая программа по дисциплине Ботаника
Цель дисциплины: создать условия для формирования систематизированных знаний в области ботаники и возможность их практического применения...
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconВопросы к экзамену кандидатского минимума по специальности 03. 02....
Ботаника – наука о строении и жизни растений и их со­обществ (фитоценозов) как компонентов биогеоценозов. Мно­гообразие форм растений....
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconОсновная образовательная программа по дисциплине базовой части Ботаника...
...
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconРабочая программа дисциплины ботаника с основами фитоценологии

Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconУрок естествознания №3 Тема "Ботаника наука о растениях"
Бота́ника (др греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях, раздел биологии. Ботаника...
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconРоссийской федерации
Содержание: умк по дисциплине Основы ландшафтного дизайна для студентов направления 06. 03. 01 Биология профиля Ботаника (очная форма...
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconАннотация рабочей учебной программы по дисциплине ботаника
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, к сотрудничеству и разрешению конфликтов,...
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 07 Ботаника
Примерная программа учебной дисциплины «Ботаника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика...
В результате освоения программы курса «Систематика низших растений» специалист должен
Рабочая программа по дисциплине Ботаника iconТребования к выполнению контрольных работ по дисциплине «ботаника»
Цели: Познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «лекарствами с грядки»; повторить правила пользования лекарственными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск