Скачать 486.18 Kb.
|
Мордовский Республиканский Институт Образования МОУ «Гимназия № 29» МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38» городского округа Саранска Элективный курс по физике для учащихся 11 классов «Колебания. Волны. Кванты» Авторы: Игошина С. Н.– учитель физики МОУ «Гимназия №29» Семтина Т. Н.– учитель физики МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38» Саранск 2007 год Оглавление.
2. Программа элективного курса. 3. Примерный тематический план элективного курса. 4. Приложения. 5. Список рекомендуемой литературы 1.Пояснительная записка. Сегодня массовая школа активно переходит на образование по выбору. Учащиеся получают возможность учиться в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. С этой целью программы гимназий и школ с углубленным изучением отдельных предметов предусматривают два уровня усвоения материала: базисный и профильный ( гуманитарный или социально-экономический). К сожалению, количество часов в таких классах, значительно меньше чем в обычных. В связи с этим данный элективный курс решает следующие задачи: ознакомление учащихся с основами таких разделов физики как колебания, волны, кванты; ознакомление с различными методами естественнонаучных исследований, в частности, с экспериментами по определению свойств математического и пружинного маятника, измерение ёмкостного сопротивления конденсатора, определение значения постоянной Планка; обеспечение основы для последующего изучения физики в высшей школе. В условиях существования разных типов образовательных учреждений возникла необходимость создания программ, с одной стороны, ориентированных на новые цели обучения, с другой стороны, учитывающих особенности обучения в каждом образовательном учреждении. Разработанная программа является актуальной для всех МОУ, особенно для гуманитарных и социально-экономических классов, где на изучение физики отводится 1час. Данная программа отражает изменения в содержании обучения физике, выразившиеся в ориентации на становление личности, развитие индивидуальных способностей, формирование прочной базы физических знаний, развитие умений решать более сложные задачи. В рамках настоящего элективного курса проводится изучение колебательных движений как механического, так и электромагнитного характера. В дополнение к стандартному курсу осуществляется ознакомление учащихся с методом векторных диаграмм, элементами гармонического анализа периодических процессов, рассматриваются вопросы использования и получения трехфазного тока. Материал основного курса, касающийся волновых процессов, дополняется знакомством с методом волн Френеля. В теме «Кванты» учащиеся знакомятся с особенностями спектра излучения абсолютно черного тела, рассматривают опыты Франка и Герца. Изучение данного элективного курса позволит учащимся значительно расширить свои знания в этой области. Подготовит базу для более осмысленного изучения физики на инженерных факультетах высшей школы. Настоящая программа курса рассчитана на 34 учебных часа. Разработана с учетом современных требований к обучению физике и в своих методических рекомендациях основывается на последних достижениях методологической науки в нашей стране. При изучении данного элективного курса используются различные методы обучения: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Программа предусматривает использование системы контроля уровня знаний в виде устных опросов, зачетов, при этом могут применяться и компьютерные технологии. Текущий контроль проводится практически на каждом занятии и имеет целью проверить уровень владения физическим материалом или степень сформированности соответствующих навыков. Текущий контроль помогает учителю внести соответствующую коррекцию в тактику обучения и служит также большим мотивационным фактором. Итоговый контроль проводится по окончании каждой темы элективного курса. 2.Программа элективного курса. 2.1. Колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Экспериментальное изучение колебаний груза на пружине. Экспериментальное изучение свойств математического маятника. Графическое представление гармонических колебаний. Свободные колебания в электрическом контуре. Сопротивление в цепи переменного тока. Измерение ёмкостного сопротивления конденсатора. Измерение индуктивного сопротивления катушки. Анализ процессов в электрических цепях переменного тока методом векторных диаграмм. Резонанс в последовательной цепи переменного тока. Автоколебания. Генераторы тока. Трёхфазный генератор. (Соединение фаз генератора звездой, соединение нагрузки звездой, соединение фазовых обмоток генератора треугольником, соединение нагрузки треугольником.) Получение вращающегося магнитного поля. Асинхронный двигатель. Понятие о гармонических колебаниях. Динамика свободных колебаний. Понятие о гармоническом анализе периодических процессов. Анализ звука. 2.2.Волны. Распространение волн в упругой среде. Стоячие волны. Звуковые волны (уравнение волны, суперпозиция волн, интерференция волн, интерференционный метод измерения скорости звука). Развитие представлений о природе света (корпускулярная и волновая теории света). Зоны Френеля (пластинка зон, дифракция от круглого экрана). Опыты с электромагнитными волнами сантиметрового диапазона. Дифракция света (дифракция в сходящихся лучах (или дифракция Френеля), дифракция в параллельных лучах (дифракция Фраунгофера)). Разрешающая способность оптических приборов. Дифракционная решетка. Применение и использование. Интерференция света и когерентность. Фотография. Голография (голография с записью в трёхмерной среде, свойства и особенности голограмм). 2.3.Кванты и частицы. Электромагнитная природа света. Законы излучения чёрного тела. Гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. Затруднения волновой теории в объяснении фотоэффекта. Фотоны. Эффект Комптона. Линейчатые спектры и строение атомов. Затруднение классической физики в объяснении свойств атомов. Квантовые постулаты Бора. Расчёт спектра водорода. Квантование момента количества движения. Опыты Франка и Герца. Оптические квантовые генераторы. Спонтанное и вынужденное индуцированное излучение. Инверсная населённость уровней. Условия необходимые для создания в веществе инверсной населённости энергетических уровней. Устройство рубинового лазера. Устройство газовых лазеров. Применение лазеров. Спектры и спектральный анализ. Сплошной спектр излучения вещества в газообразном состоянии. Рентгеновские спектры. Молекулярные спектры. Комбинационное рассеяние света. Ядерные спектры. Эффект Мессбауэра. Элементарные частицы. Открытие электрона. Нуклоны. Кварки. Спектры элементарных частиц. Квантовая природа света. Волновые свойства электрона. Гипотеза де Бройля и атом Бора. 3. Тематический план элективного курса. «Колебания. Волны. Кванты». (34ч)
|
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... | ||
Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | ||
Рабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих... | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | ||
Элективный курс "История русской культуры" Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры | Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | ||
Элективный курс по физике «Оптические явления и приборы» Программа элективный курс «Оптические явления и приборы.» разработан в рамках концепции «Предпрофильная подготовка учащихся 9 кл.»... | Элективный курс по теме: Живой организм В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.... | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Урока Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов (также может преподаваться в 11 классе как факультативный курс) | ||
Структура и динамика дальневосточных морей россии и Лазерный деформограф, лазерный нанобарограф, лазерный измеритель вариаций давления гидросферы, лазерный гидрофон, собственные колебания... | Элективный курс по предпрофильной подготовке «Экспериментальная физика»... Актуальным является повышение интереса учащихся к экспериментированию. Успешное изучение элективного курса «Экспериментальная физика»... | ||
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11... Элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов и построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые при изучении... | Конкурс рефератов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... |