Скачать 160.77 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 110 им. Л.К. Гришиной
Экспериментальная физика Программа элективного курса для учащихся 9 классов
Екатеринбург 2012 Пояснительная записка Элективный курс по предпрофильной подготовке «Экспериментальная физика» предназначен для учащихся 9 классов основной школы, желающих приобрести опыт самостоятельного проведения экспериментов по физике. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые при изучении физики в 7, 8-м классах, а также расширение знаний по данной теме, которое пригодится при изучении курса физики. Курс предметно-ориентированный, прикладной, углубляет и систематизирует знания учащихся о способах измерения физических величин, способствует развитию умения анализировать результаты физических опытов и наблюдений, создает предпосылки для становления и развития у школьников исследовательской компетенции, которая расценивается как важнейшая способность человека к познанию. Экспериментальные задания содержат рекомендации по методике их проведения, представлены инструкции подсказки для их выполнения, даны пояснения к ним. Некоторые из них рекомендуется выполнять несколькими способами с использованием разного оборудования. В работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков поэтапного выполнения задания, проектная деятельность. Актуальным является повышение интереса учащихся к экспериментированию. Успешное изучение элективного курса «Экспериментальная физика» предполагает выполнение определенных условий, наиболее важными из которых являются следующие: -для повышения степени усвоения учебного материала широко используется современная мультимедийная и проекционная техника, автоматизация учебного и лабораторного экспериментов и расчетов, математическое моделирование; -при изучении дисциплины используется международная система единиц СИ, а также рассматриваются несистемные единицы измерения в историческом ракурсе, дольные и кратные единицы измерения; -учащиеся обеспечены современными учебной литературой, компьютерным сопровождением и методиками повышения эффективности усвоения учебного материала. В программе курса указано примерное количество часов на изучение каждой темы. Учитель может вносить коррективы в распределение часов, учитывая подготовленность учащихся, их заинтересованность, желание работать. На элективных занятиях школьники на практике познакомятся с теми видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическим применением физики. Важным методологическим моментом является то, что работа ведется в коллективе учащихся, имеющих сходную мотивацию к учебной деятельности. То, что каждый из членов коллектива занят решением определенной проблемы, то, что он не замыкается в ее рамках, имеет возможность выражать свои мысли, спорить, отстаивать свои убеждения, и делает из ученического коллектива общество единомышленников. Опыт самостоятельного выполнения сначала простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского типа позволит либо убедиться в правильности предварительного выбора, либо изменить свой выбор и попробовать себя в каком-то ином направлении. Основные цели курса. 1.Развитие и активизация творческого мышления учащихся, овладение ими научных методов познания природы через систему творческих заданий, проблемный эксперимент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания. Глубокое понимание учащимися физических явлений; умение применять научные методы исследования; развитие научного стиля мышления; способность видеть и решать проблемы, планировать и оценивать свою деятельность и ее результаты. 2.Формирование целостного представления о физических величинах, различных системах единиц измерения. 3.Развитие навыков обработки и анализа результатов экспериментальной деятельности. 4.Развитие способности к исследовательской деятельности через систему творческих заданий, проблемный эксперимент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания и активизация творческого мышления учащихся, овладение ими научных методов познания природы 5.Оказание помощи ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения. Основные цели курса
Основные задачи курса 1. Познакомить с основными путями и методами применения знаний по физике на практике. 2.Научить выполнять экспериментальные задания. 3.Углубить знания о методах расчета погрешностей измерения. 4.Познакомить с использованием измерительных приборов и применением их на практике. 5.Способствовать развитию умений наблюдать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать гипотезы, обосновывая их и проверяя на практике. 6.Систематизировать и обобщить знания учащихся об экспериментальном методе познания природы. 7.Развивать критическое мышление при оценивании результатов проделанных экспериментов. 8.Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду и инициативу, расширять межпредметные связи между физикой и трудовым обучением, математикой, помогать в выборе дальнейшего профиля обучения. Требования к результату Учащиеся в конце курса обучения должны уметь: 1. Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности. 2.Организовывать и проводить экспериментально-исследователькую работу (выдвигать гипотезы, моделировать, осуществлять проверку, прогнозировать результат). 3.Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения познавательных задач, осуществлять поиск информации, критически ее оценивать. 4.Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для представления результатов эксперимента. Вычислять погрешности прямых и косвенных измерений; оценивать свои учебные достижения, участвовать в дискуссии. Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний: 1.Цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия. 2. Роль эксперимента в познании. 3. Соотношение теории и эксперимента в познании. 4.Правила пользования измерительными приборами. 5.Происхождение погрешностей измерений, их виды. 6.Запись результата прямых измерений с учетом погрешности. Ожидаемые результаты: 1.Получение учащимися представлений о методах физического экспериментального исследования, как важной части методологии физики и ряда других наук. Развитие: -интереса к исследовательской деятельности; - умений: -выбирать проблему для дальнейшего изучения, ставить цели наблюдений, планировать эксперимент, подбирать соответствующее оборудование, проводить эксперименты и обрабатывать их результаты, моделировать физические процессы с использованием информационных технологий, овладеет навыками исследовательской работы. 2.Результатом работы каждого учащегося или группы является: разработка плана проведения учебного эксперимента по одной из изучаемых тем; приобретение навыков в конструировании и налаживании простейших приборов и установок; изучение различных видов измерений; умение обрабатывать и анализировать полученные результаты; умение применять полученные знания на практике, учащиеся будут иметь ряд подготовленных отчетов о проведенных физических наблюдениях и экспериментах. 3.Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся. Сплочение коллектива в процессе совместной работы. Принципы отбора содержания и организации учебного материала Принципы отбора содержания учебного материала. 1.Соответствие содержания уровню классической физики, а также уровню развития современной физики. 2.Соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике. 3.Возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений. Общие рекомендации к проведению занятий При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач. Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, поэтому курс расширяет круг предметных знаний учащихся. Перед каждой лабораторной работой или самостоятельным экспериментом: -проводить инструктаж по технике безопасности; соблюдать аккуратность в расположении приборов для каждой группы, что поможет сэкономить время; -перед каждой работой необходимо повторить теорию по обозначенной теме; тексты указаний к экспериментам нужно иметь в необходимом количестве экземпляров; -все экспериментальные работы можно заменять по своему усмотрению в зависимости от подготовки и интересов группы, в зависимости от наличия оборудования. Методы и организационные формы обучения. Методы обучения, применяемые в рамках элективного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление плана проведения экспериментального исследования, а также подготовка и защита учащимися выполненной работы. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся предусмотренный программой перечень экспериментальных заданий различного уровня сложности. Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: экспериментальные задания в последовательности (от простого к сложному) которые будут выполнять функцию развивающегося обучения и успешно решать задачи реформы профессиональной школы; практические работы учащихся в физической лаборатории и выполнение простых экспериментальных заданий в домашних условиях. На практических занятиях при выполнении экспериментальных работ учащиеся смогут приобрести навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, научатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение практических и экспериментальных заданий позволит применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу. Все виды практических заданий рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики и могут выполняться в форме лабораторных работ или в качестве экспериментальных заданий по выбору. Программа курса основана на деятельностном подходе к обучению и предполагает элементы проектной деятельности (проведение мини-исследований). Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в основной и средней школе, формирует готовность учащихся к самостоятельному, осознанному проведению экспериментальной деятельности в курсе физики, способствует развитию интереса учащихся к современной технике и производству, ориентирует их на выбор естественнонаучного профиля. Средства обучения Основными средствами обучения при изучении элективного курса являются: 1.Физические приборы. 2.Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики). 3.Учебники физики для старших классов средней школы. Аттестация учащихся Оценка деятельности учащихся на элективном курсе производится в виде отметки по 5-бальной шкале. Поскольку на занятиях элективного курса учащиеся выполняют миниисследования, лабораторные и практические работы, на обобщающих занятиях защищают проекты, то критерием оценки выбирается требования к данным видам учебной деятельности. При оценке лабораторных работ учитываются умения:
Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал. Требования к организации проектной деятельности:
Требованиях к содержанию и направленности проекта: 1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 2. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. Требованиях к защите проекта: Защита осуществляется на лицейской конференции, открытом заседании тематического клуба, открытой выставке и т.п. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией методического объединения учителей представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Критерии оценки проектной работы:
Содержание элективного курса Методы измерения физических величин (1час). Роль эксперимента в науке. Измерительные приборы, инструменты, меры. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Основные и производные физические величины и их измерения. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Инструментальные погрешности и погрешности отсчета. Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимента. Исследование некоторых процессов и явлений в рамках творческих заданий. Обработка результатов эксперимента. Вычисление погрешностей опыта, иллюстрирующего решение творческого задания. Запись результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов: презентация, стендовый доклад, конференция как способ защиты творческой работы. Экспериментальные работы (22 часа). В программу входят экспериментальные задачи по темам курса физики: механика, тепловые явления, методы их решения в соответствии с государственной программой по физике. В ходе подготовки к выполнению заданий учащиеся должны знать физические понятия и формулы разделов физики: 1.Механика. Масса. Измерение массы тел. Плотность вещества Измерение плотности вещества. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Сила тяжести. Все тела. Измерение веса тела. Рычаг. Момент сил. Давление. Давление жидкости и газов. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Закон сообщающихся сосудов. 2.Тепловые явления. Количество теплоты, удельная теплоемкость. Удельная теплота парообразования и конденсации. Удельная теплота плавления . Уравнение теплового баланса. Влажность воздуха. 3.Электрические явления. Величины, характеризующие электрический ток. Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников. Сборка электрических цепей, состоящих из источника тока, амперметра и вольтметра, где нагрузкой служит отрезок проволоки. Удельное сопротивление материала. Для приобретения необходимых навыков и умений предлагаются для выполнения экспериментальные работы:
Уроки решения экспериментальных задач. Решение экспериментальных задач с помощью компьютерного моделирования (6 часов) Приоритетные направления развития техники и технологий. Профориентационная работа (4 часа) Повторительно-обобщающий урок.(1 час) Литература для учителя 1.В.А.Буров, С.Ф.Кабанов, В.И.Свиридов. “Фронтальные экспериментальные задания по физике”. – М: Просвещение.1988 2.Варламов С. Д., Зильберман А. Р., Зинковский В. И. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах.— М.: МЦНМО, 2009. 3.Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. - М.: Просвещение,1970. 4. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе./Под ред. А. А. Покров ского. Ч. 1.- М.:Просвещение,1978. 5. Довнар Э.А., Курочкин Ю.А., Сидорович П.Н. Экспериментальные олимпиадные задачи по физике. Мн. «Народная асвета» 1981. 6.Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. – М., 2001. 7.Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М. «Наука» 1974 8.Спиридонов О.П. Фундаментальные физические постоянные. – М., 1991. 9. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. – М., 1988. 10. Хорошавин С..А. Демонстрационный эксперимент по физике в классах с углубленным изучением предмета. Ч. 2. – М., 2004. для учащихся 1. Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение,1984. 2. Гальперштейн Л.Я. Здравствуй, физика, - М.: Детская литература,1973. 3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: Просвещение,1988. 5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000. 6.В.И. Лукашик "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987. 7. Перельман Я.И. Занимательная физика: В 2-х т. - М.: Просвещение,1972. 9.Рабиза Ф.В. Простые опыты. Забавная физика для детей. – М., 1997. 10.Физика. Великие открытия. / Популярная школьная энциклопедия. – М., 2000. 11.Спиридонов О.П. Фундаментальные физические постоянные. – М., 1991. 12..Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников. – М., 2000. Электронные ресурсы
|
Пояснительная записка Элективный курс «Базы данных шаг к успеху»... Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной... | Рабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих... | ||
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11... Элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов и построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые при изучении... | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | «Рассмотрено» «Занимательная физика» предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует... | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Пояснительная записка. Элективный курс «Свидание с французской песней»... Использование «песенных материалов» на занятиях в качестве методически обоснованного комплекса упражнений при овладении различными... | ||
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы " Museen in Deutschland." Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Тема занятия Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | ||
Образовательная программа Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | День космонавтики цель Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | ||
Конспект урока математики в 1 классе Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Тема : Планеты солнечной системы Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | ||
Конспект тематического занятия «День космонавтики» Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Конспект нод по образовательной области «Познание» Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” |