Проект
Энергетическая стратегия России на период до 2035 года Слайд 1 Титул
Энергетическая стратегия − это документ, формирующий и конкретизирующий: цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период; приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.
В настоящее время действует Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее – ЭС-2030) утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Указанным распоряжением предусмотрено обновление Энергетической стратегии не реже, чем 1 раз в пять лет.
Слайд 2 Ключевые вызовы
Действующая ЭС-2030 была принята в разгар экономического кризиса 2008−2009 гг. Ее положения адекватно отражали текущий ход посткризисного развития энергетики и экономики. Однако появились качественно новые вызовы, требующие формирования нового документа – Энергетической России на период до 2035 года (далее – ЭС-2035).
Среди внутренних вызовов следует отметить:
– замедление темпов экономического роста;
– технологическое отставание ТЭК России от уровня развитых стран;
– несбалансированность инвестиций по отраслям энергетики, направлениям и регионам;
Среди внешних вызовов следует отметить:
– ужесточение конкуренции на внешних энергетических рынках;
– переход от ресурсной глобализации к региональному энергетическому самообеспечению;
Слайд 3 Изменение макроэкономических условий
Если в 2000-е годы темпы роста экономики России даже с учетом кризиса составили 4,7%, то в ЭС-2035 заложены более низкие показатели на весь период - в среднем 3,8% - в базовом сценарии и 2,8% - риск-сценарии. По факту в 2014-2015 гг. темпы роста ВВП прогнозируются Минэкономразвития России на уровне 1,1-2,5%.
Слайд 4 Цель и задачи ЭС-2035
Необходимость адекватного ответа на внутренние и внешние вызовы формирует цели и задачи ЭС-2035.
Целью ЭС-2035 является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны для обеспечения энергетическими ресурсами устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Эта цель конкретизируются в ключевых задачах, прежде всего:
– комплексная модернизация и развитие энергетики;
– повышение энергетической эффективности экономики страны;
– повышение доступности и качества энергетических товаров и услуг;
– повышение гибкости и диверсификация экспортных поставок;
Слайд 5 Этапы реализации ЭС-2035
Указанные задачи и направления реализуются в три последовательных этапа ЭС-2035:
– первый этап (2014-2020 гг.) – это преодоление «узких мест» в развитии энергетической инфраструктуры и формирование основ инновационного развития ТЭК. На первом этапе должны быть созданы основы целостной институциональной системы энергетического сектора;
– второй этап (2021-2025 гг.) - это формирование инфраструктуры новой экономики. Доминантой второго этапа будет повышение энергоэффективности, реализация инновационных и капиталоемких энергетических проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на континентальном шельфе и на полуострове Ямал, переход к глубокой переработке энергоресурсов;
– третий этап (2026-2035 гг.) - это переход к энергетике нового поколения, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых углеводородных и неуглеводородных источников энергии, развитие интеллектуальных энергетических систем.
Можно выделить еще один – четвертый – этап (2036-2050 гг.) – этап инновационного развития российской энергетики с переходом к принципиально иным технологическим возможностям высокоэффективного использования традиционных энергоресурсов и неуглеводородных источников энергии.
Слайд 6 Стратегические ориентиры развития ТЭК
Основными стратегическими ориентирами ЭС-2035 являются:
– энергетическая безопасность,
– энергетическая эффективность,
– экономическая эффективность,
– устойчивое развитие энергетики.
В сфере обеспечения энергобезопасности России важнейшими задачами являются: превышение прироста запасов ТЭР над их добычей; рационализация структуры ТЭБ; разумное сочетание централизации и децентрализации ТЭК; опережающий рост внутреннего потребления ТЭР.
В сфере повышения энергетической эффективности экономики центральной задачей является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергетической эффективности и инвестировании в эту сферу. При этом энергосбережение – не самоцель, а составная часть общей программы повышения энергоэффективности за счет инновационного развития, нацеленного как на снижение издержек, так и на рост качества жизни и производительности труда.
В сфере повышения экономической эффективности ТЭК в ЭС-2035 закрепляется отход от целевой установки на максимизацию исключительно бюджетных доходов от функционирования ТЭК России и в качестве основной цели фиксируется максимизация общеэкономического эффекта.
Устойчивое развитие энергетики неразрывно связано с повышением корпоративной эффективности, социальной ответственности компаний перед обществом, включая экологические требования и незакрепленные законодательством общественные предпочтения в отношении окружающей социоприродной среды, и инновационным развитием компаний ТЭК с использованием новейших технологий.
Слайд 7 Стратегические инициативы развития ТЭК
Особым механизмом ЭС-2035 являются стратегические инициативы развития российской энергетики – комплексные межотраслевые частно-государственные долгосрочные проекты, требующие по своей природе особых усилий по реализации.
К таким инициативам относятся:
– формирование нефтегазовых комплексов в восточных регионах страны, что позволит создать, по сути, новую отрасль глубокой переработки углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
– освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и Севера России, что позволит стабилизировать добычу нефти и газа в стране, компенсируя возможный спад уровня добычи в традиционных нефтегазодобывающих районах;
– развитие технологического энергосбережения, что позволит задействовать в экономике нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, составляющий около 1/3 от общего потребления ТЭР в стране;
– развитие внутренней энергетической инфраструктуры, что даст основу для конкурентоспособности всех отраслей российской экономики, позволяя ограничить рост энергетических издержек.
Слайд 8 Задачи внешней энергетической политики
Особую роль в ЭС-2035 играет внешняя энергетическая политика. Стратегической целью внешней энергетической политики является укрепление позиций России на внешних энергетических рынках на базе повышения конкурентоспособности российской энергетики, географической и продуктовой диверсификации экспорта и повышения качества экспортных продуктов.
Среди важнейших задач в этой сфере:
– ускоренный выход на рынок АТР, доля которого в российском экспорте нефти и нефтепродуктов возрастет к 2035 г. с 12 до 23% (сырой нефти – 32%), а в экспорте газа - с 6 до 31%;
– продуктовая диверсификация экспорта. К 2035 г. доля доминирующих ныне нефти и нефтепродуктов уменьшится в 1,3 раза в энергетическом эквиваленте за счёт увеличения в 1,4-1,5 раза доли природного сетевого и особенно сжиженного газа и электроэнергии;
– обеспечение стабильных отношений с традиционными потребителями российских энергоресурсов и формирование столь же устойчивых отношений на новых энергетических рынках. Необходима адаптация контрактной системы к современным тенденциям развития рынка, с учетом интересов России;
–интеграция российских компаний в международный энергетический бизнес, включая расширение обмена энергетическими активами.
Слайд 9 Риски для реализации ЭС-2035
Основными рисками при реализации ЭС-2035 являются:
– ухудшение конъюнктуры мировых энергетических рынков;
– замедленное развитие экономики России;
– отставание в реализации программ инвестиционного и инновационного развития ТЭК.
Реализация внешних и внутренних угроз развитию экономики и энергетики России в настоящее время представляется очень вероятной. Тем не менее, в основу Стратегии принят целевой инновационный сценарий, поскольку отставание от него с небольшими затратами корректируется замедлением реализации энергетических программ и проектов, а ориентация в долгосрочном прогнозе на замедленное развитие ТЭК чревата очень большими ущербами - вплоть до потери части экспортных ниш и прямого сдерживания экономического роста страны нехваткой энергетических мощностей.
Слайд 10 Целевые результаты реализации ЭС-2035
Реализация целевого сценария ЭС-2035 обеспечит достижение следующих основных результатов:
– снижении энергоемкости ВВП в 2 раза, электроемкости – в 1,7 раза;
– снижение среднего износа основных производственных фондов к 2035 г. приблизительно на 25% от уровня 2010 года;
– обеспечение уровня эмиссии парниковых газов к 2035 г. не более 85% от уровня 1990 года.
В разрезе отраслей ТЭК реализация целевого сценария ЭС-2035 позволит:
Слайд 11 Добыча и экспорт нефти
Сохранить добычу нефти на всей рассматриваемой перспективе на уровне 520-530 млн т, а экспорт нефти на уровне 240-250 млн т. При этом КИН возрастет до 40%.
Слайд 12 Нефтепереработка
Увеличить глубину переработки нефти до 90%.
Слайд 13 Добыча и экспорт газа
Увеличить добычу газа до 940 млрд м3, а экспорт газа – до 360 млрд м3.
Слайд 14 Добыча и экспорт угля
Довести добычу угля до 415 млн т, а экспорт до 150-155 млн т (123 млн т у.т.). Следует отметить, что оптимистический сценарий Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года предусматривает рост добычи угля до 480 млн т к концу рассматриваемого периода.
Слайд 15 Электроэнергетика
Увеличить выработку электроэнергии до 1600 млрд кВт ч, а экспорт электроэнергии – до 45 млрд кВт ч.
Слайд 16 Теплоэнергетика
Развитие теплоэнергетики в рассматриваемой перспективе акцентируется на оптимальном сочетании централизованного и децентрализованного теплоснабжения и существенном повышении доли теплофикационной (когенерационной) выработки тепловой и электрической энергии в общем их производстве.
Слайд 17 Заключение
Таким образом, ЭС-2035 является основой для актуализации отраслевых стратегий, генеральных схем и программ. Учитывая значимость и стратегический характер документа, Энергетическая стратегия России на период до 2035 года широко обсуждается в федеральных органах исполнительной власти, крупных компаниях ТЭК, на площадке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, а также на заседаниях Общественного совета при Минэнерго России. Приглашаю и Вас принять участие в этой дискуссии о будущем ТЭК России. |