Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн)





Скачать 301.25 Kb.
НазваниеОдобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн)
страница1/3
Дата публикации02.03.2016
Размер301.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3


Одобрено

Коллегией Минобрнауки России
(протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн)





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стратегия

развития системы подготовки рабочих кадров
и формирования прикладных квалификаций


в Российской Федерации на период до 2020 года

Москва

2013 год

РАЗДЕЛ I
Общие положения
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года (далее – Стратегия) определяет основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена
в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Стратегия разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах
по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602
«Об обеспечении межнационального согласия»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 7 августа 2009 г. № 1101-р);

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации
на период до 2016 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р);

План мероприятий по реализации в 2012 - 2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1502-р);

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования
на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р);

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р).
2. Проблемы и вызовы
Развитие системы профессионального образования разворачивается
под воздействием внешних и внутренних факторов, в контексте тенденций
и противоречий международного и национального масштаба.

На международном уровне координацией усилий по формированию общих принципов и подходов к реформированию и модернизации профессионального образования занимаются такие организации как ОЭСР, Седефоп, Европейский форум профессионального образования, Международная организация профессионального образования, Европейский фонд образования, Международный банк реконструкции и развития и другие; также усилия по формированию общего пространства профессионального образования предпринимаются в рамках Копенгагенского и Туринского процессов.

Наиболее существенными внешними факторами, влияющими
на перспективы развития системы профессионального образования в Российской Федерации, являются:

глобализация экономики, сопровождающаяся усилением академической и трудовой мобильности, что требует сопоставимости квалификаций работников;

устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий;

инновации и развитие новых технологий, приводящие к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, «зеленые технологии» и т.п.);

интернационализация в сфере образования;

экономические кризисы и угроза безработицы;

негативные демографические тенденции;

развитие корпоративных систем подготовки кадров.

К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы профессионального образования, необходимо отнести:

государственные программы развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны;

массовизация и доступность высшего образования, и, как следствие, снижение престижа и востребованности среднего профессионального образования (далее –СПО), и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена на рабочих местах, не требующих столь высокой квалификации кадрами с высшим образованием;

сохранение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации;

инерционность системы СПО и медленный темп становления новой парадигмы профессионального образования, отвечающей задачам постиндустриального общества, основанного на знаниях;

старение преподавательского состава образовательных организаций и отсутствие у значительной части педагогических работников компетенций, необходимых для модернизации подготовки кадров;

неудовлетворительное по целому ряду показателей состояние материально-технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий.

Совокупность внешних и внутренних факторов является вызовом
для существующей системы профессионального образования
и ставит задачи развития и модернизации в разряд приоритетных.

Кроме того, в контексте прогнозируемого снижения численности молодежи
в возрасте 17 - 25 лет на 12 - 15 % к 2016 году по сравнению с уровнем
2010 года, в системе профессионального образования будет наблюдаться высвобождение как материальных, так и человеческих ресурсов.

Заметной тенденцией в сфере развития кадрового потенциала организаций
и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, 66 % работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников.

Рост заработной платы педагогических работников актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.

На основе анализа вышеуказанных факторов эксперты отмечают
как количественный, так и качественный разрыв между потребностями экономики
в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием
и соответствием их квалификаций требованиям работодателей/рынка труда
(в зависимости от отраслей разрыв составляет 30-70 % от потребности).

Особенно остро эта проблема ощущается в инновационном секторе
и высокотехнологичных производствах.

Серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность
к модернизации, являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации
и консультирования, невысокий уровень оплаты труда.

Не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования, необходимо повышение информационной открытости результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Появляется угроза фрагментарности и нескоординированности действий, несистемности и отсутствия достоверной и актуальной информации для формирования и продвижения государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, отставания ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.

Для устранения данных разрывов и противоречий разработана Стратегия
как согласованный комплекс мер федерального и регионального уровней.


РАЗДЕЛ II
1. Цель Стратегии
Цель Стратегии - создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций (далее – Система), способной:

обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества;

гибко реагировать на социально-экономические изменения;

предоставлять широкие возможности для различных категорий населения
в приобретении необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
2. Основные задачи Стратегии
Для достижения цели Стратегии предполагается решение комплекса основных задач:

1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики.

2. Консолидация усилий и ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы.

3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.
3. Основные принципы
Реализация настоящей Стратегии основывается на следующих принципах:

ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров;

усиление роли общественных институтов управления подготовкой квалифицированных кадров;

интернационализация профессионального образования;

непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность освоения и признания новых компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности;

согласованность с мерами государственной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты;

информационная открытость системы профессионального образования.
4. Основные мероприятия Стратегии
Для решения комплекса задач предполагается реализация следующих мероприятий:

3.1 Для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики будут реализованы следующие мероприятия:

3.1.1. Формирование механизмов гибкой адаптации системы подготовки кадров к изменяющимся потребностям рынка труда в количестве и качестве рабочей силы;

3.1.2. Развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования;

3.1.3. Создание условий и механизмов обеспечения Системы квалифицированными педагогическими кадрами;

3.1.4. Создание современной материально-технической и учебно-методической базы для подготовки кадров;

3.1.5. Формирование современных механизмов оценки качества образования.

3.2. Для обеспечения консолидации ресурсов бизнеса, государства
и образовательных организаций в развитии Системы
будут реализованы следующие мероприятия:

3.2.1. Развитие общественных форм управления с участием организаций реального сектора экономики и социальной сферы;

3.2.2. Развитие механизмов государственно-частного партнерства с участием образовательных организаций, организаций реального сектора экономики
и социальной сферы;

3.2.3. Повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций;

3.2.4. Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов
для подготовки кадров;

3.2.6. Повышение качества кадрового потенциала управленческого состава Системы;

3.2.5. Формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики.

3.3. Для создания и обеспечения широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности будут реализованы следующие мероприятия:

3.3.1. Формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры.

3.3.2. Реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора образовательных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан.

3.3.3. Обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп.

3.3.4. Развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций, включая признание результатов самообразования.

3.4. Для создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи будут реализованы следующие мероприятия:

3.4.1. Развитие социальных и предпринимательских компетенций обучающихся, обеспечивающих их адаптацию к изменениям внешних условий;

3.4.2. Создание условий для воспитания молодежи и повышения
ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни.

3.4.3. Создание условий для военно-патриотического воспитания обучающихся и допризывной подготовки.
РАЗДЕЛ III
Обеспечение соответствия квалификации выпускников
требованиям экономики

Решение задачи обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики связано, прежде всего, с развитием механизмов взаимодействия сферы образования и сферы труда при проектировании программ, оценке качества образования (освоенных компетенций), повышением гибкости
в планировании и прогнозировании потребностей в кадрах, а также оперативности в формировании и обновлении программ.

Развитие механизмов оценки качества образования будет основано
на принципах открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия.

Для повышения гибкости в прогнозировании и планировании потребностей
в кадрах предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры и технологий количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса
на квалификации (в отраслевом, региональном, национальном разрезе), формирование государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе этих прогнозов, распределение государственного задания
на подготовку кадров и соответствующего финансирования.

Будут сформированы новые принципы распределения государственного задания на программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, в том числе направленные на развитие финансовых механизмов распределения государственного задания исходя
из потребностей регионов, предприятий и организаций, участия в выполнении государственного задания образовательных организаций различных форм собственности, а также совместного исполнения государственного задания несколькими организациями.

Будет осуществлено дальнейшее развитие законодательства и практики
в сфере нормативного подушевого финансирования образовательных программ.

Организация образовательного процесса предполагает увеличение объема обучения на рабочем месте, обучении в процессе деятельности, наставничества,
а также особое внимание будет уделено поддержке проведения международных
и всероссийских олимпиад (конкурсов) профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Для обеспечения своевременной актуализации содержания образования
в соответствии с требованиями рынка труда и практической ориентации обучения получат дальнейшее развитие механизмы государственно-частного партнерства
в части:

разработки новых и обновления действующих модульных образовательных программ;

развития моделей обучения на рабочем месте, в том числе на базе кафедр
и других подразделений образовательных организаций на предприятиях;

регулярного повышения квалификации педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения) в форме стажировок
на предприятиях (в организациях);

реализации по заказу предприятий (организаций) программ профессионального обучения (в том числе на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций);

привлечения к преподаванию представителей предприятий (организаций);

реализации сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов организаций, входящих в кластер);

независимой оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.

Усилится роль отраслевых советов (национального, межрегионального, регионального уровня) и общественных органов управления профессиональными образовательными организациями (наблюдательных и попечительских советов)
в части:

проведения отраслевого/регионального анализа потребностей в умениях
и квалификациях, согласования заказа на подготовку кадров в регионах
в соответствии с потребностями отрасли (федерального, межрегионального или регионального уровня);

развития моделей обучения на рабочем месте;

развития инфраструктуры и практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Расширение возможностей приобретения обучающимися прикладных квалификаций будет реализовано путем увеличения в общем объеме образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, доли практико-ориентированных программ бакалавриата и программ профессионального обучения.

Будут созданы условия, способствующие повышению степени соответствия профессиональных квалификаций выпускников требованиям международного рынка труда:

будет осуществлена дальнейшая переработка федеральных государственных образовательных стандартов в части укрупнения специальностей, введения вариативности в выборе профилей, обеспечения освоения общих компетенций, включая компетенции для глобальной экономики и пр.;

получит развитие олимпиадное движение профессионального мастерства World Skills Russia;

будут развиваться международные партнерские связи профессиональных образовательных организаций в части создания и реализации совместных образовательных программ, участия в международных исследованиях.

Будет проведен эксперимент по внедрению системы ECTS
для профессионального образования в рамках механизмов признания результатов обучения (в том числе в рамках сетевого обучения, смены образовательной траектории) и для проектирования образовательных программ.

Будет продолжена работа по развитию учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров.

Будет оказана поддержка обновлению и созданию новых учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования.

Будет создан информационный портал, на котором будут размещены нормативные, методические, аналитические материалы и ресурсы по тематике подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

Для изучения, систематизации и распространения методических материалов
в части развития содержания и технологий профессионального образования
и профессионального обучения, изучения и систематизации положительного отечественного и зарубежного опыта подготовки квалифицированных кадров будет сформирована методическая сеть подготовки рабочих кадров, включающая в том числе:

учебно-методические объединения по специальностям (профессиям) среднего профессионального образования;

региональные методические центры профессионального образования;

базовый(ые) центр(ы) профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Будет разработан и реализован комплекс мер по привлечению и подготовке квалифицированных кадров в Систему, в том числе формирование дополнительной педагогической квалификации специалистов реального сектора экономики (техников и инженеров); развитие системы непрерывного образования педагогических кадров; развитие инструментов государственно-частного партнерства для повышения квалификации педагогических кадров путем стажировок в организациях реального сектора экономики и социальной сферы, межрегиональных ресурсных центрах, стажировочных площадках и пр.

Развитие системы аттестации и оплаты труда педагогических работников будет ориентировано на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие.

Совершенствование оплаты труда педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, будет осуществляться на основе реализации принципа «эффективного контракта», в том числе будет разработан и внедрен механизм эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconПриказ от 26 июля 2013 г. N 312 об одобрении решения межведомственной...
Одобрить решение межведомственной рабочей группы по развитию территорий с особым статусом в части актуализации перечня моногородов,...
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconПротокол №6 «1» июля 2013 г от «28» июня 2013 г
Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconРабочая программа профильного курса «экономическая и социальная география мира»
Рф (Письмо Депортамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2005 года №03-1263)с использованием материалов...
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconПресс-отчет за период с 1 июля 2013 года по 31 июля 2013 года
Печатные сми: федеральные, региональные и зарубежные газеты и журналы. Полные тексты сообщений*
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) icon2. Отчет о проведенной промежуточной аттестации предоставить не позднее 30 мая 2014 года
Минобрнауки РФ от 30. 08. 2013 №1015 в ред. Приказа Минобрнауки РФ т 13. 12. 2013 №1342
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
Остроумов И. Г., доктор химических наук, профессор; одобрено фгу «Федеральный институт образования», директор Ф. Ф. Харисов, директор...
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconРабочая программа учебной дисциплины «Биология»
Константинов В. М., доктор биологических наук, профессор; одобрено фгу «Федеральный институт образования», директор Ф. Ф. Харисов,...
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) icon1. Общие положения
Приложение 2 к письму Минобрнауки России от 6 июля 2005 г. N ас-729/03, Приказа Министерства образования РФ №274 от 08. 10 2007 г....
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconПрограмма учебной дисциплины иностранный язык
Минобрнауки России 16. 04. 2008г и внесении изменений (приказ Минобрнауки России от 03. 06. 2011г. №1994) для студентов I курса специальностей...
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconМинобрнауки России
О конкурсе 2013 года на соискание медалей Российской академии наук с премиями для молодых ученых ран, других учреждений, организаций...
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconПримерный план организационных мероприятий аппарата Администрации...
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconПравил а приема в адъюнктуру фгку «внии мвд россии» Общие положения
«Об утверждении Порядка осуществления служебной и научной деятельности адъюнктов очной формы обучения»; приказа Минобрнауки России...
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconРабочая программа факультативной дисциплины (ФД. А. 08) Андрогогика
Приказа Минобрнауки России №1365 от 16. 03. 2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной...
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconКафедра Мировой Экономики Одобрено умс факультета Мировой экономики...
России к постиндустриальному этапу развития, необходимых для развития профессиональных компетенций студентов
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconПриказ «04» сентября 2006 г. №219 (В ред. Приказа Минобрнауки России от 15 декабря 2006 г. №325)
В соответствии с Правилами проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденными приказом Минобрнауки...
Одобрено Коллегией Минобрнауки России (протокол от 18 июля 2013 г. № Пк-5вн) iconПояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы,...
Н приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009года, регистрационный №17785;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск