Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа





Скачать 459.14 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
страница1/4
Дата публикации23.07.2014
Размер459.14 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
c:\users\123\documents\scanned documents\отсканированные документы\5.jpeg1.Пояснительная записка.

1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009года, регистрационный № 17785; с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);

- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ№2;

- Региональная авторская программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Е. Н. Ерёменко.

- Локальный акт «О рабочих программах», утверждённый решением педагогического совета от 30.09.2013 года, протокол №1.

1.2. Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета

Цель предмета «Кубановедение» - развитие и воспитание гуманной, социально-активной личности, относящейся

ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре;

уважительно – к жителям края.

1.3. Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП школы.

Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.

Нравственный выбор, ответственно отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем его мире.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Ценности православной культуры межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

1.4. Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету «Кубановедение», формируемой участниками образовательного процесса

Содержание предмета дополнено сведениями о животном и растительном мире, людях труда, традициях, быте, историческом прошлом казачьего общества Павловского района. Материал введён в концентрическом виде в содержание программы.

2. Общая характеристика учебного предмета.

При изучении «Кубановедения» младший школьник узнаёт об особенностях природы и исторического развития Кубани, о писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники больше узнают о своей семье, о фамилии которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, села, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности

Особое внимание уделяется знакомству учащихся с различными способами исследования (наблюдение, изучение научной литературы, использование интернет-ресурсов), а также с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). Это позволяет универсализировать умения ребят, изучать кубановедение на метапредметном уровне.

Предмет «Кубановедение» интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Такая последовательность изучения предмета позволяет создать необходимые условия для освоения в дальнейшем соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметных курсов.

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ№ 2 курс кубановедения имеет продолжение на ступени основного общего образования. В сою очередь содержание программы «Кубановедение» является базой для дальнейшего формирования общекультурных качеств личности, уважительному отношению к прошлому, настоящему и будущему Краснодарского края.

3. Описание места учебного курса в учебном плане

В учебном плане МАОУ СОШ№2 на изучение кубановедения в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 135 часов:

- в 1 классе - 33 часа в год,

- во 2-4 классах – по 34 часа в год

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  1. Природа родного края как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни жителей Кубани.

  2. Культура Кубани как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  3. Наука Кубани как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума родного края.

  4. Искусство Кубани (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества .

  5. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся к любви к своему народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  6. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов Кубани от поколения к поколению.

  7. Традиционные религии народов Кубани и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации общества.

  8. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  9. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Кубановедение».

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;

- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;

- использование различных средств поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;

- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- аргументация своей точки зрения и оценка событий;

- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;

- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Предметные результаты:

К концу 1 класса учащиеся должны: знать

  • своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес

  • основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении

  • традиции своей школы

  • улицы, расположенные вблизи школы и дома

  • основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)

  • основные достопримечательности родного города

  • профессии жителей своего города (села, станицы и др.)

  • основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

  • на практическом уровне

  • соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

  • составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

К концу 2 класса учащиеся должны: знать/понимать

  • особенности времён года своей местности

  • характерные особенности рельефа своей местности

  • названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края

  • названия и отличительные признаки 5-6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности

  • значение Красной книги Краснодарского края

  • особенности труда и быта земляков

  • родственные связи в семье, уклад семьи

  • герб, флаг, гимн Краснодарского края

  • кубанские песни, пословицы и поговорки

  • основные правила поведения в окружающей среде,

  • в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе

  • выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района

уметь

  • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт

  • рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;

  • различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)

  • бережно относиться к растительному и животному миру Кубани

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

  • соблюдения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах

  • поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.

К концу 3 класса учащиеся должны: знать/понимать

  • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани

  • природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае

  • формы земной поверхности Краснодарского края

  • разновидности водоёмов Краснодарского края

  • особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных

  • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных

  • основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)

  • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района

  • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.

уметь

  • узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

  • различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края

  • ориентироваться по карте Краснодарского края

  • давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

  • выполнения правил сбора грибов в своей местности

  • правильного поведения у водоёма в разное время года

  • бережного отношения к растениям и животным

К концу 4 класса учащиеся должны: знать/понимать

  • природные зоны Краснодарского края

  • природные богатства родного края и их использование человеком

  • символику Краснодарского края

  • органы местного самоуправления

  • даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

  • особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

  • достопримечательности родного края, своего района

  • наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края

  • особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

  • важнейшие экологические проблемы Краснодарского края

  • заповедник, находящийся на территории Краснодарского края

  • фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

уметь

  • определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности

  • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)

  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края

  • исполнять гимн Краснодарского края

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

  • выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения

  • исполнения знакомых народных песен

  • самоорганизации и выполнения исследовательских проектов

6. Содержание учебной программы

6.1. Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.

1 класс (33 часа)

Введение. Мой родной край (1 час)

Раздел 1. «Я и моя семья» (8 часов).

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.

Раздел 2. « Я и моя школа» (7 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.

Раздел 3. «Я и мои родные места» (9 часов).

Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.

Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» (8 часов).

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края.

2 класс (34 часа)

Введение. (1 час)

Символика Павловского района, в котором я живу

Раздел 1«Природа моей местности» (13 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.

Раздел 2. «Населённые пункты» (7 часов)

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Населённые пункты моего района. История образования города (района). Глава города (района). Улицы моего населённого пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём городе (районе).

Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (13 часов).

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

Земляки – жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремёсла, распространённые в районе. Знаменитые люди. Доска почёта в населённом пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений.

3 класс (34 часа)

Введение. (1 час)

Изучаем родной край

Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (11 часов).

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распространённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы – природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп – столица республики Адыгея.

Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.

4 класс (34 часа)

Введение. (1час).

Мой край на карте России.

Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» (11 часов)

Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (13 часов).

Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор.

Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (9 часов).

Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов.

6.2. Перечень лабораторных, практических, контрольных работ, экскурсий

1 класс – 7 экскурсий;

2 класс – 10 экскурсий;

3 класс – 6 экскурсий;

4 класс – 7 экскурсий.

6.3. Направления проектной деятельности обучающихся

Раздел

Направление проектной деятельности

Содержание

1 класс

1.Я и моя семья

Игровые 

Проект «Будем жить одной семьёй»

2.Я и моя школа

Творческие

Проект «Мы такие разные, но так похожи»

3.Я и мои родные места

Информационные  

Проект «Какой я житель»

4.Я и природа вокруг меня

Практико-ориентированные

Проект «Милый сердцу уголок»

2 класс

1.Природа моей местности

Практико-ориентированные

Проект «Растения и животные в природе и жизни людей»

2.Населённые пункты

Информационные  

Проект «Где я могу проводить свободное время»

3.Труд и быт моих земляков

Творческие

Проект «Труд в моей семье»

3 класс

1.Нет в мире краше Родины нашей

Информационные

Проект «Нет в мире краше Родины нашей»

2.Без прошлого нет настоящего

Практико-ориентированные

Проект «Без прошлого нет настоящего»

3.Казачьему роду нет переводу

Игровые 

Проект «Казачьему роду нет переводу»

4 класс

1.Береги землю родимую, как мать любимую

Практико-ориентированные

Проект «Береги землю родимую, как мать любимую»

2. Земля отцов - моя земля

Информационные

Проект «Земля отцов - моя земля»

3. Жизнь дана на добрые дела

Игровые 

Проект «Жизнь дана на добрые дела»

6.4. Использование резерва учебного времени

Резерв учебного времени в авторской программе «Кубановедение» не предусмотрен.
7.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,...
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,...
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconРабочая программа по химии пояснительная записка цели и задачи
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconУтверждена
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Документы, на основании которых разработана...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconРабочая программа по физике (профильный уровень)
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconРабочая программа По физической культуре
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconРабочая программа по английскому языку для 4-х классов (Уржумова Е. П.)
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconРабочая программа По музыке
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПояснительная записка Документы, на основании которых разработана...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск