Скачать 293.74 Kb.
|
Республика Татарстан Балтасинский муниципальный район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карадуванская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа По музыке Класс: __7___ Количество часов: 35___ Уровень: __базовый______ Учитель ____музыки ___Нуриева Гульшагида Шамиловна Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от «26_» ___08_ 2013г. 2013-2014 учебный год Пояснительная записка. 1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Цели и задачи Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 рабочих недель, итого 35 часов). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка.Учебник для 7 класса. Москва «Просвещение» 2012 Содержание программы Раздел 1. « Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (16 ч) Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов. Раздел 2. « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч) Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно–симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов. тема I полугодия: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (16ч.) Урок 1.Классика и современность. Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Наиболее важные и глубокие процессы определенного времени, дух и характер народа, отраженные в классической музыке. Стиль эпохи (старинная и современная музыка),стиль национальный (русская и зарубежная), индивидуальный стиль автора (музыка Бетховена, Мусоргского, Прокофьева). Урок №2.и Урок №3.В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия. Развитие: завязка-конфликт-кульминация-развязка. Либретто. Опера и её составляющие: ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена. Виды опер. Роль оркестра в опере. Первый русский композитор мирового значения – М.И.Глинка. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля. Урок №4 и Урок №5.А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Сюжет древнерусского «Слово о полку Игореве» («дела давно минувших дней». Основное действующее лицо оперы – народ. Сцена солнечного затмения. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. Урок №6. Образ единого развивающего танца в музыке М.Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки. Динамическое и оркестровое развитие музыки. Характерные черты творчества французского композитора Мориса Равеля: близость к музыкальному импрессионизму, обращение к фольклору, изящность формы, преобладание программно-изобразительной музыки. Урок №7. В музыкальном театре. Балет «Ярославна» Б.Тищенко. Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль. Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. Урок №8. Героическая тема в музыке. Бессмертные произведения русской музыки - героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. «Симфония №2» (Богатырская) А.Бородина. Кантата «А.Невский» С.С.Прокофьева. Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Опера «Князь Игорь» А.Бородина. Урок №9. Обобщение темы 1 четверти. Урок №10. В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Знакомство с жизнью и творчеством Дж.Гершвина – создателя американской национальной классики XX в., первооткрывателя симфоджаза. Драматургия развития оперы. Музыкальный образ. Урок №11 Развитие традиций оперного спектакля. Крупнейшие музыкальные центры мирового значения. Имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина (фрагменты), опера «Князь Игорь» А.П.Бородина (фрагменты). Урок №12 и Урок №13 Опера «Кармен» Ж.Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. «Кармен»-самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальная драма. Увертюра оперы. Образ Кармен - развитие в песне и танце. Народные сцены. Испанский колорит. Музыкальные образы – воплощение каких-либо жизненных событий. Урок 14. Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина. Знакомство с балетом Р.К.Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора. Особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе. Современная интерпретация. Урок №15. Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное «зодчество» России. Музыка И.С.Баха – язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. С.Рахманинов. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр («От страдания к радости»). Драматургия контрастных образов. Всенощная. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С.В.Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Урок №16. Обобщение темы 2-й четверти. тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» Урок №17. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э.Л.Уэббера. Вечные темы в искусстве. Главные образы. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев. Традиции и новаторство в жанре оперы. Драматургия развития и музыкального языка основных образов рок-оперы. Контраст главных образов. Урок №18. Музыка к драматическому спектаклю. «Гоголь-сюита» А.Шнитке. Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н.В.Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика. Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки. Урок №19. Музыкальная драматургия-развитие музыки. И.С.Бах. Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Особенности драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. Урок №20. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Урок №21. Камерная инструментальная музыка. Музыка в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма). Инструментальные произведения русских композиторов. Изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции. Урок №22. Этюд. Транскрипция. Транскрипция – переложение музыкальных произведений. Транскрипции – наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа. Этюды Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха, Ф.Буззони. Урок №23 и №24. Циклические формы инструментальной музыки. «Сюита в старинном стиле» А.Шнитке. Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А.Шнитке. Полистилистика. Инструментальный концерт, кончерто гроссо. Освоение характерных черт стиля композиторов. Полистилистика – намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений. Урок №25. Соната. Сонатная форма. Л-Ван Бетховен. Углубленное знакомство с жанром камерной музыки-соната. Различие музыкальной драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного аллегро (экспозиция, разработка, реприза, кода). Соната в творчестве великих композиторов: Л. ванн Бетховена. «Соната №8» Л.ван Бетховена. Принцип сонатности. Урок №26. Соната. Принципы музыкального развития. Обобщение изученного за 3 четверть. Фортепианные сонаты С.С.Прокофьева, В.А.Моцарта. Сценическое понимание конфликтности в музыкальном развитии, театральность их драматургии, использование жанров XVII-XVIII вв. Симфонизация музыкальных образов. Вариации, трехчастная форма, рондо. Обобщение темы четверти. Урок №27. Симфоническая музыка. Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции «Симфонии № 40» В.А.Моцарта. Роман в звуках – «симфония». Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: Й.Гайдна и В.А.Моцарта. Урок №28. Симфоническая музыка С.С.Прокофьева и Л-Ван Бетховена. «Классическая симфония» в сочетании «налета новых гармоний». Классические образы музыки 18 века преломленные сквозь призму русской песенности у С.Прокофьева. Средства общения музыки со слушателями у Л.ван Бетховена. Глубокая сосредоточенность на большой жизненной идее - общая психологическая черта симфонизма. Урок №29. Симфоническая музыка Ф.Шуберта и В.Калинникова. Изложение – симфонизм Шуберта. Романтические, лирико-драматические музыкальные образы в двух частях законченного произведения. Непрерывное мелодическое развитие с использованием полифонических приемов симфонизма Калинникова. Урок №30. Симфоническая музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Шостаковича. Тема «рока» в «Симфонии №5» Чайковского и «Симфония №7» (Ленинградская) Шостаковича. Драматический конфликт. Урок №31. Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Импрессионизм в музыке. Приемы развития, оркестровка для передачи непосредственных ощущений. Урок №32. Инструментальный концерт А.Хачатуряна и Д.Гершвина. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Национальный колорит концерта Хачатуряна. Симфоджаз Дж.Гершвина. Рапсодия в стиле блюз. Урок №33. Музыка народов мира (кантри, фольк-джаз, рок-джаз). Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Урок №34. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Урок №35. Обобщение изученного за год. Учебно-тематический план
|
Рабочая программа по музыке(7 класс) Тухфатуллиной Фардии Р Данная рабочая программа по музыке в 7 классе составлена на основании следующих документов | Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального... | ||
Рабочая программа по музыке 1 класс ... | Рабочая программа по музыке 7 класс Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы... | ||
Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного... Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного процесса по Музыке на I ступени образования (1-4 классы)... | Рабочая программа по музыке 1 класс Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования 2011 г., авторской программы... | ||
Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом... Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных... | Рабочая программа по музыке для 7 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна Рабочая программа, составленная на основе программы основного общего образования по музыке, соответствует буп, ориентирована на обучающихся... | ||
Рабочая программа по музыке для 5 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... | Рабочая программа по курсу «Музыка» разработана с учетом обучающихся... Рабочая программа по музыке соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | ||
Рабочая программа По музыке первого класса Авторы: Критская Е. Д., Сергеева Г. Л., Шмагина Т. С Программа разработана на основе Примерных программ по музыке Федерального государственного образовательного стандарта начального... | Пояснительная записка рабочая программа по музыке для 8-9 классов... Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами Примерной программы среднего (полного) общего образования... | ||
Государственное образовательное учреждение Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования... | Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана... Программа разработана на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального... | ||
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного... | Рабочая программа по музыке для 1- 4 класса разработана в соответствии... Федеральным государственным стандартом начального общего образования, на основе программы по музыке Г. С. Ригиной, инструктивно-методического... |