Рассмотрено
на заседании МО
протокол №1
от «30» августа 2013
| Согласовано
на НМС
протокол№1
от «1» сентября 2013
| Утверждено
директором
приказ №565
от «1»сентября 2013
| МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением
отдельных предметов №3»
Рабочая учебная программа по музыке
4 КЛАССЫ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Год разработки 2013
Срок реализации программы 2013 – 2014
Составлена на основе программы Д.Б. Кабалевского «Музыка»
(наименование программы)
Программу составила МОКРОУСОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬВНА
учитель музыки
Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в течение предыдущих трех лет занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как вида искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 4 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям:
- I четверть - «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»;
- II четверть - «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера…).
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям:
- III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»;
- IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись».
Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год;);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Содержание учебного предмета Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 4 класса. Учебно – тематический план
№
| Наименование разделов, тем
| Всего часов
| Лабораторные и практические (из них)
| Контрольные и диагностические материал( из них)
| Экскурсии
| Примеча-ние
| 1.
| Тема№1 « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
| 9 часов
|
| Обобщающий урок по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» Музыкальная викторина -1 час
|
|
| 2.
| Тема№2 « Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
| 7 часов
|
| Обобщающий урок по теме «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» Музыкальная викторина- 1 час
|
|
| 3.
| Тема№3 «Можем ли мы увидеть музыку?»
| 10 часов
|
| Обобщающий урок по теме «Можем ли мы увидеть музыку?» Музыкальная викторина - 1 час
|
|
| 4.
| Тема №4 «Можем ли мы услышать живопись?»
| 8часов
|
| Обобщение тем года. Музыкальная викторина. -1 час.
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э;
знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).
Календарно - тематическое планирование
Дата
| Содержание
| Кол-во часов
|
| 1 полугодие - «Связь музыки и литературы».
1 четверть. Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
|
9 часов
| 05.09
| 1.Введение в тему. Значение литературы для музыкального искусства. Взаимосвязь музыки и литературы.
| 1 час
| 12.09
| 2.Взаимосвязь музыки и литературы. Музыка без слов. «Говорящая музыка» С.В. Рахманинова – « Там, где кончаются слова, начинается музыка». Понятие « Вокализ».
| 1 час
| 19.09
| 3. « Говорящая музыка» П. И. Чайковского. Важность текста в песне, романсе. Рассказ М. Горького « Как сложили песню». Романс М. И. Глинки « Жаворонок». Понятие « Романс».
| 1 час
| 26.09
| 4. Превращение мелодии, сочинённой для пения со словами, в инструментальную музыку. Понятие « Инструментальная пьеса». Вариации М. А. Балакирева на тему романса « Жаворонок».
| 1 час
| 03.10
| 5. Взаимосвязь музыки Г. Свиридова и поэзии С. Есенина на примере кантаты « Памяти С. Есенина». Понятие « Кантата».
| 1 час
| 10.10
| 6. Понятие « Либретто» на примере балета « Чиполлино».
| 1 час
| 17.10
| 7.Опера « Садко», в основе которой лежит былина « Садко», великого русского композитора – сказочника Н. А. Римского – Корсакова.
| 1 час
| 24.10
| 8. Новый пример превращения песенной мелодии в инструментальную мелодию ( « вторая жизнь песни!») – финал 6 Симфонии Н. Мясковского.
| 1 час
| 31.10
| 9. Обобщающий урок по теме « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?». Музыкальная викторина.
| 1 час
|
| 2 четверть. Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
| 7 часов
| 14.11
| 1. Введение в тему. Музыка в сказках. Музыкальные сказки.
| 1 час
| 21.11
| 2. Музыкальные сказки.
Сказки, сочинённые детьми.
|
1 час.
| 28.11
| 3. Музыкальные басни. Басня И. А. Крылова « Квартет». Струнный квартет А. Бородина. Понятие « Квартет».
| 1 час
| 05.12
| 4. Музыкальные рассказы. К. Паустовский – один из самых музыкальных писателей. Рассказ К. Паустовского « Старый повар».
| 1 час
| 12.12
| 5.Чудо музыки в произведениях К. Паустовского. Рассказ К. Паустовского « Струна», « Корзина с еловыми шишками».
| 1 час
| 19.12
| 6. Музыка в кинофильмах. Музыкальный кинофильм « Звуки музыки».
| 1 час
| 26.12
| 7.Обобщающий урок по теме « Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Музыкальная викторина.
| 1 час
|
| 2 полугодие – «Связь музыки и изобразительного искусства».
3 четверть. Тема «Можем ли мы увидеть музыку?»
|
10 часов
| 16.01
| 1. Введение в тему. Черты сходства и различия музыки и изобразительного искусства. Разные искусства - музыка и живопись, каждое по – своему, отражают одно и тоже жизненное событие.
|
1 час
| 23.01
| 2. Разные искусства – поэзия, музыка и живопись по – своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание и обогащают наше представление об эпохе гражданской войны.
| 1 час
| 30.01
| 3. Музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа ( богатырского). «Богатырская симфония» А. Бородина.
| 1 час
| 06.02
| 4. Образы русских богатырей в музыке и живописи.
| 1 час
| 13.02
| 5. Богатырские и героические образы в искусстве. Увертюра «Кориолан» Л. В. Бетховена. « Песня о маленьком трубаче» С. Никитина.
| 1 час
| 20.02
| 6. « Музыкальный портрет». М. П. Мусоргский – великий мастер ярких « музыкальных портретов». «Мнимая» сила богатырства – Песня Варлаама из оперы « Бори Годунов».
| 1 час
| 27.02
| 7. Пейзаж в музыке. М. П. Мусоргский – мастер в изображении картин природы.
| 1 час
| 06.03
| 8. Тема войны и мира в музыке С. С. Прокофьева. Отображение событий Отечественной войны 1812 года в опере С. С. Прокофьева « Война и мир».
| 1 час
| 13.03
| 9. Музыкальный язык С. С. Прокофьева. Образ полководца М. И. Кутузова и образ Н. Ростовой в музыке С. С. Прокофьева.
| 1 час
| 20.03
| 10. Обобщающий урок по теме « Можем ли мы увидеть музыку?» Музыкальная викторина.
| 1 час
|
| 4 четверть.
Тема «Можем ли мы услышать живопись?»
|
8 часов
| 03.04
| 1. Введение в тему « Можем ли мы услышать живопись?» Тема Отечественной войны 1812 года в живописи и в музыке.
| 1 час
| 10.04
| 2. Тема Гражданской войны в живописи и музыке.
| 1 час
| 17.04
| 3. Образы Великой Отечественной войны в живописи и музыке.
| 1 час
| 24.04
| 4. Образы Великой Отечественной войны в живописи и музыке.
| 1 час
| 08.05
| 5. Образы родной природы в живописи и музыке. Репродукция картины И. Левитана « Вечерний звон». « Вечерний звон» - русская народная песня.
| 1 час
| 15.05
| 6. Картины народных гуляний в музыке и живописи. И. Ф. Стравинский – балет « Петрушка». Репродукция картины Б. М. Кустодиева « Масленица».
| 1 час
| 22.05
| 7. Обобщение темы «Связь музыки и живописи».
| 1 час
| 29.05
| 8. Обобщение по материалу всего года. Музыкальная викторина.
| 1 час
|
Описание учебно – методического комплекта
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), DVD-плеер, телевизор, музыкальный инструмент фортепиано, клавишный синтезатор, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; портреты композиторов).
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка»
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год.
Учебно-методический комплект: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации, вспомогательная литература.
Сборники песен и хоров.
Методические пособия для учителя.
Методический журнал «Музыка в школе».
Аудиозаписи, видеозаписи и фонохрестоматии по музыке. Контроль уровня обученности В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. |