Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень





Скачать 110.98 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень
Дата публикации31.07.2014
Размер110.98 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №1

от «30» августа 2013

Согласовано

на НМС

протокол№1

от «1» сентября 2013

Утверждено

директором

приказ №565

от «1»сентября 2013


МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных предметов №3»

Рабочая учебная программа по музыке

4 КЛАССЫ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Год разработки 2013

Срок реализации программы 2013 – 2014

Составлена на основе программы Д.Б. Кабалевского «Музыка»

(наименование программы)

Программу составила МОКРОУСОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬВНА

учитель музыки

Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в течение предыдущих трех лет занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как вида искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 4 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям:

- I четверть - «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»;

- II четверть - «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера…).

Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям:

- III четверть Тема «Можем ли мы увидеть музыку»;

- IV четверть Тема «Можем ли мы услышать живопись».

Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • 3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год;);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.



Содержание учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Учебно – тематический план




Наименование разделов, тем

Всего часов

Лабораторные и практические (из них)

Контрольные и диагностические материал( из них)

Экскурсии

Примеча-ние

1.

Тема№1 « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

9 часов




Обобщающий урок по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» Музыкальная викторина -1 час







2.

Тема№2 « Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

7 часов




Обобщающий урок по теме «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» Музыкальная викторина- 1 час







3.

Тема№3 «Можем ли мы увидеть музыку?»

10 часов




Обобщающий урок по теме «Можем ли мы увидеть музыку?» Музыкальная викторина - 1 час







4.

Тема №4 «Можем ли мы услышать живопись?»

8часов




Обобщение тем года. Музыкальная викторина. -1 час.








Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э;




  • знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).

Календарно - тематическое планирование



Дата

Содержание

Кол-во часов




1 полугодие - «Связь музыки и литературы».

1 четверть. Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»


9 часов

05.09

1.Введение в тему. Значение литературы для музыкального искусства. Взаимосвязь музыки и литературы.

1 час

12.09

2.Взаимосвязь музыки и литературы. Музыка без слов. «Говорящая музыка» С.В. Рахманинова – « Там, где кончаются слова, начинается музыка». Понятие « Вокализ».

1 час

19.09

3. « Говорящая музыка» П. И. Чайковского. Важность текста в песне, романсе. Рассказ М. Горького « Как сложили песню». Романс М. И. Глинки « Жаворонок». Понятие « Романс».

1 час

26.09

4. Превращение мелодии, сочинённой для пения со словами, в инструментальную музыку. Понятие « Инструментальная пьеса». Вариации М. А. Балакирева на тему романса « Жаворонок».

1 час

03.10

5. Взаимосвязь музыки Г. Свиридова и поэзии С. Есенина на примере кантаты « Памяти С. Есенина». Понятие « Кантата».

1 час

10.10

6. Понятие « Либретто» на примере балета « Чиполлино».

1 час

17.10

7.Опера « Садко», в основе которой лежит былина « Садко», великого русского композитора – сказочника Н. А. Римского – Корсакова.

1 час

24.10

8. Новый пример превращения песенной мелодии в инструментальную мелодию ( « вторая жизнь песни!») – финал 6 Симфонии Н. Мясковского.

1 час

31.10

9. Обобщающий урок по теме « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?». Музыкальная викторина.

1 час




2 четверть. Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

7 часов

14.11

1. Введение в тему. Музыка в сказках. Музыкальные сказки.

1 час

21.11

2. Музыкальные сказки.

Сказки, сочинённые детьми.


1 час.

28.11

3. Музыкальные басни. Басня И. А. Крылова « Квартет». Струнный квартет А. Бородина. Понятие « Квартет».

1 час

05.12

4. Музыкальные рассказы. К. Паустовский – один из самых музыкальных писателей. Рассказ К. Паустовского « Старый повар».

1 час

12.12

5.Чудо музыки в произведениях К. Паустовского. Рассказ К. Паустовского « Струна», « Корзина с еловыми шишками».

1 час

19.12

6. Музыка в кинофильмах. Музыкальный кинофильм « Звуки музыки».

1 час

26.12

7.Обобщающий урок по теме « Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Музыкальная викторина.

1 час




2 полугодие – «Связь музыки и изобразительного искусства».

3 четверть. Тема «Можем ли мы увидеть музыку?»


10 часов

16.01

1. Введение в тему. Черты сходства и различия музыки и изобразительного искусства. Разные искусства - музыка и живопись, каждое по – своему, отражают одно и тоже жизненное событие.


1 час

23.01

2. Разные искусства – поэзия, музыка и живопись по – своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание и обогащают наше представление об эпохе гражданской войны.

1 час

30.01

3. Музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа ( богатырского). «Богатырская симфония» А. Бородина.

1 час

06.02

4. Образы русских богатырей в музыке и живописи.

1 час

13.02

5. Богатырские и героические образы в искусстве. Увертюра «Кориолан» Л. В. Бетховена. « Песня о маленьком трубаче» С. Никитина.

1 час

20.02

6. « Музыкальный портрет». М. П. Мусоргский – великий мастер ярких « музыкальных портретов». «Мнимая» сила богатырства – Песня Варлаама из оперы « Бори Годунов».

1 час

27.02

7. Пейзаж в музыке. М. П. Мусоргский – мастер в изображении картин природы.

1 час

06.03

8. Тема войны и мира в музыке С. С. Прокофьева. Отображение событий Отечественной войны 1812 года в опере С. С. Прокофьева « Война и мир».

1 час

13.03

9. Музыкальный язык С. С. Прокофьева. Образ полководца М. И. Кутузова и образ Н. Ростовой в музыке С. С. Прокофьева.

1 час

20.03

10. Обобщающий урок по теме « Можем ли мы увидеть музыку?» Музыкальная викторина.

1 час




4 четверть.

Тема «Можем ли мы услышать живопись?»


8 часов

03.04

1. Введение в тему « Можем ли мы услышать живопись?» Тема Отечественной войны 1812 года в живописи и в музыке.

1 час

10.04

2. Тема Гражданской войны в живописи и музыке.

1 час

17.04

3. Образы Великой Отечественной войны в живописи и музыке.

1 час

24.04

4. Образы Великой Отечественной войны в живописи и музыке.

1 час

08.05

5. Образы родной природы в живописи и музыке. Репродукция картины И. Левитана « Вечерний звон». « Вечерний звон» - русская народная песня.

1 час

15.05

6. Картины народных гуляний в музыке и живописи. И. Ф. Стравинский – балет « Петрушка». Репродукция картины Б. М. Кустодиева « Масленица».

1 час

22.05

7. Обобщение темы «Связь музыки и живописи».

1 час

29.05

8. Обобщение по материалу всего года. Музыкальная викторина.

1 час



Описание учебно – методического комплекта

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей), DVD-плеер, телевизор, музыкальный инструмент фортепиано, клавишный синтезатор, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; портреты композиторов).

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка»

Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год.

Учебно-методический комплект: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации, вспомогательная литература.

Сборники песен и хоров.

Методические пособия для учителя.

Методический журнал «Музыка в школе».

Аудиозаписи, видеозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Контроль уровня обученности
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего...
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного...
Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного процесса по Музыке на I ступени образования (1-4 классы)...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В....
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая программа по музыке 8-9 классы
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8-9 классов (базовый уровень)Муниципального Бюджетного образовательного учреждения...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год
Разработано на основе примерной Программы для общеобразовательных учреждений: Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. / авторы...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая программа по литературе ( 10-11 классы)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая программа по литературе основное общее образование (базовый уровень) Классы: 9а учителя
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconПояснительная записка Рабочая учебная программа курса «Литература...
Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень)10-11 (профильный). В. Я. Коровина,...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного...
Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева «Обществознание. 10-11 классы». Базовый уровень. М.: «Просвещение»,...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая программа педагога
КоровинойВ. Я.( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень)...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана на...
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. 1-4 классы», авторов: Е. Д....
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconРабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных...
«Физика 7-11 классы» (базовый уровень) и авторской программы А. В. Перышкина «Физика 7-9 классы», 2004 г. Эта программа традиционная...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconПриказ от 30. 08. 2013 года №203 рабочая программа по музыке (базовый уровень) 3 класс
«Музыка 1-4 классы», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2013. Программа составлена в соответствии...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по музыке для 6 класса, базовый уровень, (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка»...
Рабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по музыке для 7 класса, базовый уровень, (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск