Рабочая программа по музыке 1 класс





Скачать 145.66 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке 1 класс
Дата публикации28.06.2014
Размер145.66 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное казенное учреждение

«Атагайская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено:

Директор школы

_________Григоровская М. В.

Приказ № _____ от________

Рабочая программа

по музыке

1 класс


Рассмотрено на МО Составлено:

учителей начальных Учитель начальных классов

классов. МКУ «Атагайская СОШ»

Протокол № ___ от _________ Голенко А.О. _________

Руководитель _____________

О.В. Крупенева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочаяпрограмма по музыке составлена на основе авторской программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной . Москва «Просвещение»

2011г.

     Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

      Задачи:    

   — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
      — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, первоначальных знаний о музыке, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Общая характеристика учебного предмета
Программа базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность обучающимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой с конкретным музыкальным произведением у обучающихся формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, слушание), принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

      Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое пение; музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок.  Помимо этого, обучающиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений; в составлении художественных коллажей.

      Урок музыки трактуется как урок искусства. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
      Методы музыкального образования и воспитания:


      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод создания «композиций» (в форме диалога и др.);
      — метод игры .

      Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». 

      Отличительная особенность данной программы  — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
      В учебниках проблемные вопросы и задания нацеливают обучающихся на самостоятельную работу в классе и дома, исполнение песен, музыкальные игры.
      Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников, постепенно обучающиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.
      

Место учебного предмета в учебном базисном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего в 1 классе — 33 ч в год.
Тематический план


№ темы

Название темы

Количество часов

1

Музыка вокруг нас

16

2

Музыка и ты

17

Итого




33



Содержание тем учебного предмета
1. «Музыка вокруг нас»

      Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.

«Садко». Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло, Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.

Музыкальный материал

     «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
      «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
      «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
      Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
      «Гусляр Садко». В. Кикта.
      «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
      «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
      «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
      «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
      «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
      «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
      «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
      «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
      «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
      «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
      «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
      Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

2. «Музыка и ты»

      Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-яга.Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины.

Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету… Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.

Музыкальный материал

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
      «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
      «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
      «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
      «Наигрыш». А. Шнитке.
      «Утро». Э. Денисов.
      «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
      «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
      «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
      «Вечер». В. Салманов.
      «Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
      «Менуэт». Л. Моцарт.
      «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
      «Баба Яга». Детская народная игра.
      «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
      Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
      «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
      «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
      «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
      «Волынка». И. С. Бах.
      «Колыбельная». М. Кажлаев.
      «Колыбельная». Г. Гладков.
      «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
      Лютневая музыка. Франческо да Милано.
       «Кукушка». К. Дакен.
      «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
      «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
      Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
      «Клоуны». Д. Кабалевский.
      «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
      Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
      «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
      «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
      «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
      «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
      «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
      «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения предмета «Музыка» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у обучающихся умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Согласно положению о безотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений обучающихся 1- классов

Предметные результаты оцениваются по следующим критериям: музыкальные способности

Карта успешности заполняется преподавателем 1 раз в год, на основе психолого-педагогической диагностики и включает в себя следующие критерии:

-отношение к учёбе в целом;

-участие в работе класса на уроках;

-уровень познавательного интереса;

-ответственность и самостоятельность в учебной деятельности;

-внимание;

-память;

-глубина усвоения материала;

-организация учебной деятельности;

-оформление работ;

-темп работы;

-понимание смысла учебной деятельности;

-умение организовывать и контролировать свою работу на уроке;

-взаимоотношения и взаимодействие с товарищами;

-соблюдение норм и правил поведения обучающихся;

-учебные навыки освоены.


Перечень учебно-методического обеспечения

    1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся  1 класса. – М.: Просвещение, 2010.

    2. Магнитофон.

Список литературы:

1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.

2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.

4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.

Учебно-тематическое планирование по музыке. 3 класс.

Авторы:  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке(7 класс) Тухфатуллиной Фардии Р
Данная рабочая программа по музыке в 7 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке 7 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы...
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке 1 класс
Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования 2011 г., авторской программы...
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного...
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного...
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая учебная программа по музыке 4 классы базовый уровень
Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального...
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.)
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 1 – 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина издательство...
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного...
Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке Класс: 3
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке Класс: 1-2
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке Класс: 1-2
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке Класс: 4
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012года №273-фз
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по искусству ( музыка) 7- класс Учитель второй квалификационной категории
Рабочая программа по Музыке для 7 класса составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного...
Рабочая учебная программа по Музыке разработана для организации учебного процесса по Музыке на I ступени образования (1-4 классы)...
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке Класс: 5
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012 года №273-фз
Рабочая программа по музыке 1 класс iconРабочая программа по музыке Класс: 7
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12 2012 года №273-фз


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск