Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика»





Скачать 210.14 Kb.
НазваниеПояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика»
Дата публикации03.01.2015
Размер210.14 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Философия > Пояснительная записка


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра философии и культурологии
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.


ЭСТЕТИКА
Программа учебной дисциплины по выбору

для специальности 050706.65 Педагогика и психология

(заочная форма обучения)

Составители: Соболева А.П. кандидат

педагогических наук, доцент;

Корабельникова Г.Г.., кандидат

философских наук, доцент.
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).


Ульяновск, 2012


  1. Пояснительная записка

Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Эстетика» составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального. утвержденного приказом Министерства образования и науки от 31.01.2005 г. № 669(пед/сп).

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «Эстетика» ГСЭ.В3 изучаются следующие темы и вопросы:

Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика и этика. Система эстетических категорий и понятий. Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства. Форма и содержание в искусстве. Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Эстетическая культура личности и процесс ее формирования.

Актуальность курса обусловлена характером эстетики, как частной философской наукой которая осваивает мир «по законам красоты». Эстетические знания – это прежде всего специфический способ освоения действительности, который связан с познанием эстетических отношений, овладением элементами теории искусства и художественного творчества. Особого внимания заслуживает формирование теоретических аспектов эстетического знания.

Краткая характеристика дисциплины. Курс «Эстетика» охватывает краткий очерк истории эстетической мысли и современное понимание основ, главных идей, проблем и категорий классической и новейшей неклассической эстетики и направлен на формирование эстетической компетентности студентов.

Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов. Одной из сфер объединяющих человечество во всех исторических измерениях, является сфера эстетического. Способность эстетического освоения мира принадлежит к числу уникально человеческих возможностей. Целостность духовной жизни человека оказывает влияние на его практическую активность, различные типы действия. Поэтому эстетическую подготовку необходимо рассматривать как компонент профессиональной подготовки будущего специалиста.

Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины

Задачей курса является не только приобретение теоретических знаний, но и умение реализовать свой потенциал (знания, умений, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.

Основные задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов представление об эстетическом многообразии мира

2. Выработать у студентов систему фундаментальных основ эстетического знания, которые должны стать достоянием личности и войти в структуру её опыта.

3. Овладеть элементами теории искусства и художественного творчества.

4. Научить оценивать эстетические явления действительности формировать приоритетные эстетические задачи и находить оптимальные способы их решения.

Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник

Должен знать:

  • знать основные разделы и направления эстетики, методы и приемы эстетического анализа проблем;

  • знать основные эстетические категории и проблемы человеческого бытия;

  • знать основные закономерности духовного развития человека и человечества;

  • обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знанием основных закономерностей развития природы и общества;

  • готовностью к самопознанию, самореализации и самоутверждению, эстетическому освоению мира как фактору гармонизации человека и мира;

Уметь:

  • самостоятельно анализировать мировоззренческие проблемы, эстетическую, искусствоведческую литературу;

  • создавать эстетические ценности в процессе культуротворческой и профессиональной деятельности;

  • отбирать способы достижения поставленных эстетических целей, предвидеть результаты и возможные отклонения.

  • применять критерии эстетической деятельности и различать ее основные виды;

Владеть:

- навыками формирования эстетической компетентности;

- развитым эстетическим вкусом;

- навыками эстетического переживания, рефлексии и саморефлексии;

Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса культурологии как науки о наиболее общих законах развития человеческого общества. Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «Эстетика» основные темы и проблемы, но и более широкая проблематика, без которого современные требования к образованию специалиста невыполнимы.

Учебная программа по курсу «Эстетика» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от профилей подготовки.

Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается зачетом в 5 семестре.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Для того, чтобы научить студентов применять свои знания, мы используем на занятиях технологии мультимедиа (текст, графика аудио и видео материалы), которые раскрывают ту или иную часть темы.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом, разработка собственных проектов в среде Microsoft Power Point, раскрывающие ту или иную часть учебной программы.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Общая трудоемкость дисциплины и по видам учебной работы


Вид учебной работыВсего в часахОбщая трудоемкость125Аудиторные занятия16Лекции10Практические занятия (семинары)6Лабораторные работы-Самостоятельная работа109Курсовые работы/рефератыВид итогового контроля: зачет/экзамен Зачет – 5 сем.



Контроль усвоения содержания курса и за самостоятельной работой студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет по курсу «эстетика».

2. Примерный тематический план дисциплины


Основные разделы и темы дисциплины по видам занятий






п/п


Наименование раздела и темы


Всего

(час.)

Аудиторные занятия (час.)

Само-

стоя-тельная

работа

В том числе

Лек-ции

Семи-нары

Прак-тические

1

Предмет эстетики




1







9

2

История эстетической мысли




2

2




20

3

Категории эстетики в системе научных знаний




2

2




20

4

Философия искусства. Искусство как специфическое общественное явление. Художественный образ.




1







20

5

Содержание и форма в искусстве




1







20

6

Прикладная эстетика




2

1




20

7

Эстетическая компетентность: личностное и профессиональное развитие человека.




1

1




10




Всего

125

10

6




109


Содержание разделов и тем дисциплины.



Тема 1. Предмет эстетики.

Обоснование эстетики как научной дисциплины. Общие критерии научности: наличие собственного предмета исследования, наличие соответствующих характеру предмета исследовательских методов, связь с другими науками (естественными – физика, химия, физиология, кибернетика; гуманитарными – философия, культурология, науки об искусстве). Развитие и обогащение эстетического опыта в процессе эволюции общественно-исторической практики и изменение предмета эстетики как науки.

Эстетика как философская дисциплина. Общие принципы обоснования: по классу масштабности предмета изучения; по методологическим посылкам исследования проблематики (через призму основного вопроса философии); по гносеологической направленности (наука о специфической форме чувственного познания). Эстетика в системе современного научного знания.

Эстетика и философия искусства. Эстетика как теория среднего уровня: как сфера конкретизации методов общефилософской, социально-философской теории, с одной стороны, и общеметодологическая база для частных теорий искусства, с другой стороны. Методы исследования в эстетике. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и его роль в эстетике. Принцип историзма.

Происхождение нравственности. Многообразие философских взглядов на проблему происхождения морали.

Тема 2. История эстетической мысли.

Античная эстетика. Отсутствие в античности дифференцированной науки эстетики. А.Ф. Лосев о культурной картине мира античности. Основные эстетические категории: прекрасное, мера, гармония, калокагатия, мимесис, катарсис. Эстетика пифагорейцев. Пифагорейский мотив: пропорция и мера. Гармония космоса. Этос музыки. Орфический мотив. Очищение посредством музыки. Эстетика софистов и Сократа. Апатетическая теория Горгия. Воспроизводящие искусства. Идеализация в искусстве. Прекрасное и приспособление к цели Эстетика Платона как результат синтеза научного знания. Проблема прекрасного (диалоги «Ион», «Федр», «Пир» и др.). Диалектика прекрасного и доброго (благого). Борьба Платона против гедонизма и утилитарности в понимании прекрасного. Прекрасное как порядок, симметрия и гармония. Ступени восхождения к идее прекрасного: прекрасные тела, нравы, прекрасное само по себе («Пир»). Красота земная и небесная. Платон о миметической природе искусства. Социальные функции искусства. Морально-педагогический идеал Платона. Эстетика Аристотеля. – первый опыт создания научной дисциплины – «Поэтика», «Риторика» (кн.3), «Поэтика». Искусство - главная категория эстетики Человеческие занятия троякого рода – изучение, действие, созидание – как конкретные феномены искусства. Мимесис как принцип построения теории искусства. Мимесис и натурализм. Подражание типичному, необходимому, отбор фактов в соответствии с идеалом и всеобщим. Идеи акмеологического содержания в античной эстетике. Идеи эстетического воспитания в античной эстетике.

Эстетика средних веков. Символы и метафоры как основные средства создания метафизики средних веков. Теологическая направленность эстетической концепции Аврелия Августина. Бог – величайший творец мира, вечное триединство истины добра и красоты. Отказ от идеи созерцания красоты чувственного мира, постижение божественной красоты как путь самопознания и спасения человека («Исповедь»). Эстетика Фомы Аквинского – научный синтез христианского богословия и идей Аристотелизма. Выявление сущности эстетических понятий, стремление оправдать красоту видимого мира. Поиск специфики прекрасного в его отношении к добру. Целостность пропорции, гармонии и упорядоченное единство – объективные признаки прекрасного. Суть искусства – в подражании, назначение – в познании. Своеобразие эстетического сознания Древней Руси. Идеи эстетического воспитания в средневековье.

Эстетика Возрождения. Гуманистическое учение о человеке как основа ренессансной эстетики. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека». Актуализация идеалов античности. Лоренцо Вала «Об истинном и ложном благе». Аксиологический подход в исследовании прекрасного и блага. Идеал человека в работах А. Фиренцуолы «О красотах женщин», Б. Кастильоне «О придворном». М. Монтень «Об искусстве жить достойно». Развитие эстетической мысли в русле искусствознания (Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер). Разработка категории «грация» (Варки «О красоте и грации»). Совмещение противоположностей земного и мифологического, чувственного и духовного в творчестве художников (Сравнение произведений Боттичелли «Спящая Венера», Тициана «Венера Урбмнская», Рембрандта «Даная» - по работе М. Алпатова «Спящая Венера» Джорджоне). Идеи эстетического воспитания в работах Паоло Верджерио « О Благородных нравах и свободных науках», Л. Аретино « О научных и литературных занятиях».

Эстетическое сознание 17- 18 в. Субъективная сторона эстетического выражения как центральная проблема новоевропейской эстетики. Традиция сенсуалистического эмпиризма: Ф. Бэкон, Шефтсбери; Хогарт «Анализ красоты»; французские просветители – Дидро, Вольтер, Руссо ( проблема эстетического вкуса). А. Баумгартен. Эстетика как теория чувственного познания и теория прекрасного. Эстетика И. Канта «Критика способности суждения» и принцип целесообразности. Прекрасное и возвышенное как модификации эстетического. Кантовская характеристика суждений вкуса. Эстетика Гегеля. «Лекции по эстетике».

Тема 3. Категории эстетики в системе научных знаний.

Основные эстетические категории. Эстетическое как всеобщая и универсальная категория эстетики. Основные модификации эстетического. Прекрасное в ряду основных эстетических категорий. Прекрасное и другие положительные ценности (полезное, доброе, приятное). Своеобразие проявления прекрасного в природе, человеческой деятельности и её результатах, в человеке, в искусстве. Сущность возвышенного. Своеобразие эмоционального переживания возвышенного. Сущность трагического. Жизненные основы и сферы проявления трагического. Нравственно-воспитательное воздействие трагического. Сущность и социальная роль комического. Комическое несоответствие как эстетический способ выявления противоречий действительности. Чувство юмора и остроумие. Основные виды «критики смехом»: сатира, юмор, сарказм, ирония. Эвристическая функция юмора.
Тема 4. Философия искусства. Искусство как специфическое общественное явление. Художественный образ.

Проблема дефиниции искусства. Функции искусства. Искусство как форма духовной человеческой деятельности. Интерпретация в искусстве. Проблема эстетической ценности и эстетической оценки в философии искусства.

Морфология искусства. Видовая морфология. Родовая морфология. Концепция жанра.

Специфический объект и предмет искусства. Понятие художественного образа. Превращение предмета искусства в форму образности. Образ как структурообразующий компонент художественного произведения. Воспроизведение и оценка действительности, типизация и индивидуализация в художественном образе. Условность искусства и её художественные функции. Проблема художественной правды. Моделирующий и коммуникативный аспекты художественного образа. Структура художественного образа, многозначность и историческая изменяемость художественных образов.

Характеристика художественного направления, течения, школы, стиля. Историческое развитие этих понятий. Взаимодействие жанра и художественного метода, жанра и стиля. Искусство и искусствознание как теоретическая форма его осмысления
Тема 5. Содержание и форма в искусстве.

Художественное содержание и его отношение с предметом искусства. Структура художественного содержания (миропроявление, миропонимание, миростроение, миропереживание, мироощущение – по А.Ф. Еремееву), единство его уровней. Диалектика объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном содержании. Авторское отношение, его динамическая структура и специфические формы художественного выражения. Художественная форма, её структура и функции в произведении. Зависимость художественной формы от содержания произведения. Коммуникативность художественной формы и роль материала в искусстве. Изобразительно-выразительные средства как специфический язык искусства.
Тема 6. Прикладная эстетика.

Включение эстетического фактора в профессиональную подготовку. Эстетическое в труде. Внедрение эстетического начла в производственную жизнь общества. Дизайн как индустриальный способ эстетизации действительности. Эстетика научной и педагогической деятельности. Углубление и расширение эстетических потребностей человека. Повышение роли искусства и всех эстетических средств воздействия на человека. Эстетика жизненного мира человека.
Тема 7. Эстетическая компетентность: личностное и профессиональное развитие человека.

Понятие эстетической компетентности и ее характеристика. Готовности к актуализации эстетической компетентности (мотивационный аспект). Эстетические знания как когнитивная основа компетентности. Формирование умений проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах человеческой деятельности, преобразование действительности на основе опыта использования знаний, оценка результатов, организация, планирование и осуществление эстетической деятельности. Определение действий индивида, направленных на освоение эстетических ценностей. Выработка эстетических ориентиров. Готовности личности к приобщению к эстетическим ценностям. Формирования способности к эстетическому сопереживанию, реализации кретивного потенциала, инициативность. Осознание ответственности за результаты свое деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. Эстетическая самооценка своей подготовки, результатов деятельности и отношений, стремление к духовному самообразованию, саморазвитию личности. Установка на духовное саморазвитие, готовность к самопознанию своего внутреннего мира, социального и профессионального опыта.

.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.

Для подготовки студентов к семинарскому занятию преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.

Методические рекомендации студенту

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Эстетика» изучается студентами заочниками в 5 семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой.

Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов сервисной деятельности. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области сервисной деятельности.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.
Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это один из основных видов его деятельности наряду с лекциями, практическими и другими видами учебных занятий и предполагает:

- изучение материалов лекций;

- подготовку к лекциям, практическим, семинарским занятиям;

- подготовку к текущему, рубежному или/и промежуточному контролю;

- работу с традиционными источниками информации: книгами, учебниками, учебно-методическими пособиями;

- работу с электронными источниками информации, средствами массовой информации;

-подготовку докладов, обзоров, рефератов по выбранной теме.
В курсе семинарских занятий предусмотрены следующие

темы на самостоятельное изучение:

  1. Предмет эстетики.

  2. Основные проблемы, поставленные эстетикой античности.

  3. Проблема ритма в античной и средневековой эстетике.

  4. Художественное пространство в русской иконе.

  5. Феномен прекрасного.

  6. Смысл игры в эстетике Шиллера.

  7. «Эстетика жизни» русских мыслителей 19 в.

  8. Прекрасное в век техногенной цивилизации.

  9. Эстетизация безобразного

  10. Красота и прекрасное в истории эстетике

  11. Искусство как эстетический феномен в античности.

  12. Игра как эстетическая парадигма.

  13. Воспитательная роль искусства.

  14. Эстетика мрачной фантазии в романтизме.

  15. Фантазия и игра.

  16. Эстетика постмодернизма.

  17. Высокая мода как эстетический феномен.

  18. Эстетика рекламы.

  19. Эстетика массовой культуры.

  20. Повседневность как арт-феномен.



Контрольную работу или реферат можно готовить по приведенной тематике.

Работа по подготовке реферата и контрольной работы включает в себя структурирование информации, собранной по теме, написание текста, составление списка литературы, оформление работы и выступление на семинарском занятии с последующим обсуждением доклада. В структуре контрольной работы и реферата выделяют следующие части: введение, основная часть из 2-3 разделов, список литературы и заключение. Общими требованиями к рефератам и контрольным работам являются такие как проблемность, логичность и доказательность изложения, правильное оперирование понятиями и категориями, степень самостоятельности работы.

Перечень примерных вопросов и заданий для подготовки к промежуточному контролю определяется как темами курса, так и приведенными ниже вопросами к зачету. Каждый преподаватель может вводить дополнительные вопросы и задания, привлекая в том числе и вопросы из тестовых заданий
Перечень вопросов к зачету по курсу «Эстетика»

  1. Предмет эстетики.

  2. Античная эстетика. Сократ

  3. Античная эстетика: Платон.

  4. Античная эстетика: Аристотель.

  5. Идеи эстетического воспитания в античности.

  6. Основные эстетические категории античной эстетики (мера, гармония, катарсис, мимесис, прекрасное).

  7. Проблема прекрасного в работах Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

  8. Самобытность эстетического сознания Древней Руси.

  9. Проблема человека в работе Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»

  10. Основные эстетические идеи в работе Лоренцо Валла «Об истинном и ложном благе»

  11. Идеи эстетического воспитания в эпоху Возрождения.

  12. Проблема прекрасного в работе Хогарта «Анализ красоты».

  13. Проблема эстетического вкуса в работах французских просветителей.

  14. Основные эстетические категории. Прекрасное.

  15. Основные эстетические категории. Трагическое.

  16. Основные эстетические категории. Комическое.

  17. Основные эстетические категории. Безобразное.

  18. Понятие художественного образа и его структура.

  19. Структура художественного восприятия.

  20. Социальные функции искусства.

  21. Структура эстетического сознания.

  22. Эстетическая деятельность.

  23. Эстетическая компетентность – личностное и профессиональное развитие человека.


Критерии оценивания видов деятельности студента.

Оценивание деятельности обучающихся осуществляется в соответствии с Положением об организации учебного процесса, принятом в университете.

Критерии оценок знаний при сдаче зачета

Оценка «Зачтено» выставляется при достаточно полном системном знании вопроса и обязательном умении применять свои знания на практике и при обнаружении отдельных неточностей в ответе студента. Желательно к зачету подготовить реферат по отдельным темам курса «Эстетика».

Оценка «Не зачтено» выставляется при обнаружении отрывочных фрагментарных знаний либо при их полном отсутствии.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная литература:

  1. Бычков В.В. Эстетика [Текст] Учебник для гуманит. направлений и спец. вузов.-М.: Гардарики, 2006. - 556 с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Гуревич П.С. Эстетика [Текст] : учебник для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 303 с. (Библиотека УлГПУ, Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/122652)

  3. Золкин А.Л. Эстетика [Текст] : учеб. для вузов. - М. : Юнити-Дана, 2008. - 447 с. ( Библиотека УлГПУ).

  4. Кривцун О.А. Эстетика [Текст] : учеб. для вузов по специальностям "Культурология", "Философия", "Искусствознание", "Музыковедение", " Филология" / О.А. Кривцун. - 2-е изд., доп. - М. : Аспект-пресс, 2003. - 447 с. ( Библиотке УлГПУ)

  5. Яковлев Е.Г. Эстетика [Текст] : [учеб. для студентов вузов] - М. : Гардарики, 2004. - 463 с. – (Библиотека УлГПУ)


Дополнительная литература

  1. Адорно Т. Эстетическая теория [Текст]; [пер. с нем. А.В. Дранова]. - М. : Республика, 2001. - 526,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

  2. Бореев Ю.Б.    Эстетика [Текст] : [учеб. для студентов вузов]. - М. : Высшая школа, 2002. - 511 с. - Библиогр.: с. 468-493 ( Библиотека УлГПУ).

  3. Бычков В.В.   Эстетика [Текст] : Учебник для гуманит. направлений и спец. вузов. - М. : Гардарики, 2004. - 556 с. –(Библиотека УлГПУ)

  4. Соболева А.П., Корабельникова Г.Г. Эстетика: Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050102.65 Биология с дополнительной специальностью 050201.65 Химия (очная форма обучения). – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 11 c. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.ulspu.ru).

  5. Тарасов Ю.Н. Этика. Эстетика: учеб. пособие; РАО; Мос. психолог.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "Модэк", 2006. - 270,[1] с.

  6. Розанов В.В. Красота в природе и ее смысл. 1895 г.85 с.(Электронный ресурс. Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/122652).


Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Мультимедийный проектор.

2. Экран для проецирования изображения мультимедийным проектором.

3. Персональный компьютер.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconПояснительная записка документы на основании которых разработана...
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconПояснительная записка Документы, на основании которых разработана...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconПояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,...
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconПояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,...
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconРабочая программа по химии пояснительная записка цели и задачи
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconПояснительная записка цели и задачи: освоение знаний о человеке как...
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconУтверждена
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconРабочая программа по физике (профильный уровень)
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Эстетика» iconРабочая программа По физической культуре
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск