Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра философии и культурологии УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова
«_____» ________________ 2012 г.
ЭСТЕТИКА Программа учебной дисциплины по выбору
для специальности 050706.65 Педагогика и психология
(заочная форма обучения)
Составители: Соболева А.П. кандидат
педагогических наук, доцент;
Корабельникова Г.Г.., кандидат
философских наук, доцент. Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).
Ульяновск, 2012
Пояснительная записка
Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Эстетика» составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального. утвержденного приказом Министерства образования и науки от 31.01.2005 г. № 669(пед/сп).
Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «Эстетика» ГСЭ.В3 изучаются следующие темы и вопросы:
Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Основные этапы развития эстетической мысли. Эстетика и этика. Система эстетических категорий и понятий. Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства. Форма и содержание в искусстве. Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания: эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Эстетическая культура личности и процесс ее формирования.
Актуальность курса обусловлена характером эстетики, как частной философской наукой которая осваивает мир «по законам красоты». Эстетические знания – это прежде всего специфический способ освоения действительности, который связан с познанием эстетических отношений, овладением элементами теории искусства и художественного творчества. Особого внимания заслуживает формирование теоретических аспектов эстетического знания.
Краткая характеристика дисциплины. Курс «Эстетика» охватывает краткий очерк истории эстетической мысли и современное понимание основ, главных идей, проблем и категорий классической и новейшей неклассической эстетики и направлен на формирование эстетической компетентности студентов.
Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов. Одной из сфер объединяющих человечество во всех исторических измерениях, является сфера эстетического. Способность эстетического освоения мира принадлежит к числу уникально человеческих возможностей. Целостность духовной жизни человека оказывает влияние на его практическую активность, различные типы действия. Поэтому эстетическую подготовку необходимо рассматривать как компонент профессиональной подготовки будущего специалиста.
Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины
Задачей курса является не только приобретение теоретических знаний, но и умение реализовать свой потенциал (знания, умений, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.
Основные задачи дисциплины:
1. Сформировать у студентов представление об эстетическом многообразии мира
2. Выработать у студентов систему фундаментальных основ эстетического знания, которые должны стать достоянием личности и войти в структуру её опыта.
3. Овладеть элементами теории искусства и художественного творчества.
4. Научить оценивать эстетические явления действительности формировать приоритетные эстетические задачи и находить оптимальные способы их решения.
Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник
Должен знать:
знать основные разделы и направления эстетики, методы и приемы эстетического анализа проблем;
знать основные эстетические категории и проблемы человеческого бытия;
знать основные закономерности духовного развития человека и человечества;
обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знанием основных закономерностей развития природы и общества;
готовностью к самопознанию, самореализации и самоутверждению, эстетическому освоению мира как фактору гармонизации человека и мира;
Уметь:
самостоятельно анализировать мировоззренческие проблемы, эстетическую, искусствоведческую литературу;
создавать эстетические ценности в процессе культуротворческой и профессиональной деятельности;
отбирать способы достижения поставленных эстетических целей, предвидеть результаты и возможные отклонения.
применять критерии эстетической деятельности и различать ее основные виды;
Владеть:
- навыками формирования эстетической компетентности;
- развитым эстетическим вкусом;
- навыками эстетического переживания, рефлексии и саморефлексии;
Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса культурологии как науки о наиболее общих законах развития человеческого общества. Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «Эстетика» основные темы и проблемы, но и более широкая проблематика, без которого современные требования к образованию специалиста невыполнимы.
Учебная программа по курсу «Эстетика» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от профилей подготовки.
Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается зачетом в 5 семестре.
Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Для того, чтобы научить студентов применять свои знания, мы используем на занятиях технологии мультимедиа (текст, графика аудио и видео материалы), которые раскрывают ту или иную часть темы.
Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.
Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом, разработка собственных проектов в среде Microsoft Power Point, раскрывающие ту или иную часть учебной программы.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.
Общая трудоемкость дисциплины и по видам учебной работы
Вид учебной работыВсего в часахОбщая трудоемкость125Аудиторные занятия16Лекции10Практические занятия (семинары)6Лабораторные работы-Самостоятельная работа109Курсовые работы/рефератыВид итогового контроля: зачет/экзамен Зачет – 5 сем.
Контроль усвоения содержания курса и за самостоятельной работой студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет по курсу «эстетика».
2. Примерный тематический план дисциплины Основные разделы и темы дисциплины по видам занятий
№
п/п
|
Наименование раздела и темы
|
Всего
(час.)
| Аудиторные занятия (час.)
| Само-
стоя-тельная
работа
| В том числе
| Лек-ции
| Семи-нары
| Прак-тические
| 1
| Предмет эстетики
|
| 1
|
|
| 9
| 2
| История эстетической мысли
|
| 2
| 2
|
| 20
| 3
| Категории эстетики в системе научных знаний
|
| 2
| 2
|
| 20
| 4
| Философия искусства. Искусство как специфическое общественное явление. Художественный образ.
|
| 1
|
|
| 20
| 5
| Содержание и форма в искусстве
|
| 1
|
|
| 20
| 6
| Прикладная эстетика
|
| 2
| 1
|
| 20
| 7
| Эстетическая компетентность: личностное и профессиональное развитие человека.
|
| 1
| 1
|
| 10
|
| Всего
| 125
| 10
| 6
|
| 109
|
Содержание разделов и тем дисциплины.
Тема 1. Предмет эстетики.
Обоснование эстетики как научной дисциплины. Общие критерии научности: наличие собственного предмета исследования, наличие соответствующих характеру предмета исследовательских методов, связь с другими науками (естественными – физика, химия, физиология, кибернетика; гуманитарными – философия, культурология, науки об искусстве). Развитие и обогащение эстетического опыта в процессе эволюции общественно-исторической практики и изменение предмета эстетики как науки.
Эстетика как философская дисциплина. Общие принципы обоснования: по классу масштабности предмета изучения; по методологическим посылкам исследования проблематики (через призму основного вопроса философии); по гносеологической направленности (наука о специфической форме чувственного познания). Эстетика в системе современного научного знания.
Эстетика и философия искусства. Эстетика как теория среднего уровня: как сфера конкретизации методов общефилософской, социально-философской теории, с одной стороны, и общеметодологическая база для частных теорий искусства, с другой стороны. Методы исследования в эстетике. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и его роль в эстетике. Принцип историзма.
Происхождение нравственности. Многообразие философских взглядов на проблему происхождения морали.
Тема 2. История эстетической мысли.
Античная эстетика. Отсутствие в античности дифференцированной науки эстетики. А.Ф. Лосев о культурной картине мира античности. Основные эстетические категории: прекрасное, мера, гармония, калокагатия, мимесис, катарсис. Эстетика пифагорейцев. Пифагорейский мотив: пропорция и мера. Гармония космоса. Этос музыки. Орфический мотив. Очищение посредством музыки. Эстетика софистов и Сократа. Апатетическая теория Горгия. Воспроизводящие искусства. Идеализация в искусстве. Прекрасное и приспособление к цели Эстетика Платона как результат синтеза научного знания. Проблема прекрасного (диалоги «Ион», «Федр», «Пир» и др.). Диалектика прекрасного и доброго (благого). Борьба Платона против гедонизма и утилитарности в понимании прекрасного. Прекрасное как порядок, симметрия и гармония. Ступени восхождения к идее прекрасного: прекрасные тела, нравы, прекрасное само по себе («Пир»). Красота земная и небесная. Платон о миметической природе искусства. Социальные функции искусства. Морально-педагогический идеал Платона. Эстетика Аристотеля. – первый опыт создания научной дисциплины – «Поэтика», «Риторика» (кн.3), «Поэтика». Искусство - главная категория эстетики Человеческие занятия троякого рода – изучение, действие, созидание – как конкретные феномены искусства. Мимесис как принцип построения теории искусства. Мимесис и натурализм. Подражание типичному, необходимому, отбор фактов в соответствии с идеалом и всеобщим. Идеи акмеологического содержания в античной эстетике. Идеи эстетического воспитания в античной эстетике.
Эстетика средних веков. Символы и метафоры как основные средства создания метафизики средних веков. Теологическая направленность эстетической концепции Аврелия Августина. Бог – величайший творец мира, вечное триединство истины добра и красоты. Отказ от идеи созерцания красоты чувственного мира, постижение божественной красоты как путь самопознания и спасения человека («Исповедь»). Эстетика Фомы Аквинского – научный синтез христианского богословия и идей Аристотелизма. Выявление сущности эстетических понятий, стремление оправдать красоту видимого мира. Поиск специфики прекрасного в его отношении к добру. Целостность пропорции, гармонии и упорядоченное единство – объективные признаки прекрасного. Суть искусства – в подражании, назначение – в познании. Своеобразие эстетического сознания Древней Руси. Идеи эстетического воспитания в средневековье.
Эстетика Возрождения. Гуманистическое учение о человеке как основа ренессансной эстетики. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека». Актуализация идеалов античности. Лоренцо Вала «Об истинном и ложном благе». Аксиологический подход в исследовании прекрасного и блага. Идеал человека в работах А. Фиренцуолы «О красотах женщин», Б. Кастильоне «О придворном». М. Монтень «Об искусстве жить достойно». Развитие эстетической мысли в русле искусствознания (Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер). Разработка категории «грация» (Варки «О красоте и грации»). Совмещение противоположностей земного и мифологического, чувственного и духовного в творчестве художников (Сравнение произведений Боттичелли «Спящая Венера», Тициана «Венера Урбмнская», Рембрандта «Даная» - по работе М. Алпатова «Спящая Венера» Джорджоне). Идеи эстетического воспитания в работах Паоло Верджерио « О Благородных нравах и свободных науках», Л. Аретино « О научных и литературных занятиях».
Эстетическое сознание 17- 18 в. Субъективная сторона эстетического выражения как центральная проблема новоевропейской эстетики. Традиция сенсуалистического эмпиризма: Ф. Бэкон, Шефтсбери; Хогарт «Анализ красоты»; французские просветители – Дидро, Вольтер, Руссо ( проблема эстетического вкуса). А. Баумгартен. Эстетика как теория чувственного познания и теория прекрасного. Эстетика И. Канта «Критика способности суждения» и принцип целесообразности. Прекрасное и возвышенное как модификации эстетического. Кантовская характеристика суждений вкуса. Эстетика Гегеля. «Лекции по эстетике».
Тема 3. Категории эстетики в системе научных знаний.
Основные эстетические категории. Эстетическое как всеобщая и универсальная категория эстетики. Основные модификации эстетического. Прекрасное в ряду основных эстетических категорий. Прекрасное и другие положительные ценности (полезное, доброе, приятное). Своеобразие проявления прекрасного в природе, человеческой деятельности и её результатах, в человеке, в искусстве. Сущность возвышенного. Своеобразие эмоционального переживания возвышенного. Сущность трагического. Жизненные основы и сферы проявления трагического. Нравственно-воспитательное воздействие трагического. Сущность и социальная роль комического. Комическое несоответствие как эстетический способ выявления противоречий действительности. Чувство юмора и остроумие. Основные виды «критики смехом»: сатира, юмор, сарказм, ирония. Эвристическая функция юмора. Тема 4. Философия искусства. Искусство как специфическое общественное явление. Художественный образ.
Проблема дефиниции искусства. Функции искусства. Искусство как форма духовной человеческой деятельности. Интерпретация в искусстве. Проблема эстетической ценности и эстетической оценки в философии искусства.
Морфология искусства. Видовая морфология. Родовая морфология. Концепция жанра.
Специфический объект и предмет искусства. Понятие художественного образа. Превращение предмета искусства в форму образности. Образ как структурообразующий компонент художественного произведения. Воспроизведение и оценка действительности, типизация и индивидуализация в художественном образе. Условность искусства и её художественные функции. Проблема художественной правды. Моделирующий и коммуникативный аспекты художественного образа. Структура художественного образа, многозначность и историческая изменяемость художественных образов.
Характеристика художественного направления, течения, школы, стиля. Историческое развитие этих понятий. Взаимодействие жанра и художественного метода, жанра и стиля. Искусство и искусствознание как теоретическая форма его осмысления Тема 5. Содержание и форма в искусстве.
Художественное содержание и его отношение с предметом искусства. Структура художественного содержания (миропроявление, миропонимание, миростроение, миропереживание, мироощущение – по А.Ф. Еремееву), единство его уровней. Диалектика объективного и субъективного, рационального и эмоционального в художественном содержании. Авторское отношение, его динамическая структура и специфические формы художественного выражения. Художественная форма, её структура и функции в произведении. Зависимость художественной формы от содержания произведения. Коммуникативность художественной формы и роль материала в искусстве. Изобразительно-выразительные средства как специфический язык искусства. Тема 6. Прикладная эстетика.
Включение эстетического фактора в профессиональную подготовку. Эстетическое в труде. Внедрение эстетического начла в производственную жизнь общества. Дизайн как индустриальный способ эстетизации действительности. Эстетика научной и педагогической деятельности. Углубление и расширение эстетических потребностей человека. Повышение роли искусства и всех эстетических средств воздействия на человека. Эстетика жизненного мира человека. Тема 7. Эстетическая компетентность: личностное и профессиональное развитие человека.
Понятие эстетической компетентности и ее характеристика. Готовности к актуализации эстетической компетентности (мотивационный аспект). Эстетические знания как когнитивная основа компетентности. Формирование умений проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах человеческой деятельности, преобразование действительности на основе опыта использования знаний, оценка результатов, организация, планирование и осуществление эстетической деятельности. Определение действий индивида, направленных на освоение эстетических ценностей. Выработка эстетических ориентиров. Готовности личности к приобщению к эстетическим ценностям. Формирования способности к эстетическому сопереживанию, реализации кретивного потенциала, инициативность. Осознание ответственности за результаты свое деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. Эстетическая самооценка своей подготовки, результатов деятельности и отношений, стремление к духовному самообразованию, саморазвитию личности. Установка на духовное саморазвитие, готовность к самопознанию своего внутреннего мира, социального и профессионального опыта.
.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю
По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры.
Для подготовки студентов к семинарскому занятию преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.
Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.
Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.
Методические рекомендации студенту
В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Эстетика» изучается студентами заочниками в 5 семестре.
Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.
Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.
Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой.
Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов сервисной деятельности. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области сервисной деятельности.
Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.
Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными. Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это один из основных видов его деятельности наряду с лекциями, практическими и другими видами учебных занятий и предполагает:
- изучение материалов лекций;
- подготовку к лекциям, практическим, семинарским занятиям;
- подготовку к текущему, рубежному или/и промежуточному контролю;
- работу с традиционными источниками информации: книгами, учебниками, учебно-методическими пособиями;
- работу с электронными источниками информации, средствами массовой информации;
-подготовку докладов, обзоров, рефератов по выбранной теме. В курсе семинарских занятий предусмотрены следующие
темы на самостоятельное изучение:
Предмет эстетики.
Основные проблемы, поставленные эстетикой античности.
Проблема ритма в античной и средневековой эстетике.
Художественное пространство в русской иконе.
Феномен прекрасного.
Смысл игры в эстетике Шиллера.
«Эстетика жизни» русских мыслителей 19 в.
Прекрасное в век техногенной цивилизации.
Эстетизация безобразного
Красота и прекрасное в истории эстетике
Искусство как эстетический феномен в античности.
Игра как эстетическая парадигма.
Воспитательная роль искусства.
Эстетика мрачной фантазии в романтизме.
Фантазия и игра.
Эстетика постмодернизма.
Высокая мода как эстетический феномен.
Эстетика рекламы.
Эстетика массовой культуры.
Повседневность как арт-феномен.
Контрольную работу или реферат можно готовить по приведенной тематике.
Работа по подготовке реферата и контрольной работы включает в себя структурирование информации, собранной по теме, написание текста, составление списка литературы, оформление работы и выступление на семинарском занятии с последующим обсуждением доклада. В структуре контрольной работы и реферата выделяют следующие части: введение, основная часть из 2-3 разделов, список литературы и заключение. Общими требованиями к рефератам и контрольным работам являются такие как проблемность, логичность и доказательность изложения, правильное оперирование понятиями и категориями, степень самостоятельности работы.
Перечень примерных вопросов и заданий для подготовки к промежуточному контролю определяется как темами курса, так и приведенными ниже вопросами к зачету. Каждый преподаватель может вводить дополнительные вопросы и задания, привлекая в том числе и вопросы из тестовых заданий Перечень вопросов к зачету по курсу «Эстетика»
Предмет эстетики.
Античная эстетика. Сократ
Античная эстетика: Платон.
Античная эстетика: Аристотель.
Идеи эстетического воспитания в античности.
Основные эстетические категории античной эстетики (мера, гармония, катарсис, мимесис, прекрасное).
Проблема прекрасного в работах Аврелия Августина и Фомы Аквинского.
Самобытность эстетического сознания Древней Руси.
Проблема человека в работе Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»
Основные эстетические идеи в работе Лоренцо Валла «Об истинном и ложном благе»
Идеи эстетического воспитания в эпоху Возрождения.
Проблема прекрасного в работе Хогарта «Анализ красоты».
Проблема эстетического вкуса в работах французских просветителей.
Основные эстетические категории. Прекрасное.
Основные эстетические категории. Трагическое.
Основные эстетические категории. Комическое.
Основные эстетические категории. Безобразное.
Понятие художественного образа и его структура.
Структура художественного восприятия.
Социальные функции искусства.
Структура эстетического сознания.
Эстетическая деятельность.
Эстетическая компетентность – личностное и профессиональное развитие человека.
Критерии оценивания видов деятельности студента.
Оценивание деятельности обучающихся осуществляется в соответствии с Положением об организации учебного процесса, принятом в университете.
Критерии оценок знаний при сдаче зачета
Оценка «Зачтено» выставляется при достаточно полном системном знании вопроса и обязательном умении применять свои знания на практике и при обнаружении отдельных неточностей в ответе студента. Желательно к зачету подготовить реферат по отдельным темам курса «Эстетика».
Оценка «Не зачтено» выставляется при обнаружении отрывочных фрагментарных знаний либо при их полном отсутствии.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Основная литература:
Бычков В.В. Эстетика [Текст] Учебник для гуманит. направлений и спец. вузов.-М.: Гардарики, 2006. - 556 с. (Библиотека УлГПУ).
Гуревич П.С. Эстетика [Текст] : учебник для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 303 с. (Библиотека УлГПУ, Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/122652)
Золкин А.Л. Эстетика [Текст] : учеб. для вузов. - М. : Юнити-Дана, 2008. - 447 с. ( Библиотека УлГПУ).
Кривцун О.А. Эстетика [Текст] : учеб. для вузов по специальностям "Культурология", "Философия", "Искусствознание", "Музыковедение", " Филология" / О.А. Кривцун. - 2-е изд., доп. - М. : Аспект-пресс, 2003. - 447 с. ( Библиотке УлГПУ)
Яковлев Е.Г. Эстетика [Текст] : [учеб. для студентов вузов] - М. : Гардарики, 2004. - 463 с. – (Библиотека УлГПУ)
Дополнительная литература
Адорно Т. Эстетическая теория [Текст]; [пер. с нем. А.В. Дранова]. - М. : Республика, 2001. - 526,[1] с. (Библиотека УлГПУ).
Бореев Ю.Б. Эстетика [Текст] : [учеб. для студентов вузов]. - М. : Высшая школа, 2002. - 511 с. - Библиогр.: с. 468-493 ( Библиотека УлГПУ).
Бычков В.В. Эстетика [Текст] : Учебник для гуманит. направлений и спец. вузов. - М. : Гардарики, 2004. - 556 с. –(Библиотека УлГПУ)
Соболева А.П., Корабельникова Г.Г. Эстетика: Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050102.65 Биология с дополнительной специальностью 050201.65 Химия (очная форма обучения). – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 11 c. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.ulspu.ru).
Тарасов Ю.Н. Этика. Эстетика: учеб. пособие; РАО; Мос. психолог.-соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "Модэк", 2006. - 270,[1] с.
Розанов В.В. Красота в природе и ее смысл. 1895 г.85 с.(Электронный ресурс. Режим доступа http://www.knigafund.ru/books/122652).
Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Мультимедийный проектор.
2. Экран для проецирования изображения мультимедийным проектором.
3. Персональный компьютер.
|