Скачать 287.76 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Исторический факультет Кафедра философии и культурологии УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения) Составители: Мазилина Н.А., кандидат педагогических наук, доцент; Фуфаев И.В., ассистент Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29 июня» 2012 г. №6). Ульяновск, 2012 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Документы на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от Министерства образования РФ № 669 пед/сп от 31.01.2005 г.Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины ЕН.Ф.03 Концепции современного естествознания Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре. Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обусловлена тем, что имеет место быть необходимость формирования и развития объективных представлений о современной естественнонаучной картины мира у будущих специалистов разных специальностей. В современном мире проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознания им картины мира и своего места в нем обретают новое содержание и значимость. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других естественных наук, получении представлений о важнейших школах, и направлениях в развитии современного естествознания. Все это необходимо для формирования целостной научной картины окружающего мира. Краткая характеристика дисциплины. Дисциплина «Концепции современного естествознания» представляет собой сведения из различных областей естественнонаучного знания: астрономии, физики, химии, биологии и других. Она не сводится к механической сумме информации из этих дисциплин, а является интегральной их нитью, обобщая, систематизируя и, главное, – философски осмысляя естественнонаучный опыт человечества, накопленный за несколько тысячелетий. Эта дисциплина дает представления о единой научной картине мира на основе главных достижений естественных наук, а также – логики и методологии научного познания. Особое место отводится проблеме сущности человека, вопросам его происхождения, возможного будущего и предназначения во Вселенной. Раскрываются различные аспекты взаимодействия социума с биосферой и космосом, анализируются глобальные проблемы современного мира, решение которых имеет первостепенное значение для дальнейшей гео-, био-, космо- и социоэволюции. Дисциплина «Концепции современного естествознания» является междисциплинарной, имеет множество «точек соприкосновения» не только с математикой и естественными науками, но и с философией, историей, культурологией, психологией, социологией, экологией, и т.д., показывая их тесную связь между собой. Данная дисциплина представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных курсов астрономии, физики, химии, биологии, психологии и экологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-филосовского и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию. Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов. Основное назначение дисциплины «Концепции современного естествознания»– повышение общекультурного статуса через ознакомление с естественнонаучной культурой и уровня эрудиции в области современного естествознания, достижение высокого и устойчивого уровня профессионализма через фундаментализацию естественнонаучного образования. Современное естествознание – неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Эта дисциплина формирует у выпускников вузов философское, мировоззренческое осмысление достижений науки и их влияние на человека, на общество в целом. Cсоздает предпосылки для развития заложенного в каждом человеке интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту. Знание современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов естествознания необходимо для подготовки специалистов в любой области профессиональной деятельности. Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины. Целью изучения курса «Концепции современного естествознания» является формирование научного мировоззрения, представления о современной картине мира, освоение основных приемов и методов познавательной деятельности, необходимых современному квалифицированному специалисту. Основные задачи дисциплины: 1. Сформировать у студентов естественнонаучный способ мышления, целостное мировоззрение (теоретическое представление о тенденциях процессов в естественнонаучном познании, преодолевать фрагментарность данных в сфере современного естествознания); 2. Выработать у студентов систему знаний и представлений о естественнонаучной картине мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира 3. Научить понимать и иметь представление о сущности различных естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания. 4. Научить осознавать проблемы экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания. 5. Расширить общекультурный кругозор и профессиональную культуру студентов. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен владеть:
Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса «Концепции современного естествознания». Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «Концепции современного естествознания» основные темы и проблемы, но и более широкая проблематика и дисциплинарный тезаурус естественнонаучного знания, без которого современные требования к образованию специалиста невыполнимы. Учебная программа по курсу «Концепции современного естествознания» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от конкретных специальностей и «профилей» подготовки специалистов, от объёма учебного времени, от форм занятий, видов отчётности и т.п. Программа дисциплины предусматривает различные формы занятий: лекции, семинары, самостоятельные занятия. В процессе самостоятельной работы студенты изучают рекомендованную и другую литературу, помогающую им в осмыслении изучаемого материала, выполняют задания, предусмотренные программой курса. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Контроль усвоения содержания курса и за самостоятельной работой студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллеквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет по курсу «Концепции современного естествознания» в целом. |
Пояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,... Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности... | Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания... Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры... | ||
Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании... Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м... | Пояснительная записка Документы, на основании которых разработана... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | Пояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Пояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,... Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | Пояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,... Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | ||
Рабочая программа по химии пояснительная записка цели и задачи Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001.... | ||
Пояснительная записка нормативные правовые документы, на основании... Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004 | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок | Пояснительная записка цели и задачи: освоение знаний о человеке как... Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа |