Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания»





Скачать 287.76 Kb.
НазваниеПояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания»
страница1/3
Дата публикации18.02.2015
Размер287.76 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Исторический факультет

Кафедра философии и культурологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


Программа учебной дисциплины федерального компонента

для специальности

050703.65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения)


Составители: Мазилина Н.А., кандидат педагогических наук, доцент;

Фуфаев И.В., ассистент


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета

факультета педагогики и психологии

(протокол от «29 июня» 2012 г. №6).

Ульяновск, 2012

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Документы на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от Министерства образования РФ № 669 пед/сп от 31.01.2005 г.


Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
ЕН.Ф.03 Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре.

Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обусловлена тем, что имеет место быть необходимость формирования и развития объективных представлений о современной естественнонаучной картины мира у будущих специалистов разных специальностей. В современном мире проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознания им картины мира и своего места в нем обретают новое содержание и значимость. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других естественных наук, получении представлений о важнейших школах, и направлениях в развитии современного естествознания. Все это необходимо для формирования целостной научной картины окружающего мира.

Краткая характеристика дисциплины. Дисциплина «Концепции современного естествознания» представляет собой сведения из различных областей естественнонаучного знания: астрономии, физики, химии, биологии и других. Она не сводится к механической сумме информации из этих дисциплин, а является интегральной их нитью, обобщая, систематизируя и, главное, – философски осмысляя естественнонаучный опыт человечества, накопленный за несколько тысячелетий. Эта дисциплина дает представления о единой научной картине мира на основе главных достижений естественных наук, а также – логики и методологии научного познания. Особое место отводится проблеме сущности человека, вопросам его происхождения, возможного будущего и предназначения во Вселенной. Раскрываются различные аспекты взаимодействия социума с биосферой и космосом, анализируются глобальные проблемы современного мира, решение которых имеет первостепенное значение для дальнейшей гео-, био-, космо- и социоэволюции. Дисциплина «Концепции современного естествознания» является междисциплинарной, имеет множество «точек соприкосновения» не только с математикой и естественными науками, но и с философией, историей, культурологией, психологией, социологией, экологией, и т.д., показывая их тесную связь между собой. Данная дисциплина представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных курсов астрономии, физики, химии, биологии, психологии и экологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-филосовского и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию.

Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов. Основное назначение дисциплины «Концепции современного естествознания»– повышение общекультурного статуса через ознакомление с естественнонаучной культурой и уровня эрудиции в области современного естествознания, достижение высокого и устойчивого уровня профессионализма через фундаментализацию естественнонаучного образования. Современное естествознание – неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Эта дисциплина формирует у выпускников вузов философское, мировоззренческое осмысление достижений науки и их влияние на человека, на общество в целом. Cсоздает предпосылки для развития заложенного в каждом человеке интеллектуального потенциала, способствующего профессиональному и личностному росту. Знание современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов естествознания необходимо для подготовки специалистов в любой области профессиональной деятельности.
Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Целью изучения курса «Концепции современного естествознания» является формирование научного мировоззрения, представления о современной картине мира, освоение основных приемов и методов познавательной деятельности, необходимых современному квалифицированному специалисту.

Основные задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов естественнонаучный способ мышления, целостное мировоззрение (теоретическое представление о тенденциях процессов в естественнонаучном познании, преодолевать фрагментарность данных в сфере современного естествознания);

2. Выработать у студентов систему знаний и представлений о естественнонаучной картине мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира

3. Научить понимать и иметь представление о сущности различных естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания.

4. Научить осознавать проблемы экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания.

5. Расширить общекультурный кругозор и профессиональную культуру студентов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

  • фундаментальные понятия в области естественных наук;

  • основные теории, определяющие развитие естественных наук в настоящее время;

  • процессы и явления, происходящие в живой и неживой природе;

  • возможности использования естественнонаучных достижений в различных областях профессиональной деятельности;

  • специфику гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления;

  • сущность трансдисциплинарных идей и важнейших естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания;

  • проблемы экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания.


Студент должен уметь:

  • использовать фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной науки для интерпретации явлений природы и тенденций развития общества;

  • применять методы теоретического и экспериментального исследования; критически оценивать информацию на основе научного подхода;

  • логически верно, аргументировано и ясно определять позицию при решении профессиональных и других проблем;

  • формировать представления о естественнонаучной картине мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира.


Студент должен владеть:

  • методами оценки достоверности результатов и точности измерений;

  • методами научного мышления;

  • способностью к восприятию, обобщению и анализу информации;

  • навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;


Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса «Концепции современного естествознания». Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «Концепции современного естествознания» основные темы и проблемы, но и более широкая проблематика и дисциплинарный тезаурус естественнонаучного знания, без которого современные требования к образованию специалиста невыполнимы.

Учебная программа по курсу «Концепции современного естествознания» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от конкретных специальностей и «профилей» подготовки специалистов, от объёма учебного времени, от форм занятий, видов отчётности и т.п.

Программа дисциплины предусматривает различные формы занятий: лекции, семинары, самостоятельные занятия.

В процессе самостоятельной работы студенты изучают рекомендованную и другую литературу, помогающую им в осмыслении изучаемого материала, выполняют задания, предусмотренные программой курса.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

120

5

Аудиторные занятия

14




Лекции

8




Практические занятия (семинары)

6




Лабораторные работы

-




Самостоятельная работа

106




Курсовые работы/рефераты

-




Вид итогового контроля:




зачет

Контроль усвоения содержания курса и за самостоятельной работой студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллеквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является зачет по курсу «Концепции современного естествознания» в целом.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка Документы, на основании которых разработана...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка Документы, на основании которых разработана...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка. Содержание рабочей программы. Тематический план
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,...
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка. 1 Нормативные акты и учебно-методические документы,...
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа по химии пояснительная записка цели и задачи
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Дубов В. П. Концепции современного естествознания. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 032001....
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Пояснительная записка документы на основании которых разработана программа рабочая программа дисциплины «Концепции современного естествознания» iconПояснительная записка цели и задачи: освоение знаний о человеке как...
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск