I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;
социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с:
Государственным стандартом общего образования.
Законом «Об образовании РФ».
3. Учебным планом МБОУ «СОШ №7 им. Н.Т. Джаримока» а.Джиджихабль.
4. Программой основного общего образования (базовый уровень) по биологии авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова.
В соответствии с рекомендациями МО и Н РА 10-15 % времени используется на региональные, национальные и этнокультурные особенности при изучении анатомии человека с использованием наиболее типичных статистических данных по РА.
Количество часов: 68 (2 часа в неделю), лабораторных работ - 5
Формы организации учебного процесса:
Урок, внеклассные мероприятия, проверочные (тестирование, верны ли утверждения и др.) и лабораторные работы.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, социально-коммуникативные, разноуровневое и игровое обучение, критическое мышление.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный, мониторинговый.
Планируемый уровень подготовки:
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик будет:
Знать:
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа.
II. Содержание учебного предмета Тема
| Количество часов
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Лабораторные работы
| Человек как биологический вид
| 2
| Знать:
место человека в системе органического мира,
черты сходства человека и животных, факторы антропогенеза
Уметь:
выявлять особенности строения тела человека, объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека.
Определять органы и системы органов человека, характеризовать стадии эволюции человека, расы человека.
|
| Происхождение человека.
| 2
| Знать:
Биологические и социальные факторы антропогенеза
Основные этапы эволюции человека, их особенности.
Отличительные признаки рас.
|
| Краткая история развития знаний о человеке.
| 1
| Знать:
- историю развития знаний о строении и функциях организма человека.
|
| Общий обзор организма человека
| 4
| Знать:
Клеточное строение организма, строение животной клетки, функции частей и органоидов клетки.
Строение и значение тканей, органы и системы органов.
Уметь:
Раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов.
Называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов.
Распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей, органы
|
| Координация и регуляция
| 2
| Знать:
Строение и роль эндокринного аппарата в организме человека.
Основные функции эндокринных желез.
Уметь:
Распознавать основные железы внутренней секреции.
|
| Нервная система
| 4
| Знать:
Строение и функции нервной системы, ее частей, нейрона, рефлекторной дуги, головного и спинного мозга.
Роль нервной системы в регуляции функций организма человека.
Уметь:
Сравнивать строение нервной системы человека и животных, распознавать ее основные части.
Работать с учебником.
| 1
| Анализаторы
| 4
| Знать:
органы чувств человека, части анализаторов, находить их на рисунках, таблицах.
Роль анализаторов в восприятии и анализе раздражений окружающей среды.
Уметь:
Характеризовать гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса.
Объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения.
|
| Опора и движение
| 6
| Знать:
Основные отделы скелета и группы мышц.
Состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата, влияние физического труда и спорта на его формирование, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия.
Уметь:
Распознавать части опорно-двигательного аппарата
Характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц.
Оказывать первую помощь при повреждениях скелета.
Соблюдать правильную осанку.
| 2
| Внутренняя среда организма
| 4
| Знать:
Основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементов крови.
Сущность понятия иммунитет, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток.
Уметь:
Распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови.
Объяснять значение внутренней среды, ее компонентов.
|
| Транспорт веществ
| 4
| Знать:
Строение органов кровообращения.
Сущность понятий пульс, кровяное давление, изменение крови в кругах кровообращения, вредное влияние алкоголя курения на сердце и сосуды, их работу.
Уметь:
Распознавать на таблицах и моделях, муляжах органы кровообращения
Оказывать первую помощь при кровотечениях, подсчитывать пульс, измерять давление.
|
| Дыхание
| 5
| Знать:
Строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь, изменение состава воздуха, меры профилактики заболеваний органов дыхания
Уметь:
Обосновывать правила гигиены дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания.
Распознавать на таблицах органы дыхания, объяснять взаимосвязь их строения и функций.
Оказывать первую помощь при остановке дыхания.
|
| Пищеварение
| 6
| Знать:
Состав пищи и роль пищевых компонентов в жизни человека.
Строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении.
Гигиенические требования к пище.
Уметь:
Распознавать органы пищеварительной системы.
Обосновывать гигиенические правила питания и пищеварения.
Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.
Соблюдать правила гигиены питания.
|
| Обмен веществ и энергии. Витамины.
| 2
| Знать:
Суть и значение обмена веществ и энергии.
Значение питательных веществ, витаминов.
Уметь:
Объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов.
|
| Выделение
| 2
| Знать:
Роль и значение мочевыделительной системы
Уметь:
Распознавать органы .выделительной системы на таблицах.
|
| Покровы тела
| 3
| Знать:
Строение кожи, ее функции..
Роль кожи в терморегуляции..
Уметь:
Оказывать первую помощь при поражениях кожи и терморегуляции..
| 1
| Размножение и развитие
| 2
| Знать:
Сущность процесса оплодотворения и его значение.
Вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина на потомство.
Уметь:
Находить черты сходства и отличия в размножении и развитии млекопитающих и человека
|
| Высшая нервная деятельность
| 8
| Знать:
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Уметь:
Характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения.
| 1
| Повторение
| 5
|
|
| Резервное время
| 2
|
|
|
|