Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями





Скачать 217.36 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями
Дата публикации06.09.2014
Размер217.36 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка


Пояснительная записка.

Цели и задачи:

освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах и их свойствах; проводить наблюдения, ставить учебные опыты, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы; фиксировать результаты своей деятельности в виде описаний, схем, таблиц, учебных рисунков, выводов и обобщений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения живых организмов; самостоятельности в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации; приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание курса в 11 классе предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе по биологии в 10-11 классе по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).

В соответствие с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 11 классе складывается из расчета 68 часов из федерального компонента (2 часа в неделю).
В основе методики преподавания курса «Общая биология» лежит проблемно-поисковый эвристический подход, обеспечивающий реа­лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных.

Оценка знаний осуществляется через проверочные и контрольные работы, тестирование, практические работы.
Календарно – тематическое планирование по биологии 11 класс



Автор учебника В.Б. Захаров 2009 г

1 ч в неделю


№ п\п

Название раздела, темы урока

Цель урока

Домашнее задание

Дата проведения

Планируемая

Фактическая




1. Эволюционное учение




1.1 Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина (4 ч)

1

1.Развитие биологии в додарвиновский период

Познакомить учащихся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории




2.09




2

2. Работы К. Линнея по систематике растений и животных.

Формировать знания о системе органической природы созданной К.Линнеем




6.09




3

3. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле, познакомить учащихся с оценкой современниками трудов Ж.Б.Ламарка




9.09




4

4. Первые русские эволюционисты.

Познакомиться с идеями русских ученых по разработке эволюционных взглядов




13.09







1.2 Дарвинизм (7 ч)

5

1. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально- экономическими условиями начала 19 века.




16.09




6

2. Входная контрольная работа №1

Проверить степень усвоение материала за курс 10 класса по основным разделам общей биологии.




20.09




7

3. Анализ контрольной работы Учение Ч.Дарвина об естественном отборе.

Раскрыть заслугу Ч.Дарвина перед наукой, сформировать знания об естественном отборе, его формах, значении




23.09




8

4. Вид – эволюционная единица.

Углубить и расширить знания о виде, как центральном компоненте эволюционного процесса, сформировать знания о критериях вида




27.09




9

5. Борьба за существование и естественный отбор.

Сформировать знания о борьбе за существовании, её видах и значении в живой природе.




30.09




10

6. Л.р 1 «Изучение изменчивости , критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»


Углубить и конкретизировать знания на основе изучения признаков морфологического критерия, сформировать умения составлять характеристику видов с использованием основных критериев




4.10




11

7. Контрольная работа № 2 по теме «Развитие представлений об эволюции. Дарвинизм»


Проверить знания по теме «Развитие представлений об эволюции. Дарвинизм»




7.10







1.3 Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (7ч)

12

1.Анализ контрольной работы Эволюционная роль мутаций.

Доказать эволюционную роль мутаций




11.10




13

2. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди - Вайнберга

Раскрыть сущность генетических процессов в популяциях и их результатов




14.10




14

3. Приспособленность организмов к среде обитания.


формировать знания о механизмах возникновения приспособленности для объяснении явлений живой природы, раскрыть относительный характер приспособленности




18.10




15

Л.р 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»




21.10




16

4. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании.

расширить понятие «микроэволюция», формировать умение объяснять процесс видообразования




25.10




17

5. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

Раскрыть способы видообразования




28.10




18

7. Анализ контрольной работы. Эволюционная роль модификаций

Раскрыть эволюционную роль модификаций




8.11







1.4 Основные закономерности эволюции . Макроэволюция

19

1.Главные направления эволюционного процесса

Раскрыть основные направления эволюции, привести примеры.




11.11




20

2.Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса.

Выяснить черты отличия между биологическим прогрессом и регрессом




15.11




21

3.Основные закономерности эволюции.

Проанализировать явление дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне




18.11




22

4. Результаты эволюции.

Проанализировать результаты эволюции, повторить их причины.




22.11




23

5. Обобщение знаний по теме «Учение об эволюции органического мира.»

Обобщить и систематизировать знания по теме учение об эволюции органического мира, повторить понятийный аппарат темы.




25.11




24

Контрольная работа по теме №3 «Учение об эволюции органического мира»

Проверить степень усвоения знаний по теме




29.11







2. Развитие органического мира




2.1 Основные черты эволюции животного и растительного мира

25

1.Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру.

Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле, создать представления о ленте времени, формировать знания об особенностях флоры и фауны самых ранних эр органического мира




2.12




26

2. Первые следы жизни на Земле

Формирование знаний и умений поиска информации о первых следах жизни на Земле




6.12




27

3. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру.

Выяснить особенности климата и основные ароморфозы данной эры




9.12




28

4. Развитие на Земле в мезозойскую эру

Выяснить особенности климата и основные ароморфозы данной эры




13.12




29

5. Развитие на Земле в кайнозойскую эру

Выяснить особенности климата и основные ароморфозы данной эры




16.12




30

6. Подготовка презентации по теме «Развитие жизни на Земле»

Собрать иллюстрационный материал и систематизировать его , для доказательства развития органического мира




20.12




31

7. Виртуальное путешествие по эволюционным музеям. Обобщение и повторение темы

В интерактивном режиме ознакомиться с разными экспонатами выставок, посвященных эволюции живой природы




23.12




32

8. Контрольное тестирование

4 за первое полугодие (зачет)


Проверить знания по теме «Эволюция»




27.12




33

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками


Коррекция ошибок




30.12







2.2 Происхождение человека

34

1. Место человека в живой природе.

Определить место человека в системе органического мира, обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными, сформировать умение доказывать это.




10.01




35

2. Этапы антропогенеза.

Выяснить особенности строения и ЖЗД разных групп людей




13.01




36

3. Свойства человека как биологического вида.

Выделить признаки человека как биологического вида




17.01




37

4. Свойства человека как биосоциального существа.

Выяснить роль социальных факторов на развитие человеческого общества




20.01




38

5. Движущие силы антропогенеза.

Раскрыть движущие силы эволюции человека




24.01







3. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии




3.1 Понятие о биосфере

39

Вернандский Н.И. и его учение о биосфере.

Создать представления о биосфере на основе её главных признаков, познакомиться с учением В.В Вернандского




27.01




40

Структура биосферы




31.01




41

Компоненты биосферы




3.02




42

Круговорот веществ в природе. (кислорода, азота и углекислого газа)

Углубить знания о взаимосвязях живого и неживого, раскрыть сущность круговорота веществ и превращении энергии в биосфере.

Определить роль живых существ в круговороте веществ.




7.02




43

Круговорот веществ в природе. (серы, фосфора). Роль живых организмов в круговороте веществ.




10.02







3.2 Жизнь в сообществах

44

История формирования сообществ живых организмов.

Формировать представление о геологической истории материков и формировании сообществ




14.02




45

Биогеография

Изучить направление раздела биогеография




17.02




46

Биомы суши и мирового океана.

Изучить основные биомы суши воды




21.02







3.3 Взаимоотношения организма и среды

47

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценоз.

Охарактеризовать воздействие факторов среды на организм




24.02




48

Биоценоз.

Выяснить отличительные признаки биоценоза от биогеоценоза




28.02




49

Абиотические факторы среды.

Изучить факторы неживой природы и их роль на живые организмы




3.03




50

Биотические факторы среды

Изучить факторы живой природы и взаимосвязь абиотических и биотических факторов




7.03




51

Антропогенные факторы среды

Собрать доказательства антропогенного воздействия человека на природу




10.03




52

Экологическая пирамида. Причины формирования сообществ

Изучить правило экологической пирамиды, выяснить причины формирования экологических сообществ




14.03







3.4 Взаимоотношения между организмами

53

Формы взаимоотношений организмов. Позитивные


Раскрыть сущность позитивных отношений, сформировать умения различать проявления разных форм симбиоза




17.03




54

Формы взаимоотношений организмов. Антибиотические . Нейтральные


Углубить и расширить знания о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений




28.03




55

Повторение и обобщение темы «Основы экологии»

Повторить и систематизировать знания по теме биосфера и экологические сообщества




31.03




56

Контрольное тестирование № 5 тема «Основы экологии»

Проверка знаний по теме «Основы экологии»




4.04







4. Биосфера и человек




4.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы.

57

Анализ контрольной работы (проектный урок) Антропогенное воздействие на биоценозы

Собрать доказательства антропогенного воздействия человека на природу,




7.04




58

Семинар по теме «Проблемы рационального природопользования»

Развивать умение учащихся доказательно обосновывать свои мысли




11.04







4.2 Бионика

59

Формы живого в природе и их промышленные аналоги

Показать значение биологических знаний для развития техники, приборостроения, архитектуры и др.




14.04




60

Работа над проектом.

Разработать и создать проект –презентацию по теме «Биосфера и человек»




18.04




61

Защита проектов по теме «Биосфера и человек»

Развивать умение выступления в открытой аудитории




21.04




62,63

64, 65

Повторение основных вопросов курса.

Подготовка к годовой контрольной работе




25.04, 28.04, 2.05, 5.05




66

Годовое контрольное тестирование № 6

Проверка знаний по разделам общей биологии 10-11 класса




12.05




67

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Коррекция ошибок




16.05




68,69

Резервное время







19.05

23.05





Требования к уровню подготовки учащихся на ступени среднего (полного) образования

знать/понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

- фундаментальные понятия биологии;

- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня;

- сущность биологических процессов;

- основные положения биологических теорий, учений, закономерностей, гипотез;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- области применения достижений биологии в хозяйстве;

- положения эволюционной теории;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
уметь

- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения роли биологических теории в формировании современной естественно-научной картины мира;

- составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать и сравнивать;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- устанавливать взаимосвязи между строением и функциями;

- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета;

- решать генетические задачи, составлять родословные.
Литература

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004.

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006.

  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005.

  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004.

  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007.

  7. В.Б. Захаров и др. «Готовимся к ЕГЭ. Биология» Москва. Дрофа. 2008.

  8. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Растения. Грибы. Лишайники» Москва. Дрофа. 2008.

  9. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Животные» Москва. Дрофа. 2008.

  10. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Биология. Человек» Москва. Дрофа. 2008.

  11. В.Н. Фросин. В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ. Общая биология.» Москва. Дрофа. 2008.

  12. А.С. Маклакова. Е.Е. Жуйкова «Экзамен. Биология» Москва. Дрофа. 2008.

  13. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  14. Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  15. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  16. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.

  17. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004.

  18. ТОКОП «Доклад о состоянии окружающей природной среды Тамбовской области» 1996.

  19. Филичкина О.А. «История и экология г. Тамбова» Тамбов. 1986.

  20. И.Б. Агафонова. В.И. Сивоглазов «Биология растений, грибов, лишайников» Москва. Дрофа. 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка цели и задачи: освоение знаний о человеке как...
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconРабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка
Программа предназначена для формирования у учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье находится в прямой...
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено...
Освоение знаний: о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической...
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка цели изучения технологии в начальной школе:...
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании
В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений...
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconРабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка
В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений...
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconОсвоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование...
Тематическое планирование составлено на основе обязательного минимума содержания образования по ивт, представляет собой один из возможных...
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка изучение информатики и информационных технологий...
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных...
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка изучение курса направлено на реализацию следующих целей: освоение знаний
...
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка программа разработана с учетом федеральных...
Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка Изучение информатики и информационно-коммуникационных...
...
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка Дисциплина «Страхование»
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории страхования...
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconРуководство аттестуемого работника
Рф и формирование у обучающихся представления о месте и роли страхования во внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций....
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
Пояснительная записка. Цели и задачи: освоение знаний об эволюционном учении; о развитии органического мира; взаимоотношениях организма и среды; о человеке и его месте в биосфере; о бионике; теории; овладение умениями iconПояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего...
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск