Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса





Скачать 146.88 Kb.
НазваниеПояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса
Дата публикации29.02.2016
Размер146.88 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

3. Способствовать развитию биолого - экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

4. Опираясь на концепцию В.И.Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

7. Научить детей чувствовать красоту природы.

8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения - лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.


В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:

1.Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2. В стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возможности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





п/п

Темы уроков

Тип

урока

Элементы содержания


Требуемый результат


ИКТ

Дата проведения


Домашнее

задание


План


Факт






















ВВЕДЕНИЕ.

























Что изучает биологическое краеведение? Источники информации.

Вводная лекция с элементами беседы

Чтение, слушание, составление конспекта, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать что изучает биологическое краеведение, уметь пользоваться различными источниками информации










С. 3 - 6

Раздел 1. Растительный мир




Грибы. Споровые растения.

Изучение нового материала

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать грибы и споровые растения Саратовской области, уметь различать съедобные, условно съедобные и ядовитые грибы

Презентация







С. 7 §1.1



Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области

Презентация







§ 1.2



Флора Саратовской области.

Практическая работа №1 «Составление схемы Разнообразие флоры нашего края»

Актуализация знаний и умений, практикум

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.

Знать флору Саратовской области















Лесная растительность.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать растительность Саратовской области

Презентация







1.3



Степная и полупустынная растительность. Луговая растительность.

Практическая работа №2. Составление схем, характеризующих структуры местных природных сообществ.

Актуализация знаний и умений, практикум

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.

Знать и различать степную и полупустынную растительность, отличать от луговой растительности.


Презентация







§ 1.4-1.5



Прибрежно-водная растительность.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать прибрежно-водную растительность Саратовской области










§ 1.6



Интересные растения Вольского района.

Практическая работа №3 «Составление рефератов об интересных растениях района.»

Актуализация знаний и умений, практикум

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.

Знать интересную растительность Вольского района

Презентация












Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать растения обитающие на меловых и песчаных породах.










§ 1.7



Растения засолённых почв.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать растения засолённых почв.

Презентация







§ 1.8



Растительность Саратовской области.

Проверка знаний

Контрольное тестирование

Знать и различать

растительность Саратовской области.













Раздел 2. Животный мир




Животные обитающие в лесу.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.


Знать животных обитающих в лесах Саратовской области










§ 2.1



Степные животные.


Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать степных животных Саратовской области










§ 2.2



Кто живёт около водоёмов? Водные животные.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать водных животных Саратовской области

Презентация







§ 2.3 – 2.4



Беспозвоночные животные.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать беспозвоночных животных Саратовской области

Презентация







§ 2.5



Животные Вольского района.

Практическая работа № 4. «Характеристика животного мира Вольского района».

Актуализация знаний и умений, практикум

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.

Знать животных Вольского района Саратовской области















Опасные животные Саратовской области.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать опасных животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения с опасными животными.










§ 2.6



Сельскохозяйственные животные. Животные – вредители.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать с/х животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения животными - вредителями.

Презентация







§ 2.7 – 2.8



Животные на улицах города.

Практикум

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.













§ 2.9



Животный мир.


Проверка знаний

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать животный мир Саратовской области













Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края.



Геохронология, как наука.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать что изучает геохронология.










§ 3.1



Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать ископаемых беспозвоночных животных и ископаемые растения Саратовской области

Презентация







§ 3.2



Ископаемые позвоночные животные.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать ископаемых позвоночных животных Саратовской области










§ 3.3



Ранняя история Земли. Палеозойская эра.

Практическая работа .№ 5 «Составление таблицы палеонтологических объектов местности».

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, выполнение пр./р.













§ 3.4



Мезозойская эра


Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.




Презентация







§ 3.5



Кайнозойская эра.

Практикум

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.




Презентация







§ 3.6



Живое прошлое Саратовской области.

Проверка знаний и умений

Контрольная работа

Знать живое прошлое Саратовской области.













Раздел 4. Охрана природы



«Красная книга Саратовской области»

Практикум

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.




Презентация







§ 4.1



«Красная книга Саратовской области»

Практикум

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.




Презентация







§ 4.1



Особо охраняемые территории Саратовской области.

Актуализация знаний и умений

Чтение, слушание,составление конспекта, рассматривание иллюстраций, работа в тетради.

Знать особо охраняемые территории Саратовской области.










§ 4.2



Проектная работа «Красная книга Вольского района». Практикум

Исследовательская работа

Чтение, слушание,составление плана, рассматривание иллюстраций, работа в тетради, работа с дополнительной литературой.


















Проектная работа «Красная книга Вольского района». Практикум

Исследовательская работа
















33-34

Резервное время
























Учебные экскурсии:

  1. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).

  2. Изучение флоры города (поселка) и его окрестностей.

  3. Экскурсия в городской и детский парк или дендрарий ботанического сада СГУ.

  4. Экскурсии в лес (лесополосу), в степь, на реку (озеро, пруд).

  5. Экскурсия на зооферму (в сельской местности).

  6. Экскурсия в карьер на обрыв или в места выхода древних пород.

  7. Экскурсии на местные промышленные предприятия.

  8. Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия.

  9. Экскурсия на природоохранный объект.


Учебно-методический комплекс:

Биологическое краеведение: учебное пособие для 7 класса / Сост. В.Б. Сельцев, Л.П. Худяков, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.

Биологическое краеведение: Рабочая тетрадь для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2011.

Рекомендованная литература:

1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.

2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 – 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 – 2006 гг.

3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.

4. Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.

5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.

6. Строев К.Ф. Краеведение. М. "Просвещение" 1974,. 142с.

7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.

8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconРабочая программа педагога Изюмовой Светланы Васильевны (II квалификационная...
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка Цели и задачи курса
Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка Рабочие программы по географии для 6-10 классов...
Под ред. И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006., примерной программы по географии (6-9 классы), изд-во «Просвещение», 2010, а также рабочих...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса icon1. Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии, 9 класс
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии...
Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического...
Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии в 5-х классах....
Ро от 25. 04. 2013 №296); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии;...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории. История Нового времени (7 класс)
Рабочая программа по истории для 6-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка: 3-17 нормативно правовые документы; 3 цели...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 11 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка рабочая программа интегрированного курса отечественной...
«История России ХХ – начало XXI века» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. /...
Пояснительная записка программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии. Основные цели и задачи курса iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск