Скачать 266.44 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение курса направлено на реализацию следующих целей: - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; о биологических системах, истории развития современных представлений о живой природе, открытиях в биологической науке. Освоение знаний о строении, многообразии особенностях биосистем, современных исследованиях в биологической науке Архангельской области; - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; работать с биологическими приборами и др., инструментами, справочниками, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах. Овладение умениями анализировать и применять на практике региональную биологическую информацию; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки, проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за особями местной флоры и фауны; работы с региональными источниками информации; - воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, в необходимости охраны и бережного отношения к природе родного края, в целом живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения оппонента при обсуждении биологических проблем; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей, в том числе проживающих в условиях Европейского Севера и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.В. Пакулова. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками, психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Рабочая программа 9 класса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования Архангельской области. Составители: Лавринова А.П., Баталов А.Е., Лукина С.Ф., Морозова Л.В., Нехорошкова С.И., Филлипов Б.Ю. Указание: Рабочая программа предполагает изучение только раздела «Введение в общую биологию». Раздел «Основы экологии», (который есть в учебнике) в 9 классе не изучается. В программе основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.В. Пакулова, соответствующая федеральному компоненту государственного стандарта, данный раздел тоже отсутствует. Этот раздел подробно изучается в 11 классе в курсе «Биология. Общая биология. 10 -11 классы», А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Для реализации рабочей учебной программы используется учебник А.А. Каменский «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». М.: «Дрофа», 2010 г. Формы проведения занятий различны. Частая форма занятий – урочная, которая предполагает использование различных типов урока. Запланированы: беседы, семинары, круглые столы, презентации; практические, демонстрационные, лабораторные работы; экскурсии и фенологические наблюдения. На уроках запланировано проведение творческих занятий при осуществлении исследовательской работы с учащимися. Это возможно вследствие проведения реферативных слушаний, просмотра работ с использованием презентаций, творческих уроков или этапов урока. Текущий контроль проводится в форме тестовых работ. Для такого контроля знаний по отдельным темам курса биологии, а также на уроках по обобщению материала всей темы, используются тестовые задания из пособия «Тесты по биологии»: А.А. Каменский. Биология. «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2006. Тестовые задания этого пособия проверяют, прежде всего, знание фактического материала учебника, а также основные биологические понятия и закономерности, которые должны знать учащиеся при изучении школьного курса биологии. Методическая специфика тестов заключается в том, что они позволяют в короткое время проверить знания учеников всего класса, используя равноценные вопросы. Для этого в каждом варианте каждого тематического комплекса предусмотрено четкое число заданий, позволяющее разделить их на два варианта заданий, предлагаемых классу. Кроме разноуровневых тестов, проводятся самостоятельные и проверочные работы, как формы текущего контроля. Итоговый контроль предусмотрен в виде административной контрольной работы. Оценивание учащимся ставится по пятибалльной шкале в переводе от 100% Оценка 5 – 91 % выполненной работы; Оценка 4 – 71 % выполненной работы; Оценка 3 – 51 % выполненной работы; Оценка 2 – менее 51 % выполненной работы. В 9 классе по рабочей программе 4 лабораторной работы, 3 экскурсии. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 15-16 лет. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа 9 класса по биологии предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 9 класс. Введение в общую биологию. Введение (2 часа) Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (54 часа). Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов) Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов) Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Лабораторная работа: «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом». Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов) Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. Лабораторная работа: «Выявление изменчивости организмов». Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия вида». Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов) Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем. Лабораторная работа: Составление пищевых цепей» Экскурсия в биогеоценоз. Экскурсия в агроценоз (на примере местного тепличного хозяйства) Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа) Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек». РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов) Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. Экскурсия: Причины многообразия видов в природе. Лабораторная работа: «Изучение приспособленности и ее относительности» РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов). Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. Лабораторная работа: «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В результате изучения предмета выпускники основной школы должны: называть • общие признаки живых организмов; • признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; • причины и результаты эволюции; приводить примеры • усложнения растений и животных в процессе эволюции; • природных и искусственных сообществ; • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных; характеризовать • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма; • обмен веществ и превращение энергии; • роль ферментов и витаминов в организме; • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов); •дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека; • вирусы как неклеточные формы жизни; • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ; обосновывать • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; • особенности человека, обусловленные прямо хождением, трудовой деятельностью; • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека; • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия; • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере; распознавать • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека; • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы; сравнивать • строение и функции клеток растений и животных; • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы; применять знания • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний; • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов; делать выводы • о клеточном строении организмов всех царств; • о родстве и единстве органического мира; • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных; наблюдать • сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; соблюдать правила • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных; • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Перечень лабораторных работ (4 часа) Л/Р № 1 «Рассматривание клеток растений и животных по микроскопом» Л/Р № 2. «Выявление изменчивости организмов». Л/Р № 3 «Выявление морфологического критерия видов» Л/Р № 4 «Составление пищевых цепей» Л/Р № 5 «Изучение приспособленности и ее относительности» Л/Р № 6 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» Перечень тем из регионального компонента (7 часов) Р.К. 1.Основные экосистемы Архангельской области Р.К. 2. Признаки основных экосистем Архангельской области Р.К. 3. Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Европейского Севера. Р.К. 4. Типы взаимодействий разных видов в экосистемах Архангельской области. Охрана природы в Архангельской области Р.К. 5. Агроэкосистемы Архангельской области. Агроклиматическая характеристика Архангельской области (Л/р) Р.К. 6.Экологические сукцессии в Архангельской области Р.К. 7. Влияние деятельности человека на экосистемы Архангельской области Перечень экскурсий (3 часа) Экскурсия (1) в биогеоценоз Экскурсия (2)в агроценоз Экскурсия (3) «Причины многообразия видов» Экскурсия (4) в краеведческий музей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Пояснительная записка Изучение информатики и информационно-коммуникационных... ... | Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего... Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике | ||
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего... Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике | Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего... Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике | ||
Пояснительная записка Изучение биологии в 7 классе направлено на... Создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей | Пояснительная записка. Изучение биологии на базовом уровне направлено... Освоение знаний: о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической... | ||
Пояснительная записка Изучение химии на базовом уровне среднего (полного)... Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях | Пояснительная записка изучение информатики и информационных технологий... Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных... | ||
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики... ... | Пояснительная записка Освоение физической культуры в начальной школе... | ||
Пояснительная записка Предмет математика Цели и задачи курса: Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | ||
Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | ||
Пояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Пояснительная записка содержание среднего (полного) общего образования... Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение... |