Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей





Скачать 218.38 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей
Дата публикации22.09.2014
Размер218.38 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Цель изучения учебного предмета

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

  • формирование информационной культуры, соответствующей требованиям современного общества

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель системы и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

В информационном обществе важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные методы и средства. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры.

Предлагаемая программа базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютера. Такая концепция называется системно-информационной. Такая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. Акцент на развитие мышления, определяющее способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, становится определяющим. Системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Одним  из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча­щихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ­ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива­ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли­цами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника­ций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно­го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон­трольной работы. Критерием оценки соответствия авторской программы по информатике и ИКТ Государственному образовательному стандарту по учебному предмету «Информатика и ИКТ» [2] может служить анализ предлагаемого содержания обучения с точки зрения выполнения требований к уровню подготовки выпускника школы, которые представлены в нем в следующем виде:

Настоящая программа составлена на основе программы Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс (7-9 классы общеобразовательных учреждений)» и «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) с с учетом ключевых положений федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течении 34 часов из расчета 1 час в неделю.

Необходимость создания своей рабочей программы вытекает из того, что примерные программы под редакцией Н.В. Макаровой рассчитаны на 204 часа (3 года по 2 часа или 2 года по 3 часа) или 136 часов (2 года по 2 часа). В наших условиях базовый учебный план предусматривает 1 час в 8 классе и 2 часа в 9 классе, таким образом всего 102 часов. Дерево образовательного процесса базового курса требует корректировки исходя из условий региона

Место учебного предмета в учебном плане

В основной школе «Информатика» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе. ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит 34 часов при 1 часе в неделю.

Тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная

нагрузка учащегося, ч.

Из них

Контроль-ная работа, ч.

Самостоятельная работа

Практическая работа

1.

Информационная картина мира

11

1

3 самостоятельные работы по 10 и 15 мин




2

Программное обеспечение информационных технологий

10







3

3

Элементы математической логики.

5




1 самостоятельная работа на 20 мин




4

Понятие алгоритма

8

1

1 самостоятельная работа на 15мин







Итого

34

2




3



Содержание учебного предмета

Раздел 1. Информационная картина мира 11 часов

Информация и информационные процессы. Введение в предмет информатики. Понятие информации. Восприятие информации. Свойства информации.  Представление информации. Языки. Кодирование информации. Информация. Измерение информации. Кодирование числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Информационная деятельность человека: сбор, обработка, передача и хранение информации. Понятие процесса. Информационные процессы в обществе и живой природе.  Роль информации в жизни людей. Информационные процессы в технике. Компьютер – средство информационной технологии. Информационные основы управления.

Объекты и системы объектов. Информационные модели. Представление об объектах. Свойства и параметры объектов. Представление о модели.  Информационные модели. Отношения и связи объектов. Представление о системе объектов. Информационная модель системы. Основы классификации объектов. Наследование свойств. Классификация компьютерных документов. Классификация моделей. Инструменты моделирования. Основные этапы моделирования. Составление информационных моделей.

Учащиеся должны знать:

  • Назначение моделирования;

  • Основные типы задач моделирования;

  • Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.


Учащиеся должны уметь:

  • Разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

  • Задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе ее постановки;

  • Создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную на этапе разработки модели.

Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий 10 часов

Системная среда Windows. Инструменты прикладной среды. Назначение среды Windows. Интерфейс ОС. Графический интерфейс и его объекты. Приложение  и документ. Роль и назначение прикладной среды и  организация работы  с ней. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интер­фейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Прикладная среда текстового редактора Текстовые редакторы и создание простейших текстовых документов. Разметка страниц. Работа с фрагментами текста. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Сохранение документов. Элементы форматирования.

Учащиеся должны знать:

  • Класс задач, ориентированный на моделирование в текстовом процессоре;

  • Технологию работы в среде текстового процессора.



Учащиеся должны уметь:

  • Выделять объекты текстового документа и его параметры;

  • Составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора;

  • Выполнять моделирование в среде текстового процессора.

Технология обработки графической информации. Области применения компьютерной графики. Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера. Интерфейс графических редакторов. Преобразование и создание изображений

Прикладная среда для создания презентаций Презентация как способ создания рекламы, учебного фильма, представления данных. Интерфейс программы PowerPoint. Способ создания презентаций. Редактирование презентаций. Анимации, настройка анимации. Операции со слайдами. Настройка презентаций. Создание несложной презентации.

Раздел 3 Элементы математической логики. 5 часов.

Логические основы построения компьютеров – Основные понятия алгебры логики. Логические выражения. Таблицы истинности логических функций. Логические элементы и основные логические устройства. Решение логических задач.

Раздел 4. Понятие алгоритма 8 часов

Алгоритмы. Виды алгоритмов Алгоритм. Свойства алгоритма. Формы представления алгоритмов; блок-схемы. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: линейный, ветвление.

В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • понятие информации и её основные виды:

  • виды информационной деятельности;

  • формы представления информации;

  • назначение языка, кода и кодирование информации;

  • понятие информационного процесса

  • роль технических устройств;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • понятие объекта управления и структуру систем управления;

  • понятие объекта и его свойств;

  • понятие о параметре, действии и среде существования объекта;

  • понятие модели, информационной модели; формы представления информационных моделей;

  • понятие системы объектов, отношения и связи между объектами;

  • типовую систему информационной системы;

  • виды классификаций объектов;

  • технологию работы в среде графического редактора;

уметь


  • определять информационный объем любого текста;

  • кодировать текст каким – либо способом;

  • приводить примеры информационной деятельности;

  • приводить примеры носителей информации;

  • шифровать фразы с помощью ключа;

  • приводить примеры информационных процессов;

  • выделять объект управления и управляющее воздействие;

  • выделять объекты из окружающего мира;

  • перечислять действия, характеризующие объект;

  • представлять сведения об объекте в виде таблицы;

  • приводить примеры материальных моделей;

  • приводить примеры нематериальных моделей;

  • приводить примеры системы;

  • разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;


Календарно – тематический план



п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

планируемая

фактически

I

Информационная картина мира




11










1.1

Понятие об информации

урок изучения и закрепления новых знаний

1










1.2

Понятие об информации

урок обобщения знаний, умений и навыков

1










1.3

Информационная деятельность человека

урок изучения и закрепления новых знаний

1

Самостоятельная работа на 10 мин







1.4

Информационные процессы

комбинированный урок

1










1.5

Информационные процессы

комбинированный урок













1.6

Информационные основы процессов управления

комбинированный урок

1

Самостоятельная работа на 10 мин







1.7

Представление об объектах окружающего мира

комбинированный урок

1










1.8

Представление об объектах окружающего мира

урок изучения и закрепления новых знаний

1










1.9

Информационная модель объекта

урок изучения и закрепления новых знаний













1.10

Информационная модель объекта

урок обобщения знаний, умений и навыков

1

Самостоятельная работа на 10 мин







1.11

Контрольная работа по теме «Информационная картина мира»

Урок контроля знаний учащихся

1

Контрольная работа







II

Программное обеспечение информационных технологий




10










2.1

Системная среда Windows

Комбинированный урок

1










2.2

Прикладная среда текстового процессора Word

Комбинированный урок

1










2.3

Практическая работа №1

Комбинированный урок

1

Практическая работа







2.4

Прикладная среда графического редактора Paint

Комбинированный урок

1










2.5

Прикладная среда графического редактора Paint

урок обобщения знаний, умений и навыков

1










2.6

Практическая работа №2

Комбинированный урок

1

Практическая работа







2.7

Прикладная среда Power Point

Комбинированный урок

1










2.8

Прикладная среда Power Point

урок обобщения знаний, умений и навыков

1










2.9

Защита презентаций

Урок- демонстрация знаний

1










2.10

Защита презентаций

Урок- демонстрация знаний

1










III

Элементы математической логики.




5










3.1

Логика как наука. Законы логики. Понятие об алгебре высказываний

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1










3.2

Решение логических задач

урок закрепления новых знаний

1










3.3

Решение логических задач

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1










3.4

Решение логических задач

урок закрепления новых знаний

1










3.5

Решение логических задач

урок обобщения знаний, умений и навыков

1

Самостоятельная работа на 20 мин







IV

Понятие алгоритма




8










4.1

Понятие алгоритма. Свойства и формы представления алгоритма.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1










4.2

Понятие алгоритма. Свойства и формы представления алгоритма

Комбинированный урок

1










4.3

Линейный алгоритм.

Комбинированный урок

1










4.4

Линейный алгоритм.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1










4.5

Разветвляющийся алгоритм

Комбинированный урок

1

Самостоятельная работа на 15 мин







4.6

Разветвляющийся алгоритм

Комбинированный урок

1










4.7

Стадии создания алгоритма

Комбинированный урок

1










4.8

Контрольная работа по теме «Понятие алгоритма»

Урок контроля знаний учащихся

1

Контрольная работа










ИТОГО




34

3








Материально-техническое обеспечение учебного предмета


  1. Перечень оборудования

Компьютеры, ноутбуки, мультимедийный проектор, сканер, принтер


  1. Перечень наглядных и дидактических материалов




  • Набор самостоятельных работ по каждой главе на отдельных карточках

  • Тесты по всем главам

  • Контрольные работы по всем главам

  • Диски с различными программами

  • Презентации автора рабочей программы

Учебные таблицы:

  1. Как измерить информацию

  2. Информационные процессы

  3. Информационное моделирование

  4. Устройство персонального компьютера

  5. Программное обеспечение ПК

  6. Базовые алгоритмические структуры

  7. Информационная система

  8. Интернет –мировая система компьютерных сетей

  9. Способы восприятия и представления информации

  10. Кодирование информации в ПК


Учебно-методическое обеспечение предмета:

1. Основная учебно – методическая литература

  1. Информатика и ИКТ. Учебник  8-9  под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер, 2010.

  2. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 под редакцией профессора Н.В. Макаровой. Питер, 2010.

  3. Информатика и ИКТ. Практикум по моделированию 9-11 класс под редакцией Н.В. Макаровой. Питер, , 2009.


2. Дополнительная учебно- методическая литература и источники

  1. Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция), СПб.: Питер, 2007.

  2. Информационная картина мира. Методическое пособие для учителя часть 1 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер.  2009.

  3. Программное обеспечение информационных технологий. Методическое пособие для учителя часть 2 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер.  2009.

  4. Техническое обеспечение информационных технологий. Методическое пособие для учителя часть 3 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер.  2009.

  5. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2008

Перечень сайтов

  1. Мы и образование. Информатика

  2. К уроку информатики. Книги для скачивания

  3. ЕГЭ-2007 по информатике с решением

  4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии

  5. Шауцукова Л.З. ИНФОРМАТИКА. Теория (с задачами и решениями) и Зеркало с этого сайта

  6. Ответы по информатике на экзамены 2008 г. для 9 класса

  7. Ответы по информатике на экзамены 2008 г. для 11 класса

  8. Издательство Интерактивная линия. Информатика. Теория и тесты

  9. Сайт "Информатика в школе" учителя информатики Смирновой И.Е.

  10. Сайт учителя информатики Полякова К.Ю.

  11. В.П. ЖУКОВ. ИНФОРМАТИКА. КУРС ЛЕКЦИЙ

  12. Сайт учителя информатики Ремнева А.А.

  13. Материалы для подготовки к экзаменам по информатике

  14. Сайт преподавателя информатики Вешнякова В.А.

  15. Сайт по информатике доцента Микеровой Л.Н.

  16. Олимпиадная информатика

  17. Московская олимпиада по информатике

  18. Тесты по основам И и ИКТ

  19. Кодирование информации

  20. Кодирование информации в курсе информатики средней школы

  21. Сайт Клякс@.net "Информатика в школе. Компьютер на уроках"

  22. Количество информации. Формулы Хартли и Шеннона

  23. Тесты по информатике, языку Паскаль и Excel

  24. Библиотека готовых скриптов

  25. Обучение основам HTML, Excel, Word. Создание и оптимизация сайта

  26. 10 уроков по Excel

  27. Первые шаги. MS Office, Windows, Corel Draw, языки программирования

  28. Краткое руководство по языку HTML

  29. Электронный учебник HTML и JavaScript

  30. Информатика в школе. Марковская Л.А., Лопатина Н.С. и др.

  31. Курс лекций. Информатика

  32. Библиотека. Публикации учителей. Информатика

  33. Михайлова Н.И. Методическая поддержка курсов по информатике (МИОО)

  34. Изучение и преподавание информатики в школе

  35. Трушин О.В. Информация для информатиков (методика, задачи, тесты)

  36. История развития компьютеров

  37. Поколения ЭВМ: от лампм к микросхемам

  38. Информатика. Основные сведения

  39. Внутренние и внешние команды DOS

  40. Операционная система DOS

  41. Алгоритмы - Библиотека алгоритмов

  42. Обработка графической информации

  43. Учебник по Photoshop

  44. ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

  45. Юдина А.Г. В помощь учителю информатики

  46. Материалы для подготовки к экзаменам по базовому курсу информатики (9 класс)

  47. Планирование по информатике для учителей + Скачать весь zip-архив 125 Кб

  48. Язык программирования QBasic

  49. Сайт для учителя информатики

  50. Online клавиатурный тренажёр

  51. Олимпиады по информатике

  52. Томилова Е.А. Архитектура компьютера (обучалка)

  53. Заготовки задач для проведения ЕГЭ по информатике

  54. Обучающие программы по информатике

  55. Ссылки для изучения электронных таблиц Excel >>

  56. Задания по Word >>

  57. Введение в базы данных

  58. Список задач по курсу информатики

  59. Флэш-тесты и файлы по моделированию (Zip-арх. 1,05 Мб)

  60. Контрольные работы по информатике

  61. ИНФОРМАТИКА.РУ

  62. Тесты по информатике. Тест №1. Информация

  63. Тесты по информатике. Виды работ с информацией

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПротокол №1 от «23»
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение информатики и информационно-коммуникационных...
...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение предмета...
Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconРабочая программа педагога
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconРабочая программа педагога
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconРабочая программа педагога
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение математики...
Овладениесистемой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconРабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПрофильный уровень
Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение информатики и информационных технологий...
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное...
Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны владеть в начале учебного года
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по информатике и икт
Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей iconСтандарт основного общего образования по информатике и икт
Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск