Скачать 304.99 Kb.
|
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089; примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый)уровень 2004 г. авторская программа основного общего образования по биологии Д.И. Трайтака
Задачи:
Рабочая программа рассчитана на 68 часов 2 часа неделю. 6кл.- Практические работы 23 Тестовый контроль (7) Итоговая контрольная работа 1 7кл-Практические работы: 26 Тестовый контроль : 8 Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
Содержание программы 6 класс ВВЕДЕНИЕ (2 часа) Введение (2 часа) Растения как составная часть живой природы. Ботаника - наука о растениях. Значение растений в природе и жизни человека. РАЗДЕЛ 1. РАСТЕНИЯ (52 часа, из них 3 часа на обобщение, систематизацию и контроль знаний) Разнообразие растительного мира (4 часа) Среда обитания растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Температура, влага, воздух и свет - факторы, влияющие на рост растений. Ростовые движения - тропизмы. Лабораторные и практические работы:
Клеточное строение растений (3 часа) Понятие о химическом составе растений. Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка - основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Понятие об обмене веществ, наследственности. Рост и деление клеток. Понятие о тканях и их функциях в растительном организме. Лабораторные и практические работы:
Семя (2 часа) Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семени. Лабораторные и практические работы:
Корень (6 часов) Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы. Типы корневых систем. Внешнее и внутренне строение корня в связи с выполняемыми функциями. Значение корней для закрепления растений в почве. Корневые волоски, их роль в поглощении воды и минеральном питании растений. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней. Лабораторные и практические работы:
Побег (11 часов, из них 1 на обобщение и систематизацию знаний) Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки. Конус нарастания. Разнообразие почек. Разнообразие побегов. ветвление побегов. Формирование кроны у плодовых культур. Образка деревьев и кустарников. Стебель - осевая часть побега. Внутреннее строение древесного стебля. Рост стебля в толщину. Передвижение питательных веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица. Строение, биологическое и хозяйственное значение видоизмененных побегов. Лист - боковой орган побега. Внешнее строение листа. разнообразие форм листьев, их видоизменения. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Функции кожицы, устьиц, столбчатой и губчатой ткани. Фотосинтез. Космическая роль растений. Образование органических веществ в листьях. Расход и накопление энергии в растении. дыхание листьев. Испарение воды листьями. Приспособление растений к условиям освещения и увлажнения (светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения). Листопад, его значение в жизни растений. Лабораторные и практические работы:
Размножение и развитие растений (11 часов, из них 1 на систематизацию и обобщение знаний) Цветок - видоизмененный побег, образующий семена и плоды. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие форм и окраски цветков. Цветки обоеполые, однополые. Однодомные и двудомные растения. Соцветия простые и сложные. Опыление и оплодотворение. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Образование семян и плодов. Период покоя у семян культурных и дикорастущих растений. Биологическое значение семенного размножения растений. Прорастание семян. Питание и дыхание проростков семян. Жизненные циклы растений. Развитие растений. Понятие о размножении растений. Формы и способы размножения. Вегетативное размножение и его биологическое значение. Способы размножения черенками (стеблевыми, листовыми, корневыми), отводками, делением куста. Размножение видоизмененными побегами: клубнями луковицами, корневищами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и в декоративном садоводстве. Лабораторные и практические работы:
Основные группы растений и историческое развитие растительного мира (13 часов из них 1 на систематизацию и обобщение знаний) Понятие о систематике как о разделе биологической науки. Основные систематические категории: царство, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство Растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Использование водорослей в промышленности и сельском хозяйстве. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение мхов на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Плауны. Плаун булавовидный - один из древнейших представителей современных споровых растений. Хвощи. Биологические особенности хвощей (на примере полевого, лугового или лесного хвоща). Папоротники. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана папоротников и плаунов. Общая характеристика голосеменных. Размножение голосеменных. Роль голосеменных в природе и практическое использование в хозяйственной деятельности человека. Охрана голосеменных растений. Общая характеристика покрытосеменных растений. Их распространение на планете. Классификация покрытосеменных. Класс двудольные растения. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств капустных (крестоцветных), розоцветных, пасленовых, бобовых, астровых (сложноцветных). Класс однодольные растения. Общая характеристика класса. Семейства мятликовых (злаковых) и лилейных. Особенности биологии пшеницы, кукурузы, лилии, тюльпана. Усложнение строения растений в связи с переходом от жизни в водной среде к жизни в наземно-воздушной среде обитания. Экологические факторы, влияющие на видовое разнообразие покрытосеменных и способствующие их расселению по всей планете. Лабораторные и практические работы:
РАЗДЕЛ 2. ВИРУСЫ. БАКТЕРИИ (4 часа) Понятие о вирусах как неклеточной форме жизни. Общая характеристика бактерий. Среды обитания бактерии. особенности строения бактерий. Процессы жизнедеятельности бактерий. Переживание бактериями неблагоприятных условий. Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных и человека. Значение бактерий в природе и жизни человека. РАЗДЕЛ 3. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (6 часов, из них 1 на систематизацию, обобщение и контроль знаний по разделам 2 и 3) Общая характеристика грибов. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты. Значение грибов в природе и жизни человека. Введение в культуру шампиньонов. Охрана грибов. Общая характеристика лишайников. Экология лишайников. Строение, питание и размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе. Лабораторные и практические работы:
РАЗДЕЛ 4. ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ В СООБЩЕСТВАХ (3 часа) Понятие о растительном сообществе (фитоценозе). Структура растительного сообщества. Совместная жизнь растений, бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Характеристика основных типов растительности. Искусственные сообщества (агроценозы). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) и ботанические сады, их роль в сохранении ценных видов растительного мира. Проведение итоговой контрольной работы и анализ ее результатов - 2 часа Резервное время - 2 часа Содержание программы 7 класс: ВВЕДЕНИЕ (2 часа) Введение (2 часа) Животные - часть живой природы. Зоология - комплекс наук о животных. Понятие о фауне. Многообразие животного мира. Среды обитания животных. Классификация животного мира: царства, типы, отряды, семейства, роды, виды. РАЗДЕЛ 1. ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (5 часов) Одноклеточные животные, или простейшие (5 часов) Общая характеристика одноклеточных животных. Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории. Споровики. Паразитизм простейших. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Лабораторные и практические работы:
РАЗДЕЛ 2. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (23 часа, в т.ч. 2 часа на обобщение и систематизацию знаний) Кишечнополостные (2 часа) Многоклеточные животные. Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, размножение). Рефлекс. Регенерация. Медузы. Коралловые полипы. Коралловые рифы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы:
Черви (4 часа) Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Среды обитания червей. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Свободноживущие плоские черви: молочно-белая планария. Паразитические плоские черви: печеночный сосальщик, бычий цепень. Круглые черви: человеческая аскарида, нематоды. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики глистных заболеваний. Кольчатые черви: дождевые черви, пиявки. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение дождевых червей в почвообразовании. Лабораторные и практические работы:
Моллюски (4 часа) Общая характеристика типа моллюсков. Классы: брюхоногие, двустворчатые, головоногие моллюски. Среды обитания и распространение моллюсков. Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности моллюсков. Виноградная улитка. Слизни. Беззубка обыкновенная. Кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы:
Членистоногие (13 часов, в т.ч. 1 час на обобщение и систематизацию знаний по тематическому блоку «Членистоногие» ) Общая характеристика типа членистоногие. Классы членистоногих. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания, покровы, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности речного рака. Многообразие ракообразных. Их значение в природе и жизни человека. Охрана ракообразных. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Пауки. Скорпионы. Клещи. Паук-крестовик. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности. Внекишечное пищеварение. Инстинкты. Значение паукообразных в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры предосторожности. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Особенности строения, процессов жизнедеятельности и развития жуков. Бабочки. Тутовый шелкопряд. Общественные насекомые. Медоносные пчелы, муравьи, наездники. Насекомые - паразиты и распространители заболеваний человека и животных. Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве. Лабораторные и практические работы:
РАЗДЕЛ 3. ТИП ХОРДОВЫЕ (35 часов) Подтип Бесчерепные (2 часа) Общая характеристика типа хордовые. Ланцетник. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности ланцетника. Подтип Черепные. Рыбы (7 часов) Общая характеристика рыб. Видовое разнообразие рыб. Распространение, экологические группы рыб (по месту обитания). Особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни. Внутреннее строение рыб. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена веществ у рыб. Размножение, развитие и миграции рыб. Происхождение, классификация и значение рыб в природе. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов. Лабораторные и практические работы:
Земноводные (4 часа) Общая характеристика класса Земноводные. Среды обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. Внешнее строение земноводных. Особенности процессов жизнедеятельности и обмена веществ у земноводных. Размножение, развитие и происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе. Лабораторные и практические работы:
Пресмыкающиеся (4 часа, в т.ч. 1 час на обобщение и систематизацию знаний о холоднокровных позвоночных животных) Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности пресмыкающихся. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Происхождение пресмыкающихся. Многообразие современных пресмыкающихся (чешуйчатые, черепахи, крокодилы), их значение и охрана. Птицы (8 часов Пресмыкающиеся (4 часа, в т.ч. 1 час на обобщение и систематизацию знаний о холоднокровных позвоночных животных) Общая характеристика класса Птицы. Особенности внешнего и внутреннего (мускулатуры, скелета) строения, процессов жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Жизнедеятельность птиц в течение года. Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц. Экологические группы птиц по местам их обитания. Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц. Одомашнивание птиц. Птицеводство. Лабораторные и практические работы:
Млекопитающие (10 часов, в т.ч. 1 час на обобщение и систематизацию знаний позвоночных теплокровных животных) Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности пресмыкающихся. размножение, развитие и забота о потомстве у млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Экологические группы млекопитающих (по месту обитания). Разведение одомашненных млекопитающих. Охрана млекопитающих. Лабораторные и практические работы:
Требования к уровню подготовка учащихся В результате изучения курса биологии 6 класса ученик должен: Знать/понимать:
Уметь:
В результате изучения курса биологии 7 класса ученик должен: Знать/понимать:
Уметь:
проводить просветительскую работу по охране животных. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Трайтак Д. И.,Трайтак Н. Д. Биология «Животные» 7 класс. – М.: Мнемозина, 2009 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биология. 5-11 классы / автор-составитель А. Е. Андреева и др.; под редакцией Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008... | ||
Тематическое планирование. По учебнику А. И. Никишова «Биология:... «Биология: животные». Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений /А. И. Никишов, И. Х. Шарова/ М.: Просвещение, 2002 | Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, И. В. Николаев, О. А. Корнилова.... | ||
Учебник для общеобразовательных учреждений/А. Е. Андреева; под ред.... Природоведение (естествознание) 5 класс. Авторы: Д. И. Трайтак, А. Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для... | Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по биологии в 7 классе по программе для общеобразовательных... По учебнику «Биология. Животные. 7 класс» под редакцией В. В. Латюшина, В. А. Шапкина | Учебник для общеобразовательных учреждений- м.: Дрофа, 2008г. Цель... С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных... | ||
Календарно-тематическое планирование по предмету биология 8 класс Учебно-методический комплект: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Природоведение (естествознание), 5 класс. Авторы: Д. И. Трайтак, А. Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для... | ||
Рабочая программа по биологии Пакуловой. Рабочая программа составлена с небольшим изменением количества часов, отведённых для изучения ряда тем, а также включены... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Природоведение (естествознание), 5 класс. Авторы: Д. И. Трайтак, А. Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.... | Рабочая программа учебного предмета «Биология» Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Никишов А. И. Шарова И. Х. Биология 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М. Владос | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник В. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.... |