Скачать 213.68 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету «Природоведение. 5 класс», государственной программой для общеобразовательных учреждений Природоведение (естествознание), 5 класс. Авторы: Д.И. Трайтак, А.Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008. Количество часов по базисному плану –70 часов из расчёта 2 часа в неделю. В план не включены экскурсии так как, в городе нет условий для их проведения: отсутствуют обсерватории, политехнический музей, метеостанция, зоопарк, ботанический сад. В рабочей программе предусмотрено одна лабораторная работа и 16 практических работ. Базовый учебник: А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008. «Природоведение» является пропедевтическим курсом для дисциплин предметной области «Естествознание», изучаемых в основной образовательной школе. Этот курс обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, интегрирующим начальные знания по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии. Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
В данной программе перед учащимися раскрывается новый аспект изучения природы – познание целостности и единства живой и неживой природы на основе изучения особого (биокосного) тела природы – почвы. В содержании данного учебного курса раскрыта ключевая роль почвы в жизни биосферы и человека, что особенно важно в условиях современного экологического кризиса и перехода человечества к стратегии устойчивого развития. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1 Познание природы человека (9ч.) Как человек получает информацию о мире. Цвет как важнейшее свойство тел. Радуга. Как животные воспринимают цвет. Звук как средство общения и получения информации. Ультразвук, инфразвук. Эхо. Примеры использования современных технологий. Рождение научных представлений о мире. Как представляли устройство мира в древности. Звездное небо. Созвездия. Как ориентироваться по звездам. Науки о природе. Единство живой и неживой природы. Представления о строении веществ. Язык химии. Вещества в окружающем мире. Простые и сложные вещества. Состояния веществ. Понятие о свойствах веществ. Смеси. Использование их человеком. Рождение науки о почве. В.В. Докучаев – создатель учения о почве. Практические работы: «Знакомство со справочными пособиями, СD-энциклопедиями. Поиск информации в сети Интернет» «Нахождение полярной звезды на ночном небе и определение некоторых созвездий Северного полушария на карте. Фотографирование области ночного неба». «Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек» «Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами его безопасного использования. Составление «Правил безопасного поведения на уроках природоведения» Лабораторная работа: «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)» Раздел 2 Планета Земля (11ч.) Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. Земля – планета Солнечной системы. Форма и строение Земли. Земная кора. Минералы и горные породы. Изверженные и горные породы. Известняки. Оболочки Земли. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Понятие о живом веществе. Почва – особое природное тело. Строение почвы. Почвы песчаные и глинистые. Почвенные растворы. Представление о круговороте веществ и энергии. Практические работы:
«Определение структуры почв» Раздел 3 Многообразие природных явлений (13ч.) Изучение природных явлений. Классификация природных явлений. Различные физические явления. Их использование человеком. Электрические и магнитные явления в природе. Примеры превращения веществ. Понятие о биологических явлениях. Погодные явления. Влияние погоды на организм человека. Выветривание горных пород. Понятие о коре выветривания. Образование отложений. Понятие о почвообразовании. Движение воды по поверхности Земли и в почве. Испарение воды и природные явления, связанные с испарением. Почвенные капилляры. Их свойства. Образование болот и их охрана. Образование торфа. Заболачивание почв. Эрозия почв. Практическая работа: «Влияние погодных условий на самочувствие человека» Раздел 4 Природная среда. Почва как среда жизни.(14ч.) Разнообразие живых организмов и причина его сокращения. Понятие о виде. Понятие о царствах животных. Свойства живых организмов. Понятие о средах жизни, природной среде и экологических факторах. Примеры приспособленности организмов к условиям в различных средах. Почва как среда жизни. Распространение почв на Земле. Практические работы: «Знакомство с местными видами растений» «Влияние влажности почвы на прорастание семян» «Влияние влажности почвы на состояние растений» Раздел 5 Почва – основа жизни на планете (12ч.) Понятие о плодородии почвы. Целина и залежь. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие и улучшающие состояние почвенного покрова. Истощение почв. Применение удобрений. Понятие о системах земледелия. Приемы выращивания культурных растений. Понятие о мелиорации. Почвозащитное земледелие. Факторы среды и земледелие. Роль почв в биосфере. Загрязнение почв. Охрана почв. Практическая работа: «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями». Раздел 6 Здоровье и безопасность жизни человека (5ч.) Влияние образа жизни на здоровье человека. Вредные привычки. Их влияние на организм. Борьба с ними. Комфортные условия среды жизнедеятельности человека. Правила поведения в природе. Поведение в опасных ситуациях. Простейшие способы оказания первой помощи. Правила безопасности при работе с огнем и электроприборами. Практические работы:
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008. Учебник- Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.
ТРЕБОВАНИЮ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; Свойства (физические и химические) тел природы; Основные методы изучения природы; Основные оболочки Земли; Свойства живых организмов и их отличия от тел неживой природы; О многообразии организмов как условия сохранения устойчивости жизни на Земле; Основные характеристики погоды, факторов среды, влияющих на организм человека; Сущность понятия «здоровый образ жизни»; Правила и меры по сохранению здоровья человека; Основные экологические проблемы своей местности и причины их возникновения; Редкие и охраняемые виды растений и животных; Правила и законы охраны природы Учащиеся должны уметь: Узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности; Приводить примеры физических явлений. Превращений веществ, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; Определять на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; Находить несколько созвездий Северного полушария с помощью звездной карты; Описывать собственные наблюдения и опыты (их цель, условия проведения и полученные результаты), формулировать выводы; Определять черты сходства и различия при сравнении природных объектов (не менее по 3-4 признакам); Описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ; Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; Находить определения терминов в справочной литературе; Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; Следовать правилам безопасности при проведении практических работ; Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008. 2.Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) 3.Рабочая тетрадь Андреева А.Е.) 2. Методическое пособие (Андреева Н.Д.) 4.С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы Средства обучения: таблицы, лабораторная посуда, микроскопы, гербарии, коллекции СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для учителя: 1.Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с. 2.Вронский, В.А. Прикладная экология : уч. пос. / В.А. Вронский. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 512с. 3.Горностаев, Г.Н. Энциклопедия природы России: Насекомые / Г.Н. Горностаев. – М.: Просвещение, 1999. – 560с. 4.Растения и животные Тамбовской области: кадастр и мониторинг. Сборник научных трудов. – Мичуринск, 2002. – 139с. 5.Реки Тамбовской области: Каталог / Под ред. Н.И. Дудника. – Тамбов, 1991 – 47с. Список литературы для ученика: 1.Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.; 2.Акимушкин И. И.Исчезнувший мир.- Смоленск, Русич, 1999.- 192 с.- («Занимательный мир»). 3.Акимушкин И.И. Проблемы этологии.- Смоленск, Русич, 1999.- 192 с.- («Занимательный мир»). 4.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) КН.1. - М: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.; 5.Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М: Агропромиздат, 1991. - 336с. 6.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.-334 с. 1CD приложение к учебно-методическому комплекту 1. Биология. 1С: Репетитор. 2. Биология. БЭНП «Кирилл и Мефодий». Интернет-источники 1.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.**** 2.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.**** 3.http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.**** 4.http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.*** ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ График контрольных работ
Практических работ – 18 + 6 (ролевые игры) Лабораторных работ -1 |