Высокогорского муниципального района Республики Татарстан».
Программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа), в том числе контрольных работ – 4. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии. Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Отбор содержания разделов курса осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Распределение учебных часов соответствует авторской программе. Предусмотренные программой 3 часа резервное время используется на изучение раздела I.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№Урока
| Тема урока
| Форма организации деятельности
| Основные изучаемые понятия
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Контрольные мероприятия (практ/р, лаб/р, с/р, и т.п.).
| Оборудование
| Дата проведения
|
План
| Коррекция
|
Введение (2 ч)
|
1
| Значение и разнообразие животного мира
| Вводный урок
| Зоология
| Называть:
Предмет изучения зоологии
Систематические категории
Описывать: методы изучения животных
Объяснять: значение классификации животных
Характеризовать этапы развития зоологии
|
| таблица «Эволюция органического мира», портреты Аристотеля, К. Линея, А. Левенгука
|
|
|
2
| Что изучает зоология.
| Этология, зоогеография, энтомология, орнитология, ихтиология, эволюция животных.
| Называть области применения зоологических знаний
Отличать животных от растений
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
Раздел 1. Одноклеточные животные (5ч)
|
3
| Общая характеристика одноклеточных животных
| Комбинированный урок
| Протозоология, простейшие, циста, раздражимость.
| Называть основные характеристики простейших
Объяснять связь животных с растениями
| Практическая работа «Изучение одноклеточных под микроскопом»
| Таблица«Простейшие» , микроскоп, микропрепараты.
|
|
|
4
| Простейшие. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики.
| Комбинированный урок.
| Корненожки, ложноножки, раковина, радиолярии, солнечники, споровики.
| Распознавать по рисункам представителей изучаемых классов.
Объяснять особенности организмов.
| Практическая работа «Изучение капли мела под микроскопом»
| Таблица«Простейшие» , микроскоп, раствор мела, покровное стекло.
|
|
|
5
| Классификация Жгутиконосцы. Колониальные организмы.
| Комбинированный урок.
| Жгутиконосцы, колония, инфузории, жгутики, реснички
| Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев.
Описывать органоиды передвижения простейших.
| Практическая работа «Изучение эвглены зеленой и вольвокса»
| Таблица «Простейшие» , микроскоп, микропрепараты.
|
|
|
6
| Тип Инфузории
Л/Р №1
« Строение и передвижение инфузории-туфельки».
| Лабораторная работа.
|
| Вести наблюдение за животными.
Определять систематическое положение животного. Распознавать изученных животных, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных.
| Лабораторная работа №1
| Микроскопы, портрет А. Левенгука, культура простейших, предметные и покровные стекла, пипетки
|
|
|
7
| Паразитические простейшие
| Урок повторения и систематизации знаний.
|
| Уметь пользоваться терминами
Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания.
Анализировать содержание таблиц.
| Выполнение коллективных заданий.
| Самодельные рисунки «Фораминиферы и радиолярии», «Малярийный плазмодий», фрагмент видеофильма «Простейшие», микропрепараты паразитических простейших.
|
|
|
Раздел 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (24 ч)
|
Кишечнополостные (3 ч)
|
8
| Общая характеристика многоклеточных животных.
| Урок объяснения учебного материала.
| Губки, скелетные иглы, клетки: специализация; слои клеток: наружный, внутренний.
| Распознавать и описывать строение слоев губок
Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими
Доказывать, что губки - многоклеточные организмы.
Характеризовать значение губок
|
| Таблицы «Многоклеточные организмы»
|
|
|
9
| Тип Кишечнополостные. Строение и образ жизни Гидры пресноводной.
| Урок объяснения учебного материала
| Полость кишечная, симметрия лучевая (радиальная), щупальца, эктодерма, эндодерма, клетки стрекательные, полип, медуза, коралл, регенерация.
| Распознавать и Описывать строение кишечнополостных
Объяснять значение термина «кишечнополостные».
Выделять сходства между губками и кишечнополостными
| Практическая работа «Изучение фиксированного препарата пресноводной гидры»
| Таблицы «Тип Губки», «Тип Кишечнополостные».
|
|
|
10
| Мдузы. Кораловые полипы.
| Урок повторения и систематизации знаний.
|
| Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.
Распознавать и описывать представителей кишечнополостных.
Доказывать принадлежность представителей к одному типу
| Выполнение тестовых заданий.
| Таблицы «Тип Губки», «Тип Кишечнополостные». Видеофрагмент.
|
|
|
Черви (5 ч)
|
11
| Общая характеристика червей. Тип плоские черви.
| Урок объяснения учебного материала
| Кожно-мышечный мешок, гермафродит, хозяин промежуточный и окончательный.
| Давать определение основным понятиям.
Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви
Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей.
|
| Влажный препарат, таблицы.
|
|
|
12
| Паразитические плоские черви.
| Урок объяснения учебного материала
|
| Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом.
Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека
|
| Иллюстрации.
|
|
|
13
| Тип Круглые Черви. Образ жизни, значение
| Лабораторная работа.
| Системы: пищеварительная, выделительная, половая. Мускулатура, анальное отверстие, разнополость.
| Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.
Выделять особенности строения.
Объяснять меры профилактики заражения.
Сравнивать плоских и круглых червей.
| Лабораторная работа №2
«Знакомство с многообразием круглых червей»
| Таблицы, культура коловраток, Влажный препарат аскариды.
|
|
|
14
| Тип Кольчатые черви. Полихеты. Многообразие кольчатых червей.
| Комбинированный урок.
| Параподия, замкнутая кровеносная система, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка.
| Перечислять внутренние органы различных систем.
Объяснять значение полихет в природе.
Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви.
Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.
| Практическая работа «Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя"
| Таблицы. Влажные препараты. Дождевые черви, листы бумаги, лупы.
|
|
|
15
| Черви. Контроль и коррекция знаний по теме
| Урок проверки знаний
|
|
| Выполнение самостоятельной работы.
|
|
|
|
Моллюски (4 ч)
|
16
| Общая характеристика моллюсков.
| Урок объяснения учебного материала
| Моллюски, раковина.
| Распознавать и описывать животных типа Моллюски.
|
| Таблицы, раковины моллюсков.
|
|
|
17
| Класс Брюхоногие или Улитки.
| Комбинированный урок.
| Мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, тёрка, железы: пищеварительная, слюнные. Глаза, почки.
| Выделять особенности внешнего строения моллюсков.
Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.
| Практическая работа
«Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам и натуральным объектам»
| Таблицы.
|
|
|
18
| Класс Двухстворчатые моллюски.
| Урок объяснения учебного материала
| Брюхоногие, двустворчатые, головоногие, реактивное движение, перламутр, чернильный мешок, жемчуг.
| Определять принадлежность моллюсков к классам.
Объяснять значение в природе и в жизни человека.
Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания.
Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков.
|
| Видеосюжет
|
|
|
19
| Класс Головоногие моллюски
Л/Р. №3 « Внешнее строение раковин пресноводных моллюсков»
| Урок объяснения учебного материала
| Водно – сосудистая система, известковый скелет.
| Узнавать по рисункам представителей иглокожих.
Описывать строение иглокожих в природе.
Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания.
Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных.
|
| Морские звезды, таблицы.
|
|
|
Членистоногие (12 ч)
|
20
| Общая характеристика типа Членистоногие.
| Комбинированный урок.
| Хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, легочные мешки и трахеи, партеногенез.
| Распознавать животных типа Членистоногих.
Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.
Выделять особенности строения членистоногих.
| Практическая работа «Внешнее строение членистоногих (работа с коллекцией)»
| Таблицы, коллекции членистоногих.
|
|
|
21
| Рост, развитие и размножение членистоногих.
| Урок объяснения учебного материала
| Ракообразные, паукообразные.
| Определять принадлежность членистоногих к классам.
Объяснять значение в природе и в жизни человека.
Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания.
Сравнивать по плану членистоногих разных классов.
|
| Коллекции членистоногих разных классов.
|
|
|
22
| Класс Ракообразные.
| Комбинированный урок.
| Головогрудь, фасеточные глаза.
| Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.
Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.
| Практическая работа «Покровы и внешнее строение речного рака»
| Таблицы, коллекция ракообразных.
|
|
|
23
| Класс Паукообразные. Клещи.
| Урок объяснения учебного материала
| Пауки, паутинные бородавки, легочные мешки, трахеи.
| Перечислять роль в природе и жизни человека.
Доказывать принадлежность паукообразных к Типу Членистоногие.
Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.
|
| Иллюстрации с изображениями паукообразных.
|
|
|
24
| Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.
Л/Р №4 « Внешнее строение насекомых».
| Комбинированный урок.
| Насекомые.
| Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.
Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.
Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.
| Практическая работа «Внешнее строение насекомых (по коллекциям)»
| Коллекции насекомых разных отрядов
|
|
|
25
| Развитие насекомых.
| Урок объяснения учебного материала
| Яйцеклад, личинки. Таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки.
| Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых.
Определять принадлежность к отряду, классу, типу.
Объяснять название «прямокрылые»
Характеризовать роль в природе и жизни человека.
|
| Таблицы.
|
|
|
26
| Отряд Жесткокрылые, или Жуки.
| Урок объяснения учебного материала
| Развитие с превращением. Стрекозы, жесткокрылые, полужесткокрылые.
| Распознавать и описывать представителей отрядов, обитающих в ЯНАО
Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.
Объяснять название «жесткокрылые».
Характеризовать роль в природе и жизни человека.
Определять принадлежность к отряду, классу, типу.
|
| Иллюстрации с изображениями насекомых, таблица.
|
|
|
27
| Отряд Чешуекрылые, или бабочки.
| Комбинированный урок.
| Чешуекрылые, гусеница, равнокрылые, двукрылые, блохи.
| Распознавать и описывать представителей отрядов.
Определять принадлежность к отряду, классу, типу.
Объяснять роль в природе и жизни человека.
| Практическая работа «Изучение кладок яиц, гусениц и куколок бабочек»
| Иллюстрации с изображениями насекомых, таблица.
|
|
|
28
| Отряд Перепончатокрылые насекомые. Медоносная пчела.
| Комбинированный урок.
| Перепончатокрылые, наездники, пчелы, мед, прополис, воск, соты
| Определять принадлежать к отряду, классу, типу.
Выделять особенности строения
Объяснять, почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми.
| Практическая работа «Наблюдение за жизнью пчел и муравьев»
|
|
|
|
29
| Отряд Перепончатокрылые насекомые. Муравьи.
| Урок закрепление знаний.
|
| Распознавать и описывать представителей отрядов.
Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.
Определять принадлежность к отряду, классу, типу.
Объяснять роль в природе и жизни человека.
|
| Видеосюжет, таблицы, коллекции. Иллюстрации.
|
|
|
30
| Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве.
Насекомые – паразиты человека и животного.
| Урок усовершенствование знаний. Лабораторная работа.
|
| Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых.
Определять принадлежность к отряду, классу, типу.
| Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых»
| Коллекции насекомых различных отрядов.
|
|
|
31
| Срез знаний
« Насекомые»
| Урок проверки знаний.
|
| Контрольное тестирование по теме « Тип Членистоногие»
|
|
|
|